Кроме того, если на станцию прибывали 3—4 таких вагона, то число
казнимых военнопленных вырастает до тысячи человек в день, а за полтора-два месяца…
Из исповедей
казнимых и кающихся душ видно, что их загробная участь не вытекает однолинейно из их прижизненных деяний и неоднозначно ими переживается.
Узкие переулки на одного осла с упряжкой, высокие глухие каменные стены, пахнет сухой горячей гнилью, в праздник по улицам течёт кровь
казнимых баранов, орут одуревшие от неё кошки и собаки, а внутри, за заборами, – дворцы, фонтаны, сады, бассейны, восточная нега и послеполуденный отдых фавна.
Лезвие гильотины замерло в двух сантиметрах от шеи
казнимого.
Публичная казнь выдаёт в палаче преступника, в судьях – убийц, она в последний момент меняет роли, превращая
казнимого преступника в объект сочувствия или восхищения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: барабошка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Эти люди приходили сюда, чтобы, глядя на смерть
казнимого, получить садистское наслаждение от его унижения, позора, страдания и гибели.
Лишь редко коммунистические тираны считают нужным поведать миру имена
казнимых…
Чтобы продлить мучения
казнимого, сначала развели небольшой костёр и постепенно усиливали огонь, подбрасывая сухой хворост.
И всё же остаётся фактом, что за несколько десятилетий исчезло
казнимое, пытаемое, расчленяемое тело, символически клеймимое в лицо или плечо, выставляемое на публичное обозрение живым или мёртвым.
Впрочем, не вполне понятно, завершались ли пытки полным уничтожением
казнимых.
Иерархия казней соответствовала и священнической иерархии
казнимых.
Сперва вздёрнули на виселицу, потом сняли так, чтобы они не успели задохнуться, вспороли живот, вытащили их внутренности и сожгли, пока
казнимые ещё были живы и смотрели на это, после чего отрубили им головы.
Казнь на кресте – чудовищная, позорная – не только отнимала жизнь, но и предельно унижала
казнимого.
Многочасовое пребывание на кресте с полусогнутыми руками и с ногами, на которые опирался своим весом
казнимый, допускало два положения тела.
Однако именно второе положение обрекало
казнимого на скорую смерть.
Руки оставались свободными, но пользы
казнимому от этого никакой – клетка состояла из толстых, надёжно склёпанных железных полос.
Одно отрадно – что по свершении казни все прегрешения
казнимого прощаются, и нет препятствий между духом его и раем.
Этой казнью казнили тогда только рабов и разбойников: руки и ноги
казнимого прибивали ко кресту гвоздями и оставляли так висеть человека, пока он не умирал в ужасных мучениях.
Опытные искусники-виртуозы следили при этом, чтобы остриё проходило в теле, минуя жизненно важные центры, и не давали
казнимому умереть как можно дольше.
Смерть мгновенна: топор палача поднимается, может быть, медленно, а падает стремительно, выпуская из грубого тела в вечный полёт душу
казнимого.
Тогда палачи будут волочить его по земле, приподнимая вверх, чтобы видно было лицо
казнимого…
Раздался рёв
казнимого, он забился в агонии, кровь брызгала во все стороны.
Палач накинул на шею человека петлю, выбил из под его ног табурет – убиваемое тело вздрогнуло, изо рта высунулся язык – зубы вонзились в него – на грудь потекла струйка крови; глаза
казнимого в диком отчаянии выступили из орбит, словно хотели выкатиться на землю – так человек был умерщвлён.
Основной целью было не столько причинить страдания
казнимым, сколько уничтожить «нечистую силу».
Зрелище приготовлений к казни злодея, душераздирающие вопли
казнимого, топор, занесённый над ним – всё это наполняет душу особым чувством, переживаемым как удовольствие.
И всё, что остаётся в нём от зрелища, отныне воспринимается отрицательно; как будто постепенно перестают понимать функции уголовно-исполнительной церемонии, как будто этот ритуал, который «завершал» преступление, заподозрили в недолжном родстве с последним: словно заметили, что он равен, а то и превосходит в варварстве само преступление, приучает зрителей к жестокости, тогда как должен отваживать от неё, показывает им, насколько часты преступления, выдаёт в палаче преступника, в судьях – убийц, в последний момент меняет роли, превращая
казнимого преступника в объект сочувствия или восхищения.
