Собрание сочинений. Письма к учителю

Чжу Юнсинь

Книга построена на основе писем, которые китайские учителя пишут Чжу Юнсиню, видному деятелю народного образования КНР, и его ответов на вопросы коллег по педагогическому цеху. Их тематика крайне разнообразна, но практически всегда в письмах затрагивается выдвинутая автором концепция нового образования. По словам Чжу Юнсиня, подвижников нового образования мало заботит тот факт, что консерваторы от педагогики называют их всех «чудаками, даже сумасшедшими»; главная их задача – отдать все свои силы, чтобы новое образование стало неразрывной частью народного образования в Китае и самой большой нравственной ценностью для учеников, учителей и родителей. Чжу Юнсинь – член Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), заместитель председателя Ассоциации содействия демократии (CAPD), вице-президент Китайского общества образования (CSE), профессор и научный руководитель университета Сучжоу. Книга адресована студентам и специалистам в области синологии, педагогики, а также всем интересующимся китайской культурой, историей и современным состоянием народного образования в КНР. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

  • Часть первая.. Что приводит людей в профессию учителя?

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Собрание сочинений. Письма к учителю предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© ООО «Международная издательская компания «Шанс», 2023

© ООО Издательство «Восток-Бук», 2023

© ООО «Издательство Китайского народного университета», 2023

ООО «Издательство Китайского народного университета» предоставляет исключительное право на издание и распространение данного произведения на русском языке ООО «Международная издательская компания «Шанс». Все права защищены. Не допускается копирование и распространение текста без письменного разрешения правообладателя.

Часть первая.

Что приводит людей в профессию учителя?

Почему человек становится учителем?

Это самый простой вопрос и одновременно самый основополагающий. У каждого свой ответ на него. То, как мы отвечаем на этот вопрос, многое объясняет в нас, влияет на наши поступки.

Слишком узкий или слишком широкий подход к учительству будет одинаково однобоким.

В первом случае мы будем думать, что это просто профессия, способ зарабатывать на жизнь, такой взгляд приведет нас к самоуспокоенности и расслабленности, к утрате высоких стремлений.

Во втором случае мы, невольно преувеличивая самоотдачу и жертвенность учителя, станем обожествлять его и предъявлять к нему завышенные требования, уйдем от действительности.

Я давно считаю, что просвещение — это моя судьба, мой жизненный удел. А звание, заслуживающее наивысшей гордости, — это звание учителя.

Я думаю, что стремление к счастью — это извечное желание человека, и учитель здесь не исключение.

Ради этого мы с радостью становимся учителями. Как учителя мы должны глубоко понимать причину счастья.

Стремитесь к свободе своего мышления: как искать учителя?

Учителю Чжу

Не так давно я прочитал сильно впечатлившую меня автобиографию Нельсона Манделы [1].

Жизнь Манделы была полна блеска и головокружительных взлетов и падений. Его на 27 лет посадили в тюрьму как лидера движения против расового апартеида, он получил Нобелевскую премию мира и стал первым чернокожим президентом Южной Африки… Мандела придавал большое значение просвещению. После добровольного сложения полномочий в 1999 году он все силы отдавал созданию школ в Южной Африке и борьбе со СПИДом.

Я думаю, что такой человек сам по себе является учебником и хорошим учителем. Вы согласны со мной?

Ответ учителя Чжу

Действительно, Мандела — это и учебник, и хороший учитель.

Говорят, что легко найти учителя по классической литературе и трудно — наставника для человека. Все великие люди независимо от своей национальности и родной страны — это герои для всего человечества.

У них разные профессии и социальное положение. Но каждый из них за отпущенное ему время выковывает свою жизнь и своими поступками делает ее легендарной. Его слова и дела превращаются в строчки живого учебника, показывающие людям путь к более полноценной жизни, к которой каждый из нас должен стремиться. Поэтому каждый великий человек — это еще и великий учитель.

Нельсон Мандела был именно таким человеком.

5 декабря 2013 года он мирно ушел из жизни в возрасте 95 лет. Его слова и дела без устали рассказывают нам об облике мира, о человеческой жизни; для нас, учителей, это истинная наука.

Мандела, проведший в тюрьме 27 лет, возможно, дал самую удивительную интерпретацию свободы: «Когда я вышел из камеры и направился к тюремным воротам, ведущим на свободу, для меня уже было ясно, что если я не оставлю боль и обиду позади, то в действительности по-прежнему буду в тюрьме». Это мудрые слова, и они идут от сердца. В день своего избрания президентом Мандела пригласил тюремных охранников на церемонию и искренне благодарил их. Он считал, что раньше был вспыльчивым и несдержанным. Тюремная жизнь научила его размышлять и справляться с болью, преодолевать невзгоды. Мандела своими поступками доказал, что не только не дал ненависти разъесть свою душу, но и обрел подлинную свободу.

Действительно, жизнь не бывает всегда безоблачной, каждый сталкивается с трудностями. Но не они сковывают человека, а его внутренние страхи.

Сбросьте эти оковы, и вы обретете подлинную свободу. Такое отношение показывает, что можно извлекать из невзгод положительную энергию, учиться на трудностях умению преодолевать их. Тогда окрепшая душа не будет знать непреодолимых преград. Чем больше мы познаем ценность свободы, тем сильнее наше желание действовать во имя нее, следуя словам Манделы: «Свобода — это не только избавление от своих оков, но и постоянное уважение и увеличение свободы других». Люди, неспособные сами сбросить свои оковы, будут всегда, поэтому, когда мы будем бороться за их свободу, наша душа будет освобождаться еще сильнее.

С таким умонастроением, как говорил Мандела, можно превратить врага в партнера: «Если хотите мира с врагом, вам нужно сотрудничать с ним, тогда он станет вашим партнером». Это не только стратагема политика, но и перефразированная житейская мудрость. 99 % противостояний в жизни происходит из-за непонимания в общении. Начните с сотрудничества, мирно высказывайте свои мысли, прислушивайтесь друг к другу, и тогда вы устраните недопонимание и достигнете гармонии между сторонами. Общая победа возможна только при одновременной дружной и результативной работе. К тому же так лучше реализуется смысл нашей жизни. Хотим мы этого или нет, мы реально воздействуем на окружающих. Когда активны, посылаем в окружающее позитивную энергию, когда пассивны — отрицательную. Соотношение положительного и отрицательного составляет ценность нашей жизни. Мандела говорил: «Смысл жизни не только в том, чтобы жить, но и в том, что неодинакового мы привносим в жизнь других. Это определяет смысл жизни человека». Учителю особенно важно понимать это. Образование заключается во взаимовлиянии людей. Слова и дела учителя могут непосредственно привносить в жизнь учеников это неодинаковое. В этом заключаются ценность и смысл жизни учителя.

