Просто о сложном

Эдуард Омаров

Каждый стремится жить в согласии с самим собой и внешним миром. Но далеко не у всех это получается.Главная причина – склонность усложнять простые ситуации. Попробуйте действовать иначе – искать простые решения сложных задач. Если не получится с первого раза, не огорчайтесь. Прочитайте книгу «Просто о сложном» и попробуйте еще раз. Успех гарантирую.

Оглавление

ВЗВЕШЕННЫЕ РЕШЕНИЯ

Любознательность — мощный ресурс для познания мира. Наличие этого качества резко отличает одних от других активностью и целеустремленностью. Помогает полноценно жить, быть интересным для окружающих и может обеспечить высокое качество жизни.

Ни для кого не секрет, что с самого детства мы отличаемся друг от друга многими качествами. Различные интересы, темперамент, жизненная сила, мудрость делают нас непохожими на других. В силу этого и многого другого, двигаясь по жизни, мы наблюдаем, какое положение в обществе занимаем. Уважаемые мы или нет. Ведущие, когда люди разделяют наши ценности и не задумываясь охотно идут за нами, либо ведомые, когда мы, сами того не подозревая, всегда выполняем чужую волю, не имея собственного мнения.

Как вы понимаете, к этому есть различные предпосылки. Сегодня мы с вами разберем одну из них. Звучит она просто: умение принимать взвешенные решения. Речь пойдет об особом навыке, который вырабатывается в детстве и имеет глубокий смысл и существенное влияние на формирование нашего будущего.

Поговорим не о простых решениях, а о тех, которые существенно влияют на качество жизни. Решениях, которые позволяют нам максимально реализоваться. И, как обычно, начнем издалека.

Притча.

Как-то некий суфийский мастер прогуливался со своим учеником по деревенской улице. Ученик сказал:

— Я знаю, лучшим днем в моей жизни был день, когда я решил отыскать вас и открыл, что с помощью вашего присутствия могу найти себя.

Суфий возразил:

— Решение — будь оно за или против чего-либо — вещь, которую ты не можешь знать, пока не узнаешь доподлинно. Покуда ты думаешь, что знаешь его, у тебя нет возможности его узнать.

Ученик произнес:

— Смысл того, что вы говорите, от меня скрыт, утверждение ваше темно, и намерение завуалировано. Я не в состоянии постичь этого.

Мастер промолвил:

— Буквально через несколько минут ты увидишь нечто, показывающее настоящую цену и решений, и того, кто их принимает.

Вскоре они подошли к лугу, на котором крестьянин занимался тем, что бросал палку собаке.

Суфий сказал:

— Я посчитаю до пяти, и он бросит собаке три палки.

И точно, как только он произнес «пять», человек сломал три ветки и швырнул их в сторону собаки, хотя суфий с учеником находились там, где он не мог их слышать, равно как и видеть.

Затем суфий промолвил:

— Я скажу «три», и он сядет.

И, как только он досчитал до трех, человек действительно внезапно сел на землю.

Теперь уже ученик, преисполнившись

изумлением, спросил:

— А нельзя воздействовать на него так, чтобы он поднял руки вверх?

Суфий кивнул, и через секунду они уже наблюдали, как человек воздел руки к небу.

Ученик был глубоко поражен. Однако суфий сказал:

— Давай-ка подойдем и поговорим с ним.

Они приблизились к работнику и приветствовали его. Суфий обратился к нему со словами:

— Скажи, почему ты велел собаке принести три палки вместо одной?

Крестьянин ответил:

— Я решил проверить, сможет ли она проследить за полетом более чем одной палки.

— Значит, это было твое собственное решение?

— Да, — ответил человек. — Никто не велел мне это делать.

— А почему, — спросил суфий, — ты вдруг сел?

— Я решил, что мне стоило бы отдохнуть.

— Кто-нибудь посоветовал тебе это?

— Здесь не было никого, кто мог бы мне это предложить.

— Ну а когда ты поднял руки вверх, почему ты это сделал?

— Я решил, что просто так сидеть на земле было бы с моей стороны проявлением лени, и почувствовал, что простиранием рук к небесам я докажу, что более работаю, чем отдыхаю.

— Было ли это решение твоим собственным и ничьим больше?

— Здесь поистине не было никого, кто бы мог принять его за меня.

Тогда суфий повернулся к ученику и произнес:

— Непосредственно перед этим опытом ты говорил мне, что рад, что принял определенные решения — такие, к примеру, как разыскать меня.

