Мощный всплеск пришёлся на годы опричнины и после неё, когда бояре и дворяне, напуганные репрессиями, массово жертвовали
вотчинные земли в монастыри на спасение души.
По существу он вполне отвечал интересам широких кругов дворянства, давая историческое обоснование их стремлению сохранить в неприкосновенности свои земельные богатства и связанные с ними
вотчинные права.
Но с появлением у дружинника
вотчинных владений совершается необратимый шаг к его выходу из дружинной организации.
Дело в том, что при феодальном строе господствует феодальная частная собственность на землю и крупное
вотчинное землевладение.
Отсутствие устоявшихся традиций
вотчинных хозяйств на заселяемой территории создавало предпосылки для складывания сильной княжеской власти.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: экстралингвистика — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
– Он дознался, что они зажгли костёр, на котором сгорели все свитки и грамоты
вотчинного суда.
Благоустроенный каменный
вотчинный храм, златоглавый и с белыми резными наличниками и витыми колонками, при большом скоплении народа освятили в 1691 г.
Страна, населённая целым народом, для которого она стала отечеством, соединившись под одною властью, не могла оставаться
вотчинной собственностью носителей этой власти.
Столь массовое переселение связывают с половецкими набегами и ростом боярского
вотчинного землевладения, усиливавшим эксплуатацию крестьян.
Вообще своим противопоставлением древних смесных судов современным ему порядкам автор ратовал за компромисс
вотчинной власти с государственной, а выборные учреждения уже не признавал действенным средством борьбы с «разбоями».
Правитель комнатной конторы и
вотчинных дел вёл. кн.
Автор, разумеется, не ставил перед собой цели путём такого двустороннего показа реально существовавших
вотчинных порядков и их юридического оформления в жалованных грамотах прийти к каких-либо выводам относительно природы монастырского иммунитета.
Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие – «тиуны» и «ключники», во главе всей
вотчинной администрации стоял «огнищанин».
Понятие «службы» генетически восходило к психологии несвободных членов княжеского
вотчинного аппарата.
Несмотря на то, что публикации 30-х – начала 40-х годов создали благоприятные условия для изучения феодального иммунитета, специального исследования проблемы иммунитета в это время не велось, поднимались лишь отдельные связанные с ней вопросы, причём оставлялись в тени самые существенные стороны сеньориальной власти феодалов – получение податей и
вотчинная юстиция.
В
вотчинном государстве нет ни официальных ограничений политической власти, ни законоправия, ни личных свобод.
При всей мощи власти помещика-крепостника община и её решения были необходимым компонентом
вотчинной системы управления.
Борисовскому
вотчинному правлению подчинялось 17 контор, каждая со своим приказчиком.
Наряду с
вотчинной мануфактурой существовали и предприятия, выраставшие из недр самого крестьянского хозяйства.
Отсутствие юридического фундамента не могло не сказаться и на складывании отношений между великокняжеской властью и боярством в процессе развития
вотчинного землевладения.
Беззаконие и бесправие населения явно рифмовались с порядками
вотчинного строя.
Вместе с двумя первыми они составили
вотчинное имение государыни из шести мыз.
О существе этой правительственной власти вотчинника, о древнейших привилегиях землевладельцев мы узнаём из жалованных грамот, утверждавших древний порядок
вотчинных отношений.
При значительной силе объединяющей великокняжеской власти, во внутреннем строе земли уже закреплены основы владельческого обособления сложившихся местных
вотчинных княжений.
Быстрое развитие
вотчинного типа на московской почве втянуло в себя и древнее дружинное начало, пользовавшееся до того времени равным правом самобытности и самостоятельности.
Несмотря, однако ж, на такое быстрое распространение города, особенно в течение XVI столетия, он нисколько не изменял своему первоначальному, чисто
вотчинному типу.
Из актов второй половины XVII века видно, что владельцы
вотчинных крестьян своих, наравне с людьми, отдавали дочерям в приданое без земли.
К письму был приложен приказ в одну из её
вотчинных контор – выдать её зятю значительную сумму денег.
Иногда вклад в монастырь делался с условием не только поминать, но и похоронить вкладчика в том монастыре; некоторые монастыри становились фамильными кладбищами знатных родов, члены которых из поколения в поколение приносили в обители «вечного покоя» за свои души и могилы свои
вотчинные села, деревни и сенные покосы.
Это делало
вотчинных бояр «слугами 2х господ» – они служили и князю, и своим общинам.
Население возрастает, можно сказать, не по дням, а по часам, чему в значительной степени способствует и ненавистная всей земле московская волокита и проесть, приказное, подклетное, т. е. чисто
вотчинное управление землёю, которое немилосердно волочит людей к этому центру, заставляя их ходить – волочиться за своими делами – целые месяцы и годы.
Большую роль в этом также сыграли такие факторы, как складывание крупного
вотчинного землевладения, усиление княжеских усобиц, отток населения на северо-восток вследствие угрозы со стороны кочевников.
Записные
вотчинные книги представляют собою рукописи, писанные приказной скорописью XVII в.
В крупных поместьях, там, где формировались сложные общины, стремление деревенских общин сохранить за собой «свои» земли сталкивалось с политикой
вотчинных управителей в реализации принципа уравнительности по имущественному состоянию крестьян путём систематической тягловой переоброчки.
Новым способом решения споров становится
вотчинный, наследственный принцип.
Постепенно прибывающее население стало выторговывать у местных
вотчинных владельцев участки их угодий (как правило, по очень низким ценам).
Там же находились представители
вотчинной администрации: поселенный старец (монах – представитель монастырской братии), приказчик, а также монастырские слуги, готовые силой реализовать решения начальства.
Петровская реформа не устранила основ московской «
вотчинной монархии». На довольно долгое время основы эти были ещё более расширены и упрочены ею.
Не привязанные к земле: конкретному городу, конкретной вотчине, – в отличие от
вотчинных ремесленников и городских коллегий, – они вполне свободно перемещались по различным территориям в зависимости от наличия в пределах досягаемости строек.
Отдельно строилась «форма» будущей великорусской государственности в
вотчинном московском мирке; отдельно слагалось её будущее содержание в нараставших потребностях «новой национальной формации».
Власть этого хана давала, хотя, призрак единства мельчавшим и взаимно отчуждавшимся
вотчинным углам русских князей.
Как бы мы ни относились к жестокости и жадности вотчинников, вмешивающихся в брачные дела крепостных, их
вотчинная переписка помогает нам восстановить историю и географию женского отвращения к браку.
Смерды из окрестных
вотчинных деревень поговаривали, будто среди гусельчан имеются волхвы и колдуны, которые и натравливают на своих соседей разную лесную нечисть.
Ты вроде и племени другого, и боярин поместный, захудалый, и на земле моей сидишь, а говорим вот с тобой на равных, как два
вотчинных князя.
Среди сохранившихся списков
вотчинных правил было, однако, больше таких – составленных, между прочим, не менее именитыми дворянами (Строгановыми, Шереметевыми, Салтыковыми, Головкиными, Патриархатом, Кирилло-Белозерским монастырём), – где требования не заходили дальше взимания выводных или приказа, чтобы у женщин, приходящих в имение в замужество, и у крепостных крестьянок, уходящих из имения.
Эти сведения извлечены не из
вотчинных инструкций, а из ревизских сказок 1762–1763 гг.
Тем утром он стал
вотчинным старостой – о таком мальчишка и мечтать не мог.
Крестьяне тогда делились на государевых, монастырских или принадлежащих помещикам и
вотчинным служилым людям.
Но люди проверенные, кровь видевшие, не то, что мужики из деревень
вотчинных владыки нашего.
Это объясняется не тем, что процент сохранившихся
вотчинных документов увеличивается (как оно и было) после 1750-х, а тем, что именно в это время владельцы крепостных душ впервые узнали о таком отклонении от нормы.