Мандела говорил: «Никто не рождается, чтобы ненавидеть других из-за цвета кожи, происхождения или религии. К ненависти люди приобщаются потом. Если люди могут научиться ненавидеть, их также можно научить любить. Для человеческой души любовь более естественна, чем ненависть». Любовь — это источник образования. Но ненависть привлекает больше внимания. Поэтому многие, включая наших учителей, оказавшись в заблуждении, принимают ненависть за лейтмотив жизни. Задумайтесь на минуту, кто невольно не начнет улыбаться при виде новорожденной жизни? Это и есть любовь в своем первозданном виде, она исходит из доброй души.

Но одной доброй души недостаточно. Мандела напоминает: «Проницательный ум и добрая душа — это невероятный тандем». В жизни они редко сосуществуют одновременно. Проницательность обычно ведет к расчетливости, а доброта — к терпимости. Высший удел человека — быть проницательным и щепетильным в своих делах, добрым, скромным и щедрым. Это признак того, что смекалка в делах и поступках вылилась в большой ум, и вы непременно станете выдающейся личностью.

Поэтому перед лицом трудностей и вызовов испуг и уступки легко допустимы, но трудно встречать их смело. В представлении остальных людей Мандела смельчак, но и он открыто говорит: «Смелые — это не те, кто не чувствуют страха, а те, кто могут преодолевать его». Человек, который не боится, не смел, а безрассуден. Подлинная смелость связана с разумом, способным распознавать опасность и испытывать перед ней страх. Смелый в опасные моменты стискивает зубы. Настоящий храбрец совершает правильный поступок, понимая все риски этого.

Легко жаловаться и роптать на действительность. Неимоверно трудно подниматься над рутиной и сохранять твердую веру и горячую любовь к человеческой природе и просвещению. В этом и кроется подлинная миссия учителя. Именно такой верой и любовью обладал Мандела. Поэтому его можно назвать оптимистом. Он твердо говорил: «Гуманизм часто подвергался испытаниям, но я никогда не склонюсь перед пессимизмом, потому что это означает поражение и смерть».

Истинная вера — это самая неистребимая и горячая надежда, способная вселять мужество и поднимать оптимизм в годину невезения. Оптимизм, созданный верой, — это солнце, дарящее свет и тепло в любой ситуации, ведущее нас в светлую сторону жизни. В тюрьме Мандела всегда использовал лаконичные штрихи и яркие краски, чтобы обрисовать свои дни в то время. Он говорил, что «хочет использовать оптимистические цвета для жизнеописания». В 84 года Мандела организовал выставку этих «тюремных картин» и заявил: «Пока мы способны принимать вызовы жизни, даже самые необычные мечты могут стать явью!» Все мечты сводятся к преодолению реальностей. Если вы хотите подняться над реальностью, то непременно столкнетесь с трудностями. Обычно мы просто пребываем в размышлениях о своих мечтах, мало кто усердно стремится осуществить их. Всегда найдутся люди, которые, ссылаясь на кучу причин, скажут вам: «Это невозможно». Но стоит вам начать действовать, как обнаружится, что даже при большом внешнем давлении существуют возможности, когда невозможное постепенно становится возможным, а в конце концов — и реальным. Мечта идет навстречу только тем, кто не испытывает постоянных сомнений и колебаний и с оптимизмом воспринимает вызовы. О многих осуществленных мечтах, которые, по взглядам обычных людей, невозможно было исполнить, Мандела, исходя из личного опыта, говорил: «Пока мы не начали что-либо делать, дело кажется нам неосуществимым».

Жизнь человека — это путешествие определенной длины. Мандела сказал: «Мне открылся один секрет: поднявшись на высокую гору, вдруг обнаруживаешь, что есть еще много гор, на которые надо подниматься». Успех — это всего лишь восхождение на большую гору в глазах окружающих. Остановившись на этом и насладившись пейзажем с этой горы, мы утратим возможность восхититься бо́льшими красотами, а это уже станет настоящим поражением.

В жизни человека не бывает самой высокой вершины, в образовании нет конечной точки, мы находимся в вечном поиске. Мандела всю жизнь отдал борьбе за Южную Африку, но и сегодня на пути ее развития много проблем. Оказывается, создать государство легко, а строить — трудно. Для этого необходимо использовать образование, чтобы жесткие институциональные рамки заставляли граждан становиться культурными и сознательными. Только тогда в государстве возможны долговременная стабильность и спокойствие. Герой Мандела покинул нас, ушел по неспешному пути вечной свободы. Этот великий человек поднимал революцию, выступал за мир и пришел к глубокому осознанию силы образования. Каждый учитель должен всецело ориентироваться на слова Манделы: «Образование — это мощнейшее оружие, способное изменить мир».

Каждый из нас, учителей, должен честно спросить себя: так ли мы делаем?

Ваш друг Чжу Юнсинь

Жизнь учителя: как увидеть ее привлекательность?

Учителю Чжу

Я начал работать учителем недавно. Изначально полный грез об этой профессии, я почему-то начал уставать от жизни. В повседневных разговорах, в обсуждениях в интернете постоянно слышится ропот коллег. Некоторые говорят, что жизнь преподавателя слишком однообразна, лишена стимулов. Другие утверждают, что она слишком механистична и лишена изюминки. Третьи ропщут на ее нестабильность и отсутствие ощущения успешности… Разные проверки, критика, проблемы с детьми постоянно выводят меня из себя. Я постепенно утрачиваю веру в работу преподавателя. Учитель Чжу, пожалуйста, скажите, что мне делать?

Ответ учителя Чжу

Получил ваше письмо, очень хорошо понимаю вас. Старая поговорка гласит: «Если в доме есть два доу [2] зерна, то учителем можно не работать». В этом есть логика. Иметь дело с детьми — очень хлопотно. Ежедневно сталкиваешься с неожиданными трудностями, вызывающими досаду и огорчение.

Моя младшая сестра тоже раньше была учительницей. В начале своей работы она написала мне похожее письмо.

Я сказал ей, что мы не можем видеть только риски и трудности в работе учителя и не можем не видеть преимущества быть учителем. Не надо впопыхах готовиться к урокам и проводить их и при этом в спешке роптать. Самое важное в эти часы и минуты — это сосредоточиться на воспитании в себе симпатии к ученикам и поддержании положительного отношения к образованию.

Писатель Фэн Цзицай говорит: «Большее наслаждение возникает от прохода воздуха через игольное ушко, чем от циркуляции воздуха по горному ущелью». Пройти через игольное ушко труднее, чем беспрепятственно переместиться через ущелье. Писатель напоминает, что радость от преодоления трудностей испытывается гораздо ярче и непосредственнее. Скорость нашего взросления сильно связана со сложностями, с которыми мы справляемся. Большая радость бывает после большого огорчения, а большое удовлетворение — после решения большой проблемы. Еще важнее постигнуть суть профессии учителя и обнаружить ее подлинную привлекательность! Нет работы прекраснее этой.

