Духовность доброты

Фёдор Иванович Быханов, 2020

Духовный облик любого человека зависит не только от него самого, но и его непосредственного окружения. Это красноречиво доказывает сборник очерков, вошедших в текст книги под общим названием «Духовность доброты». Её автор Фёдор Быханов с любовью и уважением рассказал о своих замечательных земляках из Бийского района Алтайского края. И кто бы это ни был – настоящий мастер своего дела в той или иной профессии, ветеран боевых действий, многодетные родители, а то и просто молодые люди, стоящие на перепутье судьбы, всегда находятся рядом с добрыми наставниками, друзьями, коллегами. У кого перенимаю самые лучшие душевные качества. И это совсем не удивительно, если учесть, то, какое значение придают в сельском районном административном образовании духовности его жителей. Почти в каждом населённом пункте красуются величественные православные Храмы, отстроенные всем миром и ныне являющие собой своеобразными маяками на пути общества к светлому будущему.

Оглавление

Сохраненные святыни

Практически со дня своего основания, старинное село Малоугренево украшают и наполняют духовностью православные храмы.

Правда, был период истории, когда официально попирались нравственные устои былого, и в обществе просто не оказалось места тому, что веками укрепляло государственность великой страны.

Но и тогда, лишившись зримого символа веры, многие жители села сохранили ее в себе, никогда не забывая прежних традиций.

И едва снова появилась возможность вознести над селом святые купола, нашлись люди, взявшие на себя груз забот, по восстановлению всего, что было несправедливо утрачено.

С тех пор прошло немало лет.

В центре села высится целый храмовый комплекс Свято-Троицкой церкви, вобрав в себя все то, что было в прошлом, сконцентрировав главное дня сегодняшнего и устремляя чувства прихожан заботами о будущих поколениях.

Здешняя округа всегда манила к себе верующих.

Уже тем, что рядом с селом находились два святых родниковых источника, круглый год собиравших множество паломников — Свято-Духовский и названный в честь Иоанна Предтечи.

Первая же церковь, называвшаяся Покровской, здесь была построена еще в 1868 году.

Храм был очень красив и величествен:

С колокольней в пять саженей, двумя маковками, светлыми окнами, множеством створчатых дверей, а самое главное — обширным иконостасом, занимавшим более семи аршин внутренних помещений.

При храме имелась церковно-приходская школа, появившаяся в 1880 году.

Когда, спустя четверть века, появилась возможность, для учебы детей возвели новое, еще более величественное строение, сохранившееся и поныне в качестве административного здания и до сих пор являющееся украшением села.

Настоящими легендами овеяны сейчас воспоминания православных христиан о, долгие годы существовавшим на Малоугреневской земле:

— Знаменитом на всю Россию, Тихвинском женском монастыре.

Начавшись с 29 десятин земли, выделенных селянами из своих пашенных угодий под православную общину.

26 июня 1900 года Указом Святейшего Синода община была преобразована в монастырь, где проживало313 сестер, помимо молитв, занимавшихся иконописными, золотошвейными, рукодельными и прочими работами.

Это позволяло монахиням, на собственные средства, содержать престарелых, больных людей и девочек-сирот.

В годы расцвета, монастырю принадлежали 42 строения.

В том числе, храм в честь иконы Тихвинской иконы Божией Матери, построенный и освещенный 5 декабря 1893 года, трапезный храм во имя святителя Иннокентия, епископа Иркутского, а также дома-кельи, жилье, кузница, мастерские и хозяйственные строения.

К сожалению, после установления Советской власти — в 1920 году Тихвинский монастырь был официально ликвидирован и до 1929 года действовал как трудовая религиозная община

Тогда же закрыли Покровскую церковь.

Лишь часть икон удалось спасти местным жителям, остальные, вместе со снятыми колоколами, увезли на подводах в Барнаул.

Храм переделали в клуб, но в таком качестве простоял он совсем недолго:

— Однажды ночью, по неустановленной причине, сгорел дотла, оставив после себя только крепкий каменный фундамент.

