Супермозг грамотея. Развиваем память, внимание, мышление

Эльвира Петлякова, 2022

Совершенно очевидно, что эта книга предназначена для пап и мам, учителей и репетиторов, которые хотят «сделать» своего ребенка умным, внимательным, сообразительным, творчески мыслящим и самостоятельным человеком. Эффективным средством развития внимания и памяти является система «супермозг грамотея» из 100 игр и занимательных упражнений, которые автор предлагает в этой книге. В книге также есть 55 упражнений и приёмов на развитие творческих способностей, игр на развитие мышления и воображения детей 5-9 лет. Автор-составитель книги – Петлякова Эльвира Николаевна, педагог-практик, ветеран труда, победитель ПНПО «Лучший учитель России», автор серии книг «Школьный корабль», «Сердце отдаю детям». Основатель развивающего клуба «Лаборатория грамотея».

Оглавление

Игра с открытками

Вы берете какую-нибудь яркую сюжетную открытку (или репродукцию картины), предлагаете ее внимательно рассмотреть, а затем забираете картинку и задаете «контрольные вопросы»: кто нарисован на картинке, как он одет, какого цвета одежда, кто стоит рядом и так далее. Если ответ не верен, предлагаете снова рассмотреть открытку и опять ее забираете, продолжая задавать вопросы.

Поощряйте ребенка за каждый правильный ответ.

Игра «Запомни образы»

Покажите ребенку 8-10 картинок с изображением предметов (желательно, чтобы эти предметы не были связаны между собой по смыслу), которые он хорошо знает. Малыш должен их внимательно рассмотреть и запомнить. Через 3 минуты закройте картинки листком бумаги и попросите его найти те из них, которые он забыл назвать.

Можно предложить малышу вспомнить эти картинки, например, через пару часов или на следующий день. Обратите внимание ребенка на то, что важно уметь запоминать не только на короткое время, но и надолго.

Игра «Память»

Нужна обычная колода карт. Число играющих не ограничено (правда, если играющих много, приходится долго ждать своего хода, и игра становится менее привлекательной).

Карты в колоде тщательно перемешиваются и раскладываются в несколько рядов на столе рубашкой вверх. Каждый участник, когда до него доходит очередь, переворачивает две карты по-своему выбору. Если карты парные, игрок забирает их себе и переворачивает еще одну пару карт. Парными считаются карты, совпадающие по номиналу и по раскраске. Например, две черные восьмерки (пики, трефы), две красные дамы (черви, бубны) и т. д. Две карты одинаковые по достоинству, но разные по цвету, пары не составляют. Непарные карты опять переворачиваются и кладутся на прежние места. Очередь переворачивать карты переходит к следующему участнику.

Так продолжается до тех пор, пока не будут открыты непарные карты, что случается, особенно в начале игры, значительно чаще. Побеждает тот, кто наберет больше пар.

Подобные игры, где вместо привычных карт используются рисунки или фотографии, продаются в магазинах, но колода карт чаще оказывается под рукой. Обучать детей этой игре лучше, используя сначала неполную колоду карт.

Игры на тренировку мнемонического приема «группировка»

Возьмите картинки с изображением предметов по группам: транспорт, фрукты, одежда.

Разложите картинки на столе так, чтобы было

три ряда по три картинки в каждом ряду (одной группы). Попросите малыша назвать одним словом и запомнить каждую группу. Затем он отворачивается, вы убираете какую-нибудь одну группу картинок и предлагаете ребенку определить, какая группа исчезла.

Можно разложить картинки вперемешку. Затем предложить ребенку назвать обобщающими словами группы, которые могут быть образованы из имеющихся картинок. После этого малыш должен запомнить все картинки и отвернуться (или закрыть глаза).

Вы убираете 2-3 картинки одной группы и предлагаете ребенку вспомнить, какие это были картинки и какой группе они принадлежат.

Сложность игры зависит от общего количества картинок и количества групп, которые они образуют.

Игра с группами картинок

Возьмите по 3-4 картинки из групп: животные, овощи, инструменты и разложите на столе вперемешку. Малыш должен на них внимательно посмотреть, в течение 1-2 минут запомнить и отвернуться. Затем вы убираете со стола 4-5 картинок, имеющих отношение как минимум к трем разным группам. Ребенок должен определить, какие картинки были убраны.

Можно не только убирать картинки, но и добавлять их, или же одновременно и добавлять, и убирать. Задайте малышу вопрос: «Что прибавилось, что убрали?» В дальнейшем можно усложнить задание: не предупреждать о том, что произошло с картинками. Ребенок должен сам определять, как изменился состав картинок.

