Системное саморазвитие. Том 1. Мир в человеке и человек в мире

Церен Церенов

Этот учебник о том, как применить системное мышление к личной жизни и работе. Главная цель – научить читателя системно управлять личной образовательной траекторией и уже в процессе прочтения провести личную цифровую трансформацию.В учебнике совмещается технический и гуманитарный взгляды на жизнь. Успех и счастье – рукотворные продукты. К ним применимы инженерные, менеджерские и предпринимательские методы. Учебник поможет систематизировать опыт и предоставит инструменты для моделирования жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Системное саморазвитие. Том 1. Мир в человеке и человек в мире предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Церен Церенов, 2022

© Анна Лубенченко, 2022

ISBN 978-5-0055-5161-0 (т. 1)

ISBN 978-5-0055-5162-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Мы живем в эпоху перемен и неопределенности: то, что работало буквально вчера — сегодня уже устарело, и этот процесс невозможно предугадать. Я думаю, что вы хорошо представляете современные тренды, и не хотите оказаться в роли кучеров, профессия которых исчезла сто лет назад. Большинство людей-кучеров не смогли встроиться в новый мир.

Чтобы быть всегда востребованным специалистом, и жить интересной, счастливой и успешной жизнью необходимо обладать современным жизненным мастерством. Одно из главных отличий от прошлого века в том, что сейчас нельзя уповать на одну востребованную профессию. Жизненным мастерством необходимо умело управлять. Как сказал Элвин Тоффлер: «Безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.»

Мир наводнен информацией и знаниями. Однако сориентироваться в том, что такое современное жизненное мастерство нелегко. А ещё сложнее понять, как развивать личные способности, и как выбирать лучшие курсы для саморазвития. В море образовательных программ и маркетинговых завлекалок люди тратят лучшие и продуктивные для обучения годы. А иногда и большие деньги. При этом беспокойство за свое будущее (и будущее детей) и неуверенность в себе никуда не уходит. Профессионального роста не происходит, и человек всё также не заметен для руководства и коллег. Сложное обучение и новые проекты приходится брать неимоверными усилиями, которые забирают время остальной жизни, а подчас и здоровье.

Многие уже поняли, что учиться нужно всю жизнь, но далеко не все ответили для себя на вопросы: зачем, чему и как учиться? Если вас это тоже беспокоить, то надеемся, что вы найдете ответы, пройдя данный курс. Мы надеемся, что курс поможет вам выработать новый взгляд на мир, на свою жизнь и на проект саморазвития.

Главная задача курса «Системное саморазвитие» — помочь сделать первый шаг к системному мышлению, составить четкий план саморазвития и провести личную цифровую трансформацию. К тому же он поможет разобраться в своих желаниях (неудовлетворенностях), оценить текущее мастерство, найти именно вам методы обучения и освоить определенные практики собранности (роли ученика). После окончания курса «Системное саморазвитие» у вас появится:

• ясная стратегия личного развития, которая позволит не только стать востребованным специалистом, но и счастливым и успешным деятелем, меняющим мир к лучшему;

• уверенность в собственных силах, новые интересы и необходимый кругозор для бесконечного развития;

• экзокортекс1 в виде освоенного набора технологий для организации личной и рабочей деятельности2.

«Системное саморазвитие» является подготовительным курсом к образовательной программе ШСМ «Усиление интеллекта: постановка опирающегося на компьютеры мышления». На нем вы познакомитесь с понятийным минимумом и моделями, которые помогут в дальнейшем осваивать сложные трансдисциплины — онтологику и коммуникации, системное мышление, вычислительное мышление, научное мышление, праксиологию, экономику и этику. После окончания курса вы не станете системно мыслить, но вы осознаете: что это такое, из чего состоит системное мышление, как его осваивать и где применять. Разберетесь насколько системное мышление необходимо лично вам, и как оно может повлиять на вашу работу и жизнь в целом.

Курс объясняет, что такое жизненное мастерство и как его развивать с учетом вашего текущего профессионального и жизненного опыта. По итогам курса вы сможете системно формировать и управлять личной образовательной траекторией в течение жизни, используя при этом единую понятийную базу для разных рабочих практик или досуговых активностей. Системный подход одинаково применяется к работе, к семейной жизни, к спорту и любой активной деятельности, включая хобби и отдых. Уникальность курса — в сочетании системно-инженерного и психологического подхода к вопросам личного развития и к рабочим проектам. С точки зрения системного подхода можно одинаковым образом рассуждать о создании таких систем как «готовый ко взрослой жизни ребёнок», «легковой автомобиль», «онлайн-курс», «ИТ-система банка» или «деятель, меняющий мир».