Профессия учителя может развивать все способности человека до бесконечности, включая его созидательный и творческий потенциал. Человек — это самое сложное в мире. Педагогу приходится работать с самой большой загадкой — с душой человека. Учителя ежедневно встречают новое солнце, соприкасаясь с постоянно меняющимися личностями детей, с жизнями, обладающими безграничным потенциалом. В них кроются неисчерпаемые возможности. Твоя усердная воспитательная забота поможет им раскрыть свой потенциал, пробудить их нескончаемую энергию. Уверен, они намного превзойдут твои самые смелые предположения. Неопределенности и вызовы в профессии преподавателя привносят в его деятельность много трудностей, но одновременно добавляют ей привлекательности.

Учитель гораздо свободнее распоряжается своим временем. К обычным выходным дням и праздникам у него добавляются летние и зимние каникулы, что намного увеличивает его свободное время. Благодаря этому учитель может делать многое, что сам пожелает. Фридрих Энгельс говорил, что самые большие возможности для развития человека предоставляются тогда, когда он наибольшую часть своего времени занимается тем, чем хочет. Учитель может с пользой использовать это для любимых занятий, будь то пейзажная живопись, игра на музыкальном инструменте, шахматы, каллиграфия или научные исследования. Эти занятия будут питать преподавательскую работу учителя и принесут ему двойной эффект и удовлетворение.

Учитель может применять свои профессиональные знания не только в школе, но и в семье. Говорят, профессии учителя и врача ближе всего к человеку и семье. Именно врач и учитель непосредственно заботятся о теле и душе человека. Профессиональная подготовка учителя и его педагогический дар полезны не только его ученикам, но и членам его семьи. Дети в классе, дети в семье и дети близких — учитель может помогать всем им. Неудивительно, что многие в поисках спутника жизни останавливаются на учителе.

Эта профессия стабильна. Основные права учителя как государственного служащего гарантирует «Закон о преподавателе». Важность учителя и государственные гарантии в его отношении постоянно возрастают. Это не только дает человеку ощущение материальной стабильности, но и приводит его в более спокойное душевное состояние, дарит ему большее спокойствие и счастье. На наше душевное состояние влияют характер нашей профессии и еще больше — понимание ее нами. Мы видим тот мир, который хотим видеть. Я уже говорил, что святость просвещения кроется в его простоте. Чрезмерно превозносить просвещение — значит игнорировать его простоту, уходить от его сути. Слишком обыденный подход к просвещению приводит к забвению его святости, утрате осознания его миссии. Мы ежедневно ходим между священным и обыденным, необходимо помнить об этой особенности просвещения.

Когда я преподавал в университете, выпускники иногда просили меня о напутствии. Чаще всего я писал им: «Ищите внутреннюю привлекательность в своей жизни и профессии». Почему? Потому что профессиональная площадка образует основное пространство нашего существования и развития. Профессия — важный фактор, определяющий индекс нашего счастья. То, что она тебе надоела или продолжает нравиться, крайне важно для твоего психологического развития, для твоего ощущения собственного счастья и успешности. Если ты не любишь эту профессию, то и она не будет тебя любить. Если тебе не нравится профессия учителя, ты не получишь удовольствия от нее. Познание профессии, постижение ее внутренней привлекательности — это первостепенные задачи на пути становления учителя.

Профессия преподавателя никогда не возглавит реальный рейтинг профессий. Но я верю, что педагог, испытывающий счастье от своей работы, в своем внутреннем рейтинге ставит ее на самый верх. Такой педагог, несомненно, блестящий учитель.

Поэтому учитель должен упорно раскрывать внутреннюю красоту своей профессии и укреплять себя в вере, что его дело влияет на всю жизнь человека и потому требует полной отдачи всех сил. Только так можно полюбить профессию и полностью погрузиться в нее. Только любовью можно завоевать ответную любовь. Только полюбив профессию учителя, можно рассчитывать на ее взаимность и получать от этого удовлетворение. Ученики полюбят тебя, только если ты полюбишь их, и в этом случае в общении с ними тебе откроются чудеса их роста и взросления, и тебя уже не будут выводить из себя никакие досады и огорчения. Если ты по-настоящему одаришь всех детей любовью, будешь с душой проводить каждый урок, постоянно вступая с учениками в общение, то ты непременно получишь удовлетворение от профессии учителя и испытаешь счастье от работы в сфере просвещения. Ищи привлекательность профессии, и тебе откроется ее красота. Тогда ты с удивлением обнаружишь, насколько прекрасна жизнь преподавателя!

Ваш друг Чжу Юнсинь

Сначала завоевать расположение учеников: как достичь четырех уровней в профессии преподавателя?

Учителю Чжу

Говорят, что учитель должен быть свечой, весенним шелкопрядом [3]. Но это слишком высокий критерий. Я установил для себя определенную планку, которая означает, что надо стать учителем, уважаемым учениками. В моем окружении есть преподаватели, которые не пользуются даже минимальным уважением со стороны учеников. Мне кажется, такие люди не имеют права быть учителями. Быть мастеровым, учительствуя, работать однообразно и скучно в этой профессии легко, а заслужить настоящее уважение среди учеников трудно. Вы согласны?

Ответ учителя Чжу

В нашем представлении об учителе долго преобладали неверные взгляды. Мы постоянно подчеркивали, что учителю должна быть присуща жертвенность, что он, как свеча, должен гореть, неся свет другим; учителя уподобляли шелкопряду, ткущему коконы вплоть до своей кончины. Мы всегда считали, что ценность учителя воплощается только в результатах, достигаемых его учениками, и не предполагали, что он может получать ощущение счастья в процессе образовательной деятельности и из своей жизни в этой профессии. Я думаю, что это неправильно.

Я всегда выступал за то, чтобы учитель получал удовлетворение в своей повседневной, хлопотной и внешне рутинной жизни, испытывал удовольствие от своего становления и роста и от общения с учениками. Учитель каждый день должен проживать радостно и весело, с воодушевлением заходить в аудиторию и с удовлетворением покидать ее. У преподавателя должна быть возможность испытывать счастье в процессе духовного общения с учениками и профессионального роста. Это очень важно. Учитель не может быть счастлив и пользоваться расположением учеников, если его ощущение счастья зависит только от результатов контрольных работ учеников, от их хороших отметок и от того отдаленного будущего, когда его ученики станут признанными талантами.

В профессии преподавателя есть четыре уровня: первый — учитель, которого уважают ученики; второй — учитель, у которого спокойно на душе; третий — учитель, которым гордится школа; четвертый — учитель, которого будут долго помнить. Из них самый главный тот, что упоминается в вашем письме: учитель должен пользоваться уважением у своих учеников.

У преподавателя, которого не уважают даже ученики, нет права быть учителем, он не утвердится в школе. Он не способен получать счастье от образовательной деятельности. Даже если он с трудом удержится в школе, то жизнь его будет крайне мучительной.

