Пенсионер Сергей Иванович работает в краеведческом музее провинциального городка в средней полосе России, где и проживает. Время от времени он путешествует по глухим местам края в поисках старинных вещей. В одной из таких поездок, Сергею улыбается удача, он находит настоящий рунный камень. Однако, вместо мировой известности, происходит череда мистических событий, в результате которых он оказывается в том же месте, но … в прошлом, в теле… Да он и сам не знает в каком. Герою предстоит борьба за выживание и внедрение в местные реалии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Князь Воротынский предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4
Добрын распахнул дверь, что-то пробубнил, пропустил меня и зашёл следом. Бросился в глаза оберег при входе — кусок косы над косяком и добротный железный замок. Уже в сенях увидел справа и слева двери, которые шли в избы, в глухой подклет22 спускалась небольшая лестница, тут же лестница вверх на второй этаж. Полы из расколотых на половинки бревен. Руку даю на отсечение, хозяин если не боярин, то купец. В любом случае, человек не бедный.
Добрын тем временем споро нырнул в левую дверь, а оттуда вернулся с похожим на него крепким парнем и миловидной женщиной средних лет, одетой в рубаху с косыми поликами, поневу, подпоясанную широким красным поясом, и покрывающим голову повойником. Живой музейный экспонат дополняло подвешенное на платке височное кольцо с колокольчиком и изящные бронзовые колты с выбитым древом жизни.
Оба синхронно поклонились.
— Здрав буде, княже!
— Мир вашему дому, — отозвался я.
— Бажен — первенец. Жёнка — Дарёна, — сухо представил их хозяин.
В чистом доме, запах псины, что за день въелся в одежду, чувствовался особенно сильно. — Добрын, мне б обмыться с дороги — обратился я к хозяину, показывая на грязную рубаху.
— Сейчас устрою, — пообещал Добрын.
Все скрылись за дверью, через некоторое время вернулся Бажен с чистой рубахой и отвёл в отдельно стоящую во дворе баню. Помывка несколько затянулась, так как я, не жалея кожи и золы, раз за разом скоблил тело, избавляясь от въевшегося запаха. И лишь приведя себя в полный порядок, вернулся в дом и сразу прошёл в жарко натопленную светлицу.
Осмотрелся. В парадной комнате большая печь, сложенная из дикого камня, а вот трубы не было от слова совсем. Дым струйками тянулся вверх, исчезая в едва заметных слуховых оконцах под крышей. По левую сторону, широкие полати и лавки — мужской угол, а вот красный, хотя и был на своём месте, ввёл в лёгкий ступор. Красный угол он не только самый светлый, но и самый важный. Не зря тот считали священным местом в доме и размещали в восточной части, в том месте, где два смежных окна образовывали угол. Обычно, в красном углу висели иконы да лампадки. Здесь же не иконы, нет. Малые резные чуры,23 а за ними вышитые орнаментом рушники.24 С укосины, на малой цепи, свисала кованая малая чаша вычурной формы с углями, под ней, надломанный хлебный каравай и малая крынка молока. Венчала угол щепная птица.25 Не сообразив, что делать, наугад повторил жест. Приложил руку к груди, поклонился, что-то пробубнив себе под нос, чем заслужил одобряющий взгляд Добрына.
К углу примыкал монументальный стол из расколотых дубовых плах, подпираемый брёвнами. Справа и слева, грубо сколоченные лавки. Добрын уже переоделся и встречал в белоснежной, вышитой красным рубашке. Обозначив поклон, попросил уважить, сесть на почётное место, прямо по центру стола. Место, занимаемое за столом, важнейший показатель семейного и социального положения человека, и место в красном углу, в центре стола, под иконами было самым почетным. Обычно там сидел хозяин, наиболее уважаемые гости, священник. Без приглашения пройти в красный угол, да вы что, смертельное оскорбление!
