Карта слова «картезианский» примеры предложения

Предложения со словом «картезианский»

Очевидно, что подобная форма рассуждений выходит далеко за пределы простой критики картезианского дуализма как такового.
Далеко не случайно, что картезианский рационализм оказался совершенно слеп к силам исторической эволюции.
Это был шаг назад – к картезианскому представлению о животных как об автоматах.
Естественно, тем, кто мыслит и чувствует, непросто уцелеть под копытами, но тут ничего не остаётся – лишь вспомнить картезианскую формулу…
Орбита – это всего лишь постоянное падение, и никакие картезианские вихри здесь не требуются.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: синостоз — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное
Положительное
Отрицательное
Не знаю
Специфика российского научного мышления проявляется также в терпимости к неопределённости и противоречиям, абсолютно неприемлемым для картезианского мышления.
Картезианский разум поднимает пространство до уровня абсолютного.
Как социально-экономическая доктрина, укоренённая в материальных проявлениях человеческой деятельности, сконструированная в противовес изолированному картезианскому субъекту и предназначенная для укрепления социальных связей, марксизм-ленинизм был близок скорее к отношениям личность – личность.
Отвергая картезианскую теорию врождённых идей, стремился объяснить все психические процессы (воспоминания, мышление, волю) преобразованиями чувственных ощущений (sensations), считая их единственным источником познания.
Следовательно, картезианского сомнения недостаточно.
– Наконец, если вместо доказательств дихотомических и иерархических различий между человеком и животным находятся лишь аргументы в пользу их однородности, по-прежнему остаётся вопрос о том, нужно ли оценивать животных по аналогии с человеком (то есть признавать за ними разум, интеллект, рациональную душу, и т. д.), – как их традиционно рассматривали древние мыслители, которым противостоит картезианство, – или же, наоборот, человека следует воспринимать по аналогии с животными, сообразно концепциям картезианского толка.
Радикальная субъективность, а именно – переживание человеком собственной жизни, было для них изначальным и подлинными феноменом, оно являлось некой нерасчлененной целостностью субъекта и объекта, противопоставлявшейся картезианскому разделению духа и тела.
Высокая популярность картезианского метода и его успех у культурной публики, импонирующие простота и наглядность изложения концепции, ясность в интерпретации опытов, доступность учебника каждому любознательному человеку – всё это привело к тому, что прежняя традиция обучения алхимии рухнула, перестала восприниматься как нечто значимое и авторитетное.
Некоторые исследователи (например, Мёрфи, 1982) считают, что это явление проявилось именно в том месте и именно в тот историко-социальный момент благодаря совпадению по крайней мере четырёх факторов: протестантизма, существенных изменений в способах воспитания детей, сокращения социальных связей из-за роста географической мобильности и распространения картезианских идей, касающихся дуализма разума и тела.
Правда, они не сродни тому фурору, который вызвала картезианская формула «я мыслю» (cogito).
Тогда среди аспектов философского уморасположения, примеченных до сих пор, – любовь-дружба, удивление-изумление, восхищение, исповедальное предстояние – открывается ещё один: паскалевский ужас, расположение, в котором человек находит себя заброшенным в картезианский мир, всячески несоизмеримый с человеком.
Вересаев здесь видит уязвимость доминировавшего в науке, в том числе и медицинской, картезианского подхода.
Это была лишь изнанка той же дуалистической, картезианской позиции, которая метафизически рассекла мир на две друг для друга внешние сферы – духовную и материальную.
Этим в самой основе своей преодолевается традиционный картезианский дуализм.
Приглашение к тому, чтобы найти новые пути выполнения картезианской программы cogito.
Критика картезианского дуализма в социальной психологии влечёт за собой и особый интерес к речи.
Чтобы не получить привилегий, которые дало ему его благородное происхождение, он хотел инкогнито вступить самый строгий картезианский монастырь.
Именно картезианская философия, с её искусственным жёстким разделением и даже противопоставлением «тела» и «души», в своё время позволила соматической медицине освободиться от влияния религии и мистики, от представления о «божьем наказании» за действительные или мнимые «грехи» как о единственной возможной причине соматических заболеваний раньше, чем это же случилось с психиатрией.
Второе направление, по которому происходит критика картезианской парадигмы в современной философии – это вопрос о субстанции субъектности (если предположить, что такая субстанция действительно есть).
Подобной непокорностью или небрежностью отличаются не только «старые» цистерцианский и картезианский ордена, то же самое наблюдается и в монастырях реформированных бенедиктинцев.
Картезианский театр заиграл новыми красками.
Он противоположен картезианской логике (которая допускает переход от общего правила к конкретным примерам).
Следствия картезианского скептицизма мы рассмотрим в следующей главе.
На этом понимании следа основывается наш первый реконструированный деконструктивный аргумент, который направлен против семантического платонизма внутри картезианского сознания, так как, согласно ему, подобная концепция значения никогда не может быть полностью эпистемически доступной этому виду сознания.
Чтобы прояснить это обстоятельство, укажем ещё на одно важное различение, которое следует отнести не только к кантовскому априоризму, но и к рассмотренной выше картезианской концепции субъекта.
Важно отметить, что постмодерн стремится расширить способы освоения действительности за счёт иррационального, трансцендентального, мифологического – «Иного» по отношению к рациональному познанию классической философии картезианского типа, господствовавшей в европейской гуманитаристике с XVII века.
Это означает практическое преодоление картезианского дуализма, разрыва между идеальным как субъективным воображением и материальным как чуждой произвольной субъективности жизни.
Действительно, если под общими истинами понимают определённые соотношения, устанавливаемые путём абстракции на основе частных истин, к которым нас подводят специальные научные дисциплины, так сказать, то, что называют принципами, например, в картезианском смысле слова, то несомненно, что подобные принципы также относятся к мышлению вообще.
Классическим выражением этой дихотомии, возможно, стало картезианское разграничение (а не только отличение) res cogitans, т. е. мыслящего, и res extensa, т. е. протяжённого.
Интересно, можно ли было назвать мой процесс взаимодействия с миром мыслительной деятельностью в картезианском понятии?
Критический рационализм противостоит картезианскому по всем основным направлениям.
Нетрудно понять, что психика в форме «бытия в действительности» – это и есть та форма психической реальности, которая фиксируется в нашем опыте и посредством опыта и потому соответствует картезианской, апостериорной логике полагания психики в качестве объекта исследования.
У истоков этого стремления лежала дильтеевская «наука о мировоззрениях», ликвидирующая картезианский миф чистого разума, который должен быть независим как от внерациональных способностей человека, так и от исторического контекста мышления.
Так, например, ньютоновская механика во второй половине XVIII века после окончательного отказа от принципов картезианской физики была воспринята как естественная, адекватная самому разуму конструкция.
Для тех, кто способен заглянуть поглубже, уже в картезианской геометрии заложена тенденция к тому, чтобы выйти из трёх измерений переживаемогопространства как из пределов, не имеющих для символики чисел никакой необходимости.
Это альтернативное прочтение противостоит картезианскому духу предпосылки интерпретации тем, что учитывает наличие случаев понимания, не являющегося актом интерпретации, где понимание оказывается непосредственным, неинференциальным и не нуждается в каком-либо веском обосновании.
Нетрудно понять, что психика в форме «бытия в действительности» – это и есть та форма психической реальности, которая фиксируется в нашем опыте и посредством опыта, то есть имеет картезианскую апостериорную логику полагания психики в качестве объекта исследования.
Войдя глубже в картезианское отношение к «протяжённому», к телу и миру, представив идейный контекст этого отношения, мы видим, что всё это не заставляет изменять начальные общие оценки: конституируя телесность человека, с одной стороны, и его мышление, с другой стороны, как полюсы резкой бинарной оппозиции, декартова речь о человеке неоспоримо принадлежит руслу дуалистической антропологии.
Правило номер один: веди себя как картезианские монахи.
Я утверждаю, что тенденция сентименталистов укоренять эмоции в конкретных органах проистекает из озабоченности XVIII века природой взаимодействия души и тела – наследия картезианского дуализма XVII века.
Как и предсказывал великий картезианский метафизик ничего такого, что говорило бы о закономерностях мышления и вообще духовной деятельности человека эти поиски не обнаружили.
Предмет социальных наук глубоко историчен, поэтому универсалистские амбиции картезианской методологии, имплантируемой в те или иные разделы обществознания, постоянно дают сбой.
Она подошла к лошадям и погладила их по головам. Та, что покрупнее, великолепная вороная лошадь картезианской породы, била копытами.