Игра на тренировку мнемонического приема «повторение»

Игра «Стихи и перевёртыши»

Поиграйте с ребенком в такую игру: вы читаете четверостишие без последнего слова, а он должен догадаться, какое это должно быть слово. Затем вы читаете это четверостишие еще раз, но уже без последних двух слов, потом без трех и т. д. Недостающие слова должен называть малыш. Так постепенно ему нужно будет называть все слова стихотворения, т. е. фактически выучить стихотворение наизусть.

Можно попробовать разыграть стихотворение в виде спектакля (можно использовать и кукол). Попробуйте все обыграть крайне эмоционально. Покажите спектакль своим близким. Чем интереснее получится совместная сценка, тем быстрее и легче малыш запомнит само стихотворение (включится непроизвольная память).

Для разнообразия можно использовать перевертыши, скороговорки.

Игра на смысловое соотнесение

Игра «Пары картинок»

Вам понадобятся 5-6 пар картинок с изображением предметов, связанных друг с другом по смыслу. Например, карандаш — альбом, лимон — апельсин, книга — очки, самолет — вертолет, нож — вилка и т. д. Разложите их попарно в два ряда: карандаш вверху — альбом под ним, лимон вверху — апельсин под ним ит. д.

Малышу предлагается рассмотреть и запомнить все картинки. Обратите внимание на смысловую связь между парами предметов. Заранее предупредите малыша, что после того, как он все запомнит, один ряд картинок будет накрыт листком бумаги, и чтобы восстановить по памяти этот ряд ему нужно будет использовать оставшийся. Через 2-3 минуты накройте картинки верхнего ряда. Ребенок должен назвать, какие это были картинки.

Тренировка словесно-логической памяти

Игра «Запомни слова»

Игра заключается в том, что вы читаете малышу 10-12 не связанных по смыслу слов. Например, стул, озеро, яблоко, потолок, вертолет, огурец, ложка, дым, сумка, нож. Он должен их запомнить и сразу после прочтения воспроизвести. Учитывая количество правильно названных слов, можно следить за тем, как изменяется память в течение определенного времени. Если количество таких слов возрастает, значит, память улучшается.

Игра «Запомни рассказ»

Игра — соревнование. Можно проводить между 2-я детьми. Подберите два одинаковых по сложности и размеру рассказа. Первый — зачитывается одному игроку, второй — другому.

В игре можно набрать до 5 очков за один рассказ. Каким образом?

Предложите ребенку внимательно прослушать рассказ (1-2 страницы) и нацелите его запоминать все подробности рассказа.

Начинайте читать рассказ с названия. После прочтения задайте ребенку вопросы и начислите очки. Так, если:

1) точно указано название рассказа;

2) правильно передана его основная мысль;

3) верно названы отдельные детали (имена персонажей, особенности их внешнего вида, место событий и т. п.),

то начисляется 5 очков.

Если правильно передана основная мысль, но имеются ошибки в названии или в деталях, то — 4 очка; если правильно передана только основная мысль — 3 очка; если основная мысль не передана, но правильно указаны название и отдельные детали — 2 очка; если правильно указано только что-то одно — название или отдельные детали — 1 очко. Если ребенок не может сказать и этого — ноль очков. Примеры рассказов даны в приложении.

Развитие оперативной памяти

Игра «Складывай и запоминай»

Для игры ребенок должен уметь осуществлять элементарные операции сложения в пределах 10-20.

На рисунке чередуется случайным образом три предмета: книга, шарик, цветочек.

Ребенок должен пересмотреть последовательно каждый предмет (по строчкам), назвать его и считать количество одинаковых предметов (по нарастающей). Например, 1 книга, 1 шарик, 1 цветочек, 2 книги, 2 шарика, 3 книги, 2 цветочка, 3 цветочка и т. д. Чтобы успешно справиться с заданием, нужно постоянно сохранять в памяти промежуточную сумму по данному предмету. Когда замечается ошибка, сумма восстанавливается, и игра продолжается.

Ошибкой считается неверно указанная текущая сумма (правда, чтобы такую ошибку заметить, вам необходимо тоже внимательно следить за выполнением задания). В этом случае игра не останавливается. Пусть ребёнок считает дальше, вы лишь фиксируете, что он допустил ошибку. (мама или педагог может нарисовать произвольно свои шарики, книги, цветы)

Развитие кратковременной памяти

Вы показываете ребёнку набор цифр, через 2 минуты вы эти цифры накрываете листком бумаги, ребёнок должен воспроизвести их по памяти. Начинать лучше с трёх цифр, а потом постепенно увеличивать их число. Карточки с цифрами нужно показывать не по порядку, например, 2,4, 8, 10, 6; 7,3,5,2,8; 4,6,2,3,5,9.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я