Мутичный ребёнок отличается от страдающего моторной
алалией тем, что иногда может непроизвольно произносить не только слова, но даже сложные фразы.
Сенсорная
алалия у детей– это отсутствие или недоразвитие экспрессивной речи, когда нет связи между смыслом и звуковой оболочкой слов.
Алалия обусловлена повреждениями речевых зон коры головного мозга во время родов, заболеваниями или травмами мозга в доречевой период жизни.
Эти неожиданные данные заставляют по-новому взглянуть на мозговые механизмы
алалии.
– Такс, значит у вас сенсомоторная
алалия?
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: таганный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Возникает при поражении коры головного мозга, в частности как проявление
алалии или афазии.
Представьте, что у ребёнка
алалия – он слышит и распознаёт слова, но не может их запоминать и произносить.
Если поражение центральной нервной системы у детей способствовало нарушению речевой функции и возникло до освоения ими речи, то формируется
алалия («а» – отрицание, «lalio» – звук, речь).
Оба эти нарушения имеют между собой много общего: и афазия, и
алалия характеризуются полным или частичным нарушением речи, что делает в той или иной степени невозможным существование основной функции речи – общения с окружающими.
В зависимости от того, какие речевые центры были повреждены, различают две основные формы
алалии: моторную (недоразвитие активной речи) и сенсорную (недоразвитие понимания речи).
Кроме этого у детей встречается
алалия –отсутствие (или дефект) активной речи или её восприятия при нормальном слухе и интеллекте, обусловленное недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга или их поражением во внутриутробном либо раннем постнатальном периоде.
Аутизм на фоне
алалии может носить вторичный характер, и тогда достаточно лёгкого психологического вмешательства.
В чистом виде сенсорная
алалия практически не встречается.
Наиболее вероятностной из возможных гипотез является признание того, что причиной
алалии и других тяжёлых речевых расстройств могут быть сбои мозговой деятельности на нейронном уровне (демиелинизация) или же в результате нарушений микроэлементного состава волокон.
То, что зрительная кора при
алалии интактна, вытекает из того клинически регистрируемого факта, что дети с этим видом патологии речи, как правило, узнают предметные изображения, даже усложнённые, делают попытки рисовать, а некоторые из них рисуют с опережением возрастной нормы.
Алалия бывает трёх видов, и коррекция сильно зависит от того, о каком именно нарушении идёт речь.
А для ребёнка с сенсорной
алалией фраза – некое облако, которое на части не делится.
Все виды
алалии требуют наблюдения у невролога, который прописывает лечение.
Работа по преодолению
алалии – длительный и трудоёмкий процесс, включающий многочисленные направления и разнообразные её виды: коррекционные, воспитательные, обучающие, развивающие.
Обычно соответствующий диагноз ставится неврологом после 3 лет и звучит как «дисфазия развития (по типу сенсорной/моторной/сенсомоторной
алалии)».
Нарушения слогового состава усваиваемых слов, встречающиеся у детей-алаликов, определяются характером
алалии.
При сенсорной
алалии наблюдается добавление слогов и их перестановка, при моторной – сокращение слогов и их уподобление.
Про все подряд – про аутизм, умственную отсталость, сенсорную, моторную, сенсомоторную
алалию, задержку психического развития, задержку речевого развития.
Основная задача начальных этапов логопедической коррекции – создание стимулов, «пусковых механизмов», позволяющих в дальнейшем усваивать детям с моторной
алалией языковую систему в целом.
При первом и втором уровне речевого развития у детей с моторной
алалией занятия по активизации речи должны быть строго дозированы и методически выверены.
Коррекционная работа по преодолению моторной
алалии подразделяется на три этапа.
Земля под ними вздыбилась, нежно-салатовые цветы
алалии были безнадёжно растоптаны, а свежеприобретённое для меня дядей платье с пышной юбкой – из набора «как полагается леди» – порвано в лоскуты.
Часто причиной нарушения развития речи является
алалия.Это отсутствие или недоразвитие речи у детей, при сохранном физическом слухе и интеллекте.
Освоение ребёнком с
алалией русского языка похоже на изучение иностранного языка.
При моторной
алалии нарушена или отсутствует активная речь, понимание речи окружающих может не страдать.
Сенсорную
алалию характеризуют своевременное появление речевой активности и непонимание речи окружающих.
Тяжёлые формы расстройства проявляются
алалией –утратой побуждений к устной речи.
Вследствие терминологической неточности и отсутствия единой точки зрения на механизмы происхождения и течения моторной
алалии и афазии вопрос о корковой дизартрии остаётся открытым.
Увеличение громкости обращённой речи улучшает понимание слабослышащих детей и приводит к обратному эффекту у детей с сенсорной
алалией.
Характерным признаком моторной
алалии (афазии) является речевой негативизм – снижение речевого стимула.
Труднее решить вопрос о сенсорной
алалии.
Так в нашем арсенале диагнозов, помимо аутизма, появилась сенсомоторная
алалия, задержка психического развития, ранняя детская шизофрения и то, что мне казалось самым страшным, уж не знаю в какой логике – умственная отсталость.
Формирование речи, эмоционально-волевой сферы, элементарных математических представлений, развитие интеллекта, моторики, произвольных движений, совмещённых с речью, обогащение словаря и представлений об окружающем мире, активизация познавательных процессов и многое другое – вот основные аспекты работы по преодолению
алалии, особенно на начальном этапе.
Предлагаемая нами методика базируется на наблюдении и изучении речевых и двигательных особенностей детей, страдающих моторной
алалией.