Десятый том «Истории британского флота» описывает сражения на море в последний период войны за независимость США (1782 – 1783 годы).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История британского флота. Том X предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава V. Операции в Индийском океане с 1778 по 1781 год. Бой в бухте Порто-Прайя
Операции в Индии, как морские, так и военные, проходят сами по себе, не оказывая прямого влияния на действия в других частях мира и не затрагиваясь ими, за исключением случаев, когда необходимая помощь колониальным войскам иногда перехватывалась в европейских водах. Причиной этой изоляции была удаленность Индии от Европы; требовалось от четырех до шести месяцев для выполнения рейса в одну сторону.
Некоторые сведения о войне между Великобританией и Францией достигли Калькутты 7 июля 1778 года. Генерал-губернатор приказал немедленно подготовиться к нападению на Пондичерри, главный морской порт французов. Армия прибыла к месту 8 августа, и в тот же день коммодор Эдвард Вернон отдал якоря на рейде этого города для блокады с моря. Французская эскадра под командованием капитана Тронжоли вскоре после появления Вернона бросилась на выручку, и 10 июля завязался бой. Вовлеченные силы были примерно равными. С каждой стороны было по 64-пушечному кораблю и по четыре меньших кораблей.
Поскольку затем французы вошли в Пондичерри, можно заключить, что французы победили, но Вернон вернулся туда 20 августа, сразу после того, как Тронжоли оставил рейд и вернулся на Иль-де-Франс (впоследствии — остров Маврикий).
Пондичерри
7 марта 1779 года контр-адмирал Эдвард Хьюз отплыл в Ост-Индию с небольшой эскадрой. Французы также время от времени отправляли корабли; но в 1779 и 1780 годах они не заходили дальше острова Иль-де-Франс, их военно-морской базы в Индийском океане. Силы Хьюза в те годы не встречали сопротивления. Это был критический период, так как британцы находились в состоянии войны с Хайдером Али,* султаном Майсура, и с махраттами; ** и все зависело от господства на море. В январе 1781 года, когда Хьюз зимовал в Бомбее, французская эскадра под командованием графа д'Орве появилась у берегов Коромандела, *** но, несмотря на уговоры Хайдера Али, отказалась сотрудничать с ним. Д'Орве вернулся на Иль-де-Франс.
* Хайдар Али (1720 — 1782) — правитель княжества Майсур (в юго-западной Индии). Вел войны с британской Ост-Индской компанией. Умело использовал разногласия между французами и англичанами для защиты своих владений. В 1780 году вступил в союз с французами и одержал ряд побед над англичанами. В июне 1782 года потерпел от британцев поражение. Умер в декабре 1782 года — А.С.
** Махратты — воинственный народ в центральной и западной Индии. Правители махраттов вели захватнические войны с соседями, и сопротивлялись британской колонизации — А.С.
*** Коромандел — юго-восточное побережье полуострова Индостан — А.С.
Эскадра контр-адмирала Эдварда Хьюза:
«Сьюперб» (74) — флагман контр-адмирала; капитан Роберт Саймонтон
«Эксетер» (64) — капитан Ричард Кинг
«Игл» (64) — капитан Эмброуз Реддалл
«Барфорд» (64) — капитан Петер Рэйньер
«Ворчестер» (64) — капитан Джордж Талбот
«Беллейл» (64) — капитан Джон Брукс
«Нимфа» (14) — коммандер Джон Бланкетт
Хьюз сделал следующую запись:
«У нас есть сведения из форта Сент-Джордж о французской эскадре, находившейся в этом месте 25, 26 и 27 января в составе одного 74-пушечного корабля, четырех 64-пушечных и двух 50-пушечных. Они двинулись на юг, не предпринимая никаких попыток захватить пять судов Ост-Индской компании, находившихся тогда на рейде с несколькими судами, нагруженными зерном и провизией, захват или уничтожение которых могло быть легким делом и сильным ударом для британских контингентов в Индии».
«8 декабря у берегов Мангалура, — пишет дальше Хьюз, — я увидел два корабля, большой сноу, * три кеча ** и много мелких судов, стоящих на якорях на рейде под развевающимися флагами Хайдера. Подойдя поближе, я обнаружил, что все эти суда были вооружены для войны. Я бросил якорь как можно ближе, послал все вооруженные шлюпки под прикрытием артиллерии трех меньших военных кораблей, которые бросили якорь на глубине четырех морских саженей, близко к кораблям противника. За два часа мы взяли и сожгли два корабля, один из них 28-пушечный и один из 26-пушечный, а все остальные захватили или уничтожили, кроме одного, который для уменьшения осадки выбросил пушки и грузы за борт и ушел через мелководный бар в порт. Я потерял в бою одного лейтенанта и 10 матросов убитыми; два лейтенанта и 51 матрос были ранены».
* Сноу — двухмачтовый корабль среднего размера с прямым парусным вооружением — А.С.
** Кеч — небольшой двухмачтовый корабль с косым парусным вооружением — А.С.
***
Когда началась война с Голландией, британское правительство решило предпринять попытку захватить мыс Доброй Надежды. С этой целью эскадра из одного 74-пушечного корабля, одного 64-пушечного, трех 50-пушечных кораблей, трех фрегатов, 18 малых кораблей и вооруженных транспортов под командованием коммодора Джорджа Джонстона, имея на борту значительный отряд войск, 13 марта 1781 года отплыла из Англии с флотом Ла-Манша под командованием вице-адмирала Джорджа Дарби, который затем направился на помощь Гибралтару.
Французское правительство, своевременно извещенное об экспедиции, намеревалось помешать эскадре; выделив для этой цели отряд из двух 74-пушечных кораблей и трех 64-пушечных под командованием знаменитого Сюффрена (см. примечание в Главе III). Эти корабли вышли из Бреста 22 марта с флотом де Грасса. Они также имели на борту несколько батальонов войск.
11 апреля британская эскадра достигла Порто-Прайя на островах Зеленого Мыса. Этот залив открыт на юг, простирается с востока на запад примерно на полторы мили и находится в пределах действия северо-восточных пассатов. Хотя Джонстон знал, что французский отряд идет по его следу, и сознавал, что нельзя ожидать защиты от нейтрального губернатора этой португальской колонии, он разрешил своим кораблям встать на якоря, невзирая на опасность возможной атаки французов. Его собственный флагман, «Ромни» (50), был так окружен другими кораблями, что мог вести огонь только с большой осторожностью через промежутки между ними.
Порто-Прайя (красная стрелка)
16 апреля в 9 часов 30 минут утра «Исида» (50) подала сигнал об обнаружении одиннадцати кораблей на северо-востоке.
Полторы тысячи человек из британских экипажей были тогда на берегу, занимаясь пополнением запасов пресной воды, рыбной ловлей, погрузкой скота и просто развлекаясь. Замеченные корабли были эскадрой Сюффрена.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История британского флота. Том X предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других