Основой
брахманизма было представление о перевоплощении душ.
Соперничество с
брахманизмом проявляется и в других деталях.
Теория
брахманизма отражала идеи, при помощи которых жречество боролось за политическую власть в обществе.
Следует помнить, что использовавшиеся самофракийцами, греками, римлянами, пифагорейцами элевсинские мистерии, зороастрийский культ и индийский
брахманизм также происходят от египетской эсхатологии.
Женщина пользовалась значительно большей свободой, чем в позднейшие времена, при господстве
брахманизма.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сплоить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
– Ты говоришь так, словно мы кшатрии и только примерное исполнение канонов
брахманизма позволит нам в потустороннем мире без угрызения совести сменить мундир на сюртук.
С этой точки зрения йога преодолевает и, на другом уровне, продолжает универсальную символику, которая зафиксирована уже в традиции
брахманизма (где инициированный называется “дважды рождённым”).
Система
брахманизма требует определённого пояснения.
В целом «Веды» представляли собой священные тексты – шрути, которые были результатом откровения мудрецов-риши и выражали идеологию
брахманизма, а затем индуизма.
Представление о «переселении душ» возникло одновременно с появлением первых погребальных ритуалов ещё до появления
брахманизма.
Он в определённом смысле противостоит
брахманизму.
Согласно
брахманизму строение общества (т. е. права и обязанности представителей различных варн) определяет мировой закон («рита»).
Мировоззренческое обоснование и теологическое оправдание кастовому неравенству давал
брахманизм.
Брахманизм веками поддерживал стабильность в индийском обществе, которое традиционно было разделено на касты, и проповедовал следование всеобщему и вечному порядку – дхарме.
Буддизм вместо запутанного
брахманизма, который налагал на человека узы при жизни и потом на бесчисленные мириады лет после смерти, противопоставил новое, правда, не особенно привлекательное, не особенно свежее и утешительное, но, по крайней мере, менее сложное мировоззрение и весьма успешно повёл борьбу с грубыми предрассудками каст.
Это был возродившийся в преображённом виде
брахманизм, так что стало возможным говорить о новобрахманском периоде.
IV–VII вв. н. э. становятся временем расцвета постканонической абхидхармистской мыслительной традиции, совпавшего с пиком бескомпромиссной полемики буддийских школ со школами ортодоксального
брахманизма.
В то же время чрезмерная абстрактность описаний этого высшего начала, составляющих своего рода кульминацию религиозного мышления ведийского
брахманизма, могла быть слишком сложной и отстранённой для восприятия.
Это великое произведение возникает на этапе возрождения
брахманизма.
Стал ли католиком, магометанином, последователем
брахманизма, лютеранином?
Понятие о карме выкристаллизовалось именно в индуизме, а точнее, в период
брахманизма, на рубеже XV–XVI вв.
В русло обмелевшей реки
брахманизма влились иные потоки, которые сделали её вновь широкой и полноводной.
Новые идеи позволяли интерпретировать ведийские догмы в ином смысле, соединяя догматы
брахманизма с народными мифами.
Буддизм не стал опровергать развитое
брахманизмом учение о переселении душ, т. е. веру в то, что после смерти любое живое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т. д.).
На них опиралась религия
брахманизма, господствующая до возникновения буддизма.
Релятивистским установкам
брахманизма буддизм противопоставил универсалистскую доктрину нирваны – спасения от страдания и выхода из вечного круга перерождений.
Философия
брахманизма приблизилась ко многим фактам вселенной и подошла к многочисленным космическим истинам, но она слишком часто становилась жертвой неспособности провести различие между несколькими уровнями реальности, такими, как абсолютный, трансцендентальный и конечный.
Деление на поднаправления выражено не так отчётливо, тем не менее, существует шесть даршан (философских систем) традиционного
брахманизма.
Это наиболее древняя триада
брахманизма, в состав которой входят три отдельных божестваличности.
Это приве – ло к формированию индуизма, представляющего обновлённый
брахманизм и сохранившей всё его священные тексты.
