Первый сборник рассказов автора. Трудности выбора и вечные вопросы, несчастья и непонимание, обыденность и чудеса, но Жизнь непременно побеждает.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь, смерть и сказки. Рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Татьяна Бахтигараева, 2017
ISBN 978-5-4483-6361-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Музыка
Город — нарисованная неизвестным художником картина — замер за потрескавшимися от времени рамами с облупившейся краской. Спокойно-желтые пятна листьев на ветках и на сером тротуаре; через открытое окно чувствовался их привычный осенний запах. Пустынная детская площадка, огороженная низеньким зеленым забором. Детей в доме было четверо. В это время дня двое делали уроки, третий обитал в детском саду, а четвертая орала в соседней комнате.
У окна темным силуэтом стоял длинноволосый юноша в потертых джинсах и бежевом свитере с воротником до ушей. В руках у юноши была блестящая флейта, а взгляд устремлен куда-то в небо, где в сплошном покрове облаков лоскутками синело небо. На западе из-под тяжелеющей белой перины выбивались последние лучи солнца.
На кухне что-то разбилось; юноша очнулся, положил на подоконник нотную тетрадь и поднес флейту к губам. Он уже привык не слышать детского плача за одной стеной и ругани соседей за другой, он привык к коммунальной кухне и вечно занятому туалету, к перекошенным дверям и давно не крашеным рамам, к своей узкой кровати, письменному столу и виду из окна. И к нему привыкли. К его вечным гаммам и этюдам. Звали юношу Гошей.
Стоял теплый сентябрь. Но сегодня небо затянуло облаками, а сейчас, с наступлением сумерек, закапал дождь.
Ноты кончились, зато дождь продолжал свою таинственную музыку, и Гоша подстроился к нему.
Под окном, ежась, прошла девчонка в мокрой рубашке, подняла голову и, замедлив шаг, остановилась. Отошла к площадке, оглядела окна и вытянулась, как суслик. Гоша понял, что она слушает его. Такого никогда не было. Люди проходили мимо окон; а слушали его только преподаватели, потому что это их работа, да соседи, потому что у них не было выбора.
Стемнело. В дверь постучали:
— Георгий! Мне пора Машку укладывать, ты не помолчишь до завтра? Гоша очнулся:
— Хорошо, — убрал флейту в футляр и подошел к окну. Девочка уходила. Гоша вздохнул ей вслед и зажег свет.
Комната у Гоши узкая, с высоченными потолками и лепниной. И там всегда, по словам Лены, творческий беспорядок. На письменном столе — ворох нот и раскрытая тетрадь со стихами. На стенах — жирное пятно, колесо от велосипеда, расписание. Под столом книжная полка и рядом стопки книг. За дверью остатки велосипеда, рюкзак, лопата и тренога от нивелира, невесть откуда взявшаяся. На поцарапанном шкафу — еще одна куча книг и гитара без струн. На окнах полосатые бежевые шторы, наполовину выгоревшие. На подоконнике — ноты, книги, пакет из-под кефира с карандашами.
Гоша подумал, что Лена сегодня опять не приходила, что кто ее разберет, чего ей от него надо, и надо ли вообще; сгреб ноты и сложил стопкой на столе. Закрыл окно и ушел в кухню.
Обстановка там была всегда настолько одна и та же, что Гоше иногда казалось, что время остановилось.
Марья Наумовна в платочке и бордовой кофте, штопанной-перештопанной, пила чай в уголочке у плиты. У двери на табуретке сидел Василий Палыч в тельняшке. Он сидел здесь всегда — ему казалось, что кто-нибудь обязательно украдет его кастрюли. За столом тетя Галя (добрейшей души женщина, учительница литературы») и Римма Михайловна (бухгалтерша) обычно вели довольно светские беседа.
–…Я у него спрашиваю: о чем стихотворение? Он говорит: о Серафиме. Римм, ты представляешь? Говорю: Ты что, с ума сошел, о каком Серафиме? Так он глаза вот такие сделал, будто это я чокнулась. Как, говорит, о каком? О шестикрылом! Я не могу!
Помолчали. Гоша достал с полки свою кружку и налил чаю.
— Гоша, — обернулась Римма. — Это не ты чашку Александра Валерьевича разбил?
— Нет, я тут с утра не был.
— Значит, Наталья. Ну, росомаха!
— Откуда вы знаете? Может, это не она! Что вы сразу обзываетесь?
