Виктор Цой – уста к небу, уста к земле

Сергей Шкляев, 2022

Виктор Цой… Звезда и таинственный собеседник многих поколений… Его песни, многим знакомые с детства, внешне просты и понятны, но одновременно и парадоксально – не просты и не понятны. Они подобны шкатулке с двойным, или даже тройным, дном. Многие, слушая их, узнают себя, видят отражение своих мыслей и чувств. В книге «Виктор Цой – уста к Небу, уста к земле» читатель познакомится с новым, ранее неизвестным и неожиданным взглядом на смысл этих песен. Каждое творение музыканта, анализируемое в рамках данной книги, рассматривается в свете опыта Православной Церкви, в каждом из них музыкант ищет глубинный смысл жизни, ищет Богообщения. Книга вскрывает глубочайший смысл творчества Виктора Цоя, она может помочь читателю сделать правильные шаги к Богу, глубже познать свою внутреннюю природу, помочь разобраться в себе. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Бошетунмай

Тот, кто в пятнадцать лет убежал из дома,

Вряд ли поймёт того, кто учился в спецшколе.

Тот, у кого есть хороший жизненный план,

Вряд ли будет думать о чём-то другом.

Мы пьём чай в старых квартирах,

Ждём лета в старых квартирах,

В старых квартирах, где есть свет,

Газ, телефон, горячая вода,

Радиоточка, пол — паркет,

Санузел раздельный, дом кирпичный,

Одна семья, две семьи, три семьи…

Много подсобных помещений,

Первый и последний — не предлагать,

Рядом с метро, центр…

Все говорят, что мы вместе…

Все говорят, но не многие знают, в каком.

А из наших труб идёт необычный дым.

Стой! Опасная зона! Работа мозга!..

М-м-м, Бошетунмай…

Тот, кто в пятнадцать лет убежал из дома.

Здесь речь не о тех людях, кто в физическом смысле убежал из дома, а о тех, кто убежал от системы ценностей, которые царят в том или ином доме. Здесь некая параллель со сказкой Г. X. Андерсена «Гадкий утёнок» (иной утёнок).

В песне Виктора Цоя «Мы хотим танцевать» (объяснение песни выше) есть слова: «Мы в четырнадцать лет знаем всё, что нам надо знать». В четырнадцать лет примерно человек внутренне, духовно самоопределяется.

В древности в этом возрасте становились совершеннолетними и уже создавали самостоятельные семьи, а Цой поёт уже о пятнадцатилетнем человеке. Относительно стихотворной рифмы можно было бы употребить и иной возраст, но Цой указал на возраст зародившейся новой самостоятельной жизни.

Внутренне сбегает из безбожной семьи к Богу тот, кто сердцем отзывается на зов Истины. Христос говорил: «Кто любит отца своего и матерь (безрелигиозные обычаи, воспитание, культуру, уклад жизни семьи и человеческого общества) больше Меня, тот недостоин Меня» (Мф. 10, 37). «И враги человеку домашние его, (если они не творят волю Божию)».

Вряд ли поймёт того, кто учился в спецшколе.

Человек, жаждущий Неба и Его Истины, вряд ли поймёт и примет мышление человека, живущего только земными интересами, тем более обучившегося в спецшколе. Из последующих строк видно, что речь идёт об управленческой или партийной спецшколе, но не военной или научной.

Люди, отучившиеся в последних, не всегда могут претендовать на хороший жизненный план. Военный может погибнуть на службе или будет послан служить в непредсказуемое место, а учёный — быть невостребованным. В Ветхом Завете есть упоминание о сынах Божиих и сынах человеческих. Эти люди по отношению друг другу будут как иностранцы, их мышление и восприятие Бога, смысла жизни и самих себя были и будут разнонаправленными.

Тот, у кого есть хороший жизненный план,

Вряд ли будет думать о чём-то другом.

Карьерист, не дающий первостепенное место Богу в своей жизни, будет думать и действовать в направлении реализации выгодного жизненного плана и вряд ли будет думать о чём-то другом. Его жизнь превратится в жажду реализовать свою «идею фикс», станет служением внутреннему идолу, истукану, некоему фетишу. Виктор Цой отказывается от развития этой темы, ему «до этих ребят дела нет», об этом он спел в песне «Вопрос» (о ней написано ниже).

Мы пьём чай в старых квартирах.

Здесь через местоимение «мы» Виктор Цой обращается ко всякому, кто способен отозваться на зов Божий, обращается к нам, рождённым зачастую в нерелигиозном окружении.

