В докладе рассматриваются основные тенденции развития профессионального образования в Российской Федерации и те вызовы, которые сопряжены с происходящими изменениями. Большое внимание уделено анализу процессов дифференциации вузов, проблемам оценки качества профессионального образования, а также роли системы лицензирования и аккредитации в решении стоящих перед высшим образованием задач. Отдельное место занимает исследование ситуации с получением дополнительного профессионального образования. На основе материалов Росстата и мониторинга непрерывного профессионального образования, первую волну которого РАНХиГС провел в 2013 г., выявлены потребности предприятий в повышении квалификации их работников, в устранении дефицита управленческих, экономических, технических и информационно-коммуникационных компетенций персонала. Определено и отношение самих работников к получению дополнительных знаний и навыков, их заинтересованность в обучении. Позитивным моментом является то, что почти половина работников (49 %) готовы вкладываться в свое образование, платить за него.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вызовы профессионального образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Изменения в образовании в процессе перехода к постиндустриальному обществу
В.A. May рассматривает консенсус российского общества по поводу приоритетности развития человеческого капитала и человеческого потенциала как свидетельство того, что «общество осознает постиндустриальный характер стоящих перед ним вызовов, т. е. обращается в поиске модели своего развития не к прошлому, а к будущему»[3].
За рост человеческого капитала (потенциала) и его эффективное функционирование в обществе «отвечают», по мнению В.A. May, образование, здравоохранение и пенсионная система.
При этом, анализируя развитие здравоохранения, образования и пенсионной системы в постиндустриальном обществе, он подчеркивает, что «традиционное (индустриальное) понимание этих секторов сводит их к отраслям социальной сферы. При всей важности их социального аспекта в современных развитых странах отрасли человеческого капитала представляют собой зону переплетения и взаимодействия не только социальных, но и фискальных, инвестиционных и политических проблем. В отличие от ситуации конца XIX и большей части XX в., образование, здравоохранение и пенсионирование касаются всего населения (и как налогоплательщика, и как потребителя соответствующих благ), причем демографический кризис еще более обостряет эту ситуацию. В результате отчисления на развитие этих отраслей становятся существенной проблемой государственного бюджета, способной подорвать финансовую стабильность любой развитой страны. Кроме того, отчисления на эти цели носят долгосрочный характер, т. е. они в значительной мере формируют инвестиционные ресурсы нации. Наконец, от эффективности функционирования этих секторов зависит политическая и социальная стабильность общества с доминированием городского населения»[4].
И далее В. A. May выделяет пять принципов изменений в деятельности отраслей социальной сферы (и, соответственно, в развитии человеческого капитала) в постиндустриальном обществе:
— непрерывность;
— индивидуализация;
— глобализация;
— рост частных расходов;
— технологичность.
Рассмотрим эти принципы более подробно в применении к образованию:
— формирование человеческого капитала становится непрерывным процессом: нельзя выучиться один раз и на всю жизнь, необходимо учиться много раз и всю жизнь. Это требует пересмотра понятия качества образования, опирается на совершенно другие инфраструктуры, в целом делает образование дорогим благом (услугой) как для общества, так и для самого обучающегося. Развитие образования в постиндустриальном мире становится возможным только при изменении институциональных условий его функционирования и при наличии в экономике «длинных денег». Рост человеческого капитала в современном обществе напрямую связан с повышением ценности человеческой жизни, что ведет, в частности, к поддержке талантливых детей и, одновременно, детей из малообеспеченных семей, к другому отношению к инвалидам, а следовательно, к выстраиванию специальных подходов к их включению в систему образования (инклюзивное образование, коррекционные школы и классы, обучение детей со специальными нуждами, профессиональное образование для инвалидов и т. п.).
Это изменение предполагает развития разнообразных инструментов, обеспечивающих возможность включения в процесс непрерывного образования различных групп населения;
— индивидуализация образования (учет потребностей конкретных потребителей данного блага (услуги)). Индивидуализация образования основывается на ином подходе к построению образовательных программ: их диверсификации и модульной организации. При этом образовательные траектории каждого индивида становятся сложным чередованием различных образовательных программ и форм обучения, более того — трудовая деятельность становится одним из элементов обучения (или самообучения), а получение образования превращается в одну из форм трудовой деятельности. Другими словами, постепенно стирается грань между профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, т. е. все больше реализуется принцип «учусь работая и работаю учась»;
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вызовы профессионального образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других