Системное саморазвитие. Том 1. Мир в человеке и человек в мире

Церен Церенов

Этот учебник о том, как применить системное мышление к личной жизни и работе. Главная цель – научить читателя системно управлять личной образовательной траекторией и уже в процессе прочтения провести личную цифровую трансформацию.В учебнике совмещается технический и гуманитарный взгляды на жизнь. Успех и счастье – рукотворные продукты. К ним применимы инженерные, менеджерские и предпринимательские методы. Учебник поможет систематизировать опыт и предоставит инструменты для моделирования жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Системное саморазвитие. Том 1. Мир в человеке и человек в мире предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Обучение и время

Обучение и образование

Процесс изучения ментального пространства

и создания рабочих продуктов в мире физическом

Как и любое животное человек от рождения имеет гены и рефлексы, заложенные природой, а все остальное — то, кем вырастает человек — определяется извне. Среда обитания животных не так сильно поменялась по сравнению со средой обитания человека116. Человеческий ребенок в отличие от детенышей других животных значительное время не приспособлен к самостоятельной жизни в обществе. Человеку требуется значительное время на обучение, чтобы вписаться в созданную цивилизацию. Среда формирует человека, в том числе влияет на запуск заложенных в геноме биологических «программ». Человеческие особи отличаются друг от друга не столько биологическими различиями, сколько уровнем полученных знаний и мастерства в период активного обучения.

Обучение можно разделить на два процесса. Первый — это процесс «закладки» или «помещения» в голову картин мира (теорий) из ментального пространства мира, а второй — это тренировка и освоение технологии в физической реальности.

Например, бухгалтер изучает практику под названием бухгалтерский учет. Дисциплина обычно называется по названию практики. Дисциплина бухгалтерского учета состоит из таких понятий как актив и пассив, в ней определяются принципы такие как принцип начисления и принцип непрерывности, постулируются правила ведения учета такие как двойная запись. Технологиями бухучета могут быть Excel или бухгалтерская программа 1C. Невозможно пользоваться или изучать технологии не зная теории. Рабочим продуктом практики бухгалтерского учета будут появившиеся в физическом мире документы — бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убытках.

Ещё один пример — обучение плаванию кролем. Практика также называется по дисциплине — кроль. Теория включает в себя такие понятия как гребок, вдох, выдох, скольжение и т. п. Технология — это техничное владение необходимыми частями тела для выполнения описанных в теории движений. Чтобы научиться плавать кролем необходимо знать теорию и осваивать технику плавания (освоить технологию телесных движений).

Как видите, в обучении важна и теория/дисциплина, и технология. Хотя многие люди недооценивают либо одно, либо другое. Только знание теории (без технологии) не позволит создавать рабочие продукты, поэтому человек остается теоретиком. Но и «практик»117 без теории в голове затратит слишком много времени на формирование мастерства. Ему придётся заново изобретать теорию118, набивая шишки и рискуя качеством рабочих продуктов. В простой деятельности это может быть оправдано, но в сложной деятельности или, когда ставки высоки применять только метод «проб и ошибок» неэффективно по времени, да и опасно. Горе-практик не имеет возможности тестировать и улучшать свое понимание физического мира или быстро прилаживать модель мира (теорию) к немного изменившимся ситуациям. Деятель понимает важность выбора и изучения хорошей теории, а также важность тренировки технологий путем тестирования и получения обратной связи в реальной жизни. Наученный правильному обучению деятель потратит намного меньше времени на изучение многочисленных практик, чем непонимающий что такое правильное обучение обыватель.

В течение жизни в голову человека попадают научные теории и ненаучные картины мира. Хотим мы или нет, но влияние родителей и бабушек, друзей и коллег, рекламы и культуры — это тоже обучение и формирование личности человека. Человек в процессе такого обучения учится жить в социуме и получает жизненное мастерство. В каждой сфере жизни — в работе или финансах, в вопросах здоровья или семейных отношениях, в спорте или хобби — человек может одновременно придерживаться научных теорий, социальных стереотипов, религиозных заветов или интуитивного опыта, в том числе переданного бабушкой. Необходимо осознавать, что обучение происходит постоянно, только либо человек сам управляет тем, что попадает ему в голову119, либо кто-то «закладывает» ему простые картины миры120. Эти простые картины мира особо не требуют усилий на усвоение и на освоение специальных технологий. Однако, в таком случае вы будете заложником социальных стереотипов121 и, вероятно, будете часто действовать по предложенному кем-то шаблону, даже не осознавая этого.

Мастерство — это способность что-то создать в физическом мире (воплотить), а быстрое достижение мастерства возможно, если тренировать применение соответствующей теории в реальной жизни. Теория закладывается в голову122, но мастерство проявляется когда с помощью этой теории и специальной технологии получается что-то сделать в физическом мире123. Деятель обучается жизненному мастерству, и делает он это постоянно, становясь бесконечно-развивающимся.

Как вы уже поняли, обучение мастерству может быть осознанным и неосознанным. Под неосознанным мы будем понимать обучение, когда человек осознанно не встает в роль ученика, то есть не концентрирует свое внимание на формальном изучении теории и/или тренировке технологии. Поэтому неосознанное обучение происходит не только, когда социальная среда влияет на человека. Неосознанно или исподволь учат, применяя игровую форму обучения. Игровая форма обучения позволяет исподволь учить детей, но ребенок не осознает, что находится в роли ученика. Взрослые на бизнес-обучении, желающие игровой формы, стараются избежать трудностей в изучении сложных дисциплин. К сожалению, игровая форма или метод обучения «смотри на меня и повторяй» (например, в танцах) не дают эффекта в скорости и качестве обучения сложным теориям и технологиям. Необходимо осознанно вставать в роль ученика, например, при помощи практики «Помодоро», концентрировать внимание и изучать понятия, принципы и другое содержание теории, а далее осваивать технологии, выбранные на основании теории124.

Роль ученика опирается на способность человека управлять своими желаниями и откладывать их удовлетворение. Ведь для обучения необходимо время, в течение которого может быть недостаточно положительного подкрепления. Поэтому часто сложные практики не подготовленный человек125 освоить не способен. Тем более, если он не понимает, как устроено обучение и как его можно ускорить, чтобы быстрее получать положительные результаты. Именно получаемые рабочие продукты формируют положительную обратную связь и придают смысл обучению.

На интуитивном уровне каждый человек понимает, что необходимо учиться, но не все могут совладать с проблемами, которые задает эта одна из самых сложных деятельностей. По сути, в процессе обучения в мозге происходят биологические изменения — формируются новые клетки, отращиваются новые нейронные связи. И это не быстрый физиологический процесс, который требует повторений и размышлений, а уже для этого важна постоянная собранность. То есть обучение не сводится только к потреблению информации126, а требует реализации практик размышления127 и приложения внимания в моменте, в течение минут128, дней, месяцев или нескольких лет.

Общественный взгляд на образование

В создании личности задействовано большое число людей, многие из которых необязательно являются учителями. Человек обучается всю жизнь, но большую часть жизни человек учится неосознанно. Ребенка учат родители, воспитатели в детском саде, учителя в школе и вузе, наставники на работе. Реклама тоже обучает человека. Например, как правильно использовать новинки прогресса.

Образование в широком смысле — это процесс «помещения» в мозг человека моделей или картин мира. Хорошие картины мира повышают вероятность хороших решений, а плохие — могут даже поставить крест на передачу генов129. Риск неправильного решения с развитием цивилизации перестал быть фатальным, последствия плохих решений наступают не сразу и даже не всегда понятно какое именно из многих повседневных решений привело к неудаче. Плохие картины мира живут промеж людей, и в современном мире выбраковываются медленно. Бабушка может передать свой жизненный опыт наряду со своими предрассудками. Учебное заведение может учить хорошей предсказательной научной теории, а может учить устаревшему знанию прошлого века130. Обучение научным и ненаучным картинам мира сопровождает человека всю жизнь, и часто человек потребляет их вперемешку.

Обсуждая образование в широком смысле, важно сначала понять с какой точки зрения мы смотрим на этот важный процесс? Как мы уже знаем, на реальность можно посмотреть с разных точек зрения. Результаты рассмотрения хоть и будут несовпадающими, но будут верными: общественный или личный взгляды одинаково имеют право на существование.