Похоже, на стол собрали лучшее, что было в доме — мочёную бруснику, клюкву в мёде, соленые грузди, нарезка, напоминающая плавленый сыр (кстати, это действительно оказался сыр, только не плавленый, а гороховый). В разогретых горшках источали ароматы пареная репа и тушёное с овощами мясо. На деревянном блюде лежал подкопчённый бок косули.
Хозяин, выставил на стол братину26 с крепкой медовухой, справа и слева резные ковши с оконечниками в виде голов уток. Вопросов скопилось вагон и маленькая тележка, но приходилось сдерживаться, сначала еда, а после разговоры. Прошептав то ли заговор, то заклинание Добрын зачерпнул ковш медовухи и с поклоном передал его мне. Я отпил, не торопясь, и передал хозяину обратно. Медовуха класс! Выше всяких похвал.
Когда с церемониями закончили, принялись за еду. Проголодался я зверски, так особо не сдерживался.
Приветствия и здравницы показали, что мой собеседник не понимал часть слов, которыми я ему отвечал, а я в свою очередь, понимал далеко не все его вопросы и ответы. Вроде бы и этнограф, как себя нужно вести за столом, знаю. Не раз, и не два у староверов бывал. И всё равно, чувствую «косячу» по полной. Странновато на меня сын с отцом поглядывают. Слишком велика разница во времени, кое-что до нас дошло, ещё больше утеряно, особенно тонкости бытового этикета. Хорошо крепкая медовуха сгладила витавшее в воздухе напряжение и общение кое-как наладилось. Говорил короткие, рубленные фразы, не строил сложных, витиеватых конструкций.
Пересказал кузнецу урезанную версию событий, произошедших со мной. Сеча была, ударили по голове, потерял сознание. Очнулся под водой, чудом выбрался… Про имена разбойников и их разговор ни слова. Ни к чему ему знать. Чем меньше о себе информации распространять, тем лучше.
— Вот такие дела, Добрын. Ни имени своего, не помню, ни отца с матерью. Кто таков, какого рода племени? Туман сплошной в голове.
— Плохо дело, княже. Поруб27 твой больно сильный. Тута знахарь надобен. Крепко тебя тати приложили. Разумели видать, что дух испустил, а оно вона как вышло. В прорубь значится спустили, значится тама, получается и очнулся?
— Тако и есть, Добрын.
— А непрост ты, князь. Не иначе тебе водяной ворожит. Видано ли. Зимой, да из-подо льда выбраться! А то, что память отшибло, так не переживай. Дело наживное, вернётся. У Мала, гридня из Новосильского полка, точно так было — мать родную не помнил, а потом ничего, отпустило.
— Добрын, ты ведь признал меня, князем величаешь. Ведаешь ли, кто я таков?
— Прости, княже, но имени твоего не ведаю, токмо на тебе родовой знак Новосильских князей. Посуди, кто в здравом уме таковой носить станет, кроме как князь? Опасно то. На первом же суку за такую крамолу вздёрнут. Да и ликом ты больно похож на старого князя. В молодые годы того видал на вече.
— Как же того князя звали?
— Сергей Александрович. Царствие ему небесное, — после чего Добрын натурально перекрестился двумя перстами. А я на него вылупился.
— Ты так не смотри на меня. Крещёные мы, но и старым богам вежество оказываем. Как иначе то? Пращуров своих забывать — последнее дело, — Добрын вынул из-под рубахи амулет с женщиной змеей и быстро перевернул его другой стороной, показав мне выбитый на том крест. — Не думай на нас чего дурного, мы и в церкву ходим по праздникам.
