Если, например, человек шёл по дороге и нашёл мешок с деньгами, – это, конечно, заставит других ему завидовать, но не наполнит их душу ядом
ресентимента.
Поскольку у
ресентимента нет специфических социальных форм выражения, он часто выливается в негодование и гнев в отношении неравенства вообще и в стремление разрушить символы социальных различий.
Массовая демократия, как мы убедимся далее, – это общество, живущее в режиме высокого и постоянного накала
ресентимента.
Давно и традиционно именно с
ресентиментом связывают бунты и революции.
Не этот ли
ресентимент провинциалов объясняет, почему под прицелом их критики оказались труды тех, чьи привилегированные научные позиции были так прочно увязаны с апологией политической централизации в прошлом?
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: златорунный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вот почему столь важно понять, как сатира встроена в идеологический аппарат режима, служит ему, питает культуру
ресентимента, чем она близка широким слоям населения, изливающим свою озлобленность и фрустрацию от неспособности модернизироваться и встроиться в современный мир в праведный гнев против кощунников или карикатуристов.
Однако не только социалистическая, но и либеральная картина мира склонна представлять национализм однобоко, как негативное явление, вызванное трудностями модернизации или чувством
ресентимента по отношению к другим народам.
И поэтому
ресентимент по отношению к «городу» чувствовался во всём, что я тогда писал.
В случае
ресентимента на дне завидующей души таится невыносимая мысль, что другой, тот, кто добился успеха, лучше тебя, потому что его успех обусловлен долгой упорной работой, целеустремлённостью, талантом – то есть всем тем, чем сам завидующий не обладает и на что он не способен.
Своеобразие современного русского национализма заключается в том, что это – национализм массового
ресентимента, выросшего из травматического переживания тотального кризиса конца 1980 – начала 1990-х годов.
Поэтому анализ
ресентимента может оказаться орудием этической, социальной и исторической критики.
Об этом говорит и поразительное сходство советской риторики начала холодной войны с пропагандистской риторикой эпохи путинского
ресентимента, устремлённой к пересмотру итогов холодной войны и реваншу.
Его столь же нежданное, сколь и беззащитное присутствие означает, однако, живую провокацию общественного
ресентимента.
И эта абсолютизация
ресентимента и есть сама по себе высшее зло как метафизическое, так и социальное.
Заблуждение – более того, грубая ошибка – полагать, что общество справедливое и осознающее себя таковым пресекает
ресентимент на корню.
Дело обстоит так потому, что христианин преисполнен
ресентиментом.
Ад – это и есть месть униженного христианина, питаемая
ресентиментом.
Националистический
ресентимент поэтому не просто теснейшим образом связан с государственным патернализмом, а является другим выражением того же типа массового сознания.
Тем не менее антикапиталистический
ресентимент – иногда скрытый, иногда выраженный открыто – не только всё ещё сохраняется в некоторых кругах, но и приобрёл значительную силу после финансового кризиса 2008 г.
Сегодня мы обнаруживаем, что существует два типа
ресентимента в отношении текущей социальной и политической обстановки.
Можно сказать, что сейчас время персонального
ресентимента, изолированного и исключительного одновременно, который вместе с тем проявляется с большим размахом.
Здесь мы используем понятие
ресентимент, несколько расширив его наполнение и смыслы.
Ресентимент возникает из-за сознательного отказа от самопреобразования-усложнения, из-за сознательного продолжения деградации, из-за сознательного желания упростить сложную среду или низвести персонифицированных носителей сложности до уровня своего упрощения.
Таким образом, поначалу перезагрузка немногим отличалась от российско-американских интеракций постсоветской эпохи, характеризующихся столкновением
ресентимента с высокомерием.
Но худшая черта
ресентимента, пожалуй, – в том, что отвержение одной ценности влечёт за собой искажение всей шкалы ценностей, и это искажение может получить распространение в целом социальном классе, в целом народе, в целой эпохе.
Элемент неуверенности, скрытого
ресентимента сквозит и в этих попытках реабилитировать буржуазность, и в возобновляемых усилиях её заклеймить – уже, правда, не с классовых, а с культурно-охранительных позиций, как явление органически «нерусское».
В риторическом вопросе министра хорошо слышен
ресентимент.
Многочисленные проделки создали ему среди товарищей мятежный, слегка героический ореол, а другие тем временем (вот типичный миметический механизм) испытывали
ресентимент – их раздражали его способности к учёбе, сочетавшиеся с громкими проказами.
Хроническое сознание неполноценности, зависимости, унижения и порождаемый ими социальный
ресентимент в таких условиях «снимается» лишь общим чувством национального величия.
Таким образом, мы убеждаемся, что пресловутый дух времени отмечен не столько волей к позитивному влиянию на ход вещей, к благому изменению множества ситуаций, сколько
ресентиментом, импульсивной потребностью ввязаться в драку, любой ценой поквитаться с органами власти и – берите выше – с мировым порядком.
Ресентимент всегда порождает сообщества «униженных и оскорблённых», притягивая их друг к другу, подчиняя единой морали; «упрощает» личность, заменяя идентичность принадлежностью.
У него приход масс в историю связан с идеей
ресентимента.
Феномен
ресентимента заключается в сублимации чувства неполноценности в особую систему морали.
Надо же было чем-то компенсировать отсутствие
ресентимента – хоть и приятное, но всё равно неожиданное.
Вопреки растущему
ресентименту и мизантропии, люди должны поддерживать вокруг себя атмосферу любви и доверия.
– Между метрополией и периферией, – вставляла примечание мама, – вечное отчуждение, вечный
ресентимент.
Те, кого называют несамостоятельными и разбалованными людьми, всегда винят кого-то в своих проблемах –
ресентимент присущ именно им?
По мысли этого философа,
ресентимент является определяющей характеристикой морали рабов, которая противостоит морали господ.
Так что ответ должен был быть «асимметричным» в том понимании, какое вкладывают в это понятие одержимые
ресентиментом руководители одного крупного евроазиатского государства.
Этому политическому младенцу предстоит заново пройти путь освоения себя и мира, а также первичной социализации, но при этом он формируется одновременно и с чистого листа, и заново воспроизводя и перерабатывая все страдания нарциссизма и
ресентимента советского периода, имперского прошлого и т. д.