В своей лекции «Образование: кому и зачем?»131 Ноам Хомский разбирает общественный взгляд на образование. В течение всей истории образованная элита по-разному относилась к целесообразности распространения знания, видя в этом то положительные, то отрицательные последствия для себя или для общества. Совсем необразованные люди, могут угрожать элите физической расправой, а слишком образованные — особому статусу и привилегиям.

В настоящее время нет публичных дискуссий о пользе образования, право каждого человека на образование закреплено национальными и международными правовыми актами. Однако, соотношение научных и ненаучных картин мира, доносимых до масс, далеко не в пользу первых. Например, на телевидении132 рассказывают про плоскую землю133, люди массово слушают астрологические прогнозы, рассылают электронные письма 10 друзьям, чтобы привлечь удачу или отвести от себя порчу. Все это тоже часть образования в широком смысле, которое закладывает шаблоны поведения массы людей.

Невозможно говорить, что обучение человека происходит только в школе, вузе и на курсах повышения квалификации. Большое количество людей, участвующих в обучении человека в течение жизни, преследуют свои цели и передают информацию (знания), которую считают важной для человека или для себя. Обучение происходит в семье: родители заинтересованы в личном счастье для ребенка, но не всегда могут помочь выбрать профессию будущего. Государство старается воспитать послушного, патриотичного и продуктивного члена общества, но не может гарантировать достойной жизни и востребованности. Рекламодатель продвигает норму поведения с учетом своего продукта, но может преувеличивать исполнение желаний и удовлетворение потребностей покупателя.

Шаблонное мышление134 притягивает своей простотой и пропагандируемой универсальностью. Корпорации и небольшие компании, государственные администрации и общественные организации, а также СМИ, блогеры и другие поставщики контента быстро доносят свои картины мира до массовой аудитории.

Любому человеку понятнее и спокойнее, когда есть шаблон действий135. В любой сфере деятельности каждый стремится получить алгоритм, то есть такую пошаговую инструкцию — делай раз, два, три. Но одно дело, когда сформирована способность вырабатывать для себя такие «1, 2, 3,…» в новом деле136, а другое дело, когда человек не может действовать без подсказки. Задавая якобы простой вопрос человек часто раздражается, если не получает эти пошаговые инструкции в качестве ответа. Шаблонное мышление потребителя формируется, когда человеку в удобной и простой форме доносят определенные модели мира, по которым он живет и принимает решение на автомате. Учебные заведения, гарантирующее общий минимальный стандарт, также закладывает шаблонность мышления. Шаблонность мышления — это не зло, зло — это плохие шаблоны и не осознанное применение шаблонов, а также отсутствие достаточного интеллекта для выработки таких необходимых алгоритмов.

Не осознавая воздействие окружающей среды, которое транслирует человеку шаблонные модели мира, невозможно говорить про личный взгляд на образование. В детском возрасте сложно уклониться от отрицательных воздействий государственной образовательной системы. Но в зрелом возрасте разборчивость в картинах мира и понимание целей поставщиков контента должно отрезвлять человека. Деятель может самостоятельно задавать требования к личному образованию.

Сам человек тоже участвует в образовательном процессе, занимается саморазвитием или осознанным обучением. Но одно дело, когда выбор делался за тебя, а другое дело самостоятельно разбираться: зачем, чему и как учиться в течение всей жизни. Этому не учат в школе или вузе. Поэтому часто ответы на эти вопросы делается исходя из общепринятых моделей мира или, как говорят, интуитивно, то есть «к чему душа лежит»137. Но «душа», скорее всего, будет лежать к той же общепринятой модели мира, которую вы неявно почерпнули из социальной среды: родители так говорят, друзья так думают, блогеры рассказывают, звезды и лидеры мнений так рекомендуют. При этом обучение сложным контринтуитивным теориям всегда будет проигрывать простым и красиво упакованным историям, легендам, постам инфобизнесменов и т. п. Чтобы не оказаться в море общественных шаблонов необходимо плыть по собственной образовательной траектории.

В современной модели образования все ещё сохраняются остатки классового подхода, когда в каждой стране существует элитные заведения. Привилегированные учебные заведения отличаются не только программой и выдающимся профессорским составом, но и тем, что в них осуществляется специальный отбор людей. Миссия школы системного менеджмента состоит в том, чтобы дать возможность широкому кругу людей получить современную базу мыслительного мастерства, которая не только не уступает, а превосходит лучшие элитные учебные заведения.

Понятия и модели: осознанное и неосознанное обучение; «обучение как два процесса».

Жизненное мастерство

Личная образовательная траектория

Личный взгляд на образование — это ответы на вопросы: Зачем мне учиться? Чему учиться? Как учиться?

Ответ на первый вопрос достаточно прост, но для осознанного обучения его нужно проговорить. Тем более, что для многих молодых людей он неочевиден в силу того, что под обучением они воспринимают навязанный процесс с не всегда понятным результатом. Ответ на вопрос «зачем учиться?» частично дан, когда говорили про развитую цивилизацию и про достижения человека, который создал ментальное пространство. Это ментальное пространство постигает каждый человек, если он хочет пользоваться плюсами прогресса, но не хочет быть только потребителем, а желает как деятель менять мир к лучшему и получать от этого удовлетворение.

Обучение повышает вероятность счастливой, успешной и интересной жизни за счет создания успешных системы, а также возможности управлять своей социальной средой. Потребитель довольствуется своим окружением, а деятель может активно менять свою социальную среду138. Таким образом, деятель управляет своими интересами и неудовлетворенностями, получает больше шансов выявить возможности для изменения свой жизни и мира к лучшему.

Образовывается человек постоянно, но либо человек-деятель ставит для себя главной целью осознанное обучение, либо человека-потребителя будет образовывать окружающая его социальная среда. В последнем случае вряд ли можно будет почерпнуть все плюсы прогресса цивилизации, но в жизни потребителя будут все минусы прогресса, о которых шла речь в прошлой главе.

Результатом образования является жизненное мастерство или способность человека осознанно влиять на свою жизнь. Счастье и успех — это рукотворные процессы, а жизненное мастерство — это способность их создавать. Каждый желает обладать средством достижения счастья и благополучия, достигать всего хорошего и устранять все плохое. Вот такое средство мы будем называть жизненным мастерством, причем оно позволяет разобраться в том, что такое хорошее и плохое139, а также помогает саморазвиваться.

Развитие жизненного мастерства — это главная ставка человека на будущее. И эта ставка для каждого человека высока. В целом человечество приспособится к будущему и не проиграет в любом случае, но для каждого отдельного человека багаж мастерства значительно влияет на всю его жизнь. Жизнь каждого человека может поменяться случайным образом, но жизнь деятеля может меняться и за счет постепенного и осознанного развития жизненного мастерства. Жизненное мастерство может сформироваться неосознанным образом как у большинства людей, а может быть предметом осознанного саморазвития.

Обычный человек не обладает отдельной компетенцией по выбору чему учиться именно ему. Нигде этому выбору осознанно не учат. А те, кто имеют личный взгляд на то какие знания (навыки) пригодятся в жизни, обычно ссылаются на исследования о будущем или воспроизводят140 сложившиеся стереотипы. Редкий современный человек может выработать и качественно управлять личной траекторией развития.

Необходимо соответствующее мировоззрение (теория141), чтобы конкретный человек смог осознать чему и как учиться. Нужны модели, которые помогут учесть все аспекты текущего развития человека и позволят ему самостоятельно вносить корректировки при изменениях в мире. Данный курс обучает таким моделям, которые можно применить к рабочим и другим жизненным ситуациям. Воспитание ребенка и саморазвитие, обучение горным лыжам и плаванию, выбор профессии и обустройство семейной жизни имеют общие подходы с задачами разработки ИТ-системы или с созданием автомобиля.

Каждый учится жизни на своем примере, и это правильно. Кто-то не захочет заморачиваться сложностью обучения трансдисциплинам, кто-то сольется раньше, чем начнет получать положительный результат от постановки прикладных практик. Чтобы понять, как меняется мышление человека и формируется мастерство необходимы модели, которые позволят осознанно подойти к выделению времени на изучение теорий и овладению технологиями (экзокортекс), а также к пониманию своих желаний и состоянию оптимального переживания (потока).

