Супермозг грамотея. Развиваем память, внимание, мышление

Эльвира Петлякова, 2022

Совершенно очевидно, что эта книга предназначена для пап и мам, учителей и репетиторов, которые хотят «сделать» своего ребенка умным, внимательным, сообразительным, творчески мыслящим и самостоятельным человеком. Эффективным средством развития внимания и памяти является система «супермозг грамотея» из 100 игр и занимательных упражнений, которые автор предлагает в этой книге. В книге также есть 55 упражнений и приёмов на развитие творческих способностей, игр на развитие мышления и воображения детей 5-9 лет. Автор-составитель книги – Петлякова Эльвира Николаевна, педагог-практик, ветеран труда, победитель ПНПО «Лучший учитель России», автор серии книг «Школьный корабль», «Сердце отдаю детям». Основатель развивающего клуба «Лаборатория грамотея».

Оглавление

Игры для развития внимания

В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребенка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6-7 годам она значительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной деятельности. Но в то же время у ребенка нужно постепенно развивать способность прилагать волевые усилия и развивать устойчивость его внимания.

Далее предлагаются игры, способствующие развитию переключаемости внимания, наблюдательности, игры, повышающие уровень произвольности внимания.

Устойчивость и концентрация внимания

Игра «Цифры и порядок»

(развивает устойчивость и концентрацию внимания)

В игре используются цифры. Они располагаются в таблице в случайном порядке. Ребенку необходимо отыскать и подчеркнуть цифры по порядку. Начинать нужно с легких таблиц, увеличивая сложность постепенно. Игру можно разнообразить — находить цифры в порядке убывания.

Для примера расположения цифр приведены таблицы 1,2 и 3.

Переключаемость внимания

Игра «Переключись!»

Ребенку предлагается таблица, где вперемешку даны цифры и буквы (от 1 до 10, от А до М). Можно придумать и свои таблицы.

Задание:

а) найди по порядку цифры, буквы (цифры — в порядке возрастания, буквы — в алфавитном порядке);

б) попросите ребенка называть и находить цифры и буквы в таком порядке: «А» — «1», «Б» — «2»,

«В» — «3» и т. д.;

в) предложите малышу называть и находить буквы в алфавитном порядке, а цифры в порядке убывания: «А» — «10», «Б» — «9», «В» — «8» и т. д.

9 5 Г И 3

1 Ж Б 8 Е

д 4 Л И 10

7 К м 2 В

3 А Е 3 6

Развитие наблюдательности

Игра «Поставь точку в кружочке»

Ребёнку дается таблица, состоящая из 5 видов фигурок (например, геометрических).

Данная таблица состоит из квадрата, звёздочки, ромба, круга и прямоугольника. Ребёнок должен просмотреть каждую строчку последовательно и, как можно быстрее, отметить карандашом разными способами две, а затем и три указанные вами фигурки.

Например, круг — крестиком в центре, квадрат — точкой в центре. На выполнение задания отводится не более 5 минут.

После выполнения задания вы подсчитываете, сколько фигурок было пропущено.

Можно использовать не только фигурки, но также цифры или буквы, отпечатанные на компьютере, или обыкновенную колонку с текстом из газеты, вычеркивая в ней три разные буквы в течение 5 минут.

Игра «Пантомима»

Вы показываете пантомимы, а ребёнок должен угадывать, что данное действие означает. Для начала покажите простые действия: как вы умываетесь, кушаете, поливаете цветы. Затем покажите действие посложнее, например, как вы печете пирог, убираете в квартире и т.д. Поменяйтесь ролями с ребенком, пусть он загадывает, а вы отгадывайте.

Увеличение объема произвольности внимания

Игра «Запретное слово»

Задание: скажите малышу, что вы будете задавать ему разные вопросы, а отвечать на них можно любыми словами, кроме слова «нет» (или «да», или «не совсем» и т. п.)

После этого вы задаете вопросы:

— Вам нравится смотреть мультфильмы? — Снег чёрный?

— Мороженое кислое? — Ты бывал на Марсе? —

— Ты кушаешь кубики?

— и т. д.

Ошибкой считается, если названо запретное слово или ответ не дан.

Если у ребёнка не получается отвечать на вопросы или он часто ошибается, поменяйтесь с ним ролями, отвечайте на вопросы сами.

Выигрывает тот, кто ответил на большее число вопросов.

Игра «Счёт с запретом»

Задание: предложите ребенку сосчитать до 20-и через 1 число, заменяя пропущенное словами «не собьюсь!»

Например, 1, «не собьюсь!», 3, «не собьюсь!», 5, «не собьюсь!», 7, «не собьюсь!» и т. д.

Можно предложить посчитать через 2 числа, заменяя каждое 3 число словами «не собьюсь!».

Например, 1, 2, «не собьюсь!», 4, 5, «не собьюсь!», 7, 8, «не собьюсь!», 10, 11, «не собьюсь!» и т. д.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я