Чай — это несерьёзная пища, на одном чае долго не проживёшь, это образ человеческой душевности, которой дух человека насытиться не может. Душевность, как и чай к основной пище, бывает только дополнением к духовной жизни человека. Эта же символика чая вложена и в песню «Перемен».

«Старые квартиры» — это образ формата старого мышления. Христос говорил: «Не вливают вина молодого в мехи ветхие» (см.: Мф. 9, 17). «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани» (см.: Мф. 9, 16). Молодое вино продолжает бродить, и образующиеся пары под давлением разрывают старые, неэластичные, непрочные меха. То же будет и с ветхой одеждой.

Молодое вино — это образ уверовавших во Христа и желающих слышать и творить волю всей Святой Троицы. Не «вливает» Святая Троица Дух Святой в тех, кто не возлюбил Истину. Только возлюбивших Истину людей Бог из ветхих «мехов» делает новыми, преображёнными, святыми.

Здесь Виктор Цой, как и в песне «Перемен», выражает несогласие, неприятие своего состояния ветхости, «старости», ценностей этого обезбожившегося мира людей.

Ждём лета в старых квартирах.

Ждут лета зимой, здесь перекличка с песней «В наших глазах»: «Мы ждали лета, пришла зима»… В сердце человека не придёт лето без весны, они не приходят сами собой, без участия самого человека. Не придёт в сердце человека Новая Жизнь без приглашения человеком Солнца Правды — Христа. Глупо и тупо ждать духовную весну безучастно.

В старых квартирах, где есть свет,

Газ, телефон, горячая вода,

Радиоточка, пол — паркет,

Санузел раздельный, дом кирпичный.

Все эти внешние блага только для тела и души. Они желанны для каждого человека и его семьи, но если это предел человеческих желаний, то это беда для духа человеческого. В этих благоустроенных квартирах люди спиваются, принимают наркотики, мучают себя и других, кончают свою жизнь самоубийством.

Одна семья, две семьи, три семьи…

Здесь Виктор Цой говорит как робот или зазомбированный человек. Христос говорил юноше: «Иди за Мною, и предоставь мёртвым (живых телом, но не живых для Бога родственников юноши) погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22).

Это словесное клише, штамп, которым пытаются духи зла или люди, им внимающие, убедить идущего к Богу: «Не занимайтесь ерундой». Они говорят: «Посмотри — одна, две, три семьи живут нормально, и никакого Бога, и новой, иной жизни никто не ищет, тебя-то куда несёт?»

Много подсобных помещений,

Первый и последний не предлагать.

Эта фраза употребляется при деловом разговоре о покупке и переезде с одной квартиры на другую, но при этом суть мировоззрения не меняется.

Рядом с метро, центр…

Это следующая волна плюсов и ценностей в аргументации, — не ищи Небесной жизни, не ищи Неба и Его воли, прочнее заземли своё мышление… Лучше думай, как бы стать «бутербродом с маслом». В песне «Я жду ответа» есть слова о таких людях — бутербродах.

Все говорят, что мы вместе…

Здесь Виктор Цой трагикомично высмеивает всякие пропагандистские лозунги, которыми насиловали наших граждан в советский период. «В наших глазах крики вперёд», — пел он в одноимённой песне. С высоких трибун и из средств массовой информации неслись лозунги: «Вместе мы с нашими великими вождями добьёмся, построим коммунизм, мировой социализм, обеспечим свободу, равенство, братство, всё худшее перестроим в лучшее», и так далее.

Без слушания воли Божией всякий человек или ангел слепнет, глохнет, помрачается. «Если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15, 14), — говорит Господь.

Высоко задирала знамя безбожная наша страна. «И высок наш флаг», — спел Цой в песне «Звезда», и… развалилась страна.

Виктор Цой за несколько лет до распада СССР пел о печальном результате эксперимента безбожной власти над народами нашей страны. Впрочем, его песни не о политике, а о внутренней жизни духа человеческого. «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет» (см.: Лк. 14, 11), «что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (см.: Лк. 16, 15).

Все говорят, но не многие знают, в каком.

Руководство нашей страны скрывало, даже от себя, скатывание страны в пропасть. Любую цену готовы были платить за маску благополучного хода безбожного эксперимента. Так же поступает и человек, не слушающий Бога. Он лжёт сам себе, не хочет, а затем уже не может видеть свою духовную беду.

Можно сказать, что тот, кто ищет творить волю Божию, тот приобретает правильный духовный стержень, начинает «дышать» Творцом Неба и земли, даёт в себе место подлинному Бытию и сам вводится в иную жизнь. Не творящий же воли Божией пожнёт противоположное Бытию и самой жизни.

