Но чтобы понять значение, нужно знать или язык, или код, на котором зашифровывалось
означаемое явление.
Для этого прежде всего надо избавиться от вредной привычки путать
означаемое с референтом.
У него за спиной огромное количество значимых проектов, множество направлений исследования жизни, суммарно
означаемых важным словом – познание.
Присущая иронии раздвоенность на говоримое и подразумеваемое как будто на другом витке спирали отражает раздвоение
означаемого и означающего, наблюдателя и наблюдаемого, говорящего и мыслящего.
Первая – это использование традиционного языка слов, в котором отношение между означающим и
означаемым всегда конвенционально.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подводиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Мир художественных знаков, формирующийся в художественном произведении, моделируется как соотношение между означающей художественной формой,
означаемым художественным содержанием и означиваемой внутренней формой.
Знак, не имеющий
означаемого объекта в реальности.
Знак принципиально может обходиться без наличия
означаемого предмета.
Здесь указано три разряда людей, в которых слово пропадает: одни – невнимательны, эти означены словом при дороге; другие – малодушны, сии разумеются под словом на каменистом месте: третьи – сластолюбивы,
означаемые словом в тернии.
К примеру, для слова «дверь»
означаемым может быть как понятие двери или наше представление о двери, так и конкретный предмет – дверь.
Оное орудие есть не иное что, как деревянная дощечка в виде четверти круга, прикреплённая к длинной нити, размеренной на 48 английских футов,
означаемых узлами.
Подобная инверсия тенденции и смысла не имеет ничего общего с конверсией
означаемых в означающие, которая осуществляется во имя интеллектуалистской заботы о «чистой» теории.
Означающее никак не напоминает
означаемое.
Знак индексальный – знак-признак, в котором означающее является непосредственным проявлением, признаком или свойством
означаемого: дым от огня, уровень ртутного столбика в градуснике, пузыри на лужах от дождя, след на песке.
Под действием обнажения вещи, можно сказать – жестокого обращения с вещью, а в художественном смысле – прямого её называния, отождествляющего
означаемое и означающее, – под действием этого «обнажения» течение жизни изменяется, приходит в соответствие с естественной структурой развития.
На языке семиотики можно сказать, что роман для него является значимым целым (текстом) за счёт различительных отношений его означающих – в данном случае в хронологической последовательности, а не через данную целостность
означаемого, то есть мира как уже данного, концептуально значимого целого.
Иными словами, имманентное превращается в знак трансцендентного, становится означающим для трансцендентального
означаемого.
Нельзя точно установить, что здесь
означаемое, а что означающее.
Исчезает социальное
означаемое – рассеивается и зависимое от него политическое означающее.
Основной вопрос, однако, в том, насколько другим может оказаться
означаемое таких новых, продуцируемых медиасредой означающих.
Появление тренда есть результат действия петли обратного влияния, которая возникает там и тогда, где и когда продукт перестаёт быть
означаемым и становится приманкой к соблазняющему символическому ряду.
Затем этому освобождённому означающему придаётся новое
означаемое – трансценденция.
Связь между означающим и
означаемым условна, конвенциональна.
Кроме того, целые блоки
означаемого выпадают из речи и сознания говорящего, образуя пустоты, которые психоаналитики наполняли собственным содержанием.
Футуристический язык должен был свести языковое означающее к минимуму, а
означаемое передавать напрямую, физически – подобно разящему кулаку или поражающей цель торпеде.
Иными словами, след становится тем, что он есть, благодаря чему-то бесследному; его ценность как знака – в отсутствии
означаемого.
В связи с таким видением считается, что особенностью языковых знаков является их ассиметричность, то есть способность одного означающего передавать разные значения (полисемия, омонимия) при тенденции
означаемого языкового знака быть выраженным разными означающими (гетерофония, омосемия).
Метакритика символистов позволяет реконструировать понимание ими отношений
означаемого и означающего.
Как звуки какого-либо языка слышит явственно только тот, кто их не понимает (ибо в противном случае
означаемое немедленно вытесняет из сознания знак), так точно и физиономию какого-либо человека видит только тот, кто ему ещё совершенно чужд, т. е. кто ещё не пригляделся к его лицу во время нескольких встреч или же разговора с ним.
Такая смысловая связанность денотата с понятием о нём через общее для них имя для используемого имени любой сложности являет
означаемое(объект внимания и понятие о нём).
