Быстро вертелось колесо
прялки, подобно колесу счастья, приносящему сегодня радость, завтра – печаль.
К стене был прислонён ухват, а с другой стороны стояла
прялка, без кудели.
Темень горницы рассеивает только одна подожжённая лучина, пылко дрожащая у старой
прялки, век стоящей в бабьем углу.
Там гудят деревянные
прялки, будто чудом перенёсшиеся сюда из старинных русских сказок.
– И впрямь чудно… Да ещё три раз на день велел в церковь ходить. А когда в кожевне вкалывать да за
прялкой сидеть?
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: киборд — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Одним из интереснейших явлений в русском народном искусстве стали деревянные ручные
прялки – древнейшие приспособления для изготовления пряжи.
На расписных
прялках с рабочей стороны часто встречаются сцены охоты, рыбалки, выезда на конях, то есть того, чем занимались мужчины.
Незаметно мысли его отвлеклись в сторону – к семье, к близящейся весне, и от поучений старика остался лишь однозвучный голос, подобный мерному жужжанию
прялки, а слова исчезли.
Образно-символический язык русской
прялки этим далеко не исчерпывается.
Пошла она за советом к одной старушке, что жила в лесной глуши и целыми днями пряла на своей резной
прялке.
Отличительной особенностью тотемских корневых
прялок является укорочённая квадратная лопасть, венчающая тонкую резную ножку.
Мальчики приучались к росписи с малолетства, делали
прялки для сестёр.
– Перестаньте! Кто вы такие и почему обижаете беззащитную старую женщину? – завизжала старуха, чуть не выронив волшебную
прялку.
Ножка и лопасть
прялки покрыты мелкой трехгранно-выемчатой резьбой.
Изображения лунниц на грязовецких
прялках в точности повторяют форму древнерусских амулетов-лунниц 11—12 веков, во множестве встречающихся в слоях этого периода.
– Хотя дети… они, знаешь ли, стоят недёшево, – говорит он. – Ты бы садилась за
прялку время от времени, а, милая?
Тогда их вовремя завидели, и как услышала она крик по деревне, так бросила
прялку, схватила меня и кинулась в лес.
Здесь же были обнаружены части
прялки и отпечатки льняной ткани на керамике.
По своей форме грязовецкие
прялки очень близки к буйским и ярославским теремковым.
На тарногской
прялке ножка, несущая на себе лопаску со сложной календарно-циклической символикой, антропоморфна по очертаниям.
Изучала мезенские рисунки по фотографиям старинных
прялок, коробов, лукошек из музейных собраний, рассматривала расписные сундуки и досочки на выставках, читала форумы по росписи и даже купила видеоуроки, за что очень благодарна их создателю, смотрела множество интервью с мастерами известными и не очень, общалась с современниками на фестивалях и выставках, переписывалась с потомками старых умельцев, чтобы узнать ещё больше нюансов.
Девочки пряли на маленьких
прялках золотым веретеном.
Ни одну из этих классификаций нельзя назвать достаточно полной и объективной, поскольку точные границы бытования того или иного типа
прялок определить практически невозможно, а, стало быть, любые наименования таких типов являются всего лишь условными.
Ничего подобного у вологодских и тотемских
прялок нет.
– Не хочу вас пугать, ваше величество, – сказал он, и губы у него задрожали, – но в полночь, вскоре после того как все гости разошлись, двое солдат, стоявших на посту у входа в замок, увидели яркую вспышку света, а вслед за ней из ниоткуда появилась
прялка.
С другой стороны, сундук или даже сломанную
прялку незаметно не утащить.
Не домнёшь мялкой, так не возьмёшь
прялкой – говорят в народе.
И тот в течение полугода выдал готовый образец механической
прялки.
Ну а сами куростровские женщины на расписных
прялках пряли серую льняную нить.
Будь то ручное прядение или с помощью
прялки, нить нужно скручивать в одном направлении, иначе волокна не будут лежать ровно.
Одновременно появляется и новая
прялка, вращающая веретено при помощи колеса, которая давала возможность левой рукой вытягивать волокна, а правой приводить в движение колесо.
Они щедро разбросаны по деревянной резьбе, вышивке, росписям
прялок и сундуков.
Тут же остановили бы своё движение
прялка, гончарный круг, водяные колёса перестали бы поднимать воду в оросительные каналы, жернова прекратили бы размол зерна.
А предвкушение чудес сменилось разочарованием – в его глубоком нутре не было ни тканей с причудливой вышивкой, ни старых книг, ни даже каких-нибудь примитивных
прялок.
Когда я вижу в чьём-то доме
прялку, я знаю, что имею дело с художником-ткачом.
– Смотрите, ребята, – закричал один из солдат, схватив
прялку, – да здесь есть женщина! Небось спряталась где-нибудь! Ищите её!
Композиционно лопаска ферапонтовской подписной
прялки разделена по вертикали на четыре регистра, каждый из них чётко определён – оконца, птицы, врата рая (древо жизни) и выезд.
Конечно, можно было добавить, что родина – это пейзажи, звук бабушкиной
прялки, завывание ветра в трубе деревенского домика или вкус свежего хлеба из печки, но это будет неверно.
По краям веранды были расставлены скамьи, предназначенные для летнего времени; в одном конце виднелась большая
прялка, в другом – маслобойка, указывавшие на многообразное применение этой пристройки.
Сидя к гостям спиной, она держала в руках
прялку, от которой тянулась длинная, тонкая нить, уходившая в глубь пещеры.
Я только не поняла, зачем мне в углу
прялка.
Колесо
прялки стало колесом времени, а нити стали олицетворением судьбы.
А вдруг мы найдём там
прялку, старинный утюг или необычные книги.
Жужжит
прялка, вторит ей треск поленьев.
В кухне поставили
прялку, на которой бабушка пряла пряжу из своего козьего и гусиного пуха, а мама потом вязала из этих ниток всем тёплые носки и варежки, спасающие нас в сибирские лютые морозы.
Она встала, аккуратно отложив
прялку, и зачерпнув воды из бочонка, поставила ковш на огонь.
Древнюю
прялку разломали на щепки, фотографии вырвали из альбомов, некоторые разорвали на кусочки.
Не знаю, на кой черт оно сдалось мне – бесполезная березовая палка с острым концом, знаю одно: без веретена мне не под силу оставить
прялку.
Режиссёр ищет и находит адекватное кинематографическое выражение стиля модерн, перенося на экран особо полюбившиеся ему витражи, анфилады комнат, деловые конторы с причудливым убранством в «египетском стиле», с огромными золотыми масками фараонов, или в стиле «русской избы», где расписные донца
прялок скрывают железные сейфы.
Чем дальше от
прялки нить, тем она тоньше.