Но я имею смелость полагать, что понимаю основные принципы
даосизма куда лучше, чем те учёные, чей интерес ограничивается только филологией.
Но главная идея
даосизма – духовная трансформация, когда конечная человеческая жизнь сливается с бесконечным космосом.
Дао – это понятие, при помощи которого, как считают последователи
даосизма, можно объяснить происхождение и существование всего сущего.
Основа
даосизма – учение о дао, представляющем собой основной закон мироздания.
На рубеже нашей эры и в первых веках нашей эры происходит превращение философского
даосизма в религию, впитавшую в себя элементы древних народных культов и шаманских верований.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вминание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если мыслить в концепции
даосизма, то да – регресс, но есть и другие концепции.
Ученые-метафизики изучали
даосизм, который был близок конфуцианству.
Эти категории существовали в конфуцианском учении и в ранних текстах
даосизма.
Идеи эти эволюционировали из местных духовных практик, объединённых под общим названием
даосизма.
Поэтому
даосизм и буддизм, хотя и сдвинули ориентиры в соответствии со своими представлениями, всё же не сузили мир человека, а скорее напротив – в каких-то аспектах его раздвинули.
Учение
даосизма признаёт материальность мира; небо и земля рассматриваются как части природы, а не воплощения богов или результат божественного замысла.
Также важным принципом
даосизма является отрицание целенаправленной деятельности («принцип недеяния»), которая нарушает естественный миропорядок.
Параллельно конфуцианству и в соперничестве с ним формировалась школа
даосизма.
С точки зрения
даосизма ни один цивилизованный институт не был достоин восхищения; дворы были посмешищем и армии – просто бандами разбойников.
ЮЙ-ДИ – Нефритовый император (Нефритовый владыка), верховное божество даосского пантеона, почитаемое не только приверженцами
даосизма, но и всеми китайцами.
Ему приписывается авторство книги «Дао дэ цзин», которая и стала основой развития
даосизма.
Второе понятие
даосизма – дэ (добродетель) – непосредственно связано с дао.
Даосизм очень загадочен и привлекателен, поскольку у него есть мощная мистическая составляющая – различные гадания, составление гороскопов, подбор удачного имени для ребёнка (а иногда и для взрослого, желающего изменить свою судьбу), магические услуги и т. п.
Чжуан-цзы (ок. 370–286 гг. до н. э.) – виднейший представитель
даосизма.
Выше, излагая основные положения
даосизма, мы указывали, что согласно этой философии источником всеобщей гармонии является природа, в то время как другие религии проповедуют возведение богов в кумиры, порой отвлекая верующих от истинной сущности вопроса.
И в тантрической традиции, и в древнекитайском
даосизме мы встречаем сходные представления о реальности как «несотворенном бескрайнем просторе»; это чистое пространство составляет природу всех живых существ и самого сознания, которое в этом качестве не имеет количественных характеристик, а представляет собой чистую текучесть без начала и конца.
Но прячутся под его крылом от происков мирового империализма и китайского
даосизма.
Ещё до написания своих книг я познакомился с философией
даосизма – настолько лёгкий, но очень практичный взгляд на мир показался мне мудрым.
То обстоятельство, что основоположники
даосизма заботились, в первую очередь, о выгодах сугубо материального характера, – а я привёл весьма убедительные тому подтверждения, – кажется, глубоко человека разочаровало.
Устная традиция
даосизма уходит в глубь веков почти до 3000 года до н. э.
Суть
даосизма заключается в умении правильно оценивать происходящее в повседневной жизни, извлекать из этого уроки и поступать соответственно.
Суть
даосизма заключена в многочисленных принципах, которыми человеку следует руководствоваться, идя по жизненному пути.
Некоторые ветви
даосизма предлагают также космологическое обрамление, путь видеть себя причастным к чему-то более великому, ощущать себя частью природы.
И неслучайно главный символ
даосизма – инь и янь, два цвета.
Его знание
даосизма, чань, буддийской традиции, а также квантовой физики и совершенное понимание сути всех традиций недвойственных учений объединяет все эти аспекты в единое неделимое целое.
Практика
даосизма уходит своими корнями в первобытные времена и, как показали новейшие исследования, имеет много общего с шаманством.
Учение о бессмертии – один из главных, кардинальных догматов раннего религиозного
даосизма.
В китайской религии
даосизме5* и зороастризме6* примерно такие же представления.
Своего рода ответом
даосизму стал буддизм, в котором мироотрицание доведено до крайности.
Принцип отношения к миру в рамках
даосизма заключается в недеянии (У – вэй).
Из этого соединения буддизма с
даосизмом родилась ч’ань.
Можно сказать, что
даосизм появился «слишком рано», во времена, когда человеческое сознание ещё не отрешилось от парадигмы «первобытного материализма» и когда представления о духовном как антитезе материальному только начинали складываться, оставаясь ещё весьма смутными, неопределёнными и противоречивыми.
Такое итоговое состояние в
даосизме называется «приобретённым».
Почему в разные времена
даосизмом именуются совершенно несхожие друг с другом вещи?
Заслугой первого является разработка древнейшего искусства управления (шу), в котором парадоксальным, на первый взгляд, образом легистские идеи дополнены элементами
даосизма.
Идеал
даосизма в конечном итоге сводится к следованию своей изначальной природе и к единению с природой как таковой.
Человек в
даосизме имеет три души-хунь и семь душ-по.
Некоторые восточные религии содержат в себе технику развития мистического сознания, прежде всего это шаманизм, некоторые формы
даосизма, буддизма, христианского мистицизма.
Большой перечень методов и практик, которые использовались в древние времена в надежде обрести бессмертие, критикуются адептами
даосизма.
Даосизм большое значение придаёт пониманию и правильному распределению в организме «огня и воды», придавая ему образы то раскалённого тигля, в котором сублимируются пар и вода, то континента с реками, морями и горами.