Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью.
Постнеклассический этап в экономической науке характеризуется тем, что произошло формирование парадигмы самоорганизации и синергетики, и нелинейностью мышления.
Отметим, что аналогичным образом действует и
постнеклассический принцип, сочетая классику и неклассику в сверхрефлексивном усилии.
Неклассический и
постнеклассический дискурсы существенно расширили горизонт и вместе с ним спектр проблем, не определив при этом принципиальных решений с новых точек зрения.
Третий, так называемый
постнеклассический подход, сводит природу социального к субъектно-субъектным отношениям, т. е. к принципу интерсубъектности, исключая объектность.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гадолиний — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Постнеклассический период характеризуется тем, что в поле зрения науки наряду с явлениями воспроизводимыми, повторяющимися и регулярными включаются также и разного рода отклонения от привычных правил, выходящие за рамки выработанных и устоявшихся в науке норм, феномены уникальные и необъяснимые с точки зрения сциентизма.
Отсюда следует
постнеклассический познавательный норматив, допускающий альтернативное описание объекта по отношению к любойего теории: поскольку теория призвана вырабатывать целостное представление об объекте, её познавательная ценность как целостной и как теории всегда оказывается ограниченной.
Кроме этого, если классический тип научной рациональности трактовал «управление», как «воздействие субъекта управления на факторы и условия посредством выработанных им управленческих решений», то
постнеклассический требует расширения когнитивного разнообразия, принимающего участие в исследовании проблемной ситуации и принятии решений для воздействия на неё через полисубъектное концептуальное (модельное) представление.
Наконец,
постнеклассический субъект порождается в рефлексивных практиках «второго порядка», создающих коммуникативную реальность «нового диалога человека и природы» (И.Пригожин), процесс объективации которой делает его субъектом-носителем ценностно-познавательного сознания.
Современные тенденции развития наук, в том числе наук о человеке, связанные с переходом на
постнеклассический уровень познания реальной действительности, предполагает существенную коррекцию концептуально-парадигмальных основ классической психиатрии как одной из наук о человеке.
Для их понимания важен системный, интегративный подход: как формальный рациональный, психологический, клинический, психофизиологический, так и социологический, культурологический, феноменологический
постнеклассический.
Однако
постнеклассический стиль рациональности позволяет работать с метафорами в качестве инструментов познания, описывающих сложные и нередко эфемерные реальности.
По логике этой терминологии, следующим этапом должен был стать
постнеклассический анархизм, но он – по понятным причинам, – так и не возник.
Формируемый современными философами и науковедами новый
постнеклассический образ социального знания, в частности, предполагает, что именуемые «мягкими» методы социального познания не отвергают знания обыденного, внерационального и т. п., помещая его в гносеологическую иерархию.
Такой возможностью обладает
постнеклассический тип рациональности.
Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над научной деятельностью.
Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью, учитывая соотнесённость получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами.
Сегодня, в
постнеклассический период, на первый план выходит не абсолютизация и не конвенция знаний или согласованное мышление, а консолидация усилий по свободному осознанному (рефлексированному) выбору регламента исканий и соответствующего дискурса.
При решении ряда задач неклассический и
постнеклассический подходы могут быть избыточными и можно ограничиться классическими нормативами исследования.
Что означает классический, неклассический,
постнеклассический этапы развития социологии?
Постнеклассический тип научной рациональности учитывает соотнесённость получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами.
Постнеклассический подход, в основу которого положена модель саморазвивающихся полисубъектных (рефлексивно-активных) сред.