1. Книги
  2. Саморазвитие / личностный рост
  3. Татьяна Фишер

В тебе есть всё: Психология полноты жизни

Татьяна Фишер (2025)
Обложка книги

Перед вами книга-погружение, книга-прикосновение к своему внутреннему миру. Психолог Татьяна Фишер предлагает читателю через тексты соприкоснуться с собой настоящим, со своими разными, иногда непростыми состояниями и забытым опытом — словно походить по комнатам внутреннего дома. Автор будет сопровождать вас в этом путешествии. Книга поможет увидеть свою целостность и свое сложное, сформулировать личные смыслы, даст силу перенести бессилие — и просто быть. Также на основе книги «В тебе есть всё» автором создана «Тетрадь для самопознания». И это уже будет книга, которую вы напишете о себе сами. Мне представляется, что смысл психотерапии в частности и пути внутреннего роста в целом — включить в свой внутренний мир однажды исключенные части. Не усовершенствовать, не прокачать, не отрезать лишнее или надставить чужеродное, а как раз заново включить когда-то исключенное, вернув тем самым изначальное совершенство человеческой души, в которой по праву рождения уже есть всё. Для кого Для всех, кто хочет лучше понять себя и свое тело, свои эмоции и реакции (в том числе соматические) и полноценно принять себя таким, какой он есть — отбросив навязанные установки и чужие правила.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «В тебе есть всё: Психология полноты жизни» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

10

Быть или казаться

В желании спрятать от других не принимаемые собой части себя же, в надежде создать у Второго лучшее о себе впечатление, заключается очень забавный феномен — получить зачастую категорически обратный результат.

Ведь когда мы прячем некие внешние изъяны (как мы их субъективно оцениваем) — косметикой, одеждой, освещением, фильтрами, — мы и правда выглядим лучше, пусть на время. Но когда мы прячем то, что считаем внутренними изъянами, — руководствуясь тем же желанием показаться в чужих глазах лучше, — по факту для любого более-менее видящего человека мы выглядим с точностью до наоборот: неустойчивее, двуличнее, напряженнее, глупее, чем есть.

Совсем не обязательно для распознавания подмены быть психологом. Достаточно контакта с собственной интуицией, которая аккуратно шепнет на ухо: «Что-то тут не так, не хочу подходить близко».

У Арнольда Минделла есть понятия первичного и вторичного процессов. Если очень упрощенно, то первичный процесс — это транслируемая нами информация (набор сигналов, движений, мыслей, интонации, слов и т. д.), с которой мы отождествляем собственное «я», а вторичный — то, что мы также транслируем наружу (коль скоро несем это внутри), но с чем отождествляться не хотим, боимся, стыдимся. Так вот, чем больше вторичного (того, что показывать и даже знать про себя не хочется), тем больше оно фонит, выпячивается, считывается. И никак иначе.

Бывает, разговариваешь с человеком и замечаешь, что он активно не хочет показывать того, что боится, или широко улыбается, а ты телом чувствуешь все раздражение, хранящееся чуть глубже улыбки. И, вероятно, смысл такого поведения — показать себя лучше, чем есть, тем самым теоретически вызвав больше доверия и расположения. Но в любом диссонансе между первичным и вторичным процессом много напряжения, много усилия быть кем-то и оттого мало устойчивости, основательности и, главное, покоя. Таким образом, общее ощущение от человека остается, наоборот, более неоднозначным, чем могло бы быть, разреши он себе присутствовать всем собой.

Нам часто кажется, что быть слабыми, испуганными, раздраженными или стыдящимися — не комильфо, но именно скрывая неприятных себя мы теряем в чужих глазах доверие.

В спокойном «мне страшно», «я против», «мне не по силам», «я злюсь», «мне стыдно» и так далее много устойчивого знания себя. И именно это спокойное предъявление себя, разрешение себе быть тем, кто я есть, именно сама отвага быть и делают нас ощущающими опору (хоть и испуганными), душевными (хоть и стыдящимися), устойчивыми (хоть и отчаявшимися), безопасными (хоть и раздраженными).

Получается, что не отсутствие сложного — страха, стыда, злости, потерянности, бессилия — делает нас привлекательными, вызывающими доверие, а как раз бесстрашие показать себя такими, как есть.

Безусловно, все не так просто. Нельзя взять и вдруг разрешить себе спокойно чувствовать и при желании предъявлять вовне то, что десятилетиями отвергалось внутри. Приходится заново долго учиться «быть, а не казаться».

Но в конечном итоге «быть» всегда менее энергозатратно, чем «казаться», и именно «быть» внушает ощущение плотности и подлинности, тогда как «казаться» оставляет лишь неприятный флер пустоты и обмана.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я