Ученик безмолвствовал. Но заговорил работник. Он сказал:

— Знаю я вас, дервишей. Ты стараешься произвести впечатление на этого незадачливого юношу своими возможностями. Да только все эти ваши особые силы — не более чем мошенничество.

О чем притча?

Как мы знаем, одним из направлений суфизма является духовное воспитание личности. Видимо, юноша нуждался в этом, и принял решение найти наставника, и выбор свой остановил на этом суфии. И был убежден, что именно тот поможет ему достичь поставленных целей.

Как мы видим, юноша особо ни с кем

не советовался в поисках пути совершенствования собственной личности. И ни у кого не спрашивал мнения, к кому надо пойти для получения желаемого результата. Всецело полагался на свои знания и опыт в выборе наставника. А встретившись с суфием, на вопрос «Почему выбрал меня?» не задумываясь ответил: «Решил, что с помощью вашего присутствия могу найти себя». Решил, то есть был уверен.

Это далеко не единственный подобный случай. Многие из нас были свидетелями того, как кто-то, приняв решение и будучи уверенным в нем, не хочет даже слышать другие мнения. И также встречались с теми, кто потом сожалел, что не прислушался к чьему-то совету. И наверняка слышали, как некоторые сокрушаются спустя много лет: мол, если бы я тогда в прошлом или молодости имел сегодняшний опыт, наверняка поступил бы по-другому. Возможно, кто-то из читателей узнал где-то и себя.

А теперь вчитайтесь, проговорите вслух и прислушайтесь к следующей сентенции.

Каждый поступает оптимально, исходя из собственного опыта и знаний.

На первый взгляд простое определение — и в то же время имеющее глубокий смысл и ответ на вопрос, почему многие очень часто принимают непродуктивные решения. Оно показывает и помогает понять, почему разные люди, принимая различные решения, в итоге получают разный эффект. А герой нашей притчи, как и большинство людей, тоже в точности следовал этому правилу. Поэтому мы не можем быть уверены, что его будущее принесет ему то, к чему он стремился. Почему? Поймем чуть позже.

Многократно встречая такие ситуации, я поставил себе задачу подробно изучить природу разнообразия принимаемых решений. В ходе научной работы и далее многолетних наблюдений мне удалось достаточно глубоко исследовать этот вопрос с научной и практической сторон. В результате были обнаружены и описаны основные подходы к принятию решений, связанных с профессиональной деятельностью или личной жизнью.

Подход 1. Большинство людей, принимая решение, бессознательно опирается только на свой опыт и свои знания. И соответственно оптимальное решение является результатом их собственного опыта. И они, как правило, полагают, что другого решения быть не может.

Подход 2. Некоторые не задумываясь поступают так, как им скажут. Обычно они ищут тех, кто готов выполнить всю работу по сбору и анализу информации и любит давать указания. Так они бессознательно пытаются снимать с себя ответственность за последствия принятых решений и поступков.

Подход 3. Небольшому количеству людей приходит в голову другая идея: моего опыта и знаний может быть недостаточно, вероятно, есть смысл еще к кому-то обратиться, — и тогда они обращаются к близкому окружению, получают дополнительные вводные, анализируют их, а потом принимают решение.

Подход 4. Еще меньшее количество людей проявляет определенную избирательность в выборе тех, чье мнение они используют при анализе и выработке собственного мнения. И выбор, как правило, падает на знакомых, родственников и уважаемых людей — словом, тех, кому они доверяют. При этом обычно они не думают об экспертности этих людей, а их предпочтения основаны на эмоциях. Подход простой: эти люди ко мне хорошо относятся или уважаемы в обществе, значит, они не могут мне дать плохие советы.

Подход 5. И совсем небольшое количество продвинутых ребят к экспертному мнению относятся весьма щепетильно. Они проводят большую работу для того, чтобы отобрать тех, кого считают экспертами, собирая чьи мнения они могут проанализировать ситуацию максимально всесторонне и, используя собственный опыт и знания, принять верное решение. Эти люди, как правило, становятся очень успешными.

Ну а почему, если все так просто, разные люди все-таки принимают разные решения и соответственно получают разные результаты?

Все просто. Предприимчивые люди используют верные подходы на уровне интуиции, менеджеры могут этому научиться. Простые же люди часто поступают непоследовательно. Они, чередуя разные подходы, получают разные результаты и понять не могут, в чем секрет этой лотереи. Лотереи, называемой «правильное решение».