В этом разделе будут представлены такие модели как «Человек как платформа», «Спектр формальности мышления», «Квадрант компетенций» и «Этапы постановки привычки», которые помогут ответить на вопрос «как учиться?». Данные модели объясняют как происходит обучение и раскладывают жизненное мастерство по частям, что поможет человеку самостоятельно формировать и корректировать личную образовательную траекторию.

Из чего состоит жизненное мастерство

Прежде чем говорить о структуре определим главные требования к жизненному мастерству142. Каждый человек желает, чтобы жизненное мастерство привело его счастью, успеху, благополучию, долголетию. Эти общепринятые цели можно уточнить и детализировать. Жизненное мастерство современного человека должно позволить:

• всегда быть востребованным специалистом и профессионально играть новые роли (профессии), уметь создавать успешные системы и менять мир;

• быть готовыми к решению любых новых задач, которые нам подкинет жизнь в будущем;

• управлять своими интересами и потребностями, эмоциями и чувствами, вниманием и радостями (поток), а не руководствоваться только биологическими потребностями и картинами мира предлагаемых социальной средой.

Исходя из таких требований можно разделить жизненное мастерство на три составляющие: прикладное мастерство, мыслительное мастерство и мастерство собранности. Данное разделение жизненного мастерства всего лишь предложенная ШСМ модель, и могут быть другие модели. В нашей модели выделяем вниманием143 разное поведение. Такое функциональное разделение позволяет отдельно обсуждать, что необходимо развивать в себе конкретному человеку и с помощью чего это развитие можно делать. Вот за что отвечает каждая часть жизненного мастерства:

с помощью прикладного мастерства создаются рабочие продукты в виде формальных документов и систем. Уровень прикладного мастерства свидетельствует о профессионализме во владении конкретным прикладным методом или практикой. Например, практика бухгалтерского учета позволяет составить бухгалтерский баланс, практика плавания кролем создает умеющего плавать человека, а методы дорожной деятельности позволяют построить дорогу;

мыслительное мастерство задействуется, когда необходимо решать новые задачи: с его помощью непонятная проблема (ситуация) переводится в хорошо сформулированную задачу, далее придумывается как её решить, а потом определяются лучшие прикладные методы для решения поставленной задачи. Мыслительное мастерство есть у каждого человека, но у каждого оно развито по-разному. Один человек может быстро и без проблем разобраться в новом для себя бухгалтерском учете или в дорожной деятельности, а кому-то это не под силу. Вот для того, чтобы «хватало мозгов» быстро разбираться в новых проблемах, прикладных методах и практиках необходимо мыслительное мастерство;

мастерство собранности помогает собрать себя в кучку в нужное время и быть готовым совершить действие. Про собранность обычно говорят, как о дисциплинированности, терпении, умение сконцентрироваться, способности совладать с эмоциями и т. п. Также под собранностью мы будет понимать физическую готовность тела к определенным действиям.

Степень развития жизненного мастерства определяется квалификацией или степенью мастерства. При этом совершенствоваться в мастерстве можно бесконечно, становясь в глазах окружающих гением.

Взрослые люди со средним образованием имеют, как минимум, начальную степень по трем уровням мастерства. Большинство из нас развивали собранность и мыслительное мастерство с раннего детства, в школе и ВУЗе. Преимущественно это происходило неосознанно, и может до сих пор некоторые не понимают ценность такого фундаментального мастерства.

После ВУЗа озабоченные саморазвитием люди стремятся «прокачать» свои прикладные компетенции специалиста. Мучаются вопросами «где учиться» и «чему учиться», охотятся за новыми best practices, ходят на конференции и посещают трёхдневные курсы. И интуитивно правильно делают. Результат в физическом мире приносит именно прикладное мастерство. Ведь работодатель требует мастерства в нужных ему прикладных компетенциях специалиста. Однако, недостаточная квалификация в собранности или мыслительном мастерстве не позволяет быстро освоить новые прикладные практики. Личная образовательная траектория человека должна учитывать три вида мастерства и человеку невозможно руководствоваться нормами обучения прошлого века, обращая внимание только на прикладное мастерство.

Ещё недавно нормы жизни подчинялись одной доминирующей стратегии. В детстве и юности человек обучался собранности и мыслительному мастерству, чтобы потом выбрать профессию и успешно освоить её. Высокая квалификация собранности нужна в любой деятельности. Хотели бы вы стать офицером, ученым или музыкантом, но без собранности никуда. Без неё сложно достигать профессионального мастерства, поэтому её ставили первой. Взрослые старались обращать внимание ребенка на то, что нужно быть дисциплинированным, организованным и уметь справляться со своими эмоциями самостоятельно (а не за счет других). И до сих пор многим взрослым родители делают замечания на счет невысокой квалификации собранности.

Что касается мыслительного мастерства, то кто выбирал профессию попроще довольствовались средней квалификацией по мыслительному мастерству. Государственное обучение не допускало излишней переквалификации: нет смысла токарю или пианисту изучать матанализ. Мыслительный фундамент закладывался ровно такой, чтобы человек мог освоить и далее совершенствоваться в прикладном мастерстве по выбранной профессии. Даже после профтехучилища можно стать токарем 6 разряда, то есть получить высшую квалификацию в мастерстве специалиста.

Смена профессии до недавнего времени была не распространенной практикой. Поэтому требований к изменению или наращиванию мыслительного мастерства не было144. Сейчас прикладные практики начали меняться стремительно по сравнению с прошлыми веками, а имеющийся опыт стал чаще обнуляться. Можно быть мастером в токарном деле или в практике SEО-оптимизации, но это знание прикладной деятельности не гарантирует быстрого переобучения, если вдруг надобность в вашей компетенции пропадет. Высокое мастерство в какой-то одной прикладной практике не убережет от проблем в будущем. Более того, если в начале XX века вдруг извозчику хватило бы интеллекта переучиться в таксиста, то он далее мог бы не беспокоиться о будущем. Но в наше время однократного переобучения может быть недостаточно. Вполне возможно, что людям XXI века придётся поменять профессию не единожды. Поэтому важно вкладываться в развитие мыслительного мастерства, которое дает способность работать с разными прикладными практиками.

К сожалению, многие люди, желающие саморазвития повторяют нормы поведения своих родителей, дедушек и бабушек. Они пытаются найти грааль, позволяющий вселить уверенность в будущем, среди предлагаемых визионерами профессий будущего. Это довольно рискованная ставка, ведь даже в ИТ-сфере исчезнут многие профессии. Основой жизненного мастерства будущего является мыслительное мастерство145. Современному человеку необходимо сместить фокус внимания с прикладного уровня на мыслительный. По мере усиления интеллекта (и развития деятельностного кругозора) можно будет быстрее сделать разворот в новую профессиональную сторону. Интеллекта хватит, чтобы быстрее остальных освоиться в новой деятельности. Но для этого взрослым потребуется апгрейд мыслительного мастерства, поскольку за последнее время трансдисциплины существенно поменялись.

Кроме того, многим взрослым потребуется заново осваивать роль ученика. Бытующий стереотип о том, что «я свои университеты уже закончил», свидетельствует о потере навыков обучения. Многие взрослые редко осознанно занимаются самообразованием, планируя свое обучение на период от нескольких месяцев до нескольких лет146. Люди XX века изредка проходили курсы повышения квалификации в рамках выбранной профессии, сейчас обучение становится мейнстримом, но пока ограничивается короткими курсами и часовыми мастер-классами, от которых хотят «исключительно практической деятельности без излишней теории». Да ещё желательно в игровой форме. В роль ученика взрослые встают с неохотой, не могут удержать внимание на сложном материале в течение 1—2 часов. Не могут закончить многомесячные курсы с регулярным домашним заданием. В школе и вузе не учат осознанно исполнять роль ученика. В частности, планировать свое развитие и мотивацию, управлять вниманием на разных временных промежутках147, управляться с эмоциями и чувствами, владеть своими мыслями и телом. Без собранности невозможно освоить новые и непростые трансдисциплины мыслительного мастерства.

