В эпоху
двоеверия христианство и язычество не столько боролись друг с другом в народном сознании, сколько взаимодополнялись, благодаря чему славянская культура стала столь своеобразной и богатой.
Сначала это явление называли
двоеверием, затем стали говорить о суеверии, но название не меняет сути.
Что касается простого народа, он держался в стороне от эволюции, переживаемой обществом на протяжении XVIII и XIX веков, сохранял приверженность вере отцов и практиковал
двоеверие.
Мало того, литовские князья начали исповедовать
двоеверие, а то и троеверие.
Но и для славян в начале их истории, и для ижоры было характерно своеобразное
двоеверие в переходный период.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: всевобуч — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В других областях новая вера встретила упорное сопротивление со стороны населения, язычество, соединившись с новой религией, образовали
двоеверие.
Характерные черты
двоеверия присущи и жанру мифологического рассказа.
В подобном
двоеверии доселе виновны те из христиан, которые прибегают к ворожбе и гаданию.
Этот период чаще характеризуют
двоеверием.
В первые времена христианства в нашем отечестве господствовало
двоеверие.
Их сочетание с православными обрядами назвалось
двоеверием.
Многие авторы – особенно из числа публицистов – видят в русском
двоеверии нечто неповторимое, единственное в своём роде.
Однако традиционное колдовство использует фольклорную магию, которая исторически является
двоеверием.
В условиях древнерусского
двоеверия происходил процесс взаимообогащения, nлодотворного взаимовлияния этих двух культур, приводящий к созданию ярких памятников.
Это определило на многие столетия
двоеверие наших предков, которые с одинаковым усердием крестились в церкви и задабривали языческих богов в своём доме.
Сочетание ведических и христианских элементов соответствуют
двоеверию.
Каждый человек, хоть сколько-нибудь интересующийся магией, всем сверхъестественным, каждый, кто пытается практиковать магические заклинания и обряды, должен знать все о наузах и всё, что с ними связано, ибо в былые времена их использование было весьма сильно распространено среди всех людей – от язычников до христиан в период
двоеверия.
Но в сельской местности ещё долгое время существовало
двоеверие, когда представление о мире сверхъестественного, языческого, совмещалось с элементами христианского мировосприятия и мировоззрения.
Чрезвычайно показательно, что тематика
двоеверия становилась всё более значимой для церковной науки.
Однако проблема
двоеверия, затронутая авторами данных монографий, по-прежнему рассматривалась с позиций механического соединения христианских и языческих элементов.
Необходимо отметить, что уже на раннем этапе сложения древнерусского общества приходится говорить о взаимодействии двух типов мировоззрения, породивших, как отмечалось многими исследователями, ситуацию
двоеверия.
Тогда народ, дескать, заставили принять официальную культуру, на деле же он продолжал тайно исповедывать свою народную – языческую культуру; так в
двоеверии народ и прожил вплоть до революции 1917 г.
Но, кстати, ведь и положение в христианском мире тоже двойственно: христианскую религию на всём протяжении её существования сопровождает язычество, так что именно в этом смысле говорят о широко распространённом в христианских странах
двоеверии.
А
двоеверие вдвойне наказуемо!
Всё это демонстрирует прочность языческих представлений автора текста, даёт возможность понять то сложное для государства время, когда в нём образовалось
двоеверие, своеобразное сосуществование двух религиозных мировоззрений.
Из идеи бинарности выводится, в частности, не просто сам принцип
двоеверия, но определяется генезис этого явления: незавершённость встречных процессов развития язычества и христианства.
Следствием
двоеверия являлись также ереси, носителями которых были стригольники, которые отвергали церковную иерархию и монашество, выражали недовольство практикой продажи должностями (поставления пастырей на мзде), отвергали евхаристию.
О формальности христианизации, сохранении
двоеверия говорят медвежьи головы в хантыйских чумах рядом с иконами св.
Однако эпоха перехода от язычества к христианству по прежнему рассматривалась, преимущественно, на основе сформулированной ещё в XIX столетии концепции
двоеверия.
Но между этими пунктами есть средняя стадия
двоеверия, особенно интересная для изучения, когда оба элемента – и христианский и языческий – находятся как бы в равновесии, когда христианство, возбуждая религиозную мысль народа, само нередко служит материалом для мифологического творчества.
Однако, даже это
двоеверие содержало элементы более архаичных систем, например, магического мышления, источника простых обрядов связанных с урожаем, прорицанием будущего, приворотами, порчами, привлечением и отведением удачи, защитой.
Далее, на условное
двоеверие наложились такие парадигмы, как атеистическое мировоззрение, сформированное зрелым модерном западной культуры, и светский гуманизм, как система, пришедшая в обществе модерна на смену религиозным запретам и догмам, и это уже тогда вступало в некоторый конфликт с российской действительностью.
Продолжается дискуссия и о том, воцарилось ли в умах крестившегося населения
двоеверие или люди крестились только из-за боязни административного преследования со стороны властей?
Современные масленичные гулянья – «плавающие», это дань
двоеверию, где язычество уживается с православием.
Первая категория была использована для анализа переводческой традиции, преимущественно – для мари, поскольку развитая у этого этноса специфика
двоеверия и сохранения сильного влияния традиционной национальной религии требовали особого внимания от православных миссионеров в дооктябрьский период и сказались на специфике государственно-церковных отношений в советское время96.
Возникает ситуация своеобразного культурного
двоеверия.
Русское религиозное сознание и поныне сохраняет
двоеверие, как русский язык сохраняет «сквернословие» (ненормативную лексику), несмотря на многовековой церковный запрет этого сакрального словаря волхвов.
Но при том права прекословить у деревень нет, и потому при раскопках археологи находят многочисленные свидетельства
двоеверия: предметы языческого культа и крестики и так далее, все вместе.
Церковь и новая власть, пытались с корнем вырвать из народа прижившийся вариант
двоеверия.
Но оставались и те, кто предпочитал
двоеверие или двоемирие, таким образом, удавалось сохранить жизнь и местоположение в обществе.
Разумеется, это влияние было ограничено преимущественно «низовой» стороной
двоеверия, обращённой к язычеству.
Не считаться с ним – напрасное занятие, ибо в
двоеверии открывается своего рода отрицательная преемственность, то есть единство культуры.
Между прочим, устав люциферянской церкви не запрещает
двоеверие.
Обращение к языческим и библейским персонажам отражает характерное для восточных славян
двоеверие.
Двоеверие утвердится во веки веков.
Противопоставление печь – красный угол было материальным воплощением
двоеверия в структуре русского жилища: религиозно-мифологический способ видения с чётко разработанной дихотомией закрепил второй центр, красный угол, в противопоставлении языческому – печи.