В каком же «месте» оказываются человек, общество и само государство, отрекшиеся об Бога? Ответ очевиден: в отстойнике, на его дне, в нечистотах, в кале, на последнем месте. «Имеющий уши — да слышит!»

А из наших труб идёт необычный дым.

Необычный дым может идти только от необычных производств. Дым необычного цвета, запаха, свойства по причине производства его в ином измерении, в ином смысле. Да и вообще, «дым» здесь — метафора, символ. В книге «Апокалипсис» (Откровение) молитвы святых уподобляются благоухающему дыму от воскуряемого ладана. Молитвы эти также можно назвать — «необычным дымом».

Виктор Цой спел, что трубы — «наши», а не только «мои», он спел об особом собрании глубоко мыслящих и глубоко переживающих людей, о собрании людей, покоряющих свои сердца Истине. Где нет огня, там нет и дыма. В духовном смысле можно «гореть», находясь в Духе Святом. Христос говорил, что желает, чтоб «скорей разгорелся» этот Огонь в сердцах верующих в Него.

На апостолов было схождение Святого Духа в виде «огненных языков». Иногда решающие сложные задачи люди говорят: «Уже мозги дымятся, кипят, плавятся». Виктор Цой не спел о дымлении мозгов; «дым», о котором он поёт, — восхождение духа человека к Богу в молитве.

В традиции Церкви молитва ассоциируется с кадильным (необычным) дымом. На каждой вечерне в храмах поют: «Да исправится молитва моя, как кадило, дымящееся пред Тобою». (см.: Пс. 140, 2).

Стой! Опасная зона! Работа мозга!..

С внешней стороны это «окрик» впереди идущего человека к тем, кто идёт сзади, «окрик» голосом, жестом или знаком. Это таблички (явные и скрытые) при дорогах и опасных объектах, где есть угроза радиационных, химических, электрических и других поражений, в их числе душевных и духовных.

С внутренней, духовной стороны это окрик разума человека к другим членам самого человека: к уму воле, духу, душе, к телу. Не удивляйся, читатель, что написал то, что разум обращается к уму человеческому, хоть корень этих слов один, но значения слов существенно различаются. Почему слова «работа мозга» Виктор Цой предварил предупреждением: «Стой! Опасная зона». Какая здесь опасность?

Опасность находится в самом человеке, в его оторванности от Бога, непослушании Богу, в послушании духам зла. Христос говорил ученикам: «Остерегайтесь людей (и себя без Бога) (см.: Мф. 10, 17). «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10, 16).

«Всяк человек (в отрыве от Бога) ложь», — говорит Псалтирь. «Ненавидящие Меня (люди и ангелы) любят смерть», — говорит Бог в Притчах Соломона. Только в молитвенной встрече и диалоге с Богом, с жаждой творить волю Божию дух человеческий прозревает и возрастает, как и растение, тянущееся к солнцу.

Этому «следи за собой, будь осторожен» Виктор Цой посвятит отдельную песню. В каких бы ты ни был обстоятельствах, следи за собой, чтобы ты был с Богом и в творении Его воли. Прежде чем пойти после окрика «Стой!», духовно прозрей и иди осторожно, опять же в связке с Ним.

Работа мозга!..

Ум — вещь невидимая. «Рабочий кабинет» человеческого ума — мозг, а человеческого разума — сердце. Виктор Цой предупреждает человека об опасности действовать при принятии решений только умом, так как по инерции безбожного мироощущения и мышления человек склонен думать только умом — мозгом, забыв о разуме. Так некоторые и говорят: «Это дело надо обмозговать (обдумать)».

Разница между умом и разумом в том, что разум стремится уразуметь волю Божию («И отверз им ум разуметь Писание»), разум стремится покориться воле Божией и её сотворить.

Колоссальный ум есть у Сатаны или гениальных преступников, но они не устремлены к Богу, и они в очах Божиих являются как безумные. «Сказал безумный в сердце (духе) своём: нет Бога», «Безумный, в эту ночь вырвут (истяжут, по-славянски, отсюда слово «истязание» — значение, противоположное «приобретению») душу твою» (см.: Лк. 12, 20), — говорит Христос.

Психически больной, умственно слаборазвитый, но стремящийся всерьёз творить волю Божию человек разумнее умнейшего академика, занимающегося только тварным миром и не желающего знать Творца, исключающего Творца из своего мировоззрения. Такой академик в очах Божиих будет как безумный.

Мы, будучи потомками падшего Адама, имеем одновременно разум и ум, но ум, оторванный от Бога. Об этом сошествии с ума (оторванности от разума, от творения воли Божией), пел Виктор Цой в песне «Мама, мы все тяжело больны…».