Ещё «в начале моего творческого пути» увидел я однажды, как читали мою книжку в электричке, и сразу со страху меня прошиб пот, объяло меня чувство
казнимого старым способом еретика, под задом вроде бы затлели угли, и, чтоб их не раздуло в пламень, перешёл я, от греха подальше, в другой вагон.
Один из следующих образов рисует напряжённое ожидания смерти («как ро-та пли»), мгновение, отделяющее
казнимого от гибели, солдат от убийства.
Итак, в начале XIX века исчезает грандиозное зрелище физического наказания; избегают
казнимого тела; из наказания исключается театрализация страдания.
Существует юридический кодекс боли: наказание в форме пытки не обрушивается на данное тело без различия или наравне с любым другим; оно рассчитывается в соответствии с подробными правилами, которые регулируют число ударов плетью, место нанесения клейма, длительность предсмертной агонии на костре или колесе (суд решает, надобно ли удавить
казнимого сразу или следует обречь его на медленное умирание, а также через какое время должен последовать жест милосердия – смерть), вид причиняемого увечья (отрезание кисти, протыкание губ или языка).
Потому и мешок на голову надели подменённому, чтоб не узнали, и молчал
казнимый потому, что язык ему вырвали!
Топор опускался на шею
казнимого три раза, прежде чем всё было кончено.
Это вполне понятно: в то время казна была пуста, а имущество ссылаемых и
казнимых конфисковывалось.
Мучения осуждённого в этом случае могли длиться очень долго; порой
казнимые умирали от жажды.
Когда
казнимый ослабевал окончательно, он терял всякую возможность двигаться, а значит, и утрачивал способность вдыхать и выдыхать: грудные мышцы сводило судорогой.
Вряд ли в реальности
казнимых, обвешивали якорными цепями.
Языки их стали расти и расти, вывалились изо рта, упали на грудь и дальше дотянулись до пупа, из которого выползли голодные черви и принялись грызть языки, и внедрились в них, и, поедая мякоть на своём пути, вернулись в животы
казнимых.
– Шаламов исходит из своего экстремального опыта, из опыта
казнимого человеческого тела.
Пламя поднимается выше и над площадью разносится полный невыносимый муки крик
казнимого.
В следующее мгновение невдалеке что-то щёлкнуло, а в голову
казнимого мужчины ударил арбалетный болт.
Поэтому, если казнью занимается любитель, которому к тому же наплевать на муки
казнимого, то любитель будет стрелять прямо в заднюю часть головы, в череп – так удобнее, так быстрее и не надо выворачивать руку с пистолетом.
Возможно, именно это позволило ему занять невозможную позицию
казнимого палача, избежав тем самым ловушек дискурса жертвы.
В такие минуты он приказывал привязывать
казнимых к кресту, что влекло за собой более медленную и мучительную смерть.
Они привычно следили за головокружительными, едва уловимыми взлётами бичей и батогов, не выказывая никакого участия к совершаемому, и только когда стоны
казнимых становились невыносимыми, немногие незаметно крестились под однорядкою и уходили.
Каждое колесо поворачивают пятнадцать человек, и будь
казнимый хоть железный, хоть стальной, но шестьюдесятью человеками, беспощадно тянущими в разные стороны, он разрывается на части.
Увиденное во сне не походило на пророческое видение – это было реальное событие, случившееся уже давно, если судить по одежде, вернее, белью
казнимых.
Тут вообще есть несколько странностей: если верить описаниям казни «сажание на кол», то обычно кол выходил наружу из плеча
казнимого или под мышкой, а тут…
– Я как никто другой умею дать умирающему и
казнимому последнее утешение, – с некоей особенной гордостью сообщает монах. И смотрит мне в глаза.
Он стал иногда позволять себе пощекотать нервы тем, что брал руку
казнимого, когда того сотрясали последние конвульсии.