Применение трёх видов мастерства происходит одновременно. Каждую изучаемую дисциплину или трансдисциплину можно отнести к одному из трех уровней мастерства, и изучать отдельно от других. Например, теория сознания относится к мастерству собранности, и объясняет нам как работает внимание и как его тренировать. Системное мышление относится к мыслительному мастерству, и помогает увязывать между собой разные картины мира, что позволяет решать сложные задачи. Управленческий учет относится к прикладному мастерству, и учит составлять финансовое описание для менеджера. Однако, когда человек работает, то у него задействуются сразу все уровни мастерства. В роли менеджера человек применяет дисциплину управленческого учет и использует ИТ-программу, он понимает как финансовое описание связано с другими описания деятельности предприятия, а также концентрирует внимание на работе, ограничивая попадание в свое сознание других забот и тревог.

Таким образом, постоянное обучение означает развитие мастерства собранности, мыслительного мастерство и прикладного мастерства. Управление своим жизненным мастерством — это основа личной образовательной траектории. Совокупность трёх видов мастерства и высокая квалификация в них позволяет человеку быть не только востребованным обществом, но и жить интересной жизнью и быть счастливым.

Понятия и модели: жизненное мастерство; требования к жизненному мастерству; личная образовательная траектория; «функциональная схема жизненного мастерства».

Человек как платформа

Почему платформа?

Взрослые не появляются из ниоткуда. Их создают. Над этим работает семья, школа, окружающая среда, культура и даже соцсети. В осознанном возрасте люди стараются работать над собой самостоятельно, и чтобы помочь человеку работать над собой или буквально строить себя разберем инженерный подход к «изготовлению» человека как системы-платформы.

Почему рассматриваем деятеля как систему и как развитие человека связать со словом «платформа»?

Платформа — это такая система со своим специальным внутренним устройством. Рассмотрение человека как живой системы позволило изучить его внутреннее строение. Науке известны из каких частей (органов) состоит человек и какие функции у каждого органа. Это понимание внутреннего строения человека как системы и подсистем, например, помогает медикам творить чудеса, перестраивая человеческое тело. Из чисто биологической системы создаются киборги, в которых использованы небиологические части-протезы. Врачи используют специальные методы для работы с поврежденным телом человека, чтобы восстановить базовые человеческие функции: дышать, двигаться, говорить, быть в сознании и т. п.

Системное рассмотрение применимо не только к внутреннему строению человека, но и распространяется на человеческие способности (мастерство) совершать сложные движения и создавать сложные объекты. То есть не просто ходить, но и танцевать, не просто писать и говорить, но и вписываться в команды и проекты, осваивать и использовать новые технологии, создавать высокотехнологические системы. Чтобы системно подойти к «изготовлению» человека, который мог бы совершать нечто большее, чем дышать и говорить, нам потребуется понятие «платформа».

Рассмотрение человека как платформы помогает разобраться с тем, что нужно развивать человеку в себе и отвечает на требования к жизненному мастерству, сформулированными в прошлом разделе. Кроме того, платформенное рассмотрение помогает понять в каком порядке необходимо учиться или создавать разные уровни платформы.

Понятие «платформа» можно рассмотреть на примере автомобиля. Автомобильная платформа — это набор общих деталей, из которых собирают разные автомобили одной или даже нескольких марок. То есть инженеры создают сначала универсальную платформу, уже далее эта платформа используется как часть разных моделей и марок автомобилей. Первой модульную платформу Modular Transverse Matrix (MQB)148 разработала компания Volkswagen. На ней выпускаются 40 моделей автомобилей таких марок как Seat, Audi, Skoda, Volkswagen. Модульная платформа состоит из следующих узлов: трансмиссия, подвеска, рулевое управление, двигатель, электрооборудование

Идея платформы состоит в том, что её разрабатываются один раз, но это позволяет создавать автомобили разных классов и комплектаций на основе унифицированных модулей. Это снижает стоимость и время на разработку и производство, но при этом возникает возможность впоследствии создавать автомобили исходя из разных требований покупателей и ситуаций использования. На одной платформе могут быть созданы гражданские и военные авто, пассажирские и грузовые авто, авто эконом и представительского классов.

Идея человеческой платформы состоит в том, чтобы развить интеллект и в целом тело до такого уровня, которое позволит в дальнейшем легко и быстро дообучаться до нужного уровня прикладного мастерства149. В жизни человек часто переучивается и играет многочисленные роли, вписывается в рабочие и социальные коллективы, ему приходится соответствовать разным требованиям. Понятие человеческой платформы позволяет разделить специальное (прикладное) и универсальное мастерство (мыслительное мастерство и собранность) человека, которому по жизни придётся быть мужем, отцом, воспитателем, менеджером-инженером-предпринимателем150 и исполнять роли в рабочем проекте151.

Говоря системным языком, развитая платформа позволит человеку быть частью оргзвена, которое организовано на проведение какой-то работы. Самое простое оргзвено — это человек в какой-то роли вместе с технологиями для исполнения этой роли. Программист с компьютером или токарь со станком ЧПУ — это примеры простого оргзвена. Оргзвеном является также команда152, подразделение и предприятие. Как и в случае с автомобильной платформой хотелось бы по аналогии создать человеческую платформу, которая позволит быстро и легко вписываться в различные организационные структуры (оргзвенья).

Хорошо спроектированная платформа позволяет демонстрировать хорошее жизненное мастерство, что определяет жизнь человека, формирует для него возможности на будущее. В частности, жизненное мастерство позволит играть многочисленные роли и тем самым удовлетворять человеческие потребности (неудовлетворенности).

Из чего состоит платформа человека?

На примере автомобиля показано, что платформа состоит из определенных физических модулей, которые можно условно разделить на платформенные уровни. Когда рассматриваем уровень двигателя и его окружения, то важно, как двигатель связан с другими модулями платформы, но при этом одновременно не рассматривается внутреннее устройство двигателя. Специалисты, которые занимаются уровнем взаимодействия двигателя с подвеской и другими частями платформы, и специалисты, который занимаются созданием самого двигателя, — это разные специалисты.

Также медики и нейрофизиологи занимаются каждый своим уровнем строения человека. Человек — это физический объект. Человека можно разделить на функциональные части — дыхательная, пищеварительная, психическая и т. п. Дыхательная функциональная часть осуществляет функцию — дыхание, а психическая часть осуществляет функцию — мышление.

Действуя человек становится функциональным объектом — деятелем. Деятель производит поведение, которое называем жизненное мастерство. Жизненное мастерство — это поведение в жизни человека в роли деятеля. Деятеля также можно разделить на функциональные части, но это будут другие части, в отличие от биологического субъекта-человека. Деятель, как мы уже знаем, имеет следующее функциональное разбиение — мастерство собранности, мыслительное мастерство и прикладное мастерство. И во всех этих функциональных частях, конечно, будет мышление, то есть поведение мозга153.

В силу сложности строения мозга пока невозможно выделить отдельные физические части мозга, которые отвечают за разные компетенции (мастерство) человека. Поэтому, говоря про платформу человека, мы не сможем, как в автомобиле, точно выделить все модули платформы человека-деятеля. Мы будем говорить, что есть часть мозга, которая отвечает за определенную функцию жизненного мастерства.

Ранее мы выделили три платформенных уровня жизненного мастерства:

мастерство собранности — это способность (компетенция, знание, умение, навык) владения собой и умения собрать себя в кучку в нужный момент, чтобы совершить определенное действие. Умение собраться, умение управлять вниманием, умение совладать с эмоциями, дисциплинированность, развитое тело — это база для дальнейшего развития человека. К сожалению, упущенное время на строительство этого уровня платформы в детстве сложно компенсировать во взрослой жизни. Платформенный уровень собранности состоит из части мозга, которая отвечает за владение собой, а также из развитого тела;

мыслительное мастерство — это способность быстро находить решение новых задач, встраиваться в новые проекты, выбирать новые роли и осваивать прикладные практики. Мыслительное мастерство воспроизводится функциональной часть мозга, которая называется интеллектом. Интеллект отвечает за ролевое мастерство, за способность логически мыслить и коммуницировать, за системное мышление и онтологическое мышление, за научное и вычислительное мышление.

прикладное мастерство — это способность создавать рабочие продукты или непосредственно производить работы. Прикладное мастерство воспроизводится какой-то частью мозга и телом. Хорошее прикладное мастерство реализуется на автомате154. Прикладное мастерство может формироваться неосознанно, но быстрее оно развивается за счет осознанного изучения прикладных практик.

