1. Книги
  2. Научно-популярная литература
  3. Юлий Шанс

Прарусь

Юлий Шанс (2020)
Обложка книги

Открытия последних лет указывают на то что наша Русь может быть древнее Древней Греции. Данная книга, выбрав самое ценное из десятков источников, дает читателю ясную картину с оптимальном количеством сведений из разных областей науки на 28 страницах с иллюстрациями. Для подготовки обложки использован рисунок "Славяне служат своим богам на острове Руян" неизвестного автора XIX века с ресурса "Википедии" по лицензии ССО.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Прарусь» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Славянская теория Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов, в своём труде «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года» высказался решительно против «норманнской» теории и писал «о дальней древности славянского народа». Вот цитата из 6-го тома его полного собрания сочинений (Москва, Ленинград, 1952 год):

«В начале шестого столетия по Христе славянское имя весьма прославилось; и могущество сего народа не токмо во Фракии, в Македонии, в Истрии и в Далмации было страшно, но и к разрушению Римской империи способствовало весьма много. Венды и анты, соединяясь со сродными себе славянами, умножали их силу. Единоплемёнство сих народов показывает не токмо нынешнее сходство в языках, но и за тысячу двести лет засвидетельствовал Иорнанд, оставив известие, что ‘от начала реки Вислы к северу по безмерному пространству обитают многолюдные вендские народы, которых имена хотя для разных поколений и мест суть отменны, однако обще славяне и анты называются’. Присовокупляет ещё, что от Вислы простираются до Дуная и до Чёрного моря.

А прежде него, Птоломей во втором столетии по Христе полагает вендов около всего Вендского по ним поименованного залива, то есть около Финского и Курландского. Сей автор притом оставил в память, что Сармацию одержали превеликие вендские народы. И Плиний также свидетельствует, что в его время около Вислы обитали венды и сарматы… Итак, народ славянопольский по справедливости называет себя сарматским; и я с Кромером согласно заключить не обинуюсь, что славяне и венды вообще суть древние сарматы… О древности довольное и почти очевидное уверение имеем в величестве и могуществе славянского племени, которое больше полутора тысяч лет стоит почти на одной мере; и для того помыслить невозможно, чтобы оное в первом после Христа столетии вдруг расплодилось до столь великого многолюдства…».

«В Южной Европе древность и могущество славян из Геродота явствует, который венедов с иллирианами за один народ почитает и обыкновения их, мидским подобные, описует [Евтерпия, с. 36; Терпсих[ора], с. 128], чем показанное выше сего единородство подтверждается. Иллирийцев древность простирается до веков баснословных; сила их военных дел с греками и римлянами известна».

«К доказательному умножению славянского могущества немало служат походы от севера готов, вандалов и лангобардов. Ибо хотя, их по справедливости от славянских поколений отделяю, однако имею довольные причины утверждать, что немалую часть воинств их славяне составляли; и не токмо рядовые, но и главные предводители были славянской породы. Итак, ныне довольно явствует, коль велико было славянское племя уже в первые веки по Рождестве Христове".

Ломоносов также утверждал, что варяги были не национальностью, а некой социальной группой и могли быть как шведами или датчанами, так и славянами. Что приглашённые в Новгород варяги были россами — славянами, жившими на берегах Балтики между Двиной и Вислой, а сам Рюрик был внуком пригласившего его новгородского князя Гостомысла. При этом учёный указывает на отсутствие скандинавских слов в русском языке именно по этой причине. Михаил считал, что князь Рюрик был князем варяжским, но славянским и из Пруссии, а не Скандинавии. «Восточное плечо реки Немени, впадающее в Курский залив, называется Руса, которое имя, конечно, носит на себе по варягам-росам». То есть название Русь имеет чисто славянское происхождение, а не привнесённое извне другим народом. И русский народ имеет такие же древние корни как греки, римляне, а то и древнее.

Ломоносов указывает и на отсутствие по этой причине скандинавских слов в русском языке. На самом деле они есть, но их очень мало. Вильгельм Л. П. Томсен (1842–1927), профессор Копенгагенского университета и президент Датской академии наук (плюс член Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии) насчитал в русском языке 16 скандинавских слов. И даже эти 16 под вопросом. Например, русское слово «Якор» (якорь) отсылает к шведскому слову «анкаре» или древнескандинавскому «аккери». Однако в латинском словаре мы встречаем «ancora» — якорь и знак — «греческий». Итак, это слово вошло в латынь из древнегреческого за тысячи лет до того, как мир услышал о Скандинавии. Как показано выше, Россия имела тесные отношения с Византийской империей, где греки, возможно, были главной нацией (славяне также были там многочисленными). Поэтому почти наверняка это слово пришло в русский язык от греков Византии, а не Скандинавии. Большинство других слов из этих 16 также скорее немецкие, французские или греческие, чем скандинавские. Но даже если предположить, что все эти 16 русских слов имеют скандинавское происхождение, это всё равно слишком мизерное число. Количество немецких, французских и греческих слов в русском языке на пару порядков больше. Это добавляет ещё больше сомнений в том, что варяги торгового пути «из варяг в греки» были скандинавами и особенно в том, что Рюрик пришёл из Скандинавии.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Прарусь» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я