Каждый стремится жить в согласии с самим собой и внешним миром. Но далеко не у всех это получается.Главная причина – склонность усложнять простые ситуации. Попробуйте действовать иначе – искать простые решения сложных задач. Если не получится с первого раза, не огорчайтесь. Прочитайте книгу «Просто о сложном» и попробуйте еще раз. Успех гарантирую.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Просто о сложном предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Как-то шел по пустыне рыцарь. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, доспехи, шлем. Остался только меч. Он был очень голоден, и его мучила жажда. Вдруг он увидел озеро. Едва держась на ногах, он двинулся к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон. Рыцарь собрал последние силы и, выхватив меч, бросился на дракона. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона отрубил. На третьи сутки издыхающий дракон упал на песок. Рядом упал умирающий рыцарь, не в силах стоять на ногах и держать меч. И тогда истекающий кровью дракон спросил:
— Рыцарь, а чего ты хотел-то, чего набросился?
— Воды хотел попить, — ответил вконец обессиленный рыцарь.
— Ну так бы и сказал, зачем в драку-то
полез?!
Многие из нас разное количество раз оказывались в ситуации плохого взаимопонимания, когда результаты общения были не те, которых мы ожидали увидеть или получить. Такие нестыковки частенько ведут к конфликтам. После таких конфликтов одни делают правильные выводы, вносят коррективы в форму общения и получают желаемый результат. Другие же всю жизнь наступают на одни и те же грабли, не придавая значения истинным причинам плохой коммуникации.
О важности умения правильно общаться говорит множество научных или околонаучных публикаций. Издано и переиздано огромное количество книг. Интернет пестрит объявлениями о различных тренингах на эту тему. Несмотря на это многие читатели и слушатели даже после многократных «подходов к снаряду» так и не могут существенно сдвинуться с места. В чем же причина? Сегодня мы вместе разберем этот вопрос и простыми словами объясним, что же все-таки обеспечивает эффективность общения и взаимоотношений.
Первая причина плохой коммуникации — мнимая самодостаточность. Многие считают, что они вполне совершенны во всем. А что касается общения, то они в этом деле чуть ли не мастера. Частенько на вопрос о наличии превосходных компетенций такие ребята умение хорошо общаться называют одним из первых своих преимуществ. Наивные, даже представить себе не могут, как они далеки от умения по-настоящему эффективно общаться и взаимодействовать.
Вторая причина — невысокое качество информации об эффективных коммуникациях, элементарная неграмотность авторов программ.
Третья причина — отсутствие серьезных намерений у многих при получении новых знаний. В основе зачастую лежит обыкновенная лень. Потому что для освоения любого нового материала обязательно надо серьезно потрудиться. Вот и встречаются, как правило, с одной стороны сырой продукт, а с другой — ленивый потребитель. Ну а результат, как обычно, почти нулевой. К счастью, есть и другие ситуации.
К сожалению, первую причину устранить крайне сложно. Поскольку менять уже сформировавшиеся убеждения людей — очень сложное и часто неблагодарное дело. Если сами люди этого сильно не захотят, то со стороны это реализовать почти невозможно.
Ну а сегодня мы с вами попробуем устранить вторую причину, а устранение третьей останется за вами.
Большинство людей на вопрос «Какие виды коммуникаций вы знаете?» бодро отвечают: «Да, знаем, конечно: вербальная и невербальная. Мы же говорим словами — это вербальная, а вот то, что руками, мимикой и так далее, — это невербальная». С одной стороны, грустно это слышать, но с другой стороны, не все же изучали такую науку, как психология.
Кстати, о психологии. Мои глубокие знания как раз и были заложены на факультете психологии госуниверситета. А понимание серьезности и важности знания коммуникативных технологий я получил совсем неожиданно для себя на курсе зоопсихологии. Там же и началось изучение поведения людей и технологии межличностных отношений.
