Глава 2. Способы, методы и приёмы изучения
орфограмм. Всего их 12 и каждый уж точно найдёт интересный, лёгкий и индивидуальный подход.
Это звено обозначается как орфографическое и возникает, как правило, при усвоении
орфограмм традиционного, в отдельных случаях морфологического, принципа написания и правил графики.
После распространения характерных признаков данной группы
орфограмм на ту, которую требуется написать, осуществляется её верное написание.
Такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу, называется
орфограммой.
При этом учащиеся не усваивают написания слов из словаря, а также буквосочетаний чн, чк, стн, жи, ши, ча, ща, чу, щу, не умеют дифференцировать
орфограммы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гидроотвал — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Для самостоятельной работы ученика издана вторая книга комплекта, где в тех же самых диктантах он должен выбирать из нескольких приведённых
орфограмм правильный вариант написания.
Неверное воспроизведение
орфограмм более чем в 40% случаев свидетельствует о тяжёлой степени выраженности дизорфографии.
На втором этапевырабатываются сокращённые приёмы определения
орфограмм.
Проработайте с детьми не только слова с известными и проверяемыми
орфограммами, но и обязательно слова, которые даны в словах для справок после каждого изложения.
Диктанты содержат большое количество
орфограмм, поэтому давать их как контрольные работы лучше в сильных классах.
Словарные диктанты – это отдельные слова, подобранные специально для отработки
орфограммы.
Проверочные и тренировочные диктанты – это адаптированные тексты из художественной литературы, в которых присутствуют слова или конструкции с отрабатываемыми
орфограммами и пунктограммами.
Однако учебная терминология, содержание
орфограмм, правил и таблиц носят абстрактный характер и предполагают переход мышления от наглядных форм мыслительной деятельности к словесно-понятийным.
Ученик не воспроизводит точной формулировки
орфограмм, не обосновывает частные действия и некоторые другие операции.
На первом этапеучащиеся через систему суждений и умозаключений овладевают развёрнутым рассуждением, усваивают грамматические признаки
орфограммы, способы её определения в конкретных языковых формах.
Как уже говорилось, безударные гласные в корне слова являются
орфограммами, так как они не пишутся по слуху, а требуют предварительной проверки.
Таким образом, с помощью правил письма и с учётом графических
орфограмм мы получаем искомую однозначность системы письма, что, согласитесь, встречается не часто.
На данном этапе учащиеся выполняют орфографические и грамматические упражнения письменно и выделяют условными обозначениями встретившиеся в словах
орфограммы на основе рассуждения «в уме».
Особенно важно понимать разницу между графическими и фонетическими
орфограммами.
Тренер читает предложение, затем диктует по словам или словосочетаниям, а ученик объясняет
орфограмму в слове, потом произносит его орфографически, потом пишет.
Щ гласный звук может быть обозначен любой из парных гласных букв, что и является причиной
орфограммы.
Например, работа над навыками связной речи включает в себя отработку умений высказываться на тему, собирать материал для высказываний, составлять план и т. д., работа над навыками орфографии – отработку умений находить
орфограммы, дифференцировать их, соотносить с действием по правилу и т. п.
Отмечаю у соседа в тетради «удобство дырок» (комфортно ли мне было буквы в его дырки вставлять) и «качество дырок» (не по мелкому ли поводу они проделаны, ведь чем сложнее
орфограмма, тем серьёзнее повод).
То же самое происходит и у детей при написании слов: до того, как ребёнок начинает учиться писать, у него нет вообще никакой программы с точки зрения
орфограмм.
Предпосылками освоения такого типа
орфограмм являются правильная артикуляция, кинестетический контроль, достаточно развитый уровень языкового анализа и синтеза (анализ структуры предложения, составление из слов предложения, умение делить слова на слоги, количественный, порядковый и позиционный звуковой анализ и т.д.).
К каждой
орфограмме подобраны специальные диктанты.
Какие
орфограммы корня были изучены в 1 и 2 классах?
– Подчеркни
орфограмму безударный гласный в корне слова
Буквенные
орфограммы, в свою очередь, делятся на три группы.
Общее решение
орфограммы состоит в следующем.
Каждая дырка – непременно какая-нибудь
орфограмма.
Жизнь «Проработки» началась с десяти
орфограмм на одном-единственном листочке, предназначавшемся каждому первокласснику.
Каждая новая
орфограмма обживалась и торжественно набиралась на компьютере.
Принцип перечисления
орфограмм был один – житейский, домашний.
Цифра без кружочка соответствует какой-либо
орфограмме, цифра в кружочке – пунктограмме.
Просто у них в обиходе всего с десяток
орфограмм, и их дырявый текст не будет таким дырявым, как изрешечённый «пулемётной очередью» текст старшеклассников.
Впрочем, плаванья не тематические (по морю-окияну), а – по окрошке, приготовленной из различных
орфограмм, у нас по-прежнему в чести.
– Правила орфографии (по каждому классу разобраны все правила и предложены конкретные способы запоминания
орфограммы);
Задание 1.Прочитайте текст, обращая внимание на произношение слов с выделенными
орфограммами.
Её актуальность растёт с ростом удачных образцов и грамотности, письменно узаконивающей правильность, описывая её в форме
орфограмм.
Отобранный материал оставлен без изменения, за исключением редких исправлений
орфограмм, пунктуации и внесения пропущенных слов.
Запишите текст, расставляя в конце предложений нужные знаки препинания, вставляя пропущенные
орфограммы.
Диктант проводится при изучении определённой
орфограммы.
Если нет уверенности, следует добавить тренировочных заданий по конкретной
орфограмме или навыку, которые размещены в конце пособия.
Диктант экономит время, вырабатывает навык видеть
орфограмму.
Первая
орфограмма в списке – «Безударные гласные в корнях слов. Корни с чередованиями».
Чаще всего, в российской школе эта
орфограмма изучается так: корни, проверяемые суффиксом —а-, изучаются в 5 классе и (некоторые другие, всего таких корней в школе изучается 12, хотя на самом деле их больше) в 6 классе.
Лучше каждую
орфограмму повторять отдельно: тогда это вас не очень утомит.
Знать
орфограммы недостаточно. Их нужно уметь применять. Для этого здесь есть тренировочные задания с ключами. Писать там ничего не нужно.
Если
орфограммы нет в программе, снижать оценку ребёнку нельзя.