А весь секрет, как показало исследование, в привычках. Привычках выбирать источник информации, анализировать и принимать решения. И, как понимаете, все эти привычки формируются с детства. Одни вырабатывают их самостоятельно, другим помогают старшие. Те, кто более любознателен и наблюдателен, учатся сами, остальным же необходимо внимание более опытных товарищей.

Теперь давайте выполним практическое задание. Вспомните из своего детства, как долго вы думали и о чем думали при принятии решений. Если не можете вспомнить, попробуйте проанализировать 10 последних решений. Чем руководствовались, как выбирали источник информации, насколько важно было мнение других людей, как быстро принимали решение, как реагировали на итоги. Потом попробуйте пообсуждать с детьми: как они принимают решения. Повторите это 10 раз. Можно и больше, и меньше. Но до тех пор, пока совершенно точно не будете видеть алгоритм принятия решений собственных и решений тех, кто вам интересен. Так вы увидите, какой из вышеперечисленных подходов вы используете, и поймете причину получаемых результатов. И затем появится очевидная возможность изменений. Полученные результаты лучше закрепить визуально (на бумаге или видеоносителе). И только после этого начать работу над изменениями.

А теперь поделюсь испытанной множество раз эффективной технологией принятия правильного решения.

1. Без крайней нужды не стремиться опираться на собственные знания и опыт. Вокруг нас есть коллективный разум, есть выдающиеся люди. Убедиться в экспертности тех, к кому обращаемся. Не ограничиваться знакомыми и близкими. Стремиться подключиться к более широкому «банку информации». Но помнить: даже самый мегауспешный не может быть экспертом по всем вопросам.

2. Ассимилировать полученные данные (примерять на себя). Не спешить применять их. Ведь каждая информация актуальна для конкретного случая и человека. Применять только то, что дополняет ваш опыт. В этом случае вы развиваетесь эволюционно. В противном случае можете подвергать себя излишнему риску.

3. С каждой новой вводной еще раз анализировать ситуацию и оценивать последствия принятого решения.

4. Только после всестороннего анализа совершать поступок.

5. Повторять подход многократно. До тех пор, пока не выработается новая привычка.

Важно знать: возможно, придется в этом алгоритме заставлять себя жить долгое время. Сначала это трудно, нервно, потому что постоянно надо будет контролировать себя и удерживать от скатывания к уже сложившимся привычкам. Привычкам самостоятельно принимать невзвешенные решения или полностью отдавать другим людям принятие решений за нас. В первое время наверняка станет трудно жить в новой парадигме. Но постепенно будет формироваться новая привычка, а вместе с ней придет легкость при принятии новых решений.

Возможно, придется контролировать себя

25 и более раз. Вы сами с каждым повторением начнете замечать, как меняются скорость и качество принятых решений. И очень скоро настанет день, когда вы начнете принимать решения молниеносно, вроде бы и не задумываясь. Это и будет новая правильная и очень полезная привычка.

Здесь хочу вернуться к притче, с которой началась эта глава.

Помните, суфий сказал юноше: «Покуда ты думаешь, что знаешь его, у тебя нет возможности узнать его»? Полагаю, надо чуть подробнее остановиться на этой сентенции.

Сомнения — вот на что обращает внимание суфий. Мальчик, сам того не подозревая, сообщил о неуверенности в принятом решении. И в чем же выразилась неуверенность юноши, спросите вы меня. А в том, что он использовал так много слов для объяснения своего выбора. Как ни парадоксально, если бы он не смог этого объяснить или испытывал бы затруднение при объяснении, то это говорило бы о сформированной привычке более доходчиво.

Более того, когда мы не уверены в правильности принятых решений, наше тело, так же как и язык, ведет себя особенно. И это не мог не заметить опытный суфий.

Наши привычки, как правило, выходят за пределы нашего сознания. Как вы поняли, они формируются независимо от нашего желания, как результат многократного повторения. Стало быть, если мы, совершая что-либо, думаем о том, что мы это делаем, то это еще не стало нашей привычкой. А привычки наши управляют всем нашим поведением. Проще говоря, привычка — то, что мы делаем не задумываясь. Вот и суфий говорит юноше: пока ты думаешь о решении, у тебя нет решения.

Дорогой читатель, мы с вами в этой главе изучили природу формирования привычек и возможность изменить неправильно сложившиеся привычки. По-иному посмотрели на природу и важность понятия «любознательность». И теперь можем приступать к новым изменениям. Помните: мы сами творцы всего себя.

Итак, многие поступают оптимально, исходя из собственного опыта и знаний, а вы, прочитав эту главу, можете поступать оптимально, исходя из собственного опыта, знаний и опыта других людей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Просто о сложном предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я