Модель человека-деятеля как платформы связано с понятием интеллект-стека, о котором пишет А. Левенчук в онлайн-курсе «Образование для образованных 2020». Само мастерство (компетенция, функция/сервис человека) демонстрируется внешним поведением человека, но конкретный модуль (часть мозга), который ответственный за это поведение, на нашем уровне рассмотрения не важен. Поэтому в платформе человека говорим про часть мозга, который выдает определенное поведение (сервис) наружу. Например, сервис — собрать себя в кучку перед экзаменом. Не важно какая именно часть мозга отвечает за каждое такое поведение, мы все равно пока не может её поменять как модуль в автомобиле. Но мы знаем, как «создавать» эту часть мозга.

Изготовление модулей автомобильной платформы и модулей человеческой платформы происходит по-разному. Части мозга и тела невозможно изготовить путем сборки из более мелких модулей. Поэтому вместо слово «изготовить», когда имеют дело с человеком, говорят о воспитании, тренировке, обучении и т. п. Человеческая платформа создается путем изучения определенных теорий, постоянных тренировок и реализации реальных проектов (нужно ставить «шкуру на кон»). То есть мозг нужно нагружать потреблением правильной информации155, размышлениями, действиями и анализом действий, а тело — нагружать физической активностью.

Понятие «платформа» позволяет понять на что нужно обратить внимание, чтобы улучшать жизненное мастерство в течение всей жизни. При создании человеческой платформы можно выделить следующие принципы:

каждый нижний уровень в платформе задействован в создании следующего уровня. Чтобы начать развивать мыслительные мастерство должна сформироваться часть мозга, которая отвечает за внимание, управление эмоциями, а также нужно освоить элементарные практики организации и дисциплины. То есть без определенной собранности невозможно обучение мыслительному мастерству;

формирование всех уровней платформы проходит циклическим образом. Постоянное обучение — это бесконечное развитие и регулярное повышение мастерства на всех платформенных уровнях. Деятель осознанно осваивает все более сложные дисциплины и технологии на каждом платформенном уровне. В детстве мы просто умели читать и писать. Этого было достаточно, чтобы освоить трансдисциплину арифметику. Но сейчас многим взрослым без постановки практики мышления письмом практически невозможно освоить мыслительную трансдисциплину системное мышление.

Таким образом, с точки зрения системного подхода человека как исполнителя множества ролей можно «изготавливать» по аналогии автомобильной платформы. Сложную личность, о которой говорят гуманитарии, можно представить тремя платформенными уровнях. Развитость данных уровней свидетельствует и о калибре личности (широте и глубине интересов). Инженерный подход показывает как могут появляться взрослые с сильным интеллектом, способные играть разные жизненные и рабочие роли, а также создавать сложные успешные системы.

Понятия и модели: «Человек-платформа».

Собранность, мыслительное и прикладное мастерство

Мастерство собранности

По поводу собранности говорил Сенека в своем известном изречении: «Сильнее всех тот, кто владеет собою»156. Человек сложное существо, которое может «свернуть горы», но при этом не способен систематически заправлять постель и поддерживать порядок на рабочем столе. Умные и толковые ребята не могут закончить вуз, а посредственные изначально абитуриенты заканчивают с красным дипломом. Один художник выдает единственное блестящее произведение за всю жизнь, а другой штампует шедевры как на конвейере. Как такое получается? Ответ кроется в совокупности способностей человека, которое можно назвать одним словом — мастерство собранности.

Мастерство собранности — это ментальная и телесная готовность к действию157. Содержание и время действия определяется мыслительным и прикладным мастерством. Собранность формирует способность человека стать исполнителем роли, то есть человек должен владеть собой или уметь собрать себя в кучку в нужный момент, чтобы совершить определенное действие. И раз уж это мастерство, а не просто знания-умения-навыки, то оно демонстрируется в любых самых неблагоприятных условиях. Собранный человек в нужный момент будет готов качественно и с желанием исполнить требуемую роль в любых жизненных условиях, и будет способен исполнять эту роль в течение нужного времени, а хоть и на протяжении всей жизни.

Ментальная и телесная готовность к действию — база для работы интеллекта и исполнения прикладных ролей. Данная готовность человека к действию подразумевает способности управлять своим вниманием и эмоциями, владение базовыми практиками жизнедеятельности и развитое тело. Собранность дает уверенность и душевное спокойствие даже в самых сложных и опасных ситуациях. Собранный человек обращает внимание не внутрь себя, а на окружение и старается своим вниманием определить малейшую возможность для действий158.

Определенные способности человека воспринимать и реагировать на происходящее в мире, вероятно, передаются по наследству, а далее они развиваются с самого начала познавания мира человеком. Собранность определяется психикой человека, телесным развитием и другими способностями человека, которые ответственны за обучение и саморазвитие. Без собранности невозможно учиться абстрактному знанию159. И поскольку сложные теории и методы необходимо изучать всю жизнь, то собранность — это базовая функция бесконечно-развивающегося деятеля.

Как демонстрируется собранность по жизни на разных временных промежутках? Это психически и физически подготовленный человек, чтобы делать определенные действия. Само действие совершается исходя из знаний прикладной практики. Но вот собрать себя в кучку в нужный момент и настроиться на действия позволяет мастерство собранности. Для спортсмена, военного, ученого или менеджера необходимо одинаково высокое мастерство собранности. Плохая собранность препятствует развитию даже интеллектуально одаренному гению160.

Как формируется собранность? Нужно знать теорию/дисциплину и постоянно практиковаться. Чтобы развить части мозга и тела, отвечающие за мастерство собранности необходимо освоение следующих дисциплин и постановка практик:

➣ Психопрактики (управление вниманием, устранение отвлекающих внешних и внутренних факторов):

• практики внимания и осознанность на 4 уровнях;

• сила воли (для поднадзорности и самоконтроля, и чтобы не тратить неэффективно энергию);

• практики работы с неудовлетворенностями (вывод их наружу и называние, например, фокусинг);

• практики работы с эмоциями и внутренними проявлениями (чтобы они не отвлекали, но помогали);

• киберпсихика и экзокортекс (использование технических средств, компьютеров и смартфонов — личная цифровая трансформация);

•…

➣ Телесные практики:

• практики физической формы для действий в моменте по роли;

• практики получения удовольствия;

• практики продления жизни;

•…

➣ Базовые практики бесконечно-развивающегося деятеля:

• потребления информации: систематическое чтение, формирование своего окружения, заметки,…;

• размышления: мышление письмом, проговаривание,…;

• личное стратегирование: возможности, прагматизм для выбора целей, личные финансы,…);

• планирование и организация деятельности: тайм-менеджмент, GTD, азы проектного управления,…;

• реализация работ: прикладные практики; Помодоро, Deep Work, состояние потока,…

• досуг и восстановление (продление жизни): цикл работа-досуг, смена «картинки», путешествия,

•…

➣ Базовый кругозор, в том числе знание моделей для бесконечного развития161:

• Человек-платформа;

• Стадии жизнедеятельности бесконечно-развивающегося деятеля;

• модели обучения и личной мотивации;

• что такое счастье, успех, бесконечное развитие с точки зрения системного мышления;

•….

Собранность особо проявляется при работе со сложностью. Когда результат труда/обучения значительно удален от времени действия или, когда невозможно получать положительные подкрепления из внешней среды, тогда необходимо иметь «внутренний стержень» или, как мы говорим, собранность. Речь идет не только о рабочих проектах, но и об обучении сложным дисциплинам и трансдисциплинам. Имея мастерство собранности, человек с большей вероятностью освоит сложные методологические дисциплины162. Базовый кругозор собранности дает ясные цели бесконечного развития и помогает ставить промежуточные цели, планировать и быть готовым доводить планы до логического конца.

Упущенное время на строительство первого уровня платформы в детстве сложно компенсировать во взрослой жизни. Более того, со временем человек теряет некоторые способности собранности: становится менее выдержанным, не может подолгу удерживать внимание163 и утрачивает физическую форму. Без собранности невозможно освоить новые и непростые трансдисциплины мыслительного мастерства и прикладные практики. Именно поэтому многим взрослым потребуется заново осваивать роль ученика.