Зоопсихология — наука о психической деятельности животных. Изучение этого предмета в университете началось с шумного конфликта с программой обучения и преподавателем. Вся группа возмущалась: мы пришли изучать людей, а нам «толкают» информацию о поведении животных! Но благодаря грамотности и умению преподавателя чем дальше мы изучали поведение животных, их социализацию и взаимоотношения, тем больше убеждались, как много у нас общего. Естественно, менялось отношение и к предмету, и появилась благодарность к преподавателю, терпеливо показывающему нам нас через призму поведения разных животных.
Ну а сегодня мы чуть поглубже рассмотрим только одну грань животных, а именно технологию коммуникации, и постараемся научиться у них эффективно, то есть продуктивно, коммуницировать.
Немного истории. Понятию «человек» примерно 7 миллионов лет. Появлению человека разумного примерно 200 000 лет, языку около 100 000 лет. Многоязычию 5000 — 10 000.
И, как мы видим, люди, как и остальные животные, тоже когда-то объяснялись не словами, а теми же жестами, звуками. Причем этот период во много раз длиннее, чем период, когда люди стали общаться на так называемом человеческом языке. Стало быть, человечество миллионы лет эволюционировало благодаря технологии невербальной коммуникации? Да, и не только.
Здесь будет уместным просто объяснить, что под термином «коммуникация» мы понимаем технологию создания, передачи, приема и осмысливания сообщения. Удивительный факт: первобытные люди до формирования человеческого языка и в начальный период общения с помощью слов лучше и быстрее понимали друг друга. И соответственно точнее реагировали на сообщение, чем наши современники. У нас с появлением множества слов и языков появились сложности с пониманием сообщения и масса вариантов реакции. А если чуть поподробнее, то это происходит следующим образом. Я объясню это на обыденном языке.
Для примера возьмем двух собеседников. Первому пришла в голову мысль пригласить второго на встречу, которая ему очень важна, но он не уверен, что второй согласится, потому что не все однозначно и так далее. Он принимает решение сказать об этом вслух. Мысль переходит в слова. Слова произносятся вслух. Второй принимает сообщение, осмысливает, то есть находит, как ему кажется, истинный смысл сообщения, и реагирует. И… последствия бывают разные. Второй может просто согласиться, согласиться с мучениями, с радостью. Либо отказаться — просто, с мучениями, с радостью. Отреагировать очень бурно или вовсе игнорировать. Как видите, вариантов сценария может быть много.
Как же так, спросите вы: одни и те же слова, а такое множество реакций? Все очень просто, и многие из вас, дорогие читатели, знают лишь часть причин. Как сказал, с какой интонацией сказал, как при этом жестикулировал, в присутствии кого сказал, что при этом происходило вокруг, насколько внимателен был собеседник?.. И это не полный перечень факторов, которые влияют на качество передаваемого и принимаемого сообщения.
А теперь чуть подробнее. Человеческое общение, в отличие от общения остальных животных, как ни странно звучит, осложняется приобретенным отличием. А именно — человеческой речью, языком.
Сегодняшний язык ввиду своей перегруженности различными заимствованиями для многих стал существенной проблемой при общении. Разговорная речь, которая должна была бы облегчить наше общение, к сожалению, нередко, наоборот, усложняет. И это порой вызывает состояние когнитивного диссонанса.
Дело в том, что очень часто люди не совсем точно выражают словами то, чего на самом деле хотят. Получается так, что свое пожелание как-то вуалируют, посылают скрытно, между строк, метасообщением или в сообщении используют много иностранных и научных фраз. И когда получают не то, что хотели, раздражаются и, как правило, в этом винят оппонентов. Тогда как сами являются архитекторами результатов общения.
Такой результат бывает и с теми, у кого скудный словарный запас, связанный с плохим образованием, и с интеллектуалами с богатым словарным запасом. Как правило, красноречие не гарантирует качественную передачу сообщения. Вся причина в том, что свои пожелания мы пытаемся обозначить словами, чуть сдобрив невербаликой. И при этом сильно искажаем свое же желание из-за того, что неумело пользуемся невербаликой и другими наиболее важными каналами (видами, формами) коммуникации. О каких же каналах коммуникации идет речь?
Мы разберем шесть основных каналов коммуникации.
