Таро. Полное руководство по чтению карт и предсказательной практике

Нина Фролова, 2018

«Таро. Полное руководство по чтению карт и предсказательной практике» – книга-бестселлер, успевшая завоевать сердца десятков тысяч читателей! Это самый логичный и понятный учебник по искусству чтения карт Таро от тарологов и преподавателей с многолетним опытом, членов Российского Таро-клуба Нины Фроловой и Константина Лаво. В этой книге есть все, что нужно, чтобы освоить теорию и практику работы с картами Таро «с нуля»! Для того чтобы увидеть будущее, прояснить скрытые причины и следствия событий и тайные мотивы, больше не нужно владеть сверхъестественными способностями! Логика, точность и системный подход авторов помогут получить ответы на все интересующие вопросы. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Тайны Таро

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Таро. Полное руководство по чтению карт и предсказательной практике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава III

Таро как образно-символическая система

В первой главе мы отметили, что Таро — это особый язык. Освоение Таро чем-то похоже на изучение иностранного языка. Правда, язык Таро имеет свои особенности. Если естественные языки, возникшие как средство общения (русский, английский и др.), являются знаковыми, то язык Таро — образно-символический.

«Истинное Таро — это символизм; оно не говорит ни на каком другом языке и не выражается никакими иными знаками. Учитывая внутреннее содержание его эмблем, символы Таро действительно являются своего рода алфавитом, способным составлять разнообразные комбинации, и содержат истинный смысл всего»[6], — писал А. Э. Уэйт.

Таро — это не знаковая, а образно-символическая система. На арканах представлены образы и знаки, которые выступают в качестве символов. Чтобы понять образно-символическую суть Таро, рассмотрим для начала, что такое знак, образ и символ и чем они отличаются друг от друга.

3.1. Знак, образ и символ

Знак условен по своей природе. У знака есть означающее (форма, служащая средством выражения) и означаемое (значение, которое выражается при помощи формы). Связь между означающим и означаемым условна, конвенциональна. Это можно легко понять, взяв слова в разных языках, означающие один предмет. Обозначаемый предмет один (например, огонь), но в разных языках существуют разные слова для обозначения этого предмета (рус. «огонь», англ. «fire», фр. «flamme» и т. д.). За знаками в сознании людей закреплены конкретные значения, а функция знаков — обозначать определенные феномены (предметы, качества, отношения, действия и т. п.). Всякий знак произволен: стол мы можем назвать «стулом», а стул — «столом». От такого переименования ничего не поменяется, просто нам нужно будет привыкнуть к новым именам этих предметов.

Символ, в отличие от знака, не обозначает, а намекает: не прямо, а косвенно раскрывает некие смыслы. Связь символа и выражаемого им смысла нерасторжима, и эта связь не условна (в отличие от связи формы и значения у знака). Фердинанд де Соссюр отмечал, что произвольность символа относительна, так как символ «не пуст, но имеет рудимент естественной связи между означающим и означаемым. Символ справедливости — весы — нельзя заменить любым символом, например телегой»[7].

Символ является знаком тайного смысла, или, другими словами, репрезентацией чего-либо, что никогда не может быть полностью известно.

Символы отсылают нас к трансцендентным основам бытия, духовному измерению. Э. М. Спирова пишет: «Трансценденция рассматривается… как нечто, лежащее за краем человеческого существования и мира. Она придает смысл и ценность человеческому бытию, а природа, мифология, поэзия, философия оказываются своеобразными шифрами, через которые трансценденция обнаруживает себя»[8]. Арканы Таро, особенно Старшие, также являются таким шифром.

Для понимания разницы, существующей между знаками и символами, приведем пример. «II» и «2» — это знаки, а именно цифры (римская и арабская), обозначающие количество; в функции знаков они четко обозначают именно количественный аспект: два, а не три; два, а не четыре. Но Двойка (как и другие числа), кроме своего количественного аспекта, в различных культурах и традициях имеет еще и качественность — выражает множество смыслов. То есть она выступает не только как знак, но и как символ. В качестве символа она наделена различными смыслами: парность, союз, объединение, противоположности, конфликт и т. п. Эти смыслы числа «два» произрастают из самой нашей жизни и мира, в котором мы живем.

Основой символа часто служат образы. Функция образа — изображать (отражать, картографировать, фотографировать). Образ отражает некую данность целостно, пытаясь ее выразить через запечатление. Образы, как правило, имеют автора, в то время как символы носят анонимный характер, так как являются продуктами коллективного бессознательного. Однако образ может превратиться в символ, если он обогащает «свой первоначальный смысл и обретает большую наполненность, выходящую за пределы авторской выразительности»[9]. Образ становится символом, если в нем проступает метафизическая глубина, или, другими словами, в качестве изображений символы являются образами, которые выражают архетипические содержания.