Мыслительное мастерство

Понятие «мыслительное мастерство» вводится в рассмотрение, чтобы определить, как действует человек, когда он сталкивается с новыми для себя проблемами и как он находит решения164. Когда человек занимается повседневной работой, то работают автоматизмы его прикладных умений. Но когда, например, пианист165 начинает разбираться в финансах, то он вряд ли сможет воспользоваться своими прикладными знаниями. В модели жизненного мастерства считаем, что когда человек сталкивается с новой для себя задачей или с изучением нового, то у него задействуется интеллект. Именно интеллект — это та функциональная часть мозга, которая отвечает за то, чтобы человек смог решить новые сложные задачи или освоить новое знание (в том числе прикладное мастерство)166.

Каждый человек обладает мыслительным мастерством, и именно оно является способностью осваивать новые профессии, получать новые знания и, в целом, работать со сложностью мира. Человек с более развитым мыслительным мастерством более вероятно найдет решение в новой ситуации, чем человек не обладающий хорошо развитым интеллектом. Обучаясь конкретной профессии человек, так или иначе развивает параллельно мыслительное мастерство167. Однако мыслительное мастерство токаря, пианиста и физика рассчитано на определенный класс прикладных проблем. И если они дополнительно не развивают свое мыслительное мастерство, то не смогут быстро дообучаться и решать другие классы задач168.

Мыслительное мастерство эффективнее всего развивается за счет изучения трансдисциплин169. Чтобы разбираться в прикладных практиках и дисциплинах нужно что-то более масштабное. И именно трансдисциплины, стоящие над дисциплинами, способствуют развитию интеллекта. Изучение сложных трансдисциплин быстрее и качественнее развивает мыслительное мастерство. Это делается за счет осознанного обучения трансдисциплинам и применения прикладных практик в реальных проектах, то есть развитие интеллекта эффективнее происходит в реальной жизни, когда есть что терять («шкура на кону»). В то же время личный опыт, полученный без осознанного изучения трансдисциплин, будет сложно переноситься на решение других классов задач.

По сути ответ на вопрос «чему учиться» звучит так: в первую очередь, необходимо учиться современным трансдисциплинам, а далее уже прикладным дисциплинам. Учиться трансдисциплинам необходимо всем, кто хочет быть деятелем.

Каким трансдисциплинам необходимо учиться? До сих пор стандартом трансдисциплин считается — STEM (наука, технологии, инженерия и математика). Однако, фундаментальные знания STEM хорошо работали на скоростях жизни прошлого века. Чтобы сегодня комфортно (без лишнего стресса) поспевать за ритмом жизни и работы, необходимо пересмотреть список sota-трансдисциплин. Школа системного менеджмента считает, что вместо устаревшего STEM необходимо освоение следующих трансдисциплин и практик:

➣ Практики ролевого мастерства и дисциплины деятельностного кругозора:

• практики выявление и выбор ролей, вход и выход из роли, самоконтроль или ролевая осознанность,…;

• системное предпринимательство;

• системная инженерия;

• системный менеджмент;

• системный мультиданс170 и т.п.;

•…

➣ Трансдисциплины методологического мастерства:

• онтологика и коммуникации;

• научное мышление;

• вычислительное мышление;

• системное мышление;

• праксиология (экономика);

• этика;

•…

Ролевое мастерство (включающее деятельностный кругозор) и методологическое мастерство в совокупности дает мыслительное мастерство.

Развитие мыслительного мастерства происходит не только теоретическим путем. Обязательно требуется реализация реальных проектов. Но в этих проектах мыслительное мастерство определяет необходимые прикладные практики, связывает их между собой, а также ответственно за нарезку проблем на части, которые могут быть потом решены соответствующими прикладными практиками.

Прикладное мастерство

С общественной точки зрения интеллект и производимое им мыслительное мастерство каждого конкретного человека — это его личная проблема. Покупателя, работодателя или государство интересуют прикладное мастерство или профессиональные навыки человека, которые позволяют сделать что-то осязаемое (рабочий продукт) в реальном мире. Работодателя интересует итоговый результат, и не интересуют промежуточные стадии размышлений, за которые отвечает интеллект. Запросы работодателя и государства так или иначе удовлетворит какой-то человек, у которого будет достаточный интеллект для освоения прикладного мастерства и создания нужного рабочего продукта. Работодатель платит деньги, и поэтому имеет право выбирать. Но на уровне отдельного человека может быть трагедия, если у него недостаточно интеллекта, чтобы быстрее и качественнее остальных освоить востребованную профессию (прикладную практику).

Чтобы создавать необходимые рабочие продукты человеку необходимо освоить соответствующие прикладные практики. Например, чтобы стать пловцом кролем нужно освоить прикладную практику кроля, а чтобы стать бухгалтером нужно освоить практику бухгалтерского учета. Конечно, когда мы говорим, что учимся плавать кролем или изучаем бухучет, то неявно упускаем из виду, что в этом обучении присутствует мыслительное мастерство и собранность, без которых невозможно обучение прикладным дисциплинам. Поэтому, если вы не можете освоить какую-то востребованную прикладную практику, то вероятнее всего, проблема в уровне интеллекта и/или в собранности.

Прикладное мастерство необходимо, чтобы работать в проектной команде. Каждый член команды исполняет определённую проектную роль, которая ответственна за создание какого-то рабочего продукта. Например, вам нарезали фронт работ исходя из вашей роли. Вы должны доставить пиццу или сформировать список требований к ИТ-системе учета командировок. При выполнение данных работ вы будет применять свое прикладное мастерство. Именно по результатам применения прикладного мастерства вы получите оплату.

Как ставится прикладное мастерство? Прикладное мастерство ставится путем обучения профессиональной дисциплине и определенной технологии. Например, бухгалтер садится за учебники бухучета, и вычитывает там, что такое актив, пассив и т. д. Для этого у него должен быть достаточный интеллект, чтобы работать с абстракциями и разобраться в этой прикладной дисциплине. Системное мышление ему необязательно, но оно поможет не только быстрее овладеть бухучетом, но и сделать карьеру за счет широкой картины мира171. И второе — он должен нарабатывать опыт и применять соответствующие технологии для составления рабочих продуктов по этой дисциплине. С опытом человек приобретет профессиональную интуицию. Когда профессиональный бухгалтер меняет работу, например, ранее он работал в автомобильной промышленности, а потом пришел в строительство, то для него нет особой разницы с точки зрения рабочего продукта. Работать будет необходимо над тем же бухгалтерским балансом, но интеллект и выработанная профессиональная интуиция позволят ему быстрее сориентироваться в новой сфере.

Понятия и модели: прикладное мастерство; мыслительное мастерство; мастерство собранности; практики и дисциплины собранности; трансдисциплины мыслительного мастерства; прикладные практики.

Модели обучения

Стадии обучения: от неосознанной

некомпетентности к неосознанной

компетентности

Существует множество теорий (моделей) того, как происходит обучение человека. В зависимости от целей можно пользоваться разными моделями, каждая из которых отвечает на свои вопросы. Познакомимся с моделью «Квадрант компетенций» или «Сознательная лестница компетенций» или «4 стадии обучения». Все три модели можно связать между собой, они направлены на объяснение процесса обучения, и не противоречат друг другу. Например, модель стадий обучения лучше объясняет как человек осознает уровень своего текущего мастерства. Рассматриваемые в следующем разделе модель спектра формальности мышления и этапы постановки привычек показывают другие аспекты обучения.

Необходимо к месту сказать, что системное мышление — это умение работать с разными моделями одной и той же системы (или деятельности). Системное мышление помогает увязывать разные интересы и многочисленные модели в непротиворечивое системное описание, которое отвечает на разные вопросы заинтересованных в системе лиц.

С помощью квадранта компетенций можно описать любое осознанное обучение. Для этого выделяется 4 стадии:

1. Неосознанная некомпетентность. Чтобы начать чему-то учиться надо сначала узнать о существовании этого. Аборигены, живущие в джунглях, находятся в неосознанной некомпетентности относительно знаний человеческой цивилизации и могут даже не знать о планете Земля или думать, что планета плоская. Точно также многие работники предприятий не догадываются о существовании «практик» и «трансдисциплин», они просто «работу работают». Чтобы перейти от неосознанной некомпетентности к следующей стадии «осознанной некомпетентности» необходимо узнать о существовании какого-то знания (теории) или технологии, то есть того, чему можно научиться. Как говорил Сократ: «я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают даже этого». То есть большинство людей находятся на стадии незнания того, чего они и не могут знать. И могут даже об этом не догадываться.