Как стать уважаемым своими учениками? Учитель Тао Синчжи [4] говорил: «Высокообразованный учитель — сам пример для учеников».

Высокообразованный учитель — тот, кто хорошо проводит занятия. Хорошо провести урок совсем не просто. Восприятие учениками вашего урока напрямую зависит от вашего понимания предмета и от того, как вы его проводите. Высока ли эффективность проводимых вами занятий? Доходчивы и убедительны ли для учеников ваши объяснения и оценки? Многие преподаватели не связывают свой профессиональный рост с этими вопросами. Они заваливают учеников заданиями, так что те оказываются не в силах справиться с ними и сказать об этом. Ученики полностью утрачивают интерес к знанию и предмету, и ни о какой высоте знания учителя тогда говорить не приходится. Высокообразованность вовсе не подразумевает, что учитель во всех областях знания сильнее учеников. Он усердно составляет конспект каждого урока, с душой проводит занятие, осознанно планирует тему. В этом заключаются основополагающие характеристики профессионализма учителя. Встретившись с непонятной проблемой, учитель в состоянии вместе с учениками и на равных с ними с энтузиазмом искать пути ее решения. Вовсе не нужно становиться всемогущим всезнайкой, но надо непременно стремиться к знаниям.

Быть самому примером — значит предъявлять к себе повышенные требования. Слова и дела учителя — живой учебник для учеников. Только будучи примером поведения человека, можно повести учеников в правильном направлении. Учитель должен сам идти на помощь другим. Ему необходимо доброе и отзывчивое сердце, способное к естественному состраданию к слабому. Нельзя смотреть сквозь пальцы на все, что происходит среди учеников, надо любить детей, заботиться о них и особенно быть внимательным к тем в классе, кто на первый взгляд не заслуживает симпатии. Такие дети могут быть из бедных семей, их родители могут находиться в разводе, они могут испытывать трудности в учебе. В повседневной жизни и учебе это может приводить к различным трудностям и даже проблемам и противоречиям в классе. Но именно таким детям требуется больше всего вашей заботы и внимания. Окружайте их любовью, и это отзовется их ответным чувством, а у других детей вызовет уважение. Дети, несмотря на результаты учебы, поймут, что учитель относится к ним с душой и делает для них все возможное. Это не такое высокое требование, при желании мы все можем его выполнять.

Разумеется, недостаточно только завоевать расположение учеников. Надо прилагать усилия, чтобы стать уравновешенным учителем со спокойной совестью. Профессия учителя определяется его честностью. Как оценивать его работу? Это очень трудно. Разные способы оценивания, в том числе тесты, не помогут по-настоящему понять и узнать учителя. Только сам учитель может понять это, задавая вопросы: действительно ли я с душой отношусь к профессии? Действительно ли делаю все до конца? Выполняю ли свой долг перед учениками? Общество, родители, школа поручили их мне, а достоин ли я такого доверия? Спокойна ли моя совесть?

Хорош ли тот или иной преподаватель? Вряд ли сложные анкеты и процедуры позволят определить это. Но кое-что может помочь ответить на данный вопрос. В День учителя посмотрите, сколько приходит выпускников школы, помнящих учителя и дарящих ему букет цветов. Они могут позвонить по телефону или просто прийти навестить его. Чем больше таких учеников, тем лучше учитель. Сколько бы цветов ни дарили ему учащиеся, это не сравнится с одним цветком, преподнесенным ему учениками, давно окончившими школу. Если ученики, покинув тебя, больше тебя не вспоминают, то самое время задуматься над этим. Достойного учителя ученики помнят всю жизнь, он навсегда остается в их мыслях. Только такой преподаватель может жить с чувством исполненного долга и с осознанием того, что он добросовестно трудится в профессии учителя.

Совсем не просто, работая, добиваться, чтобы у вас была спокойная совесть. На общественные порицания можно не реагировать и не замечать их, так как они идут извне и навязываются вам, тем более эти порицания могут быть ошибочными. История часто с нами так шутит. От совести никуда не денешься, с ней вы остаетесь лицом к лицу. Только будучи в ладу с ней, можно быть спокойным, сознавая свою правоту.

Третий уровень — это когда вы становитесь учителем, которым гордится школа, и приносите ей известность. Ежегодно в каждой школе проводится конкурс на передового учителя, на лучшего учителя, на учителя года этой школы. Такими учителями школа по праву гордится. Каждый из нас индивидуален и каждый одновременно является частью коллектива. В прошлом мы напутствовали школьников: «Сегодня я горжусь школой, а завтра школа будет гордиться вами». Это требование должно быть поставлено и перед каждым преподавателем, и такие ожидания необходимо предъявлять к любому учителю. Если после ухода преподавателя очень сложно найти ему замену, то он крайне нужен школе, его ценит директор и помнят коллеги.

Редко кто-то остается в сердцах людей в каком-то месте, в каком-то учреждении. Незаменимость вовсе не означает, что наше рабочее место особенное. У каждого из нас есть место, для работы на котором может оказаться невозможным найти замену. Другой человек там не сможет работать так же тщательно и творчески, как вы. Это может относиться даже к вахтеру у ворот школы. Его слова и поступки, манера поведения, впечатления от общения с ним, остающиеся у проходящих, многое говорят не только о нем самом, но и обо всем учреждении. Даже уборщица может стать незаменимой. Отвечая за туалеты и классные комнаты, она убирает, моет и бережет их, как никто другой. Она первая, она номер один. Она специалист в этой сфере, и школа также должна ею гордиться. Вот, скажем, в университете Сянгана (Гонконга) звание почетного академика присвоили 82-летней уборщице Ай Сумэй. Она 44 года изо дня в день подметала пол, готовила для студентов пищу, заботливо делала чай для болеющих и разогревала куриный бульон для бодрствующих по ночам. Это была награда «За особый вклад в высшее образование, выразившийся во влиянии своей жизни на жизнь студентов университета». Если такое возможно на рабочем месте уборщицы, что же тогда говорить о преподавателе?

На любой должности можно проявить блестящие способности, на любой площадке может быть создано нечто величественное. На каждом рабочем месте, на каждом научном направлении, усердно трудясь, можно добиться успехов и стать человеком, которым будет гордиться школа. Для многих это недосягаемо только потому, что такая гора им кажется слишком высокой. Научитесь на своем рабочем месте стремиться к совершенству, выполняйте свою работу максимально качественно, и вы достигнете третьего уровня, навсегда останетесь в памяти школы.

