Вызовы профессионального образования

Т. Л. Клячко, 2014

В докладе рассматриваются основные тенденции развития профессионального образования в Российской Федерации и те вызовы, которые сопряжены с происходящими изменениями. Большое внимание уделено анализу процессов дифференциации вузов, проблемам оценки качества профессионального образования, а также роли системы лицензирования и аккредитации в решении стоящих перед высшим образованием задач. Отдельное место занимает исследование ситуации с получением дополнительного профессионального образования. На основе материалов Росстата и мониторинга непрерывного профессионального образования, первую волну которого РАНХиГС провел в 2013 г., выявлены потребности предприятий в повышении квалификации их работников, в устранении дефицита управленческих, экономических, технических и информационно-коммуникационных компетенций персонала. Определено и отношение самих работников к получению дополнительных знаний и навыков, их заинтересованность в обучении. Позитивным моментом является то, что почти половина работников (49 %) готовы вкладываться в свое образование, платить за него.

Оглавление

Из серии: Научные доклады: образование

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вызовы профессионального образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Автор выражает глубокую признательность своим коллегам — Е. М. Авраамовой, С. А. Белякову, Е.А. Полушкиной, Д.М. Рогозину, которые приняли большое участие в разработке концепции мониторинга непрерывного профессионального образования и его проведении. Обсуждение с ними хода работы и полученных результатов было и полезным, и содержательно важным, позволило выделить ключевые точки анализа.

Автор глубоко благодарен В. A May и С. Г. Синельникову-Мурылеву, которые сделали много содержательных замечаний по тексту, а главное за то, что они инициировали данную работу.

© ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2014

Введение

Система образования входит в число важнейших подсистем общества, обеспечивающих сохранение и накопление человеческого капитала. В силу того что человеческий капитал оказывает все большее воздействие на конкурентоспособность страны, роль образования в современном мире неуклонно возрастает (равно как и проблемы, связанные с его развитием). Можно говорить о том, что уже в ближайшее время конкурентоспособность стран на мировой арене будет в первую очередь определяться конкурентоспособностью их систем образования.

В Докладе о человеческом развитии 2012, подготовленном UNDP, Россия отнесена к странам с высоким уровнем человеческого развития[1]. Всемирный банк отнес Россию к богатым странам: по размеру ВВП она заняла 5-е место в мире[2], оставив позади Германию. Вместе с тем состояние систем образования и здравоохранения самим российским обществом оценивается как неудовлетворительное, хотя именно эти системы во многом «отвечают» за развитие человеческого капитала. При переходе к постиндустриальному обществу меняется роль и место системы образования в социально-экономическому развитии.

В связи с этим необходимо рассмотреть вызовы, возникающие в последние годы прежде всего в российском профессиональном (включая дополнительное профессиональное) образовании, а также оценить последствия и риски, которыми они чреваты.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вызовы профессионального образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

См.: Доклад о человеческом развитии 2012. UNDP, 2013.

2

http://data.worldbank.org/data-catalog/GDP-PPP-based-table

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я