Общепринятое ранжирование
1. Вербальный
2. Невербальный
3. Вокальный
4. Паралингвистический
5. Тактильный
6. Ольфакторный
Мой подход
1. Вокальный
2. Паралингвистический
3. Невербальный
4. Вербальный
5. Тактильный
6. Ольфакторный
Вербальный канал, с помощью которого мы передаем не более 7—10% сообщения.
Невербальная коммуникация, эмоциональный канал, посредством мимики и жестикуляции — в общем, язык тела. Способен передать 20—30% сообщения.
Вокальная коммуникация — когда мы тембром, интонацией, темпом речи обозначаем то, что нам нравится или не нравится, то, что нужно делать первостепенно, то, что можно делать не срочно, что для нас важно или что для нас не важно, что выгодно и не выгодно. Оказывается, когда мы что-то обозначаем лишь словами, до оппонента доходит меньше, чем в том случае, когда делаем это с правильным голосом и интонацией.
Паралингвистическая коммуникация — когда мы совместно с вербальным используем другие каналы коммуникации. А инструментами могут быть смех, плач, вздох, хмыкание, а также телесный контакт, запахи и невербалика.
Я помню, когда я ругался на своих детей, изображал, что я ругаюсь, дети как-то не верили мне. Я мог 15, 20 слов сказать, пытаясь напугать, чтобы правильно себя вели
и так далее. Ни фига не слушались. Но стоило как-то зарычать, занизить голос или глубоко вздохнуть со стоном, они тут же понимали, что я уже говорю серьезно. Оказывается, бессознательно такое сообщение доходит намного быстрее и эффективнее, чем когда мы пытаемся послать сообщение, тщательно подбирая «доходчивые слова».
Тактильная коммуникация — когда мы достаточно красноречивы при телесном контакте, рукопожатии, физическом давлении или поддержке. Такая коммуникация также существенно уточняет наши истинные намерения.
Ольфакторная коммуникация — общение с помощью запахов. Этот канал используется не только для того, чтобы обольщать, как многие думают. Есть животные, которые с помощью запахов отгоняют: тот же скунс и так далее. Оказывается, в разных ситуациях, используя разные запахи, можно создавать определенное настроение, при котором нас хуже или лучше понимают. Опять же благодаря запаху лучше или хуже кушают, быстрее делают или медленнее, находят расположение или отторжение.
А вот интересные результаты наблюдений. Обычно те, кто совершает подвиги, те, за которыми идут, те, чьими мнениями и отношением дорожат, активно пользуются тремя видами коммуникаций: вокальным, паралингвистическим и невербальным. Одни люди такой подход используют неосознанно, на уровне интуиции, другие осознанно, благодаря знаниям. И, как следствие, это очень успешные люди. Большинство же не обращают на это внимания и, из раза в раз повторяя одни и те же алгоритмы словесной коммуникации, так и не могут понять, почему отношения «не клеятся».
А как же письменная форма коммуникации? Да, есть и такая. Но она, так же как и чисто вербальная, не гарантирует точной передачи сообщения, потому что не может включить основные каналы коммуникации, хоть ты и трижды будь Пушкиным. Примером могут служить тексты, стихи, песни, при прочтении которых у одних поднимается настроение, а другие впадают в уныние.
Поэтому секрет эффективных коммуникаций все же надо искать в общении, что называется, «с глазу на глаз». И на мой взгляд, кроется он в периоде, когда человечество только-только начало приобретать способность говорить, а не тогда, когда возникло богатство языков. И именно в тот период человек и обрел явное коммуникативное преимущество перед другими животными. И эту подсказку нам дают наши домашние питомцы.
Очень часто мы видим, что большая часть их общения происходит с помощью звука и тактильно. По тому звуку, с которым с нами общается животное, мы понимаем, нравится ему это или не нравится, радуется оно или возмущается. Тембром голоса, интонацией животные нам сегодня сообщают, согласны или не согласны, хотят или не хотят. Точно так же они общаются между собой, и с помощью этих же звуков в большей степени и, конечно, чуть-чуть невербалики они и строят отношения и иерархию в своем сообществе. Стало быть, базовой формой коммуникации являются звуки, выраженные с разной громкостью и модуляцией. А точнее, звуки слова. И это мы называем вокальной формой коммуникации.