На рисунках колоды Таро мы видим образы. Но эти образы мы воспринимаем не как фотографии, запечатлевшие нечто, а как некий тайный шифр, за которым стоит послание. То есть эти образы выполняют функцию символов.

Таким образом, символ — это в первую очередь особая функция, которая заключается в смыслопорождении. Объект, выполняющий функцию символа, способен выражать потенциально безграничное количество смыслов, которые приращиваются и расширяются при амплификации (толковании символа через нахождение общих мотивов и параллелей с мифами, легендами, фольклором и т. п.). Функцию символа могут выполнять образы, знаки, геометрические фигуры, цвет и т. п.

Очевидно, что Таро — это не знаковая система, в которой каждой карте соответствует какое-то одноединственное и конкретное значение. Если бы это было так, то можно было бы взять 78 картонок, на каждой из них написать какое-нибудь вполне конкретное слово-значение и гадать по типу «что написано, то и сбудется». Во-первых, такой подход не работает. А во-вторых, если бы он и работал, то это было бы уже не Таро (каждый аркан которого практически бездонен, способен выражать очень широкое поле смыслов и выводить нас в трансцендентальные пространства), а нечто иное, ограниченное своей прямолинейно-знаковой формой, не способной выразить глубину.

3.2. Символический язык арканов Таро

Рассмотрим в общих чертах символический аспект арканов. На каждом аркане Таро мы видим сложносоставной глиф — картинку, включающую в себя множество деталей.

Что же символично на глифах арканов? Можно ответить коротко: всё! Отметим наиболее важные аспекты.

1. Символичен сам центральный образ: кто или что изображено. Если это человеческий образ, то важно: мужской он или женский, какое положение (сидит, стоит и т. п.) и поза у этого персонажа, какая у него (нее) одежда (и детали одежды) и т. п. Маг (на I аркане) изображен как мужчина (активное, мужское начало), который стоит (положение, передающее готовность действовать, активность) и одет в белую тунику (белый — цвет чистоты), поверх которой надета красная мантия (красный — цвет активности, действия). Жрица (на II аркане), напротив, — это женский образ (пассивное, женское начало); она сидит (пассивное положение, выжидание внутреннего импульса, созерцательность) и одета в голубое платье и накидку, которые струятся, как вода (голубой цвет — символ воды, текучести, души).

Задание 2. Как вы думаете, о чем может говорить открытая поза Шута (0 аркан) и ребенка на аркане XIX Солнце? А о чем говорит закрытая и удерживающая поза героя Четверки пентаклей?

2. Что происходит на картинке? Что делают персонажи? Какими качествами они обладают? Старшие арканы похожи на аллегории и чаще всего прямо не выражают своим образно-символическим содержанием ситуации или события, а вот Числовые арканы, наоборот, с помощью образов говорят о неких ситуациях. На Шестерке мечей мы видим плывущую лодку, и она намекает нам на дорогу, путешествие. На Пятерке жезлов мы видим пятерых юношей, которые сошлись в битве. На Семерке мечей мы видим, как главный персонаж крадется на цыпочках. О чем это может говорить? Может, о его хитрости? Или, может, о ловкости обманщика и вора? Наверное, о том и другом.

Задание 3. Представьте себя приплясывающим и жонглирующим пареньком из Двойки пентаклей. Что это за состояние? И какими качествами нужно обладать, чтобы умело жонглировать несколькими предметами одновременно?

Разглядывая карты и задавая себе такие вопросы, мы приближаемся к понимаю тех смыслов, которые стоят за образами арканов.

3. Отношения между персонажами карты. На некоторых арканах изображено несколько фигур. Они между собой каким-то образом взаимодействуют.

Характер отношений и взаимодействия этих персонажей несет смысл. Например, на Двойке кубков мы видим парня и девушку, они пристально смотрят друг на друга и протягивают кубки. Глядя на этот образ, мы понимаем, что карта говорит об образовании союза, гармоничном партнерстве, взаимности и любви.

Отметим, что на некоторых картах изображены персонажи, находящиеся в диаметрально противоположных ролях. Таковы, например, карты Пятерка мечей и Шестерка пентаклей. На первой из них на переднем плане мы видим мужчину, который смотрит с ухмылкой на двух других, ушедших вглубь карты. Он вы играл, а они проиграли битву. Здесь представлены соответственно две роли: «победитель» — «проигравший». На Шестерке пентаклей в центре карты мы видим благородного господина, который подает милостыню нищим. Ситуация, представленная на карте, также включает две роли: «тот, кто дает; оказывает помощь» — «тот, кто берет; получает помощь». Сложность этих карт заключается в том, что не всегда бывает понятно, в какой роли находится кверент (человек, для которого читается расклад). В таких случаях применяются методы уточнения, о которых мы скажем позже.

4. Отсутствие человеческих фигур и наличие животных и мифических существ в символике арканов также значимый фактор. Например, на аркане X Колесо Фортуны нет человеческих фигур, но есть мифические (Сфинкс, Германубис и Тифон). О чем это может говорить? Это можно интерпретировать так: те силы, о которых говорит аркан, сложно или вообще невозможно контролировать, а чисто человеческий фактор практически ничего не значит (нет людей — нет человеческого фактора).

На аркане XVIII Луна изображены только животные (собака, волк и рак). Символика животных разнообразна и богата, но животные в целом символизируют нашу инстинктивную природу. Как говорил Аристотель, человек — это социальное животное. Отсутствие человеческих фигур и присутствие только животных намекает именно на животный аспект человека, а социальный как бы уходит в тень и становится незначим в контексте аркана.

Также значимо наличие сверхчеловеческих фигур (ангелы, архангелы, гении и т. п.). Присутствие таковых можно интерпретировать как наличие сверхсознательных сил или сил, которые нам неподвластны. Например, на аркане VI Влюбленные мы видим ангельскую фигуру в небесах (иногда ее интерпретируют как архангела Рафаила). Можем ли мы контролировать влюбленность, то взаимное притяжение, которое случается как бы само по себе?!

Задание 4. Внимательно рассматривая карты, разделите всю колоду на группы карт: а) карты, на которых есть один персонаж, имеющий человеческий образ; б) карты, на которых представлены два и более персонажа, имеющих человеческий образ; в) карты, на которых есть мифические существа; г) карты, на которых есть животные (в том числе рыбы, птицы и т. п.); д) карты, на которых нет человеческих фигур, животных, мифических существ. Некоторые карты при таком разделении колоды могут подходить к нескольким группам сразу. Поместите их в ту, в которую посчитаете нужным.

Затем, рассматривая эти группы карт, попытайтесь проанализировать: 1) что делают персонажи первой группы карт и в каком состоянии они находятся?; 2) как взаимодействуют персонажи на картах второй группы? О каких ситуациях могут говорить эти карты?; 3) используя справочную литературу, проанализируйте символику мифических существ, изображенных на картах третьей группы; 4) обдумайте, какие смыслы вносят животные, изображенные на арканах четвертой группы, в сам аркан; 5) что могут значить карты пятой группы?

5. Также важен контекст (пейзаж) со всеми деталями, в который фигуры помещены. Часто контекст символически выражает общий эмоциональный фон либо, шире, отражает общее состояние или вообще качество жизни. Например, абсолютно черный фон на Девятке мечей говорит о горечи, страдании, темных мыслях или просто о ночи (которую тоже можно понимать символически — ночь души). На следующей за ней Десятке мечей мы видим, что сумрак рассеивается, виден рассвет, что можно интерпретировать, с одной стороны, как конец страданий, а с другой — как предвестие нового этапа (новый день — новая жизнь). Женская фигура на Девятке пентаклей находится в пышном саду, винограднике. Обилие созревших гроздьев винограда говорит об изобилии жизни, достатке, зрелости, плодородии.

6. Мелкие детали. На многих арканах изображены мелкие, еле заметные детали. Однако они многое могут сказать. Например, на той же Девятке пентаклей, если приглядеться, можно увидеть улитку в нижнем левом углу. Улитка является символом медлительности (так как ползает медленно), а также настойчивости, благодаря которой удается завершить начатое до конца и добиться успеха. В контекст аркана эта маленькая улитка вносит важный смысл: такой богатый урожай невозможно получить быстро и сразу — для этого требуется время и терпение. Символ мал, а передаваемый им смысл достаточно значим.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Таро. Полное руководство по чтению карт и предсказательной практике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

6

Уэйт А. Э. Иллюстрированный ключ к Таро. — М., 2013. — С. 28.

7

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. — М., 1933. — С. 101.

8

Спирова Э. М. Символ как понятие философской антропологии // Автореферат дис. док. филос. н. — М., 2011. — С. 11.

9

Спирова Э. М. Символ как понятие философской антропологии // Автореферат дис. док. филос. н. — М., 2011. — С. 15.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я