Курс состоит из 12 глав, которые можно собрать в 6 модулей по 2 главы в каждом.

В первых двух главах рассматривается то, как человек-деятель моделирует и меняет мир, взаимодействуя с социальной средой. В них объясняются отличия между разными картинами мира, а также вводятся понятия «трансдисциплина», «метод», «мышление», «интеллект» и другие. Здесь вы узнаете о модели жизненного мастерства «Человек-платформа», о моделях обучения, о концепции инвестирования времени и других моделях.

В третьей и четвертой главе речь пойдет о связи психологии и системного мышления. Разберемся с неудовлетворенностями человека и его чувствами. Рассмотрим модели сознания и внимания на 4 уровнях, затронем психику киберличности и экзокортекс (технологии).

Из пятой и шестой глав вы узнаете о понятии «роли» и о том, что такое ролевое мастерство. Здесь вы сможете понять, как разделять личную неудовлетворенность и ролевые интересы, а также как смотреть на себя как на исполнителя многочисленных ролей. В этих главах также вводится понятие «практика», рассматриваются роли ученика, предпринимателя, инженера, менеджера. Также вы узнаете о стадиях и практиках жизнедеятельности бесконечно-развивающегося деятеля: потребление информации, размышления, личное стратегирование, планирование работ, реализация работ, досуг.

В седьмой и восьмой главах рассматривается понятие «система» и другие понятия системного мышления. Вы узнаете о том, что системное мышление упоминается в двух вариантах: как трансдисциплина со своим набором понятий и как поведение интеллекта, который оперирует понятиями данной трансдисциплины. После изучения данных глав вы сможете понять отличия современного системного подхода от классического системного подхода 1.0, а также узнаете о таких понятиях как «целевая система», «надсистема», «система обеспечения», «системное описание», «требования», «потребности», «архитектура» и другие.

Из девятой и десятой глав вы узнаете много нового о предпринимательстве и менеджменте, в том числе о том, как работать с возможностями, и как планировать работы. Реализация работ осуществляется прикладными практиками, но чтобы сформулировать работу необходимо пройти несколько этапов, в числе которых выявление возможностей, определение целевой системы и проекта, а также последующая «нарезка» работ для исполнителя. Хорошо сформулированную и ясную работу легче выполнять.

В одиннадцатой главе будет рассмотрена связь этики с системным мышлением, важность сострадания и понятия «шкура на кону» для создания успешных систем и для бесконечного развития деятеля.

В заключительной двенадцатой главе будем увязывать между собой все понятия и модели курса. Здесь рассмотрим жизнь как систему, а также систему «Деятель», которая создается в рамках проекта личного саморазвития. В итоговой главе показывается как оценивать текущее жизненное мастерство по чек-листу «Человек-платформа» и как составлять на основе этого личную образовательную траекторию.

До запуска онлайн-курса материал был опробован на 4 потоках курса, которые проходили с марта 2020 года по февраль 2021 года. Текстовый формат онлайн-курса получился как результат лекционных и тренинговых занятий. Первая редакция учебника была выпущена 1 марта 2021 года, а сейчас вы читаете вторую редакцию, в которой полностью переписаны главы 9 и 10, а в других главах исправлены ошибки и неточности, которые помогли обнаружить наши студенты.

По опыту прошлых групп рекомендуем проходить курс следующим образом:

1. Разбейте обучение на 12 недель (или больше, например, 24 недели, если вы не можете уделять 10—15 часов в неделю, а можете только по часу в день), что соответствует самостоятельному чтению 12 глав учебника и выполнению 12 домашних заданий. Курс можно проходить быстрее, но не рекомендуется, так как важно привить систематичность выполнения определенных практик, таких как систематическое чтение, мышление письмом и мышление проговариванием, Помодоро и инвестирование времени, работа с внешними источниками информации и другие. Данные практики — это база для дальнейшего обучения в течение жизни, база для изменения мышления. На курсе важно устранить автоматизмы текущего мышления, приведшие к состоянию, в котором вы тяготитесь вопросами о будущем.