2. Осознанная некомпетентность. Когда человек узнает о существовании теории (знания, дисциплины) или технологии, то может осознать, что он не имеет компетентности в данной сфере деятельности, и тем более не знает, как пользоваться технологиями172. Например, человек может осознанно понимать, что ничего не соображает в квантовой физике. Без этого осознания невозможно начать учиться173. Именно осознание того, что человек не имеет ответов на большинство вопросов об устройстве мира, в отличие от религии174, привело к научной революции: человек осознал, что многого не знает и перестал довольствоваться ответом о том, что на всё есть воля божья. Чтобы начать учиться чему-то или исследовать неизведанное необходимо осознать и принять, что существующие (ранее загруженные в голову) картины мира не дают необходимого объяснения реальности, а потому важно умение выбирать хорошую теорию и уметь осознанно учиться. И для этого человек должен осознанно встать в роль ученика, чтобы разобраться с понятиями и принципами теории. Тем самым переходя на следующую стадию обучения.

3. Осознанная компетентность. Разбираясь в теории (дисциплине, моделях) человек получает профессиональные знания, а если учится технологии, то получает навык обращения с техникой. Например, после курсов вождения человек овладевает практикой управления транспортным средством и может водить машину. Он полностью концентрирует свое внимание на окружающей обстановке и старается выполнять все то, чему учили в теории. Вчерашний ученик отслеживает все свои действия и подчас не может расслабиться за рулем. Чтобы перейти на следующий уровень мастерства ему необходимо время на тренировку или так называемый «налет часов»175.

4. Неосознанная компетентность. На данной стадии человек инвестирует время в беглость мышления. Постоянно находиться в осознанной компетентности или постоянно использовать медленное мышление довольно энергозатратное занятие. Поэтому мастерство часто доводится до автоматизма, то есть медленное мышление должно становиться быстрым. Например, «налет часов» езды на автомобиле делает свое дело, и через некоторое время вождение не доставляет такого дискомфорта, когда компетенция была осознанной. Также профессиональный пианист не концентрирует внимание на том какую ноту или аккорд нужно взять, и в какой последовательности.

Мастерством будем считать именно неосознанную компетентность. К этому этапу необходимо стремиться в любой деятельности, которой вы решили заняться по серьезному. Особенно, в прикладных практиках. И этого вполне можно достичь посредством бесконечного развития, проходя все стадии обучения, изучая дисциплину и инвестируя достаточного времени, чтобы получить беглость в знаниях и во владении технологией.

Спектр формальности мышления для процесса

обучения

«Спектр формальности мышления» — это модель того, как наш мозг работает с разными картинами мира и как он взаимодействует с физическим миром. Подробно данная модель, предложенная Прапион Медведевой, разбирается на курсе «Онтологика и коммуникации 2020», а здесь с помощью спектра формальности мышления объясним процесс обучения.

Спектр формальности мышления базируется на модели мышления, которую предложил Дэниэль Канеман в книге «Думай медленно, решай быстро». Канеман условно разделил мышление человека на быстрое и медленное176. Самый простой пример — это решение примера 2×2=?, которое решается автоматически. При его решении сработало быстрое мышление. Медленное мышление задействуется, когда нужно сконцентрироваться или «напрячь мозг». Например, нужно решить пример 16*254=?, который обычный человек не решит быстрым мышлением177. Для этого нужно подключить медленное мышление и, например, применить метод перемножения в столбик.

В спектре формальности мышления используется не бинарное разбиение Д. Канемана (на быстрое и медленное мышление), а выделены и другие варианты функционирования мозга. На спектре мы можем расположить несколько вариантов поведения мозга, что позволяет лучше определять действия человека и создаваемые им рабочие продукты. Но при этом можно говорить, что есть левая часть спектра или быстрое мышление, и правая часть спектра или медленное мышление.

Животное мышление человека заложено природой, и проявляется это поведение через рефлекторные действия. В ответ на воздействие окружающей среды и/или с помощью чувств человек определяет контекст сложившейся ситуации, и действует исходя из заложенных эволюцией программ. Например, мы можем резко отдергивать руку от огня или невольно строить гримасу на лице, если неприятен разговор.

Опыт или привычки также задают автоматическое мышление, но в отличие от животного оно не дается природой, а формируется в течение жизни человека178. Его можно назвать интуитивным мышлением. Интуитивное мышление включается обычно, когда человек распознает знакомую ситуацию179, то есть он ранее заложил в голову какую-то картину мира (дисциплину) и довел владение технологией до автоматизма. Например, Канеман приводит пример пожарных, которые буквально чувствуют, что может произойти в следующий момент при пожаре. Интуицию невозможно формализовать180, поведение человека похоже на животное мышление, но это выученное поведение181.

Обычное поведение человека, как мы говорили ранее, основано на симбиозе формальных теорий и ненаучных моделей мира (стереотипы, приметы, мифы и т.п.). Для большинства жизненных решений не нужна большая точность моделей реальности, вполне достаточно прикинуть что-то в уме или на салфетке. То есть в отличие от интуиции здесь уже появляются зачатки формализации. Могут строиться простые и нестрогие модели, которые называем схемоидами. Модели строятся с помощью тех картин мира, которые получены человеком ранее. Содержание схемоида содержит описание конкретной жизненной ситуации. Например, человек может прикинуть182 в уме свой маршрут путешествия и понять сколько литров бензина ему понадобится, а также сколько это примерно будет стоить.

В обычной жизни точность не всегда важна, но иногда случаются ситуации, когда с наскоку проблема не решается183. Тогда требуется создавать более строгие схемы/модели, чтобы разобраться обстоятельно и принять обдуманное решение. Для этого нужно обратить внимание на способ мышления, то есть на то, «как я думаю и как действую». Можно говорить про формальное мышление, когда человек использует определенную практику184 применительно к какой-то жизненной ситуации. Например, пловец хорошо знает понятия дисциплины кроль и в момент тренировки у него может работать формальное мышление, которое отслеживает все действия согласно практике185.

Когда же ставка последствий от принимаемых решений высока, то требуются более точные вычисления. Максимальная формализация требует значительных ресурсов времени и средств, поэтому чаще используется в рабочей деятельности, чем в личной жизни. Так называемое машинное мышление

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Системное саморазвитие. Том 1. Мир в человеке и человек в мире предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

116

После миллионов лет проживания в опасных джунглях и саваннах человек несколько столетий живет за крепостными стенами и в деревнях. И лишь несколько десятилетий люди стали преимущественно жить в городах, где их подстерегают совсем другие опасности.

117

Любимое слово обывателей, обозначающее, по их мнению, людей дела.

118

Хотя человек может этого не осознавать. Ему может повезти с наставником, он может поймать удачу, или у него хороший интеллект, который позволит заново изобрести прикладную теорию.

119

и далее тренирует необходимые технологии, чтобы создавать рабочие продукты, меняющие мир

120

Сложные модели мира заложить неосознанно невозможно. Именно поэтому сложные методологии не изучаются опосредованными методами (в игровой форме). Необходимо усиленное внимание человека, которое должно быть приковано, в первую очередь, к понятиям и принципам изучаемой теории или к осваиваемой технологии.

121

Бытовых или обывательских картин мира.

122

Вы понимаете, как устроен мир, как он описан, как сделать что-то в физическом мире. Но понимание ещё не значит умение это сделать.

123

Это что-то мы уже ранее назвали «рабочим продуктом». Рабочим продуктом будет документ в виде бухгалтерского баланса, который создает бухгалтер, и товар в виде хлеба, который создает пекарь.

124

Например, вряд ли можно различить слаломные горные лыжи от универсальных любительских, если не разбираться в теории горнолыжного спорта.

125

Не обладающий мастерством собранности, о котором речь пойдет в следующих разделах.

126

Важно не просто потребление информации, которой в современном мире хоть отбавляй, а необходимо озаботиться качеством информации. Поэтому необходимо планировать время на систематическое чтение и устранение плохих привычек тратить время на плохую информацию.