— Сиди, заступник! Вот, Галь, увидишь, она скоро всю посуду переколотит! Сегодня уже блюдце разбила… А что она с ребенком делает, я не знаю — весь день орет.
— Ну, Римм, ребенок он ребенок и есть. Может у нее животик болит?
— Ой, ладно! — Римма махнула рукой и отхлебнула чай.
Гоша открыл холодильник. Его колбасу уже ополовинили. Еще вчера он бы смолчал, но сегодня зло взяло — Ленка не пришла, со Стасом из-за ерунды поцапался, Римма наезжает.
— Римма Михайловна! Это не вы мою колбасу едите?
— Что? Да ты… Нет, вы посмотрите какой нахал! — она аж встала.
— Не вы? Ну так и скажите, — Гоша пожал плечами, сделал бутерброд, взял чай и ушел в комнату под возмущенные крики соседки.
— Теть Галь, у вас дверь открыта, — игнорируя Римму, сообщил Гоша из коридора.
— Ох ты, Боже мой! Опять, наверное, нализался, — тетя Галя быстро ополоснула чашку и побежала к себе.
Гоша лег на кровать, чай поставил на пол.
Сегодня что-то явно не клеилось.
Вот интересно, если они с Ленкой поженятся, то Римма, наверное, ее загрызет как Наталью. Если только Ленка согласится жить в коммуналке. Нет, Гоша отсюда не уедет. Подумаешь, Римма возмущается, на это можно и внимания не обращать. Они уже все как родные стали. И потом — это окно, двор. А ехать к ней на окраину…
Бутерброд быстро кончился, читать сегодня не хотелось, а дождь все шелестел под окном. Гоша выключил свет, разделся, бросив одежду на стул, и влез под одеяло.
С утра суматоха была больше обычного — сломался сливной бачок и все носились взад-вперед по коридору.
Гоша вышел из комнаты, потянулся, оценил обстановку и прошмыгнул в ванную, пока там никого нет. Тут же в дверь стал ломиться Александр Валерьевич, муж Риммы:
— Кто там? Ну кто уже успел? Гоша, пропусти, мне некогда!
— Я уже разделся, — ответил Гоша с зубной щеткой во рту.
— Тогда быстрей давай! Я же опоздаю!
Березовские всегда считали себя центром Вселенной. Но Гоша нахалом не был — быстро умылся и освободил помещение. Перед туалетом стояла тетя Галя с ковшиком воды.
— Кто последний? — вежливо осведомился Гоша.
— Гош, ну хватит, а? — устало сказала тетя Галя.
День обещал быть повторением вчерашнего. Только дождь шел уже с утра.
Гоша надел куртку, взял сумку и ушел в училище.
— Привет, — подошел Стас. — Давай мириться. Гоша улыбнулся и протянул руку.
— И воцарилась благодать, — прокомментировал Борька.
— Ладно, пошли наверх, а то опоздаем.
По дороге из училища Гоша забежал в магазин. Потоптался у витрины с колбасой, вспомнил о количестве оставшихся денег и купил хлеба и заварки.
Дождь прекратился, но тучи не расходились. Гоша свернул во двор, отломил горбушку местной черной кошке, поднял с земли несколько желтых листьев и вошел в свой подъезд.
Не успел он войти в свою комнату и закрыть дверь, как в нее постучали.
— Ну, наконец-то, — сказал Гоша, улыбаясь. — Я уж думал, что не увижу Вас.
— Ждал, говоришь? — довольно сказала Лена, позволяя поцеловать себя в щечку. — Это хорошо.
Она села на кровать, откинувшись к стене.
— Ну что, ругаетесь?
— Ругаемся потихонечку. Где ты пропадала?
— А что, не имею права? Дела у меня были.
— Ты, между прочим, обещала, — заметил Гоша, вытаскивая из сумки ноты и флейту.
— Ты — мужчина, и должен ждать женщину сколько угодно.
— Глупости какие, — буркнул Гоша. — Это не значит, что женщина должна вытирать об мужчину ноги.
— Смешной ты, — задумчиво сказала она.
— Чай будешь?
— Конечно.
— Тогда жди, сейчас принесу, — Гоша ушел на кухню, пощупал чайник, зажег под ним газ и сел к окну.
— Что ж ты бабу-то свою бросил? — спросил Василий Палыч, постукивая по полу клюкой.
— Она не моя, — ответил Гоша, не оборачиваясь. Он обиделся на Лену. Чайник закипел. Гоша налил чаю в чашку и в стакан. В чашку насыпал сахар. Ушел в комнату.