Множество святых отцов говорят о необходимости для спасения человека ум покорить, соединить с сердцем, духом, «переплавить» ум в разум. Разум же, приобретший прежде блуждавший и метавшийся ум, вводится Богом в мудрость и премудрость, но об этом здесь не место писать.

В Священном Писании, в святоотеческой литературе и у тех, кто не причтён к лику святых, но всерьёз писал и рассуждал о духовной жизни, встречаем употребление слов «ум» и «разум» формально не в тех смыслах, которые я употребил в описании различий ума и разума. Но если рассмотрим контекст этих слов с позиций ориентированности к творению воли Божией, то увидим, что по сути противоречий нет.

Например. Апостол Павел: «А мы имеем ум Христов» (см.: 1 Кор. 2, 16), ориентированный к Богу и Его воле ум является разумом. Преподобный Антоний Великий: «Придёт время, когда безумные будут называть умных безумными, и наоборот». Здесь так же ориентированный к Богу и Его воле ум является разумом.

Преподобный Исаак Сирин говорит: «Начало помрачения ума (разума), прежде всего, усматривается в лености к Божией службе и к молитве». Здесь речь не об обрядовых богослужениях, а именно о творении воли Божией. Иеромонах Роман Матюшин-Правдин сказал:

Надменный разум к Истине стремится,

Но без смиренья он — самоубийца.

Здесь слово разум нужно взять в кавычки, так как слово употреблено в ироничном, антонимичном смысле. Бог есть смиренная Любовь, без которой немыслим разум, но под маской такого «разума» скрывается глупая гордость, эквивалентная безумию, безбожию.

М-м-м, Бошетунмай…

Эти звуки — м-м-м и слово «бошетунмай» одновременно загадочны и понятны. Слово «бошетунмай» не взято из обычных языков. Некоторые исследователи находят отдалённое созвучие этого слова с китайскими и тюркскими словами, но смысл их не согласуется с контекстом песни. Окружавшие поэта люди также не знали значения этого слова и не употребляли его в общении с Виктором Цоем, и он его не употреблял.

Мало того, Виктор Цой не занимался дешёвым заигрыванием с иностранными слушателями. У него нет песен на иностранных языках, он пел, прежде всего, для соотечественников и их потомков. Приведу слова Виктора Цоя, сказанные им в двух интервью об этой загадке.

Интервью с Виктором Цоем. (см.: «РИО» № 19, 1988 г.)

— Откуда взялось слово «бошетунмай»?

— Сам придумал?

— Нет, не сам. Есть несколько версий возникновения этого слова.

— А у тебя какая?

— Классическая. Просто такое волшебное слово…

Интервью с Виктор Цоем. (см.: Мурманское ТВ, апрель 1989 г.)

— А что такое «бошетунмай»?

— Это секрет…

Мы видим, что Цой явно «темнит», не хочет сказать явно, хочет сохранить шифровку до времени, одновременно называя смысл слова классическим и волшебным. Так что же значит последняя строка его песни?

Классическим и волшебным одновременно для всех народов земли, в независимости от их континента, языка, расы, тысячелетия, будет молитва — «Господи, помилуй». Это любое обращение и прошение к Создателю обо всех «гранях» Его милости к своему творению.

Считаю справедливым рассматривать спетые Виктором Цоем «м-м-м» как указание на молитву, о которой поэт не хочет говорить прямо, чтобы не быть обвинённым в дешёвом религиозном популизме или насильственном насаждении религиозности «на волне» своей популярности. Цой умудрён Богом, он указал в интервью на «несколько версий возникновения этого слова». Указывает на богатство (от слова Бог) вариантов, указаний ему на это слово и песню.

Само слово «бошетунмай» есть ни что иное как сказанное с иностранным акцентом — «больше думай». Боше — больше, тунмай — думай. Цой осознанно замаскировал их «маской» — деформированным звучанием слов как бы иностранного гостя (слово с иностранным акцентом). Тем самым указал, что он как бы гость в нашей стране, подданный иного, необычного (необычный дым), неземного Царства, он — уста к Небу, и уста к земле.

Виктор Цой предлагает больше думать, но не отпавшим от Бога умом, а иным, к Небу обращённым в молитве мышлением. Мышлением о пути к Отцу Небесному. Исполняя эту песню, Виктор Цой в конце её четырежды повторяет заключительную фразу, ставя на ней смысловой акцент.

Чтобы читатель не поспешил отбросить мою книжку как бредовую, опишу содержание песни «Апрель». Обращаю внимание на аранжировку песни, она подобна биению пульса.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я