Тенденция
означаемого в контексте гетерогенности двух планов языка с необходимостью предполагает выбор наиболее оптимального средства с точки зрения выражения заданного смысла, или, более отвлечённо, с точки зрения выполнения конкретной функции.
Как нигде кстати оказывается идея о воображаемом как организующем принципе, который поддерживает единство
означаемого и означающего.
Рекламное сообщение представляет собой код (языковой, а также с использованием других семиотических систем, например, изображений фирменного стиля, рисунков, фотографий и т.д.),
означаемым является референт – предмет рекламного предложения, образ товара/услуги.
Стоит также отметить, что соотношение
означаемого и означающего является мотивированным, то есть изобретательность режиссёра ограничена созданием аналогий – знаки должны быть одновременно и понятными, и уникальными.
Скальд вычленил форму как таковую, искусственно разъединив
означаемое и означающее в единицах унаследованного поэтического языка и научившись раздельно оперировать их элементами как материалом для сложных орнаментальных построений – стиховых, семантических, синтаксических.
При этом априорно предполагается, что в знаковой системе звериного стиля между предметом, выступающим в роли знака, и стоящим за ним
означаемым должно непременно существовать зрительное сходство или реальная природная связь.
Возникающее в таких случаях смещение парализует функционирование в системе знаков, которым приходится «сшивать» (через означающие – допущения) расходящиеся потоки
означаемых, двигающихся по собственным правилам, и выполнять таким образом функции посредников, а не творцов, тогда как процесс психотерапии требует именно действия и достижения определённого эффекта.
Но именно психотерапии принадлежит открытие: означающее и
означаемое отнюдь не равны друг другу145.
Это воображаемый текст, своеобразие которого состоит в том, что у него нет
означаемого или оно настолько глубоко упрятано в глубины сознания или бессознательного, что найти его пока нет никакой возможности.
Можно акцентировать агрессивную драматику новой поэзии в отношениях между смыслами или мотивами, которые скорее направлены друг против друга, чем к согласию и взаимосвязи, затем в отношениях между чередованием и беспокойным стилистическим ходом, максимально разводящим
означаемое и означающее.
В текстовой вселенной есть бесчисленные замены, подмены, отсылки, перекодировки, а явление
означаемого постоянно откладывается, само время – это только бесконечно растяжимая отсрочка.
Политическая сцена отныне отсылает к фундаментальному
означаемому: народу, воле населения и т. д.
Опять возвращаясь к прежнему слову говорит он: «Кто наблюдал движение небесных тел, зодиакальный круг, двенадцать на нем отделов, равно отстоящих друг от друга по очертаниям видимых созвездий, постиг силу каждой из звезд, т. е. какую силу имеет каждая сама по себе от природы, и что производит собрание звезд при известном взаимном их соединении, когда свойство каждой из них по возможности смешано приближением к другой и отделено удалением от другой; что опять производит прохождение внизу нижней звезды и что – затмение во время перехода и опять восстановление верхней, разнообразное расположение сходящихся и расходящихся звезд, описываемое треугольными или косвенными очертаниями или составляющее какое-либо иное из известных в геометрии очертаний, – кто уразумел это и подобное этому, тот узнает
означаемое словом «судьба»».
Боялся я не событий жизни, а рассказов о ней. Знаки-слова казались мне ярче
означаемых ими явлений и происшествий. Да и теперь кажутся…
Тем не менее, даже беглый анализ энциклопедических дефиниций показывает, что общеизвестность
означаемого в этом случае – фикция: массовая культура трактуется весьма разнообразно – как «культурная продукция, ориентированная на среднего потребителя», как «канал трансляции социально значимой информации», как «семиотический образ реальности», как «производство воспринимаемых без напряжения художественных образов с целью получения максимальной прибыли» и т. д.
Вдобавок нередко встречается термин «популярная культура» («поп-культура»), выступающий как синоним термина «массовая культура», а попытки дифференцировать
означаемые применительно к упомянутым терминам лишь добавляют путаницы (например, вводится такой отличительный признак, как «естественная популярность» в противовес «искусственной»).
То есть представление о значении сразу ассоциируется с
означаемым феноменом восприятия.
Прочитанные подряд, залпом, они производят потрясающее впечатление – словно приметы и примеры сегодняшнего дня можно снять, как шапку пены, словно при разводе
означаемого и означающего можно получить чистое вещество времени, работающее как веселящий газ.