Последний и самый труднодостижимый для учителя уровень — стать таким преподавателем, которого будут долго помнить, войти в историю педагогики. С точки зрения отдельной школы наивысшим достижением является создание собственной культурной истории либо фиксирование необычного события в виде легенды. Но легенда школы опирается на легенду об учителях. Ректор университета Цинхуа Мэй Дайци [5] при вступлении в должность сказал: «Университет — это не здание, университет — это место, где есть выдающиеся учителя». Школа входит в историю благодаря деятельности каждого учителя. Именно поэтому существовавший прежде Государственный юго-западный объединенный университет [6] вошел в историю и его по-прежнему помнят. Из его стен вышли несколько десятков академиков и много педагогов, оставивших след в истории науки и народного образования. Такая же история и у средней школы Чуньхуэй провинции Чжэцзян. Ее прославила большая группа деятелей китайской культуры, здесь учились, а затем работали, читали лекции многие известные ее представители. Их деятельность и создала имя школе Чуньхуэй. Оставить память в истории означает, что ваши деяния, ваша духовная жизнь будут долго сопровождать и вдохновлять потомков в их движении к прогрессу.

Эти четыре уровня словно четыре взаимосвязанные ступеньки. Сначала вы становитесь человеком, благосклонно воспринимаемым учениками. Затем вы прилагаете усилия к тому, чтобы стать человеком со спокойной совестью, после — стремитесь к тому, чтобы школа гордилась вами. Тогда у вас появляется шанс оставить о себе память в истории народного просвещения.

Поэтому мне так нравится выдвинутый вами основополагающий критерий, а именно расположение учеников. Я тоже предъявляю к себе такое требование. С самого первого дня, когда я стал учителем, я стремился быть вместе с учениками. Когда они болели, я посещал их в больнице, когда играли в футбол, был с ними на спортивной площадке. Некоторые мои ученики, уже ставшие студентами университетов, по-прежнему поддерживают общение со мной. А я остаюсь учителем, как и мои коллеги, обучая, мы учимся и продолжаем двигаться вперед. Пока у нас есть стремление и желание добиваться уважительного отношения учеников, пока мы движемся вперед, вникая в каждую мелочь и без устали работая над ними, пока мы усердно пишем нашу ежедневную историю, растем в сфере народного образования и находим в этом счастье, мы, сами того не ведая, поднимаемся по тем самым ступенькам…

Ваш друг Чжу Юнсинь

По-прежнему ли нам требуются идеалы в образовании: быть реалистичным мечтателем

Учителю Чжу

Недавно школа прислала нам экземпляр вашей книги «Мои идеалы в образовании», после прочтения которой я испытал сильный душевный подъем. Я подумал о том, как прекрасно быть идеальным преподавателем, создать идеальную школу, наладить идеальное образование и, как вы предлагаете, жить счастливой и полнокровной жизнью в профессии! Однако после общения с коллегами на эту тему я получил от них отповедь: откуда взяться стольким идеалам, правда жизни только в том, чтобы поднимать оценки успеваемости! Учитель Чжу, так нам все еще нужны идеалы в образовании?

Ответ учителя Чжу

С радостью получил ваше письмо. Вы ставите очень важный вопрос: нужны ли нам идеалы в образовании? Выход книги «Мои идеалы в образовании» тепло встретили преподаватели школ, книга выдержала более двадцати переизданий и стала бестселлером среди трудов, посвященных теории образования. Многие друзья утверждают: эта книга потому так популярна, что пробуждает у преподавателей идеалы образования, зажигает их профессиональный энтузиазм. Идеалы — это ключевое слово данной книги.

Однажды ее переиздали под заглавием «Мечта о новом образовании», хотя потом это название не использовалось. Тем не менее в этой книге наиболее полно излагаются мои размышления о новом образовании, она содержит и впечатления о первых попытках его внедрения.

В этом смысле ситуация с книгой отражает положение в стране в целом, ведь сегодня во всех провинциях, городах и автономных районах набирают обороты эксперименты по внедрению нового образования. В соответствующие исследования вовлечены 2246 школ. Так происходит потому, что данной работой занимаются люди, для которых образование — это внутренние убеждения и идеалы. Идеалы — это и есть душа опытов по введению нового образования.

Ныне словами «идеал», «идеальный» зачастую определяют нереалистичные идеи, мысли, планы, а людей, так думающих, соответственно называют «идеалистами». Меня нередко называют «идеалистом». Но мне никогда не претило подобное определение, так как идеалы в моей душе представляются мне священными. Лет двадцать назад я состоял в плановой комиссии Сучжоуского университета и предлагал предусмотреть строительство автомобильного гаража. Тогда это восприняли со смехом. Сейчас территория университета забита автомашинами, и это стало головной болью для всех. Десять лет назад на заседании городского правительства Сучжоу я ста-вил вопрос о необходимости контролировать количество автомашин, находящихся в историческом центре. Реакция была пассивной. Сейчас переполненность автомобилями в Сучжоу уже вызывает озабоченность у многих. В мою бытность членом постоянного комитета Народного политического консультативного совета Китая из поданных мною предложений многие, оцененные как идеалистические, так и не приняли к исполнению. Когда идеалы соприкасаются с реальностью, столкновения неизбежны, это всегда приводит к борьбе. Я по-прежнему считаю, что нужно придерживаться идеалов и следовать им.

Образование и идеалы — это братья-близнецы. Дело образования — взращивать человека. Человек заключает в себе единство материального и духовного. Духовность человека отличает его от представителей мира животных, предопределяет то, что он живет не только ради удовлетворения бренных и сиюминутных потребностей, но и ради идеалов, с которыми прочно связана ценность его жизни. Чжан Цзай [7] говорил: «Большие стремления сопутствуют большому таланту и большому делу; постоянство стремлений сочетается с устойчивостью духа и нравственности». Исследования западной психологии тоже показывают, что достижения и идеалы человека непосредственно взаимосвязаны. Чем выше уровень идеалов у человека, тем значительнее его достижения.

Я всегда считал, что для идеального преподавателя первым условием должно быть наличие у него идеалов образования. Вступив на преподавательскую стезю, учитель должен поставить для себя цель и стремиться к ней всю жизнь. Только тогда можно постоянно наращивать свое чувство ответственности и долга, не переставая ставить перед собой новые задачи. Иначе можно не заметить, как пойдешь не по тому пути, обрекая себя на прозябание.

Виктор Гюго [8] сказал: «Есть нечто, что сильнее любой армии, и этим является своевременно высказанный идеал». В докладе Комитета по образованию XXI века ЮНЕСКО выдвигается еще более определенное суждение: «Образование — это необходимая утопия». Бывший директор Центрального научно-исследовательского института образования Чжу Сяомань говорил: «Человеку для жизни крайне важно иметь что-то, что поддерживало бы его в этой жизни, он очень нуждается в том, что может вдохновлять его и быть опорой в нашей повседневной жизни, поэтому нам приходится искать принципы, убеждения и даже модели, как быть человеком». Для преподавателя такой утопией, поддерживающей его, вдохновляющей и служащей ему опорой в повседневной жизни, являются идеалы образования! Мы никак не можем недооценивать силу таких «своевременно высказанных идеалов».

