Том 3. Экономика и финансы субъектов арт-индустрии для антрепренеров и арт-менеджеров

Сергей Войтковский, 2017

Работа посвящена основным аспектам экономики и финансов субъектов арт-индустрии, а также знакомит с базовыми принципами организации и привлечения финансирования для плодотворного их функционирования. Для специалистов и всех желающих ими стать. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Глава I. Бюджет и бюджетирование

Бюджет имеет каждое государство, регион, район, город, населенный пункт. Бюджет имеет каждое предприятие, учреждение или организация и конкретные выделенные направления их деятельности. Бюджет имеет каждый проект, точно также как каждая семья и отдельный человек.

Бюджет — это основная смета расходов и доходов.

Бюджетирование — это направление определённых объемов собственных финансовых средств (инвестиций) в заранее определенные направления деятельности предприятия для его развития или направление определенных бюджетом конкретного уровня средств на деятельность конкретных бюджетных учреждений, организаций, предприятий.

Последние годы бюджетирование получило развитие через государственные гранты и систему городских заказов, в рамках которых проводятся конкурсы и аукционы под конкретные программы и проекты. Эти конкурсы и аукционы проводятся как на федеральном, так и на региональном, и на муниципальном уровнях. Кроме того, каждое учреждение и предприятие также проводят свои конкурсы и аукционы.

В искусстве и образовании в области культуры Москвы этими вопросами занимается Департамент культуры города Москвы, который регулярно проводит конкурсы на театрально-сценические проекты, в которых могут принимать участие и антрепризы, и труппы, и отдельные исполнители (организаторы).

Департамент культуры города Москвы имеет также и резервный фонд, благодаря наличию которого в течение года могут рассматриваться и текущие предложения по проведению выставок, концертов, фестивалей, карнавалов и т. д. Некоторые проекты получают гранты или временную поддержку и закрепляются своей строкой в бюджетных планах, получая бюджетирование.

Кроме Департамента культуры гранты выделяет и Комитет общественных связей города Москвы, который проводит ежегодный конкурс на общественно-значимые программы и проекты. Можно получить деньги как на общественно значимые мероприятия, так и деньги на общественно значимый проект (к примеру, День песни о Великой Отечественной войне).

Гранты — это разовая финансовая поддержка.

Ранее подобные гранты выдавались и ныне упраздненным Департаментом семьи и молодежной политики города Москвы, а также Департаментом образования города Москвы, которые поддерживали различные молодежные культурные и патриотические проекты и программы.

Вместе с тем, если предприятие видит какое-либо перспективное направление возможного развития своей деятельности и способно за счет своих доходов это развитие финансировать, то оно начинает вкладывать часть своей прибыли в конкретное направление. Формирование механизма концентрации собственных финансовых ресурсов предприятия на конкретном прорывном направлении и называется бюджетированием.

Бюджет — это финансовый закон предприятия на текущий год. В нем записаны главные параметры финансово-экономической деятельности предприятия и постатейные цифры.

Бюджет города Москвы состоит из отдельных бюджетов:

1. Бюджет комплекса городского хозяйства;

2. Бюджет комплекса строительства и реконструкции города;

3. Бюджет комплекса экономической политики и развития города;

4. Бюджет комплекса социальной сферы города.

Это всё формируется, согласовывается и принимается Правительством Москвы, после чего направляется в Московскую городскую думу, где бюджет должен быть рассмотрен и утвержден депутатами в качестве Закона города Москвы в период до 1 декабря текущего года, который вступит в силу с 1 января следующего календарного года.

Основные статьи бюджета: расходы — доходы.

Доходы формируются из всех видов реальной деятельности, включая полученную прибыль от оказания услуг сторонним организациям.

Расходы формируются из реальных потребностей на содержание.

Бюджет бывает:

— дефицитный — текущие расходы не покрываются текущими доходами;

— профицитный — текущие доходы превышают текущие расходы;

— нулевой — текущие расходы совпадают с текущими доходами.

В Москве очень часто после второго квартала доходы города пересчитываются, бюджет пересматривается, а появившиеся дополнительные поступления перераспределяются. В любом городе существует резервный или стабилизационный фонд, финансовая величина которого постоянно дискутируется и голосуется. Это также не менее жизненно важно и для любого предприятия.

На этом уровне обычно доходы формируются от:

1. Кассовых сборов со спектаклей и других видов зрелищ;

2. От реализованной рекламы;

3. От вторичных и сопровождающих продуктов;

4. От объема оказанных услуг;

5. Грантов (федеральных, региональных, муниципальных);

6. Средств сторонних организаций — спонсоров, благотворителей, меценатов; других вкладов и дарений;

7. Поступления от различных видов совместной деятельности.

Обычно расходы предприятия состоят из:

1. Коммунальных платежей (электроэнергия, вода, метры и т. д.);

2. Средств обеспечения рекламы;

3. Ремонт (текущий, косметический);

4. Содержание и обновление своих цехов, техники и оборудования;

5. Связь, почта, переписка, канцелярские и малоценные товары;

6. Административные, представительские расходы, расходы на имидж;

7. Постановочные (производственные) расходы.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я