— Гошка, ты обиделся? — спросила Лена. Она стояла спиной к окну.
— С чего ты взяла? На, держи, — он сел на кровать. Лена молча крутила чашку в руках.
— Ленка, ты любишь дождь?
— Терпеть ненавижу.
— Почему?
— Мокро, мерзко, и у меня вчера зонт сломался. Надо будет в мастерскую отнести.
— А без зонта?
— А лечить меня потом кто будет? Ты к нам на окраину не заглядываешь, все я к тебе.
— Ленка, не прикидывайся сиротой. У тебя друзей больше, чем звезд на небе.
— Да что они мне? Поэт ты недоделанный.
— Так тебе и поэт не нужен.
— Конечно. Человек должен жить на земле, а не в небе парить. Как некоторые.
Гоша усмехнулся:
— А мне сверху видно больше.
Лена допила чай и поставила чашку на стол.
— Ладно, глазастый. Мне на шейпинг пора.
— Ну беги, — сказал Гоша, пожав плечами.
Лена минуту постояла, потом взяла со стула свою сумочку, причесалась и ушла. Гоша проводил ее до двери квартиры.
Вернулся. Подошел к окну, прижался к стеклу лбом.
— Ленка, Ленка, чего ты сюда ходишь?
Она — будущая манекенщица. Он — флейтист, парящий в небе. Так зачем она приходит? Для чего это все? Любовь-то, кажется, уже прошла.
Ленка процокала каблучками мимо окон, встретившись со вчерашней девочкой. Гоша подскочил, открыл окно и сел на него.
Девочка подняла голову, посмотрела и ушла на качели.
Гоша встал, высунулся на улицу и спросил:
— У тебя хорошее настроение?
Девочка удивилась:
— Не знаю.
— Жалко, — ответил Гоша и ушел вглубь комнаты. Достал флейту, усмехнулся и заиграл что-то беспокойное. Ленка ушла. Надо будет сказать, пусть лучше не приходит, а то злит только. Нет, спросить зачем. Если любит, то почему так себя ведет? А если нет, то вообще непонятно.
А по крышам сейчас гуляет ветер, цепляясь за телевизионные антенны. Черная кошка дремлет на краю песочницы. Девчонка переместилась на зеленую ограду и сидит, поджав ноги, как нахохлившийся воробей. Странная. Откуда она взялась?
Гоша остановился, достал другие ноты и стал разучивать домашнее задание.
Девочка пришла и на следующий, и через день.
На четвертый он поехал к Лене. Позвонил в ее квартиру. Лена вышла в шелковом бирюзовом халате.
— Здравствуй. Ты так неожиданно… У меня беспорядок, но заходи.
— Да нет, Лен, — он засунул руки в карманы куртки и опустил голову. — Объясни мне лучше, а то я совсем запутался.
— Чего тебе объяснить? — Лена вышла на лестницу, прикрыв за собой дверь.
— Что мы с тобой из себя представляем?
— Опять твои философские изыски? Гош, надоело.
— Нет. Ты не поняла?
— Интересно, а почему я должна все понимать?
— Ты женщина, тебе по статусу положено. Она усмехнулась:
— Я понимаю так, что ты пришел прощаться. Да?
— Раз ты так поняла, то да.
— А может быть и нет?
Он подумал и сказал:
— Да нет, Ленка. Я пришел прощаться. Я никогда не смогу понять тебя, а ты меня.
Лена склонила голову и с какой-то непонятной гримасой оглядела Гошу.
— Ну ладно, тогда иди. Играй свою музыку. Ты ее лучше понимаешь. Пиши свои стихи, ночуй на облаках, собирай листья… Наверное, это правильно.
— Тогда до свидания.
— Пока, — Ленка проводила его взглядом до лифта и вернулась в квартиру.
Гоша шел по улице, ветер гладил его по волосам, чтобы сказать — все будет хорошо! Листья шуршали под ногами, переговариваясь о чем-то. Одни осуждали его, другие хвалили. А ему было уже все равно.
Гоша завернул во двор, а ветер, как всегда, остался ждать в переулке. Здесь же его встретила черная кошка. Гоша поднялся к себе на второй, открыл дверь своим ключом, скинул ботинки прямо у двери, зная, что Римма будет ругаться за это, и ушел в свою комнату. Выглянул в окно. Девочки еще не было, но Гоша точно знал, что она придет, как только зазвучит музыка.
Он улыбнулся и взял флейту.
7.02.1995
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь, смерть и сказки. Рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других