2. Определите слоты времени в календаре на все 12 недель, когда будете инвестировать время в прохождение курса. При этом, если вы решили пройти курс за 12 недель, то важно выделять не менее 10—15 часов в неделю, и не менее 1,5 часов в день. Обязательно следить за инвестированным временем за день, неделю, месяц. Систематическое инвестирование времени играет определяющее значение для успешного окончания курса, которое подразумевает публичную защиту. Если у вас сейчас нет соответствующего ресурса времени, то лучше отложить обучение.

3. Перед прочтением каждой главы ознакомьтесь с домашним заданием (ДЗ), которое находится после окончания каждой главы. Это поможет обращать внимание на то, что будет необходимо делать в процессе чтения. А после прочтения каждой главы ответьте на вопросы для повторения и дальнейшего изучения.

4. Чтение глав и выполнение ДЗ обязательно делать каждый день. При систематическом чтении необходимо делать заметки, которые послужат основой для будущих постов. Если вы читаете и понимание суть быстро, то читайте параллельно книги из списка рекомендованной литературы. В ДЗ-1 рекомендуются несколько книг для старта, а всю остальную рекомендованную литературу после окончания курса.

5. Если вам сложно проходить курс самостоятельно или у вас появляются многочисленные вопросы, то рекомендуем записаться на курс с участием преподавателя. За 12 онлайн-тренингов вы сможете попрактиковаться в мышлении проговариванием, взаимодействовать с другими участниками курса, задавать вопросы и получать обратную связь на выполненное ДЗ через нашу образовательную платформу Aisystant. Чтобы поменять мышление необходим преподаватель, которые будет корректировать ваши ошибки при изучении сложной методологии.

Опыт выпускников свидетельствует о работоспособности наших методик даже для старшеклассников и студентов. Но наибольший эффект проявляется у опытных специалистов, которые за счет прохождения курса смогли систематизировать свой опыт и понять основы системного мышления.

Мы уверены в эффективности курса, однако вряд ли сможем помочь тем, кто имеет сложные психологические расстройства или кому необходимо получить быстрые результаты.

Курс потребует значительных усилий внимания, приоритетного выделения времени и многих других ученических практик. Хотя курс подготовительный, но он задает определенную планку к студенту ШСМ. К сожалению, если вы не сможете успешно закончить данный курс, то не потяните основную образовательную программу ШСМ «Усиление интеллекта: постановка опирающего на компьютеры мышления».

Что делать после окончания подготовительного курса «Системное саморазвитие»? На этот вопрос каждый ответит самостоятельно, поскольку успешное окончание курса подразумевает, что вы сможете составить личную образовательную траекторию. Причем необязательно там будут только курсы ШСМ. А сейчас хочу пожелать вам 12 недельного увлекательного путешествия. И в некотором роде я завидую вам. Жаль, что такой курс не встретился мне лет 25 назад.

В разработке курса активное участие принял мой друг и партнер Анатолий Левенчук, чей опыт вдохновил меня на написание учебника вместе с Анной Лубенченко, которая проделала большую работу, написав главы 3, 4 и 10. Вместе мы переписали главу 9 «Системное предпринимательство», в которой использовались наработки Виктора Агроскина.

Непосредственное участие в разработке курса приняли сотрудники ШСМ — Ильшат Габдуллин, Дмитрий Стародубов, Лия Руни, Лари. Важную роль в формировании моих картин мира сыграли мастера ТРИЗ — Виктор Минакер и Александр Кудрявцев. Большое спасибо волонтерам — Александру Шевченко, Антону Качалову, Виталию Баеву, Юлии Чайковской и всем студентам первых потоков курса «Системное саморазвитие», участие которых придавало мотивацию для работы над курсом.

Ваши замечания и предложения по курсу направляйте на форму обратной связи. Присоединяйтесь к чату поддержки курса в Телеграм: https://t.me/intro_systemsthinking

Основатель,управляющий партнери преподаватель ШСМ — Церен Церенов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Системное саморазвитие. Том 1. Мир в человеке и человек в мире предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Экзокортекс (из двух слов на древне-греческом — вне, снаружи и кора) — внешняя система обработки информации, которая поможет усилить биологический интеллект человека. Можно сказать, что функции экзокортекса уже выполняются смартфонами, компьютерами, различными гаджетами и что его история началась с изобретения письменности.

2

Цифровая трансформация начинается с себя, а уже потом можно говорить про цифровую трансформацию предприятия.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я