Цитаты из русской классики со словом «картезианский»

Значение слова «картезианский»

  • КАРТЕЗИА'НСКИЙ, ая, ое. Прил. к Картезий [латин. форма фамилии фр. философа Декарта — Cartesius]. Картезианская философия. ◊ Картезианский водолаз (физ.) — наполненная пополам воздухом и водой куколка в закупоренном резиновой перепонкой сосуде с водой, то опускающаяся на дно, то поднимающаяся на поверхность при надавливании на перепонку, — демонстрационный приборчик, изобретенный Декартом для объяснения гидростатического давления, использованный потом как игрушка, известная под названием «американский», или «морской житель». (Толковый словарь Ушакова)

    Все значения слова КАРТЕЗИАНСКИЙ

Цитаты со словом «картезианский»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «картезианский»

КАРТЕЗИА'НСКИЙ, ая, ое. Прил. к Картезий [латин. форма фамилии фр. философа Декарта — Cartesius]. Картезианская философия. ◊ Картезианский водолаз (физ.) — наполненная пополам воздухом и водой куколка в закупоренном резиновой перепонкой сосуде с водой, то опускающаяся на дно, то поднимающаяся на поверхность при надавливании на перепонку, — демонстрационный приборчик, изобретенный Декартом для объяснения гидростатического давления, использованный потом как игрушка, известная под названием «американский», или «морской житель».

Все значения слова «картезианский»

Синонимы к слову «картезианский»

Что (кто) бывает «картезианским»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я