Учителю с большой буквы суждено родиться с ощущением постоянного поиска и способностью мечтать. Для выдающегося педагога каждый день преподавания — это новый день, содержание и основные вопросы которого не бывают одинаковыми. Учитель только тогда ставит вопросы, когда им движут порыв, желание, чувство долга и ответственности. Только тогда, столкнувшись с неприятностями, он может почувствовать поэтические мотивы в жизни педагога. Поэт должен быть не чужд вдохновения, осознания и порыва. Настоящий педагог тоже должен иметь качества поэта и вечно ожидать чуда завтрашнего дня. Без порыва и стремления образование может закончиться. Без мечты жизнь и образование теряют смысл.

Однажды в Сети мне встретились слова молодого преподавателя: «Тот, кто излучает свет, зажигает себя изнутри». Это привело меня в восторг. Действительно, идеалы освещают жизнь, и каждый может приносить свет в наш мир. Но если внутренний мир человека не вдохновлен идеалом, если человек не увлечен делом, то он не способен сам по-настоящему гореть и тем более — излучать истинный свет.

Только следуя своему идеалу, можно работать в полную силу, реализовать весь свой потенциал и прокладывать путь в будущее. Даже располагая лучшим в мире кораблем, без точного маршрута плавания вы окажетесь в опасной ситуации. Точный курс, гибкая тактика и постоянство в достижении цели всегда приводят к желаемому причалу идеала. Курс важнее прилагаемых усилий, идеал как раз и выполняет эту роль.

Идеалом зачастую пренебрегают или предают его забвению, потому что многие забывают одно сопутствующее ему слово. Это слово — постоянство. Я всегда использую метафору «танцевать в цепях», чтобы объяснить свое понимание постоянства в приверженности к идеалу образования. У нас может быть сотня доводов отказаться от идеала образования, обычно это или общие социальные причины, или частные школьные. Легче всего и спокойнее плыть по течению, а постоянство в следовании идеалу требует преодоления одиночества, умения радоваться малому и верить в будущее.

Многие директора школ и преподаватели недооценивают свои силы и значимость идеалов. Обычно я, обращаясь к ним, говорю: «Когда вы не можете изменить общество, других людей, то единственный, кого вы можете изменить, это вы сами. Но подлинное изменение себя уже означает, что ты начинаешь изменять других и общество». Не надо думать, что преподаватель в классе не играет никакой роли, он влияет на жизни нескольких десятков человек. Если учитель повлияет на жизнь нескольких учеников, войдет к ним в доверие, станет для них уважаемым человеком в жизни, то его жизнь обретет необыкновенную ценность. Я верю, что многие преподаватели могут добиться этого. В действительности немало педагогов отказывается от этого, и не потому, что они не могут, а потому что не хотят.

Подлинные идеалы должны корениться на твердой почве и утверждаться в процессе неуклонного следования им. Их необходимо сочетать с разумными поступками и гибкими действиями. На пути следования идеалам в образовании и поиска счастья на этой стезе успех достигается только при условии деятельности и постоянства. В любой деятельности надо знать важную предпосылку успеха — сообщество идеалов. Идеал следует за другим идеалом и может получать его отклик и поддержку. Если у тебя есть идея и у меня есть идея, то при их столкновении и взаимопроникновении могут появиться более богатые идеи. Если у тебя есть идеал и у меня есть идеал, то, внедрившись в реальную почву, они переплетутся корнями и, уже будучи общими идеалами, обретут большую силу.

Поэтому в опытах по внедрению нового образования предлагается идея «вместе читаем, вместе пишем, вместе действуем», поэтому преподаватели, имея общие идеалы, должны учиться и помогать друг другу и жить в образовании полнокровной счастливой жизнью. Такое понимание обеспечивает становление реального последователя идеала в образовании. Бесчисленное количество фактов говорит нам, что люди, придерживающиеся идеалов, добиваются в жизни многого. В этом смысле новое образование похоже на поприще по распространению и укоренению идеалов. Сторонники нового образования считают, что преподаватели должны не только придерживаться идеалов, но и закладывать их зерна в души учеников. Только одухотворенные идеалами дети могут обеспечить светлое будущее нашего народа.

Значит, преподаватели также обязаны обучать идеалам? Эта трудность стоит перед многими из нас. Учитель, обращенный лицом к детям, к миру, должен иметь вечно молодое сердце. Идеалы — это и есть выражение молодости. Человек с идеалами не стареет с годами, а молодые без этого уже становятся пожилыми. Иные люди уже в годах, но с идеалами в душе и по-прежнему молоды. Непрестанно ищите идеалы и смысл жизни, бросайте себе вызовы и превозмогайте себя. Учитель сильнее всего нуждается в идеалах.

Ваш друг Чжу Юнсинь

Откуда берется счастье учителя: как получать удовлетворение от преподавательской деятельности?

Учителю Чжу

Прочитав вашу книгу «Мои идеалы в образовании», я испытал душевный подъем от образа идеального преподавателя, описанного вами. Однако в реальной жизни мы постоянно заняты на уроках, проверяем домашние работы, решаем разные проблемы школьников и ежедневно устаем от всего этого. Скажите, пожалуйста, откуда здесь появиться ощущению счастья от преподавательской работы?

Ответ учителя Чжу

Вы задаете очень хороший вопрос. Человек рождается именно для поиска счастья в жизни. Преподаватель не исключение. Этот вопрос задавали многие и много раз. Говорят, однажды мудреца спросили: «Где счастье?» Он ответил: «Счастье начинается со звуков своего плача и заканчивается со слезами другого», — то, что в промежутке, это и есть счастье. Слушавшие не поняли, в чем смысл, и мудрец рассказал одну притчу.

Однажды Творец сказал одному знатному человеку: «Все твое имущество — экипаж, дом — дал тебе я, а сегодня я хочу все забрать обратно». Знатному человеку оставалось лишь покориться воле Создателя. Он стал бедным человеком. Через несколько дней Творец снова пришел к нему со словами: «Твою жену, детей, друзей тоже дал тебе я, а сейчас желаю их забрать обратно». Знатному человеку пришлось покориться. Он остался в одиночестве. Прошло еще несколько дней, Творец снова появился и молвил: «Твои плоть и кровь тоже даны мной, я хочу вернуть их обратно». Тогда знатный человек удивленно спросил: «Что же мне принадлежит?» Тот отвечал: «Есть одно, что другим не по силам у тебя забрать, и только это является твоим. Это люди, которых ты любил и ненавидел, и все пройденные тобой невзгоды. Только это является твоим настоящим счастьем и остается с тобой навсегда».

Ответ Творца в этой притче меня не удовлетворяет.

В жизни нам приходится встречаться с любовью и ненавистью, многие испытывали и то, и другое. Но некоторые вещи западают нам в душу и наполняют нас нескончаемыми воспоминаниями. Возможно, только это и является счастьем. Конечно, это может быть и страданием. Вероятно, проходить через страдания и испытывать счастье — это две стороны одной проблемы.

