Вторая половина XIX в. принесла новую теорию социологии труда ― теорию
маржинализма.
Экономистам ясно, каким образом принцип
маржинализма уточняет понятие приоритетов.
Основатели
маржинализма рассматривали полезность как психологическую реальность, поддающуюся непосредственному измерению.
Среди достижений
маржинализма следует отметить создание двухкритериальной теории стоимости, где предельные издержки были гармонизированы с предельной полезностью.
П. Самуэльсонвнес существенный вклад в математическую формулировку теории предельной полезности и смежные разделы
маржинализма.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: жирафовый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Аналогично, концепция
маржинализма также в какой-то мере присутствовала в классической теории.
Маржинализм переносит центр тяжести в изучении экономики с издержек производства на его результаты.
Развитие
маржинализма сопровождалось достаточно активной дискуссией о возможности и способах измерения полезности.
Ключевыми идеями
маржинализма являются субъективизм (с появлением этой теории все экономические явления стали исследоваться и оцениваться с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта) и упор в анализе на различные способы использования ресурсов для удовлетворения потребностей.
Вместе с тем
маржинализму присущи определённые недостатки.
Экономический субъект, рассматриваемый прежде всего как потребитель экономических благ, и его потребительский выбор ставятся в центр внимания теорией предельной полезности, из которой в дальнейшем выделились различные модификации
маржинализма.
Доминирование специальных методов исследования (экономическая мысль XIX – начала XX веков: методология
маржинализма, неоклассики, институционализма, кейнсианства).
Это урожай сомнений и сложностей, внимательно изученных (и по возможности разрешённых) не ради того, чтобы отвергнуть
маржинализм, но чтобы обозначить его ограниченность в качестве «парадигмы релевантности и когерентности» для систематического объяснения того, как работает наша экономическая вселенная.
Обсуждая значение этой статьи, необходимо иметь в виду, что все три тезиса, предложенные историками для оценки истоков
маржинализма (гомогенизация, дегомогенизация, регомогенизация), были сформулированы с разными целями.
Иными словами,
маржинализм одержал победу над классической школой не только потому, что наконец-то позволил разработать теорию спроса, но также и потому, что обещал сделать экономические исследования подобными исследованиям в физике и превратить экономистов-теоретиков в социальных инженеров.
Наибольшего расцвета
маржинализм достиг в начале XX века.
Для того, чтобы стать наукой,
маржинализму пришлось вобрать в себя отдельные элементы классической политэкономии, чтобы в итоге превратиться в неоклассическую теорию.
Действительно, если признать, что теория австрийского
маржинализма, объясняющая происхождение потребностей и их удовлетворение, имеет последствия для других социальных наук, то это означает, что всю концептуальную структуру политической философии нужно строить заново.
Однако ни математическое направление
маржинализма в экономической теории, ни позитивизм в социологии, ни натурализм в политологии не смогли даже приблизиться к точности естественных наук и универсальности их постулатов.
Её основоположниками считаются представители
маржинализма.
И как же разрешают этот «парадокс» сторонник
маржинализма?
Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать
маржинализм и классическую политэкономию.
Читая российские учебники, можно заметить, что увлечённость проистекает не из убеждённости в правильности
маржинализма, а из демонстрации своих хороших познаний неоклассических теорий.
Данная школа ещё получила название
маржинализма (от французского marginal – предельный).
Особую роль в развитии этого направления сыграл предельный анализ
маржинализма — учения о предельной полезности благ, согласно которому их ценность определяется ограниченностью, редкостью и пользой, которую может принести последний экземпляр товаров той или иной группы.
Именно такая парадигма стала впоследствии исходным пунктом постулирования главнейшего принципа неоклассического
маржинализма – принципа «методологического индивидуализма» с его признанием «рациональности» принимаемых индивидом решений и их «максимилизации» в его поведении, хозяйственной деятельности.
Коммонс соединил
маржинализм (теорию ценообразования на основе предельной полезности товара для “крайнего” потребителя) с теорией правового (юридического) оформления социально-экономических отношений.
Известно, что между тремя «отцами-основателями»
маржинализма существовали очень значительные различия (Истоки, 2015. С. 57–130).
Во-вторых, на языке
маржинализмов*, это звучало бы как: «нерентабельность» использования ресурсов.
Параллельно с марксизмом была сформулирована теория
маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли.
Причислять к теории потребительского поведения работы основателей
маржинализма я бы теперь вряд ли стал, хотя любопытно, как менялся взгляд на отношение покупателя к приобретаемой им вещи в истории экономической науки: от области, лежащей за пределами экономики, у классиков до образца для любого экономического исследования у маржиналистов.
Отрывая последние от человека, и опираясь на принципы
маржинализма, автор называл эти «свойства» особым, точнее, «дефицитным ресурсом».