127

Например, мышление письмом, которым вы будете заниматься самостоятельно, или мышление проговариванием, которое практикуем на тренингах данного курса с участием преподавателя.

128

Для этого можно использовать практику «Помодоро», чтобы по расписанию входить в роль, удерживать внимание, не отвлекаясь на внешние раздражители, и вовремя делать перерыв, чтобы не израсходовать силы, а равномерно распределить их в течение дня. Также Помодоро помогает планировать время на проект и вести учет инвестированного времени по каждой работе или проекту.

129

Те, кто принимал неправильные решения, становились жертвами эволюции.

130

Из-за слабой конкуренции на образовательном рынке и участию государства многие университеты учат устаревшим теориям, которая не выбраковываются десятилетиями.

131

https://www.youtube.com/watch?v=oj9VqXtg1cg

132

https://www.youtube.com/watch?v=9N9io8CTFRw

133

Опрос YouGov (участие приняли 8000 взрослых американцев) показал, что в 2019 году каждый шестой американец не совсем уверен в том, что мир круглый. https://edition.cnn.com/2019/11/16/us/flat-earth-conference-conspiracy-theories-scli-intl/index.html. А в России не меньше людей, которые несмотря на официальную позицию советского руководства считают, что американцы не были на Луне.

134

Шаблонное поведение отличается от рефлекторного поведения тем, что более осознанно или было таковым, когда приобреталось.

135

Например, при встрече в ответ на слова «Привет, как дела?» может следовать шаблонный ответ «Привет, все отлично, а как у тебя?» и/или шаблонное действие пожимание руки. Применяемые человеком шаблоны могут меняться, в зависимости от настроения или собеседника, оставаясь при этом одним из заранее заготовленных вариантов (привычкой).

136

Способность бесконечно-развивающегося деятеля.

137

Или уповают на вездесущие гены.

138

Таким образом, деятель управляет своими интересами и неудовлетворенностями, получает больше шансов выявить возможности для изменения свой жизни и мира к лучшему

139

Про мораль и этику как трансдисциплину поговорим в главе 11.

140

Например, о постоянной востребованности программистов и других ИТ-специалистов.

141

Приобретенная картина мира.

142

Это важный принцип системного мышления, согласно которому сначала выявляются требования к системе, а только потом на их основе определяется устройство системы (или архитектура).

143

То есть мы условно сделали такое разделение, а другие подходы могут предложить другое деление. Например, существует деление на hard и soft skills.

144

На курсах повышения квалификации речь шла преимущественно о прикладном мастерстве.

145

В прошлые века было достаточно получить хорошую профессию (прикладное мастерство) на всю жизнь, которая прокормит семью. Сейчас этого может быть недостаточно.

146

После окончания университета люди считают, что обучение чему-то должно быть коротким. То есть они мыслят про обучение как о курсах повышения прикладного мастерства. Но даже новые прикладные практики стали намного сложнее, поэтому планировать обучение необходимо на несколько месяцев. А на изучение трансдисциплин потребуется год и более, поскольку одновременно с этим необходимо будет реализовывать рабочие проекты, и возможно, изучать новые прикладные практики.

147

От момента до часов, от дней до лет.

148

https://techautoport.ru/

149

Или чтобы исполнять самые разнообразные роли (также как разные модели автомобилей).

150

Как вы увидите далее человек является предпринимателем, инженером и менеджером по отношению к своей жизни.

151

Например, инженер по требованию, маркетолог, ИТ-разработчик и т. п.

152

(не только рабочая, но и например, спортивная или пара в танце)

153

Но не только мозг участвует в жизненном мастерстве. Например, в плавании нам необходимо все тело.

154

Например, пианист не думает какую ноту сыграть в конкретный момент времени.

155

Список трансдисциплин и дисциплин, методов и прикладных практик, которые необходимо изучать для формирования человека как платформы, представлен в следующих разделах этой главы.

156

Владение своими мыслями, чувствами и телом.

157

Аналогия со спортсменом на низком старте, который полностью сосредоточен и готов к исполнению роли стайера.

158

То, что это возможность определяет интеллект, а действует человек посредством прикладного мастерства.

159

С детства ребенка учат собранности, в том числе дисциплине, порядку, ответственности, управлению эмоциями и т. п.

160

Возможно, что многим одаренным людям не удается добиться успеха в том числе по причине недостаточного мастерства собранности.

161

Данные модели о том, как становится деятелем и как саморазвиваться составляют основу данного курса.

162

Например, к методологическим дисциплинам можно отнести матанализ или системное мышление с онтологикой.

163

Особенно, в современном мире, когда телевизор и соцсети приучили человека к быстрой смене картинки.

164

Исключительно собранный человек без кругозора и этики может стать отменным орудием в руках манипуляторов. История знаем множество случаев дисциплинированных членов общества, готовых сделать все что угодно вождю.

165

И даже, если с финансами разбирается маркетолог, то вряд ли ему также хватит знаний маркетинга, чтобы разобраться в корпоративных финансах.

166

Разбираться с финансами пианисту или маркетологу поможет интеллект, от него же зависит насколько быстро человек сможет освоить финансовую дисциплину.

167

Поскольку человек сталкивается со сложностью и как-то качает интеллект.

168

Современному человеку приходится все чаще сталкиваться с новыми проблемами в работе и жизни. И именно мыслительное мастерство поможет увидеть в проблемах новые задачи, быстрее ориентироваться в новых лучших практиках и поможет быстрее их осваивать.

169

Конечно, менеджер постоянно решая новые сложные задачи тоже развивает интеллект, но дополнительное освоение современных трансдисциплин позволит ему решать эти же проблемы быстрее.

170

Одноименный курс в ШСМ ведут Ирина Парамонова и Антон Климов.

171

Что позволяет видеть другие интересы и уметь их учитывать в своей работе.

172

Человек может заранее осознавать, что многого не знает. В противоположность этому есть люди с так называемым эффектом «Даннинга-Крюгера», которые уверены в своем знании и не осознают свою некомпетентность.

173

Конечно, ещё необходим интерес и мотивация.

174

Религия, наоборот, обязана была давать ответы на все вопросы бытия, так как таким образом она успокаивала сознание людей. На вопросы, накоторые не было ответов, всегда был заготовлен универсальный ответ о воле божьей. Точно также можно отвечать, что три слона держат Землю и стоят на большой черепахе, а сама черепаха стоит на другой большой черепахе, и дальше там одни черепахи.

175

Понятие используемое в авиации: https://ru.wikipedia.org/wiki/ATPL.

176

Быстрое или автоматическое, интуитивное, инстинктивное, эмоциональное, а медленное или рациональное, логическое, формальное.

177

Но есть люди, которые смогли перевести медленное мышление относительно таких вычислений в быстрое. Для этого им пришлось инвестировать время в тренировку.

178

Как говорили ранее, на это влияет социальная среда.

179

Нередко человек пытается применить прикладной профессиональный опыт к другой деятельности, и это иногда срабатывает, но с усложнением мира такое будет происходить все реже. Разбираться в новых ситуациях и в новых проблемах, как мы говорили ранее, помогает не прикладной опыт, а мыслительное мастерство (интеллект).

180

Обычно человек говорит, что он так чувствует («чувствую кожей»), ссылается на неведомое предчувствие или впрямую говорит об интуиции.

181

Осознанно выученное поведение подразумевает изучение дисциплины (понятий и принципов теории) и освоение технологий, а неосознанно — когда дисциплина впрямую не изучается, а ставится сразу владение технологией (метод часто используется в танце — «смотри как я делаю, и старайся повторить»).

182

В этом случае человек использует формальное знание математики, но может не осознавать, что у него включилось математическое мышление. Расчет может быть сделан не только в уме, но и в компьютере (экзокортексе).

183

Или не удается понять какую-то изучаемую дисциплину. Тогда нужно применять модели обучения, например, начать выделять понятийный минимум, принципы и правила, изучать алгоритм или условия создания рабочего продукта.

184

Часто человек не всегда может назвать метод (практику), но он хотя бы может его как-то применить. Чем лучше человек осознает практику (не только название, но и может отделить дисциплину и технологию), тем с большей вероятностью он быстрее достигнет мастерства в этой практике.

185

С другой стороны, на соревновании профессиональный пловец использует интуитивное мышление, которое натренировано выполнять определенные действия на автомате.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я