Амулет-змеевик не удивил, они были широко распространены на Руси вплоть до XVI века. Самая частая находка в раскопах, да и встречаются куда чаще, чем обычный крест. Двоеверие искоренили лишь к середине XVIII века, а местами оно и до века двадцатого протянуло. Здесь верю, тут не верю. Сегодня день Перуна — поворачиваем одной стороной, через неделю Пасха — развернём амулет и пойдём в церковь, никаких проблем. Нравы в те времена были простые. На одной стороне чеканили крест, как у кузнеца, либо ортодоксальный христианский извод. На обратной — антропоморфную фигуру богини Мать Сыра Земля с радиально отходящими от неё змеями. Однако, у Добрына, на обереге тот же знак что и на рунном камне, что наводило на мысли. Ладно, после сию загадку решу. Пока же меня куда больше другой вопрос занимал:
— Лета то ныне какие от сотворения мира?
— Прости, княже. Не ведаю то. Считать умею, а вот грамоте не обучен.
Хорошо, зайду с другой стороны, я догадываюсь кто такой Сергей Александрович. Вариантов не много, а точнее один. Александр Семёнович первый летописный Новосильский удельный князь, а у него был сын Сергей. Вот их то вдоём и казнили в Орде. В 1326 году, если память не изменяет.
— Отец то у князя случаем не Александр Семёнович?
— Тако и есм, княже.
— И обеих князей в Орде казнили? Верно?
— Как есть. Хребет им по навету преломили. Нехристи поганые.
— Сколько же лет с тех пор минуло? — вопрос хозяина удивил. Кузнец закатил глаза и начал что-то бубнить себе под нос, загибая по очереди пальцы, похоже и с математикой у него не очень.
— Два на дцать минуло, аккурат в то лето у нас Бояна родилась.
— Добро. А месяц нынче какой?
— Грудень,28 княже, вторая осьмица пошла.
Так-так. Год до XVI века включал девять календарных месяцев, а их длительность, в среднем, сорок дней. Получается на дворе декабрь 1338 года. Примерно. Охренеть не встать! И всё же уточнить не помешает.
— Верно ли, что ныне в Сарае Узбек-хан сидит, а в Москве великий князь Иван Данилович Калита?
Добрын кивнул, соглашаясь:
— Тридцать годов сидит, — он сплюнул. — Аспид то, а не князь! Прошлым годом мытари московские у брата моего Ипата товар забрали. Чуть по миру не пошёл.
— А брат то твой, кто таков?
— Гость.29 В Новосильскую гостиную сотню вхож. Не последний человек в городе.
— Добрын, а что гости заезжие бают? Что в миру то происходит?
— А… да всякое брешут. Калита ныне дочь выдал замуж за ростовского князя Константина Васильевича. Бают, что Белозёрское княжество обманом под свою руку взял. Новгород сызнова со шведом воюет. Гостей, давеча тарханских на нашем гостинце ограбили…
Добрын ещё говорил, но я уже слушал его в пол уха. И то, что узнал, хватило, попал я в непростые времена. Выжить, не то что реализовать себя, будет ох как непросто! Пик могущества Золотой Орды, монголо-татарское иго в самом расцвете. Процессы централизации на Руси только начались, но на Москву пока ещё никто не ставит — так, один из претендентов. На Руси буйным цветом цветёт феодальная вольница. Слом эпох. Опасно… Но перспективно.
Тепло и обильная еда подействовали не лучшим образом. Из меня будто стержень вынули. Мобилизовав для выживания на холоде внутренние резервы, сейчас расслабившись организм дал сбой. Боль в затылке до того тянущая и «стреляющая» волнами начала нарастать и скрывать её становились всё трудней и трудней.
— Тяжко, княже? Бажен ужо баню натопит. Попаришься — отпустит, полегче станет.
— Мутит меня что-то, Добрын. По дороге, без памяти не раз падал. Вот что. Кто я не ведаю. Может и князь. Кабы то не было, добром тебе хочу отплатить за то, что на порог пустил, обогрел да встретил аки гостя дорогого.
— Дык, княже, свои же, Новосильские.
— Добрын, — прервал я его, — слова непонятные я говорю оттого, что разум мой помутился. Будто провалы — где-то помню, а ещё больше не помню.
— Беда — беда. Говорю же, к знахарке надоть. Есть у нас такая — Лукерья. На болоте за выселками живёт.
