Серия книг «Это важно знать» представляет собой иллюстрированные издания по ключевым областям знаний – 50 фактов, идей, вещей, людей, которые коренным образом повлияли на ход истории. Эти книги дают прекрасную возможность ликвидировать пробелы в знаниях, освежить или оценить уже известные вам факты с новой точки зрения. Все, что вы хотели знать, но боялись спросить! В этой книге – 50 захватывающих рассказов о самых известных произведениях, созданных великими писателями и поэтами! В этом сборнике вы найдете статьи, посвященные наиболее значимым и ценным произведениям мировой литературы, которые обязательно должен прочитать каждый образованный человек: «Одиссея» Гомера, «Декамерон» Джованни Боккаччо, «Божественная комедия» Данте Алигьери, «Гамлет» Уильяма Шекспира, «Отцы и дети» Ивана Тургенева, «Война и мир» Льва Толстого, «Мы» Евгения Замятина, «100 лет одиночества» Гарсия Маркеса и многие другие.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 50 книг, изменившие литературу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
6. Эрнст Теодор Амадей Гофман
«Эликсиры сатаны»
Гофман родился в семье прусского королевского адвоката. Когда Эрнсту было три года, его родители разошлись, и мальчика воспитала бабушка. Также огромное влияние на ребенка оказал его дядя — талантливый юрист, а также фантазер, мистик и талантливый рассказчик.
В 1792 году юный Эрнст так же, как и его отец и дядя, поступил на юридический факультет Кенигсбергского университета, который впоследствии с успехом закончил. Еще в студенческие годы увлекся литературой, музыкой и живописью.
Эрнст Теодор Амадей Гофман — немецкий писатель, композитор, художник. Годы жизни — 1776–1822. Роман «Эликсиры сатаны» — опубликован в 1815 и 1816.
После окончания Кенигсбергского университета Гофман покинул Кенигсберг и поступил на государственную службу. Работал в разных чинах, но в свободное время неизменно занимался музыкой, литературой и рисованием.
Однако все попытки Гофмана зарабатывать на жизнь искусством оканчивались провалом. Поэтому писатель не мог покинуть службу и полностью посвятить себя любимым занятиям.
Хотя Гофман и был вхож в так называемое богемное общество, но посещал в подобные посиделки неохотно. Страдая бессонницей, вечерами писатель частенько заглядывал в винные погребки. И вот, под влиянием расстроенных нервов, вина и бессонницы Гофман ночами создавал те фантастические, неподражаемые, порою гротескные образы, которые по сей день будоражат наше воображение… В произведениях великого писателя переплетены мифы, легенды, собственные фантазии автора, которые предстают перед читателем то мрачными и болезненными, то веселыми и саркастичными.
Родители Гофмана назвали его Эрнст Теодор Вильгельм, но Гофман, будучи пламенным поклонником Моцарта, в 1805 году изменил часть имени Вильгельм на Амадей
В «большую» литературу Гофман пришел поздно — в 33 года. А через 13 лет Эрнст Теодор Амадей уже покинул этот мир, истощенный болезнями и нездоровым образом жизни. Но сколько потрясающих вещей он успел написать за эти годы!
Первая публикация Гофмана — повесть «Кавалер Глюк» (1809). В 1814-м выходит в свет «Золотой горшок», и в этом же году писатель приступает к работе над романом «Эликсиры сатаны» — одним из самых ярких своих произведений, хотя и не самых популярных. На этот роман автор возлагал большие надежды — он уповал, что книга поможет ему улучшить свое финансовое положение, поэтому называл ее «эликсиром жизни». Первое издание «Эликсиров сатаны» опубликовано в двух книгах карманного формата в 1815 и 1816 годах. Писатель с трудом нашел издателей для своего нового романа, что объяснялось специфичностью книги. Однако в 1827 году, через пять лет после смерти Гофмана, роман был переиздан. С тех пор неоднократно переиздавался и переиздается по сей день.
В основу «Эликсиров сатаны» Гофман положил сюжет романа «Амброзио, или Монах» (1795) английского писателя М. Г. Льюиса. Гофман в «Эликсирах» прямо ссылается на «Амброзио» — этот роман читает героиня книги Аврелия. В «Эликсирах сатаны» значительная роль отведена религиозным мотивам, что в принципе не характерно для творчества Гофмана.
Сам Гофман называл «Эликсиры сатаны» романом особого рода. В этом произведении причудливо переплелись фантастические мотивы, которые столь мастерски умел воплощать Гофман, с детальным реализмом. Княжеская резиденция в романе отчетливо напоминает веймарский двор. Судьба же главного героя книги, Медардуса, сочетает дьявольские козни с обычными невзгодами жизни одаренного, но безродного юноши, который любой ценой пытается пробиться в обществе. Таким образом, сверхъестественное в романе основывается на совершенно реалистических мотивах.
Очень интересна и психологическая линия в романе, прослеживающая душевные метания главного героя с наблюдательностью, которой могли бы позавидовать психиатры.
Значимый вклад Гофмана в литературу — тема двойника, которую впоследствии разрабатывали многие авторы, в частности Достоевский, а также его непримиримый антагонист Набоков. Для Гофмана уникальность человека — непререкаемая ценность, а дублирование, имитация — преступно, греховно. А Медардус и Викторин постоянно «меняются местами», присваивают личность и судьбу друг друга. И эта непрерывная череда отражений, раздвоений настолько мастерски вплетена в сюжет романа, что читатель чувствует себя околдованным, завороженным, временами ощущая мистический страх от такого двойничества. Перед нами предстает не просто двойник, а лазутчик того безликого легиона, которым назвался бес в Евангелии, непрерывно раздваивающийся и увлекающий в бездну целое стадо. Искупительницей же в романе предстает Аврелия — истинная красота, которая может спасти мир.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 50 книг, изменившие литературу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других