На заре становления языка словарный запас людей был очень ограничен. Но это не мешало им эволюционировать. И в наше время встречаются люди с таким же ограниченным количеством слов, прекрасно коммуницирующие с окружающим миром. Помните Эллочку-Людоедку, персонажа романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»? У нее было всего 13 слов, с помощью которых она объяснялась: «жуть», «блеск» и так далее. При этом она могла выразить любую мысль. Точно так же у первобытных людей изначально был ограниченный словарный запас. Но, умело управляя голосом, они вполне комфортно могли коммуницировать. Что изменилось за многие тысячи лет существования человека? Мы придумали огромное количество слов для общения. И даже множество языков. Затем для чего-то перемешали эти языки. И если мы сегодня разберем какое-
либо предложение, то увидим заимствования из греческого, английского, латыни и так далее. Все это, оказывается, только усложняет понимание, а не способствует.
Вместе с тем, как говорят наши коллеги, с помощью этих же слов мы можем передать не более чем 7—10% информации. В отдельных случаях мы даже можем без слов транслировать нужное сообщение. То есть по сути форма коммуникации, передачи сообщения осталась такая же, какая и была. Для того чтобы эффективно уметь коммуницировать, нужно научиться управлять в первую очередь своим голосом, собрать тот минимальный объем слов, с помощью которого мы можем максимально точно передать сообщение, потом развивать невербалику и далее уже наращивать словарный запас. Большинство людей поступают с точностью до наоборот. Лишь некоторые точно понимают правильный алгоритм и становятся максимально эффективными и успешными.
Итак, дорогие друзья, мое понимание эффективных коммуникаций заключается в следующем.
Во-первых, эффективность, то есть выгодность, которая заключается в том, с каким усилием мы получили желаемый результат. Представьте, что для убеждения оппонента принять вашу сторону или выполнить ваше поручение вы потратили минуту или час. Эффект, выгода — с разницей в 60 раз. С первого раза вас правильно поняли и сделали то, что вы хотели, или пришлось вновь повторить задание и потерять время и ресурсы.
Во-вторых, какие каналы коммуникации мы используем. Так получилось, что, как правило, нужное сообщение (или, вернее, его смысл) мы передаем не словами, а метасообщением, между строк и так далее. И оппоненту всегда нужно домыслить, что вам надо. Конечно, сообщение мы передаем словами, но доносят до сознания и помогают правильно осмыслить и, соответственно, адекватно реагировать остальные каналы коммуникации. Как было выше написано, слова — это только 7—10% сути и содержания сообщения, а остальное обеспечивают каналы более важные. Причем при передаче сообщения они могут быть достаточно точны и без слов. А вот слова без других каналов никогда не могут передать стопроцентно точное сообщение. В этом и заключается секрет эффективных коммуникаций.
Ну а теперь о том, что с этим делать и как начать лучше общаться.
1. Тщательно изучайте поведение животных. Они подскажут, какие каналы коммуникаций у вас уже развиты, а какие нужно развивать.
2. Попробуйте передавать сообщения без слов. Не огорчайтесь, если сразу не получится. Терпенье вам в помощь. Повторяйте и еще раз повторяйте попытки. И очень скоро придет удовлетворение от коротких точных сообщений.
3. Помните смысл простой сентенции: слова даны для того, чтобы скрывать мысли. И чем больше слов мы используем при передаче сообщения, тем сложнее нас понимать.
Осознание этих простых мудростей пришло ко мне не сразу. Много лет наблюдений и экспериментов помогли подготовить эту очень полезную главу. Пользуйтесь, развивайтесь, улучшайте коммуникацию с другими людьми и обязательно делитесь с остальными полученными знаниями. Ведь чем больше вокруг нас людей, умеющих эффективно коммуницировать, тем эффективнее можем быть и мы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Просто о сложном предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других