— Не дойду я к знахарке, — выложил перед Добрыном два золотых империала, тот опасливо взял их в руки и принялся внимательно рассматривать.
— Злато то ромейское, на сотню резан можно обменять, — пояснил я.
— Больше, княже. Куда больше. Сам в младые годы у златокузнеца в подмастерьях ходил. Знаю о чём толкую, твоё злато чистое. Прости, княже, но не могу сии злотники30 взять. Невместно с гостя дорогого за постой брать. Не обижай, от души встретили.
— Добрын, то не плата тебе. Знахарке отдай сколько надо и проследи, чтобы она руки мыла и непременно с золой. Лично проследи!
— Ежели так, чудны твои слова, княже. Но как сказал, сделаю.
— Надоть, обязательно надоть.
— Добре, поутру Белоуса за той пошлю.
— Вот ещё, помощь от тебя треба. Дозволь в доме остаться, прежде чем на ноги встану.
— Для нашего рода сие честь великая.
— Одна просьба, спрячь пояс, да одёжу подальше, а своим скажи не болтать, что князь здесь остановился. Сам понимаешь, князья да бояре меж собой дерутся, у селян токмо чубы трещат. Не хочу под удар родичей твоих ставить, пока не разуберусь кто сам таков.
Добрын некоторое время подумал, а после кивнул:
— Добре, княже. Так где говоришь конь? Пошто добру зазря пропадать, а тако хоть собак накормим. Напрямки тута самую малость.
— Прямо на круче, что за бочагом, тропка натоптана тама. Но конь то что, тьфу! Другое важно. Пропал меч, был добрый. Сеча где случилась, точно не ведаю. Разумею, не далече от Кулиги. Ежели днём сыновей справишь по берегу пройти, мыслю, найти то место можно, следов тама лошадиных полно. Дорог он мне. Ежели найдёте, не обижу, отблагодарю…
Разговор сошёл на нет, скрутил очередной приступ боли. После, когда пришёл Бажен, отправился вслед за ним, в баню. Вот только туда я не добрался, едва на крыльцо вышел, очередной приступ боли погрузил меня в темноту.
Приходил в себя на короткое время и, открыв глаза, наблюдал почерневшие деревянные жерди, поддерживающие потолок, а после вновь проваливался в небытие. Помню лицо старой бабки со свалявшимися седыми котлами, которая окуривала меня и что-то бормотала себе под нос, но чаще появлялась красивая девушка со вздернутым носиком и толстенной, чуть ли не в мою руку косой угольно-черно цвета.
В один из дней я окончательно пришёл в себя, и смог самостоятельно подняться. Потихоньку вышел во двор из бани, где меня лечили, а там жизнь била ключом. Добрын с сыновьями махал молотом, а его жена с дочерями хлопотала по хозяйству. Через пару дней выяснил, что терем не самого Добрына, а его старшего брата, купца Ипата. Тот осенью, со старшим сыном Веселином отправился по торговым делам в Устюг-Железный и вернуться должен только весной.
Хозяйство богатое — четыре коня, три коровы, быки, гуси, куры и козы. В избах-клетях сени, дровяник, кузня, конюшня, хлев. На сим месте ранее стоял дом Молчана, отца братьев, но тот давно снесли и Ипат построил добрую усадьбу. Семья у Добрына большая. Даниле двадцать один, Белоусу семнадцать, Третьяку пятнадцать лет, Ростислав и Сазон младшие, им всего двенадцать и десять. Все они проживали на левой стороне терема внизу, а на верху жена и три дочери. Бажену уже двадцать два. С женой и малыми детьми он жил в малом доме, рядом с сенями. В правом крыле обитает семья Ипата: жена Марфа, младший сын Деян и две дочери. Средний сын, Богдан проживал в Новосиле, где следил за лавкой и складами отца, там же в городе и у старшего имелся дом.