Зачатки
брахманизма встречаются уже во втором тысячелетии до н. э.
Шива на санскрите означает «свобода от мирских забот», он – один из главных богов
брахманизма и индуизма, бог творения, разрушения, аскетизма и танца.
Это сопровождалось и «брахманизацией» содержания, что проявилось и в трактовке мифов, и в приведении сюжетов в соответствие с идеями
брахманизма, и в насыщении повествования прославлениями жречества.
Однако буддизм внёс в
брахманизм существенные изменения.
Понятие «остатка» послужило основой для формирования в
брахманизме представления о карме, которая с этой точки зрения представляет собой не что иное, как остаток прежних действий, от которого человек не очистился.
Брахманизм требует соблюдать и уважать принцип кастовости и особенно высокого положения касты брахманов.
Выяснилось бы, например, что представления австралийского племени арунта о единой жизненной субстанции, переливающейся в материи непрерывно и повсеместно, из существа в существо, из предмета в предмет (а в таких представлениях заключается, в сущности, вся религия этого племени), есть древнейшее откровение человечества о трансфизическом космосе: это есть живое, ярчайшее, безусловнейшее, чем когда-либо потом, переживание единой жизненной силы; австралийцы окрестили её арунгвильтой, высокоразвитый
брахманизм называет её праной, а как назовёт её через двадцать или тридцать лет мировая наука – это мы ещё услышим.
Поэтому влияние ортодоксального ведического
брахманизма на шактизме сказалось гораздо в меньшей степени, нежели на шиваизме или вайшнавизме.
Именно на территориях, не до конца завоёванных ариями, где не был распространён
брахманизм и жёсткая сословно-кастовая система, стали осуществлять свою деятельность люди, придерживающиеся независимых взглядов и стремившиеся к максимальной свободе самовыражения.
Однако если буддисту удавалось доказать невечность, т. е. сотворенность звука, то посрамлялась, оказывается, не религиозная доктрина
брахманизма, а конкретная философская школа – та логико-дискурсивная традиция, представитель которой не способен развить адекватную аргументацию для защиты своего мировоззрения.
Новозаветное христианство, этический дух которого сродни духу
брахманизма и буддизма и чужд, следовательно, оптимистическому духу евреев, тоже, в высшей степени мудро, связало себя с этим сказанием: без него оно совсем не имело бы никакой точки соприкосновения с иудейством.
Исходя из этого, каждый думает, что он имеет законнейшее право на счастье и наслаждение; и если, как это обыкновенно бывает, последние не выпадают на его долю, то он считает себя несправедливо обиженным и не достигшим цели своего бытия; между тем гораздо правильнее было бы видеть цель нашей жизни в труде, лишениях, нужде и скорбях, венчаемых смертью (как это и делают
брахманизм и буддизм, а также и подлинное христианство), потому что именно эти невзгоды вызывают у нас отрицание воли к жизни.
Представление о взаимной заменимости этих способов обретения блаженства весьма далеко от классического
брахманизма.
Затем в I тысячелетии до н.э. ведическая религия уступает место
брахманизму.
Учение о реинкарнации способствовало стабильности общества, таким образом
брахманизм выполнял важную социальную задачу.
Главными добродетелями
брахманизма считалось беспрекословное повиновение брахманам и вышестоящей власти, выполнение правил поведения своей касты и соблюдение предписанных ей обрядов, что ведёт к будущему благополучному перерождению души, а нарушителей – к перерождениям неудачным.
Индуизм пришёл на смену
брахманизму в IV – II вв. до н.э., а в начале новой эры развился в мощное религиозное движение и стал господствующей государственной религией.
Мифология
брахманизма, в том виде, в каком она представлена в эпосах, очень богата.
И разве не странно, что государственный стяг индуистского государства украшен эмблемой учения, возникшего как антитеза древнему
брахманизму?
Обрядовая сторона
брахманизма отличалась сложностью и предусматривала для верующих даже особую стрижку волос и особый характер походки.