В этом смысле можно сказать, что обе стороны относятся к счастью.

Что оставляет в моем сердце неизгладимую память и нескончаемые воспоминания? Ответ один: образование. Когда-то я написал статью «Образование, моя неизменная привязанность». Мне также принадлежит книга «Наслаждайтесь образованием». Я в одном лице представляю студента, преподавателя, исследователя образования и сотрудника администрации. Образование — это самое важное содержание в моей жизни и мое самое важное дело.

Счастье — это чувство. Эмиль Золя говорил: «Наибольшим из возможного для человека счастья может быть его самореализация среди себе подобных». Кувейтская журналистка и писательница Мунира Насуф пишет: «Почувствовать счастье возможно только тогда, когда по-настоящему узнаешь цену жизни человека». Жюльен Офре де Ламетри говорил: «Счастлив тот, кто имеет вкус к умственным занятиям. Еще более счастлив тот, кому удается при помощи их освободить свой ум от иллюзий, сердце — от тщеславия»[9]. Драматург Виктор Розов считал: «Человек испытывает счастье, исполняя свой долг. Как навьюченный, но со спокойной душой. Без ноши, не отдаваясь исполнению долга, это равносильно вождению пустого автомобиля, проще говоря, пустой трате времени». Ромен Роллан говорил: «Творчество, вынашивающее будущее, — это необходимость. А счастье — это время, когда необходимость получает удовлетворение». Николай Гоголь писал: «Когда однажды я смогу внести вклад в наше общественное благо, то я почувствую себя счастливейшим человеком в мире». Сюй Тэли говорит: «Имея огромную мечту, человек может испытывать счастье даже в неимоверно трудные времена». Виссарион Белинский высказывался еще точнее: «Прочь же от меня блаженство, если оно достояние мне одному из тысяч»! [10]

Приведенные изречения о счастье различаются в деталях, но они раскрывают его суть. Счастье должно заключаться в созидании, в служении людям, озарять научные исследования, нужно хотеть разделить его с другими. Все это присуще образованию, поэтому оно может осчастливить человека. Преподаватель, дело которого приносит счастье, должен испытывать то же самое от своей профессии. Счастье, вероятно, исходит из трех источников. Первый — отношения с внешним материальным миром. Человеку для существования и безопасности необходимо, чтобы был достаток в еде и одежде, тогда люди помнят о чести и бесчестии, поэтому удовлетворение основных жизненных потребностей — это один из источников счастья. Когда погоня за материальным становится единственным источником счастья, человек утрачивает подлинное счастье, так как материальный комфорт не знает предела. Второй источник счастья — человеческие отношения. Человек — существо социальное, он нуждается в общении, в ощущении успешности. Хорошие межличностные отношения и высокое социальное положение — важный источник ощущения счастья. Когда межличностные отношения и почетное социальное положение становятся единственной потребностью, то человек утрачивает подлинное счастье. Мы не можем вечно жить ради других. Третий источник счастья — это отношения с самим собой. Человек — существо духовное. У него есть свой духовный мир. Если в его внутреннем мире царит спокойствие, то он действительно обрел счастье. Как найти гармонию с самим собой? Во многом это зависит от работы.

Образование — очень сложное занятие, даже обременительное, поэтому, по мнению многих, оно лишает преподавателей ощущения счастья. Многие преподаватели — сторонники нового образования имеют совсем не маленькую нагрузку, зачастую она даже больше, чем у обычных преподавателей, так как им приходится изучать специальную литературу, готовить конспекты по специальности и больше энергии вкладывать в образовательный процесс, но они отличаются хорошим духовным состоянием, и индекс счастья у них выше, чем у обычных преподавателей. Почему?

Однажды я участвовал в коллоквиуме по новому образованию в городе Цзяоцзо провинции Хэнань. Один из участников, преподаватель Май Мяоцин, придумал слова на мелодию песни «Где ты, счастье»[11]:

Счастье где,

Друг, скажу тебе,

Оно не под преподавательской указкой,

И не под отметкой,

Оно в поэтическом пробуждении от чтения стихов с утра,

Оно в удивительном полуденном чтении.

Да, счастье в твоем мерцающем сознании под вечер.

Где счастье,

Друг, скажу тебе,

Оно не под светом настольной лампы

И не в море школьных заданий,

Оно в мягких звуках совместного чтения,

Оно в веселом совместном писании,

Да, счастье в нашей совместной жизни.

Счастье где,

Друг, скажу тебе,

Оно не в славе и выгоде,

И не в статусе,

Оно в сопереживании и сочувствии,

Оно в духе сотрудничества,

Да! Счастье в обновленном образовании!

В экспериментальном районе нового образования города Цзяоцзо провинции Хэнань работает группа преподавателей, лица которых озаряют улыбки счастья. Один учитель написал: «Соприкоснувшись с новым образованием, мы стали жить им с ощущением полноты и счастья жизни. Начиная с утреннего чтения вслух, продолжая полуденным совместным чтением и завершая вечерними беседами [самоанализом], мы весь день наполнены уверенностью в своем деле, без былого нытья, ежедневных пересудов и последующих озабоченностей. Сумятицу сменило спокойствие, спешку — размеренность. Спокойно и с упоением погружены мы в свою образовательную работу, и сейчас это для нас — наибольшее счастье».

Мне особенно нравится высказывание Огюста Родена: «В работе заключаются ценность, радость и источник счастья человека». Многие рассматривают работу как средство для жизни, что тоже правильно. Но это самая низкая мерка для оценки смысла. Работа занимает самые прекрасные мгновения жизни человека. Она воплощается в ценности результатов, достигнутых человеком за свою жизнь. Поэтому работа означает самосозидание и самореализацию человека, естественно сопрягаемые со счастьем.

Даже если работа будет еще изнурительнее, но ты отдаешься ей по зову сердца, то это ни в коем случае не может травмировать тебя. Нет никого прекраснее человека, занятого работой. Изнурительная работа не только говорит о грандиозности работы, но и предрекает большие перспективы, ради которых стоит упорно трудиться. Она не только не навредит тем, кто с энтузиазмом занят ею, но может привести к еще большим и высоким неожиданным наградам.

Отношение к работе под углом зрения самореализации может порождать сильное чувство самоотдачи от всего, что делаешь, то есть веру. Важность веры в жизни человека, особенно в борьбе за счастье, большинство обычно игнорирует. Каждый в жизни сталкивается с испытаниями и вызовами, при этом надо помнить, что чем тверже вера, тем больше сила к преодолению трудностей. При наличии веры погоня за мечтой становится удовольствием, встречаемые беды трансформируются в счастье, а горести перерастают в радость. Если можешь открывать и признавать ценность и значение повседневного рутинного труда, неуклонно стремиться к самореализации в работе, то всегда будешь испытывать радость становления и роста в профессии: и когда усердно изучаешь личные дела школьников, и когда своевременно готовишь отчеты о своей работе, и когда с коллегами занимаешься совместным чтением вслух, письменными работами и общими исследованиями. Каждое мгновение может светиться разными красками, каждый обычный день счастье может сопутствовать нам.

