Возможно, ещё в XIX в. этот
руссоистский вариант минималистской аргументации звучал убедительно, однако теперь его сила и в самом деле минимальна – антропологические дисциплины доходчиво продемонстрировали, что добрый дикарь – это досужая фантазия одного перевозбужденного сентименталиста, что дикари представляют собой не райское общество, но просто ещё один вариант обычного человеческого ада.
Руссоистский текст представляет собой ретроспективный рассказ, в котором автор пытается выстроить генезис своей личности, что в пикареске отсутствовало.
Руссоистский автобиографический текст предстаёт искусно сделанным риторическим посланием, экспериментом, который ставит своей целью соблазнитьтого читателя, которого мы назвали «реальным».
Современная озабоченность достоинством и правами каждого народа не позволяет нам высказываться слишком откровенно об уровне насилия в дописьменных культурах, да и «антропологи мира» успешно нанесли на них
руссоистский макияж.