Вот его и попытались использовать для возрождения церкви верующие, когда в 1994 году собралась группа единомышленников, получивших на то благословление благочинного Бийского округа архимандрита Ермогена (Росицкого).

В 1996 году впервые прошло собрание православных жителей села, создавших свою общину.

…Но, когда встал вопрос о начале строительства, владельцы частного дома, стоявшего на бывшей церковной территории:

— Отказались уступать часть места под храм.

И тут администрация села пошла навстречу, предложив возвести церковь в самом центре населенного пункта, на территории парка, разбитого когда-то на бывшем кладбище.

Инициатива по строительству храма принадлежала старосте общины верующих Татьяне Перцевой.

И ее подвижничество впоследствии получило высокую оценку общества.

В 2003 году на шестых Свято-Макарьевских чтениях епископ Барнаульский и Алтайский Максим наградил Татьяну Перцеву:

— Медалью «За заслуги перед церковью».

В самом начале попечителем храма в оформлении эскизов и другой архитектурно-проектной документации стал главный архитектор Бийского района В.Б. Якимов.

За основу проекта им был взят памятник архитектурных традиций древней Московии:

— Это та самая церковь, простоявшая более трехсот лет и чудом сохранившаяся в условиях вечной мерзлоты на берегу реки Индигирки.

В тридцатых годах прошлого века ее случайно обнаружили с высоты летчики полярной авиации.

В 1969 году объект внимательно обследовала научная экспедиция Новосибирского Академгородка.

Выяснилось, что шатровую церковь:

— Построили в семнадцатом веке и она, до той поры, являлась единственным сооружением такого рода, сохранившем свои первозданные формы.

Участником той экспедиции был профессор Ощепков.

его ученик В.Б. Якимов продолжил дело:

— Его проект Свято-Троицкой церкви в селе Малоугренево получил благословление священноначалия.

На строительство храма Бийский лесхоз-техникум выделил 45 кубометров деловой древесины.

В середине июля 1996 года бригада рабочих из местных крещеных инородцев-кумандинцев, начали рубить сруб из точеного бруса.

Перед тем как его собрать на постоянном месте, оно, как и закладной камень были освящены архимандритом Ермогеном (Росицким), собственноручно сделавшим первую зарубку на новостройке.

Тем же летом вокруг строящейся церкви прошел первый Крестный ход с участием архимандрита Ермогена (Росицкого), иерея Валерия (Замятина) — настоятеля Казанской церкви, певчих Успенского собора, строителей и верующих общины.

По благословлению епископа Барнаульского и Алтайского Антония, 15 августа 1996 года в Свято-Троицкий храм был назначен свой настоятель — иерей Дмитрий (Харин).

Первое богослужение было совершено 19 августа 1996 года в двунадесятый праздник Преображения Господня.

Начиная с 1997, когда храм был освящен, по благословлению епископа Антония свещенническим чином, богослужения стали регулярными.

В 1997 году из бруса, построили здание крестильного помещения с трапезной, где также расположилась библиотека духовной литературы. Роспись стен здесь выполнила художник Е.А. Ржевская.

В 1999 году сделали иконостас в Свято-Троицком храме.

В 2002 году из бревен, оставшихся от строительства, была срублена и деревянная колокольня. На колокола, выписанные из Воронежа, местным приходом были собраны 100 тысяч рублей.

Еще одной особенностью храмового комплекса является часовня воинам Великой Отечественной войны:

— Ее построили из красного кирпича вокруг прежнего железобетонного обелиска и увенчали куполом и Коестом.

Часовню украшает чугунный барельеф с изображением св. преподобного Сергия, игумена Радонежского. На стенах укреплении чугунные плиты с именами сельчан, сложивших головы на фронте.

Такой памятник-часовня был первым в Сибири.

На всей территории храмового комплекса в селе Малоугренево высажены декоративные кустарники, саженцы березы, ели, грецкого ореха, липы и других деревьев, которые теперь поднялись в рост и даруют тень этому святому месту, всегда собирающему местных жителей и гостей села Малоугренево.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я