Добрын, тот, прежде имел дом в Новосиле и состоял в кузнецкой гильдии. Вот только два года назад что-то произошло. Насколько понял из его путанных объяснений, сцепился с кузнецким старшиной и из города его попросили. Виру большую отдал и более не мог торговать в кузнечном ряду. Оттого и поселился у старшего брата, чем здорово тяготился. Подозреваю, ему ещё и денег должен.
Кузнец один империал всё же вернул, но я тот отдал Белоусу и Третьяку. Отдал и не пожалел ни разу. Ребята неделю снег рыли и таки нашли меч, а к нему в нагрузку корзно.31 Роскошная тёмно-синяя мантия из толстого шёлка, расшитая золотыми узорами, с красной, шёлковой опять же, подкладкой, с вышитой золотом каймой и опушкой из чёрного соболя, с золотой фибулой на правом плече. После такого, если и оставались сомнения в моём статусе у кого, то быстро развеялись.
Булатный меч впечатлял не меньше, сужающийся к концу, длиной около метра клинок. Вдоль полотна с обеих сторон проходили долы, служившие для облегчения веса. Бронзовая рукоять с родовым знаком украшена кровавыми рубинами и скандинавским орнаментом. Раритетный артефакт с красивейшим волокнистым узором.
Если его слегка щелкнуть по лезвию, раздавался чистый мелодичный звук. Меч слегка заржавел и притупился, но я его наточил так, что брошенную на острие полоску ткани он рассекал как нож масло. Взял это чудо в руки, несколько раз крутанул и понял, я умею! Остаточная мышечная память или ещё что, не знаю. Но факт есть факт, меч не был для меня простой железкой. Отец матери был казаком, до десяти лет учли меня обращаться с шашкой. Так, ребячество. Сейчас и оружие, и уровень мастерства иной. Не знаю, просто чувствовал и всё. Но и то, что потребуется хороший учитель, я тоже не отрицал, не дурак.
Посовещавшись с Добрыном выдумали неплохую легенду, что я мол, Прохор, сын Михаила, гость, он же купец. Компаньон Игната из Погоста на море. Приехал сюда по торговым делам. Про погост на море, здесь точно никто не слышал. То поселение выходцы из Новгорода основали в начале XII века в устье Онеги на побережье Белого моря, самый что ни на есть медвежий угол. Погост этот даже в Онежскую пятину не входил, чистый воды эксклав. Проверить оттуда я или нет практически невозможно, тем более, Добрын обещал, что Ипат мою легенду подтвердит и за моё алиби поручится.
В любом случае вылазок в город я не планировал и составил себе план минимум:
Пункт один — составить нормальный словарь и подтянуть речь.
Пункт два — разобраться с рунным камнем.
Пункт три — заложить финансовые основы, ибо тех денег, что у меня есть надолго не хватит.
Пункт четыре — узнать о себе и Новосильском княжестве как можно больше.
И последний пункт был исполнен куда быстрей прочих. Не смотря на плохой язык, перекрёстным опросом выяснил точную дату, двадцать шестое декабря. Получается, провалялся в бане больше двух недель. Заодно вызнал у Марфы про Новосильский княжеский дом массу подробностей. Такого, что как минимум на докторскую хватило бы. Родословная, родовое древо, боковые ветви, бастарды, интриги, даты рождения и смерти. Видно, тяготилась дама без высшего общества, а тут, на тебе цельный князь. Вот и села на свободные уши. А я что, я ничего, только рад такому раскладу.
Марфа из рода Мценских бояр Рябовых. Поведала тётя горькую историю про то, как её обедневший род отдал младшую дочь за гостя богатого. Покивал сочувственно, бывает. Между строк выпытывал родословные хитросплетения князей и старших боярских родов. Она то их на зубок знала, а как иначе. От этого жизни целых родов зависят. Ох и интриги здесь закручены я вам доложу, «Игра Престолов» нервно курит в сторонке.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Князь Воротынский предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
24
Рушник — полотенце обрядовое. Предмет ритуального назначения, который выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах.