Духовность доброты

Фёдор Иванович Быханов, 2020

Духовный облик любого человека зависит не только от него самого, но и его непосредственного окружения. Это красноречиво доказывает сборник очерков, вошедших в текст книги под общим названием «Духовность доброты». Её автор Фёдор Быханов с любовью и уважением рассказал о своих замечательных земляках из Бийского района Алтайского края. И кто бы это ни был – настоящий мастер своего дела в той или иной профессии, ветеран боевых действий, многодетные родители, а то и просто молодые люди, стоящие на перепутье судьбы, всегда находятся рядом с добрыми наставниками, друзьями, коллегами. У кого перенимаю самые лучшие душевные качества. И это совсем не удивительно, если учесть, то, какое значение придают в сельском районном административном образовании духовности его жителей. Почти в каждом населённом пункте красуются величественные православные Храмы, отстроенные всем миром и ныне являющие собой своеобразными маяками на пути общества к светлому будущему.

Оглавление

Вернулись прежние иконы

Во многих местах повторяя своенравное течение Бии, вдоль ее значительного протяжения от города Бийска в сторону Телецкого озера, сотни лет вьется среди березовых колков и возделанных полей, оживленный днем и ночью, Солтонский тракт.

Пока не сворачивает шоссе краевого значения в сторону от реки, убегая вдоль ее притока — реки Неня, к районному центру, давшему название всей дороге.

И на всем пути, как видно из хода Российской истории, не встретить если не краше, то значительнее для верующей души села, чем Новиково.

Ведь недаром именно сюда по большим православным праздникам, а то и просто поклониться, намоленным за долгие века, древним иконам, сейчас, как и в далеком прошлом, стекается окрестный люд.

И никто не удивляется, встретив перед образами жителей не только этой части Бийского района, но и некоторых населенных пунктов соседнего — Солтонского.

Потому что Новиковский сельский храм в честь Успения Божией Матери остается пока единственным на многие десятки верст вокруг, да и появился совсем недавно, воссияв своими золочеными куполами на месте, где еще казаки-первопроходцы осеняли себя перстами, идя на ратные подвиги во имя Отечества.

Бывшая станица Новиковская, наряду с соседней бывшей станицей Бехтемирской и другими поселениями сибирского казачества, являлись опорными пунктами в освоении Алтая.

И не только в административно-географическом плане, но и в очень важном духовно-нравственном.

Недаром основанное в 1734 году и носящее теперь наименование Новиково, село вскоре стало центром и православного влияния, как на коренное население, так и на тех, кто обосновывался здесь на новом месте жительства.

…Самое первое упоминание в метрической книге Томской православной епархии Бийского округа, действовавшей в селе Новиковском, Михаило-Архангельской церкви, относится к 1874 году.

Священником тогда служил отец Иоанн (Васильевский), по преданию, посвятивший этому более сорока лет жизни и какое-то время даже являвшийся духовником всего Бийского благочиния.

А в то время, о котором идет речь, обязанности псаломщика исполнял тоже высокообразованный человек — Павел Сокольский.

Забот у церковнослужителей было немало.

Ведь кроме традиционного богослужения приходилось исполнять и другие обязанности, входившие тогда в сферу их деятельности.

Так в 1890 году в церкви Михаила Архангела было зарегистрировано 108 браков, родилось 348 детей, умерло и было отпето по православному обычаю, 160 местных жителей.

В 1899 году церкви и причетам в селе Новиковском было отведено 114,98 десятин земли. А к 1901 году здесь имелось уже две церкви, хотя новый Храм еще не освятили; действовала и церковно-приходская школа.

В 1914 году священником стал Михаил Орлов, псаломщиком — Яков Кондауров.

При этом священник обслуживал тогда такие деревни, как Лебяжье, Соусканиха, Б. Угренево, Усятское, Шебалино, Верх-Бехтемир, Шадрино, Верх-Тальское и другие населённые пункты.

В послереволюционное время церковь просуществовала лишь до 1925 года, когда была закрыта.

Спустя несколько месяцев колокола сняли и увезли.

Как и предметы внутреннего убранства (может здесь лучше вообще не уточнять, ограничившись предыдущей общей фразой: мне трудно представить, как можно увезти амвон, например), в Бийскую церковь.

А само здание перестроили в 1926 году под зернохранилище.

В таком качестве оно просуществовало до 1984 года, когда было снесено окончательно, а на его месте воздвигли двухэтажный Дом культуры.

Отсутствие церкви сказалось на мировоззрении местных жителей.

Однако не все примкнули к воинствующим атеистам. Оставались и глубоко верующие люди, вынужденные тогда скрывать от властей свои истинные чувства.

Лишь с начала девяностых годов прошлого века в селе Новиково начали собираться по домам верующие для совместной молитвы.

… Среди них была и Нина Васильевна Скрипкина, которая и проявила в 1997 году инициативу по возрождению в селе храма.

