Таким образом,
метамодернизм – не просто возвращение маятника к модернизму, а умножение сложности, критико-рефлексивное сочетание модернизма и постмодернизма.
Кроме того, в
метамодернизм как в более позднее образование вкладывается знание о постмодернизме как более раннем.
Метамодернизм выступает в качестве культурно-психологического средства интерпретации и критического осмысления сложного мира.
Будем использовать слово метамодерн для определения состояния современной культуры и слово
метамодернизм для определения искусства эпохи метамодерна.
Говоря о принципе развития как стержневом в науке, она анализирует следующий этап методологических сдвигов –
метамодернизм, проявляющийся в общекультурных и исследовательских стилях, пришедший на смену постмодернизму.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сажальщик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Свою лепту на данном этапе вносит и такое интеллектуальное движение, как
метамодернизм.
Мы можем определить
метамодернизм как новую стратегию поиска гармонии посредством увеличения сложности.
Сегодня термины
метамодернизм и метамодерн всё чаще применяются в самых разных областях культуры.
Подобно маятнику,
метамодернизм балансирует между модернизмом и постмодернизмом.
Метамодернизм, оставляя внутри себя постмодерную иронию, стремится заново выстроить вертикали.
Метамодернизм возникает как осмысление текущих культурных практик и эстетик восприятия, творящих определённый дискурс.
Хотя
метамодернизм предполагает растворение в неавторском, надличном, размывание границ между профессионализмом и дилетантизмом, в фокусе этой книги – три вполне авторских произведения, к тому же два из них созданы в конце 1970-х – то есть в эпоху постмодернизма.
Метамодернизм – это цветок, выросший над ризомой: о ризоме помнят только его корни, но сам он тяготеет вверх.
Метамодернизм помнит о бессмысленности всех больших нарративов, но всё же хочет поверить в какой-то из них: «главная интеллектуальная цель метамодернизма – упорядочить реальность в целостные и иерархические организованные, независимые структуры, и тем самым создать „карту действительности“, не принимая при этом ошибочно карту за действительность».
Метамодернизм – это тоска по обесцененным сверхсмыслам.
Такой взгляд акцентирует единство информационного ландшафта эпохи постмодерна, следствиями которого выступили последовательно постмодернизм и
метамодернизм: и здесь уже постмодерн оказывается противопоставленным всему допостмодерному искусству.
Именно эта тоска становится для искусства метамодернизма и поводом достать спасительную пилюлю (или стать ею), и – объектом поэтизации; весь
метамодернизм превращается в рефлексию этой тоски.
Таким образом,
метамодернизм – новая «культурная доминанта», определяющая умонастроение и мировосприятие современного, вышедшего на историческую сцену, поколения.
Понятие «
метамодернизм» появилось для обозначения нового общекультурного и исследовательского стиля, явившегося на смену постмодернизму.
Методологические изменения автор видит в общенаучном плане анализа, выделяя «генеалогические линии: классика → не(о) – классика → постне(о)классика; междисциплинарность → мультидисциплинарность → трансдисциплинарность; в общекультурном плане анализа – модернизм → постмодернизм →
метамодернизм; традиционализм → индустриализм → постиндустриализм».
Метамодернизм конгениален транзитивному состоянию общества: он не несёт определённых ценностей, идеологий и методологий, а служит открытым развивающим пространством для индивидуальных усилий и повышения когнитивной сложности.
Добавлю – и собственный
метамодернизм.
Схематически многообразие этих тенденций мы можем обозначить, выделив в общенаучном плане анализа следующие генеалогические линии: классика → не(о)классика → постне(о)классика; междисциплинарность → мультидисциплинарность → трансдисциплинарность; в общекультурном плане анализа: модернизм → постмодернизм →
метамодернизм; традиционализм → индустриализм → постиндустриализм.
Метамодернизм на самом деле не отрицает постмодернизм (как это часто бывало с непосредственно соседствующими парадигмами), а полностью вбирает его в себя.
Как зарождающееся новое интеллектуальное движение
метамодернизм «проявляется в разнообразных моделях мышления, практиках, формах искусства, техниках и жанрах» (ibid.).
Изначальная эмоциональная атрофия, общая для обоих направлений, приводит их к разным следствиям: если в постмодернизме эта атрофия сохраняется, то
метамодернизм возвращает эмоцию в виде особенного метамодернистского аффекта – одновременно сильного и атрофированного своей статикой.
Метамодернизм в литературе представляет собой ответ на насыщенный иронией, цинизмом и отстранённостью постмодернизм, сохраняя при этом интерес к разнообразию форм и игривости в структуре.
Метамодернизм стремится использовать элементы обоих подходов для создания новой наративной стратегии, которая бы отражала современные культурные и социальные запросы.
–
Метамодернизм стремится к синтезу и преодолению противоречий между модернизмом и постмодернизмом.
Метамодернизм часто характеризуется своей способностью колебаться между иронией и искренностью.
Как теперь оказалось, я просто пытался сформулировать особенности такого явления как
метамодернизм, которое, увы, было описано позже моего выступления.
Первая –
метамодернизм, во многом наследующий постмодерну, но не ставящий перед собой задачи «разъять как труп» любых своих предшественников и сломать канон.
Скажу больше, на мой взгляд, он – ведущий русскоязычный поэт метамодерна, хотя до сих пор никто не дал вменяемого определения, что же такое
метамодернизм.
В 2010 году голландские учёные ввели понятие «
метамодернизм» в культурологическом смысле, чтобы показать новое видение в области искусства.
Обобщая сказанное этими людьми,
метамодернизм можно описать, как созидательный синтез постмодернистского инструментария (деконструкция, ирония, игра, стилизация, остранение, релятивизм, отказ от действительного голоса автора в произведении и д.р.) и просвещённую наивность, уверенность автора в важности его сообщения, обращение к общим для людей ценностям, прагматический идеализм, декларируемый как некий эстетический фанатизм или очень эмоциональное отношение к предмету, а также искренность авторского высказывания, создание упорядоченной модели реальности в внутри произведения и сознательное создание автором «надтекстового» пространства, некой общей атмосферы, более широкого замысла, как бы выходящего за рамки произведения, который и делает образы, события, слова и символы особенно значимыми для настоящего момента.
Несмотря на то что
метамодернизм считается отличным от постмодернизма, в сущности, это тот же постмодерн, предлагающий изменить человеческую природу.