У местных
коряков и тунгусов можно было найти оленей, собак, нарты с упряжью, но малое число русских не позволяло обеспечить сохранность имущества.
Поначалу всё шло хорошо – спокойно и мирно, но в одном поселении
коряки воспротивились платить ясак, подступили с разных сторон, угрожая оружием.
Эти реквизиции подчас проводились с применением силы, поскольку камчатские
коряки и ительмены отказывались давать «ясак» неведомым пришельцам.
Также под началом майора было 45 оленных
коряков, ехавших на нартах, запряжённых оленями.
Постепенно натиск противника вынудил казаков и
коряков начать отступление в сторону оставленного ими укрепления из саней.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: яснополянский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В XVIII в., когда численность дикого северного оленя сократилась, большинство ненцев, эвенов и тундровых чукчей и
коряков сделали оленеводство своим постоянным занятием.
Питались звероядиною, околевшими на дальних перегонах олешками да рыбой, взятой у береговых
коряков.
Хочется заметить, что народное врачевание древних
коряков и чукчей объединяло и реальное знание целебных сил природы, и одновременно веру в её чудодейственные силы.
Луки были очень мощные: враги чукотского народа, кочевые
коряки, могли натянуть его только с помощью ноги, уперев оружие в землю.
Он, как и другие молодые
коряки, знал, что ягель – олений корм заносит снегом глубоко не по всей тундре, и нужно уметь отыскивать новые пастбища.
Напротив,
коряки говорят из всего горла с величайшим криком и замешательством. Нравы сего народа согласны с языком их.
Нет, чукчи, эвены и
коряки всегда предпочитали носить меховые одежды, а хлопчатобумажных, льняных и прочих тканей до прихода русских просто не знали.
Зимой на служилых напали воинственные
коряки и перебив команду, сожгли судно.
Дальше казаки, продвигаясь по побережью, встречали лишь редкие селения
коряков и как-то приуныли.
Был бой, оленей отбили, убив при этом с десяток
коряков, а остальные разбежались по лесам.
Я уже говорила о том, насколько в жизни
коряков важна мобильность.
При этом исследователь в своём историческом трактате отмечает, что общее число населения во всех пяти родах олюторских
коряков переписи 1897 года 909 человек (476 мужчин и 433 женщин).
Как и все прочие читатели этой книги,
коряки живут в мире расширяющегося капитализма и истощения природных ресурсов.
Когда-нибудь он будет платить
корякам настоящими долларовыми купюрами, но пока им придётся довольствоваться самогоном.
Но радость и удовлетворение, которые приносят старым
корякам эти незамысловатые вещицы, наводят на другие мысли.
Они сильно отличаются от кочевых племён
коряков и чукчей, которые живут севернее.
Многие знакомые мне
коряки сочли бы эту аналогию весьма лестной.
Взяв за отправную точку отношение
коряков к событиям прошлого и современному миру, я решилась занять позицию, отличную от той, которую встречала практически во всех прочитанных мною этнографических исследованиях региона.
Отчёты, статистические данные и этнографические описания начиная с XVII века и заканчивая началом 1930-х годов способствовали тому, что существование
коряков представлялось безнадёжно погрязшим в традициях и внеисторических формах жизни.
Буквально через несколько секунд все взгляды
коряков выжидающе устремились на шамана.
– Стоит заметить, что несмотря на то, что большинство
коряков указывают в графе «вероисповедание» православие, почти все они практикуют анимизм и не гнушаются «бесовской» веры в предков.
– Ыван, Ыван, у русский царь сильный люди! – взмолился гость. – Русский
коряка помогать, от чукча охранять надо!
Уподобившись разбойникам, они ограбили и уничтожили, целое стойбище
коряков.
Не стали заводить машину, а прошли пешком и громко, постучали в новую но, как у всех здесь
коряков давно обшарпанную дверь, так как та была склеена не то с прессованного картона, не то просто с бумаги и сверху окрашена буквально на один раз.
Как повлияли эти процессы на жизненный уклад
коряков?
Камчадалов и
коряков грабили веками.
К счастью, здешние
коряки не слишком избалованы цивилизацией и довольствуются тем, что даёт природа.
На стоянке
коряков расположилась как минимум дюжина яранг – простых, но удобных конусообразных жилищ из дерева и шкур, которые служили местным жителям домами на протяжении неисчислимых веков.
В шаманизме
коряков почитается восемь ритмов – и каждый из ритмов согласовывается с восемью чакрами человека.
Астами у
коряков назывались все те вещи, которые преподносились шаману в уплату за камлание.
Недалеко от излучины
коряк нашёл подходящее плато, которое располагалось с подветренной стороны маленькой «мёртвой» сопки.
– Казалось, пожилой
коряк сейчас расплачется как ребёнок. – Ыван, возьми мой жена, сын мой возьми, мало-мало еда дай.
Оба вида жилищ различались по размерам в зависимости от количества обитателей, но можно с уверенностью предположить, что в целом дома береговых
коряков были более вместительными.
По этой дикой, малонаселённой местности мы намеревались путешествовать, нанимая туземцев с лошадьми от одного населённого пункта до другого, пока не достигнем начала территории кочующих
коряков.
Иногда при православном обряде в могилу на гроб бросали ветки кедрача и зажжённую спичку, что напоминало существовавшую ранее и у береговых
коряков традицию кремации умерших.
Бубны шаманок, танцы
коряков, алеутов, ительменов.
Он продолжил изучение языка
коряков и даже составил небольшой словарь корякских слов на кириллице.
При этом исследователь в своём трактате отмечает, что общее число населения во всех пяти родах олюторских
коряков переписи 1897 года 909 человек (476 мужчин и 433 женщин).
Я провела голой ступнёй по мокрой траве, осмотрелась, заметила спрятанную в земле
коряку.
Коряк вздрогнул, увидев, что одна из стрел преследователя, попав в деревце, пробила его насквозь, войдя в древесину по оперение.
Самих жилищ видно не было, потому что быстро стемнело, но большой пылающий костёр, который располагался на середине стойбища, давал отблески и тускло освещал конусовидные жилища
коряков.
Во-вторых, следуя за передвижениями
коряков и рассматривая их жизнь с этой точки зрения, я использую их рассказы как пути прохождения, позволяющие показать социальные процессы в разных, уникальных ракурсах в контексте перемен.
Вместо того чтобы рассматривать
коряков с точки зрения культурных различий или ассимиляции, весьма соблазнительно поместить их в более широкую сеть локальной и глобальной культурной политики и региональных позиций.
По словам
коряков, в 1950–1960-е годы им приходилось обращаться к администрации за разрешением навестить родных, которые жили в другом территориальном секторе.
Как объясняли
коряки, и молодые, и старые, жизнь в посёлках в условиях экономической и социальной разрухи только усугубляла их ощущение деградации.