Женщину поддержала ее духовная наставница, монахиня матушка Ксения (Марченко) из города Бийска. Вместе они обратились к Благочинному Бийского округа архимандриту Ермогену (Росицкому):

— За благословлением на строительство церкви.

И получили его.

Взявшая с той поры на себя все хлопоты Нина Васильевна Скрипкина, поныне являющаяся старостой Новиковской православной общины, нашла бескорыстный отклик в сердцах многих людей.

Директор Бийского Лесхоза-техникума Михаил Иванович Трунов распорядился выделить на строительство храма сто кубометров леса с деляны в Больше-Угреневском лесничестве, неподалеку от села Новиково.

Откуда в течение всего 1998 года семья Скрипкиных, в том числе сама Нина Васильевна, ее супруг Петр Иванович и сыновья Александр и Владимир, свалив сосны с корня, сами обрубали сучки, а с помощью тракториста Александра Петропавловского свозили на местную пилораму и делали заготовки для строительства будущего храма.

В поисках места под церковь, обследовали в селе Новиково немало участков, но тот, который отвечал бы всем канонам православия, лишь в 1998 году одобрил архимандрит Ермоген (Росицкий).

Это было, частное подворье, по адресу:

— Улица Средняя, 21, площадью 21 сотка, приобретенное Скрипкиными у наследников набожной старушки Афиногеновой.

Участок был готов принять строителей к 21 сентября 1998 года.

В этот день, на Рождество Пресвятой Богородицы, иерей Владимир Ащеулов освятил крест и закладной камень на месте будущей церкви.

Спустя несколько недель, 14 октября батюшка, провел здесь и первое богослужение в честь празднования Покрова Пресвятой Богородицы.

Одновременно архитектор Ольга Ивановна Тятова из города Бийска работала над проектом храма.

Он был готов в начале 1999 года.

Корректировку по месту возведения так же бескорыстно, провела специалист института «Алтайгражданпроект» Людмила Николаевна Шустикова.

Приступил к работе 21 сентября 1999 года строитель из Артыбаша, имевший за плечами несколько подобных объектов, Виктор Семенович Кулешов.

…Был выкопан котлован, залит фундамент под здание размерами 20х10 метров. Весь нулевой цикл, предусматривавший в будущем размещение в подвальном помещении воскресной школы, завершили 14 октября того же года.

После чего можно было приступать к возведению стен.

К сожалению, не довелось увидеть дело своих многолетних чаяний, общественному куратору строительства, матушке Ксении.

В день ее похорон 27 мая 2001 года приехал, чтобы тоже заняться возведением храма, его первый священник Сергий Котов, до этого служивший в Знаменском храме города Новосибирска.

Из столицы Сибири по его приглашению прибыли затем и строители, которые вели работы благодаря поддержке предпринимателя Виктора Васильева.

Финансово поддерживал строительство и предприниматель из города Бийска Александр Рустемович Ярков.

Первую службу священник Сергий Котов провел в тот год на праздник Троицы.

Летом 2004 года губернатор Алтайского края Александр Суриков распорядился:

— Выделить 150 тысяч рублей из краевого бюджета в качестве оплаты предприятию «Металлоцентр» за изготовление кованой ограды.

В конце того же лета новый губернатор региона Михаил Евдокимов своим распоряжением выделил 200 тысяч рублей бюджетных денег:

— На проведение отделочных работ.

Плотницкую часть работы взяли на себя местные умельцы Игорь Бондаренко и Алексей Иванов.

…К концу 2004 года основное строительство было завершено.

После чего 5 января 2005 года Благочинный Бийского округа архимандрит Ермоген (Росицкий) освятил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Новиково.

В октябре 2008 года настоятелем строящегося храма был назначен выпускник Барнаульской Духовной Семинарии иерей Анатолий Никитин.

В последующие годы посильную помощь продолжали оказывать многие верующие села и округи.

Предприниматель из города Бийска Галина Петровна Комогорова приобрела в городе Барнауле семь колоколов для церковной звонницы.

Она же финансово помогала в проведении росписи стен.

Сами фрески выполнил священник из Горно-Алтайска отец Сергий (Сартаков) вместе со своим братом Владимиром.

Часть новых образов для иконостаса появились благодаря иконописцу Владимиру из поселка Чуйского.

…Но, наряду с новыми иконами, стали возвращаться в храм села Новиково и те, что прежде находились в Михайло-Архангельской церкви и были буквально спасены местными верующими.

Так появились в новом храме:

«Евангелист Марк», большие иконы «Тайная вечеря», «Илья Пророк», «Благовещенье Пресвятой Богородицы», «Троица», «Георгий Победоносец», Спаситель».

И другие священные образы.

Сегодня величественный храм Успения Пресвятой Богородицы, высотой главного купола 21 метр, виден практически отовсюду в селе Новиково.

Еще он стал местом духовного притяжения тысяч православных из соседних сел и даже соседнего района.

…Так что, как это было и прежде, церковь в селе Новиково выполняет важную роль в жизни Бийского района, региона и всех россиян, которые по велению души, посещают этот чудный уголок Алтайского края.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я