Релятивность психологического знания тоже не следует переоценивать.
Зависимость части политических знаний от их признания людьми не означает их абсолютной
релятивности, так как в конечном счёте само сознание людей, принятие или непринятие ими тех или иных политических теорий и идей во многом детерминированы уровнем материально-технического, экономического, политического и социально-культурного развития общества.
Суть представленной в этой книге ригоризованной версии методологического либерализма состоит в сохранении базовых «либеральных» методологических принципов, состоящих в невозможности какой-либо одной, «единственно правильной» психологической теории, в принципиальной возможности различных интерпретаций психологических феноменов, в необходимости их комплексных, многосоставных объяснений, в отказе от позитивистского культа эмпирических методов и др., с дополняющим эти принципы акцентом на преодоление «анархических крайностей», таких как правомерность любыхтеорий и интерпретаций, признание полной
релятивности эмпирических фактов, возможности эмпирически подтвердить всё что угодно и т. п.
Скорее, мы должны прийти к пониманию принципа
релятивности истинности, который можно сформулировать так: истинность предложения может констатироваться только и исключительно в границах одной из множества более или менее замкнутых систем, которые в статье «Многомировая теория истинности» [4] я предложил называть логическими мирами.
Релятивность права – это его относительность, хотя и не абсолютная, к другим социальным явлениям и обществу, как социальному представлению о целостности социального мира, доминирующему в обыденном сознании человека.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лиддит — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Да и гносеология общества постмодерна, в котором живёт современное человечество, нравится это ему или нет, лишний раз подтверждает
релятивность, относительность любых наших знаний.
Таким образом, фундаментализм антагонистичен нововременным и постмодерным идеям
релятивности истины и понятий добра и зла и уж тем более не приемлет снятие этих бинарных оппозиций.
Меняется и сам познающий: его историческая и ментальная
релятивность делает его живым; относительность и неокончательность представлений обеспечивают ему дальнейшую жизнеспособность.
Возможно, поэт хотел привлечь внимание к проблеме относительности,
релятивности вербальных утверждений, особенно поэтических.
Тем самым признавалась не только изменчивость, процессуальность, непрерывность и
релятивность действительности, но подразумевалось её объективное существование.
Вмешательство человека в ход вещей всегда ограничена, отягощена «пересечением траекторий» нескольких субъектов и связана с
релятивностью критериев оценки таких действий и их последствий.
Отрицается возможность самого акта неверия, так как он «методологически» носит догматически-условный и тем самым ограничивающий для постмодернистской онтологической
релятивности характер.
Наиболее наглядно
релятивность «сейчас» можно продемонстрировать на примере работы компьютера: её можно рассматривать с уровня нашего обыденного «сейчас», в котором картинка на мониторе дана сразу целиком как единый пространственный феномен.
Кроме того, он акцентирует такие черты мениппеи, которые роднят её с данной литературой: диалогический подход автора и героя к самим себе, комическая
релятивность миропонимания, сочетающаяся с исключительным философским универсализмом, сопоставимым с художественной культурологией «другой» литературы.
Но попытка дать чёткий, резкий отчёт о таких пограничных
релятивностях всегда останется достойным делом благоразумной самокритики.
Тут есть всё: глубокая вера в
релятивность истины, вполне осознанное отрицание больших нарративов и надоевших верований «окостеневшего структурализма», сознательное обращение только к интересным, а чаще к горячим темам, «презумпция интертекстуальности» (убеждение, что любой элемент текста взят из другого текста), а также нескрываемое презрение к «фактографам» и всяческим «проверкам».
Он потом сказал свой обычный комплимент: «Это лучшее, что вышло из-под твоего пера…» Не все, кому приходилось такое от него слышать, обращали внимание на
релятивность похвалы.
Она не является исчерпывающей, во – первых, в силу
релятивности нравственных оценок (возрастных, этнических, классовых и т. д.), во – вторых, в силу опасности абсолютизации конкретных нравственных оценок и ответственности.
Мне казалось что воспринятая информация проходит много уровней фильтрации и мир многомерен, из этого я выводил
релятивность восприятия.
Но такая
релятивность права не отрицает его универсальности.