Ваш друг Чжу Юнсинь

Учитель — это прежде всего студент: как реагировать преподавателю в ситуации, когда его знания в чем-то уступают знаниям ученика?

Учителю Чжу

Я учитель с десятилетним стажем преподавательской работы. В самом начале своей работы я ничего не боялся, входя в аудиторию и чувствуя, что знаю намного больше учеников. В последнее время мне становится все труднее. Многие слова, которые говорят ученики, я не понимаю. Их знания в некоторых областях намного превосходят мои. Я все больше теряю уверенность. Раньше говорили: чтобы дать ученику стакан воды, учитель должен иметь с собой бочку воды. И мы, учителя, старались заполнять себя знаниями по полной. Поэтому на уроках всегда было чувство, что мы знаем больше учеников, мы верили в свои силы. Сейчас все по-другому. То, что школьники понимают, не всегда доступно нам, то, что они знают, преподавателям бывает неведомо. Учитель Чжу, как нам правильно поступать в такой ситуации?

Ответ учителя Чжу

То, о чем вы говорите, весьма характерно для современной школы и вызывает озабоченность многих преподавателей. Древние уже признавали: учитель необязательно способнее ученика, ученик может не уступать учителю в чем-то. Сейчас, в информационную эпоху, когда «яйца могут курицу учить», когда у школьников в учебе произошли огромные изменения с точки зрения времени, пространства и методов, они могут знать больше своих преподавателей. В этом нет ничего страшного. Страшно то, что мы как преподаватели можем утратить страсть к учебе, привычку учиться.

Я уже говорил, что идеальный учитель — тот, кто способен учиться и непрерывно укреплять себя в профессии. Важно использовать прогрессивное и отказываться от устаревшего. Для головы учиться — это все равно что двигаться для тела. Тело в процессе постоянного движения укрепляется. Ум в ходе учебной деятельности и чтения развивается. Прилежно учиться, постоянно укреплять себя в профессии — это обязательные условия для становления хорошего учителя. Идеальный преподаватель, будет ли он преподавателем для всех или для других педагогов, должен, начиная с самых азов, старательно учиться: по книгам, на практике, у коллег, у своих учеников. Учиться — это важная обязанность преподавателя. Именно поэтому Е Шэнтао [12] говорил: «Учитель — это прежде всего ученик». Вполне естественно, когда в некоторых областях преподаватель уступает ученику. Более двух тысяч лет назад в «Сюэцзи»[13] было написано: «Обучая учись». Более тысячи лет назад Хань Юй [14] изрек: «Ученик не обязательно уступает учителю». Видимо, традиционное обращение к учителю «Лаоши» (лао — вечный, ши — учитель) нужно переделать на «Лаосюэ» (лао — вечно, сюэ — учиться). Учителем станешь только тогда, когда будешь вечно учиться.

Итальянец Лоренцо Монако [15] предложил делить историю человечества на четыре периода. Первый — демонстрационный, когда люди общались посредством языка и движений, это период устного речевого общения. Второй — выразительный, когда к устному общению добавились письменность и книгопечатание. Третий — период средств массовой информации, когда люди, используя аудио — и видеозаписывающие устройства, стали фиксировать информацию, тиражируя ее современными средствами издания для последующего распространения. Четвертый — период компьютера и цифры, когда люди в работе с информацией начали использовать компьютер и интернет. По мнению ученого, распространение информации посредством речи и движений очень сильно ограничивало использование силы знания и тем более ее гибкое применение. Появление письменности вызвало первый серьезный сдвиг в мировоззрении человека. Современные компьютерные технологии и интернет еще сильнее изменили мировоззрение человека.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Часть первая.. Что приводит людей в профессию учителя?

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Собрание сочинений. Письма к учителю предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Mandela N. Long Walk to Freedom. Boston: Little Brown & Co, 1994. На русском языке см.: Мандела Н. Долгая дорога к свободе. Автобиография узника, ставшего президентом. Пер. с англ. А. Б. Мовчан. М.: ЭКСМО, 2022. — Примеч. ред.

2

Доу — традиционная китайская мера объема, равна 10,354 л. Смысл поговорки: если в семье есть хоть какой-то достаток, то совсем не обязательно (и даже не нужно) работать учителем, ведь это очень хлопотное занятие. — Примеч. ред.

3

Образ навеян строками из стихотворения Ли Шанъиня (813–858), поэта эпохи Тан: «Нить шелкопряда обрывается только с его смертью, слезы воска на свече высыхают лишь после того, как свеча сгорит». — Примеч. пер.

4

Тао Синчжи (1891–1946) — просветитель, мыслитель, один из руководителей Народно-демократического союза Китая. — Примеч. пер.

5

Мэй Дайци (1899–1962) — ректор университета Цинхуа (1931–1948), один из четырех выдающихся деятелей этого учебного заведения в его столетней истории. — Примеч. пер.

6

Создан в годы антияпонской войны в 1938 г. в результате объединения трех университетов — Пекинского, Цинхуа и Нанькайского — в городе Куньмин провинции Юньнань. — Примеч. пер.

7

Чжан Цзай (1020–1077) — философ-неоконфуцианец эпохи Сун. — Примеч. ред.

8

Виктор Гюго (1802–1885) — писатель, поэт, драматург, классик французской литературы. — Примеч. ред.

9

Ламетри Ж. О. Сочинения / Общ. ред., предисл. и примеч. В. М. Богуславского. 2-е изд. М.: Мысль, 1983. С. 176.

10

Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / Ред. коллегия: Н. Ф. Бельчиков (гл. ред.), Д. Д. Благой, Б. И. Бурсов (зам. гл. ред.), А. Г. Дементьев, В. A. Десницкий, В. С. Нечаева, Н. К. Пиксанов, В. С. Спиридонов, Б. В. Томашевский. Т. 12. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 69.

11

Песня была исполнена в 1984 г. на новогоднем телеконцерте певицей Инь Сюмэй и не теряет своей популярности по сей день. — Примеч. ред.

12

Е Шэнтао (1894–1988) — педагог, писатель, публицист, политический деятель, основатель Ассоциации литературоведческих исследований. — Примеч. ред.

13

«Сюэцзи» — трактат об образовании, написанный в период Сражающихся царств (V в. — 221 г. до н. э.), в котором наиболее полно обобщен опыт образования доциньского периода. — Примеч. пер.

14

Хань Юй (768–824) — мыслитель, литератор, историк и каллиграф эпохи Тан. — Примеч. ред.

15

Лоренцо Монако — итальянский журналист, специалист по экологическому просвещению, популяризатор науки. — Примеч. ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я