В книге "Я боюсь… психологические защиты в отношениях" автор, кандидат психологических наук Светлана Крючкова, исследует, как работают психологические защиты в повседневной жизни и как они влияют на отношения между людьми. На примере фильма "С любовью, Рози" автор показывает, как защиты могут мешать искренности, контакту и вносить разлад в отношения, заставляя людей испытывать негативные чувства. Это книга для тех, кто хочет лучше понять себя и своих близких, научиться распознавать психологические защиты и выбирать более конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Я боюсь… Психологические защиты в отношениях» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4
Кадр 7. Реактивное образование
Какие чувства скрывает: в данном примере — уязвимость, беззащитность, страх получить отказ.
Механизм действия: замена нежелательного чувства на противоположное, приемлемое и одобряемое. Относится к зрелым психологическим защитам
Цель (для чего используется): скрыть свои истинные чувства, избежать вероятности оказаться в слабой, беззащитной позиции, скрыть свою уязвимость, сохранить отношения.
В этом кадре Алекс зашел к Рози перед выпускным. Фрагмент их диалога:
Алекс: Мне на секунду показалось, что ты в меня влюбилась
Рози: Алекс, для меня ты навсегда останешься тем, кто вытирал козявки о мое любимое платье, ясно? Не льсти себе.
По фильму к этому моменту мы видим, что для Рози Алекс уже больше, чем друг. Ее задело, что у него был секс с Бетани. Задело так, что она перестала с ним разговаривать. Она ревнует, и конечно, она хотела бы, чтобы у них были отношения. В этот момент она вероятнее всего все еще чувствует обиду, ревность, злость на него за его отношения и выпускной с Бетани. Все эти чувства возникли потому, что Алекс ей не безразличен, она чувствует привязанность, влюбленность, желание быть вместе. Алекс это понимает, поэтому и спрашивает ее об этом. Но Рози, несмотря на все чувства к Алексу, отвечает совсем противоположное. Она показывает равнодушие, отсутствие для нее ценности Алекса, как потенциального партнера. Это и есть реактивное образование — когда чувства во внешнем проявлении заменяются на противоположные (ненависть становится любовью, зависть — благодарностью и т.д.). Реактивное образование используется тогда, когда испытываемые чувства представляются опасными для личности или неуправляемыми.
«Большой психологический словарь» определяет Реактивное образование как «механизм психологической защиты, представляющий собой замещение в сознании и поведении чувства и мотива, продуцирующего тревогу (конфликт, напряжение), его противоположностью».
Реактивное образование бессознательно применяется в тех случаях, когда чувства, которые изначально возникли, оказываются неприемлемыми, запрещенными, нежелательными. Эти чувства связаны с ранним детским неудачным опытом. Когда-то ребенок проявил эти чувства, а его за это наказали или отвергли, или посмеялись. То есть, эта защита применяется по отношению к тем чувствам, которые в опыте человека при их выражении повлекли за собой негативную реакцию со стороны окружающих (чаще родителей). Это чувство было отмечено психикой, как опасное, запретное, то, которое нужно скрывать.
При применении этой защиты образуются 2 полюса, на одном из которых — запретные чувства (подавляемая часть), на другом — те, которые показываются вместо них (демонстрируемая часть). При этом второй полюс (демонстрируемая часть) часто оказывается преувеличенным.
Пример Реактивного образования из практики.
Мужчина, 50 лет. Первый ребенок в семье. Когда ему было 7 лет, родилась младшая сестра. Девочка была очень болезненная, поэтому все внимание родителей сразу же переключилось на нее. В начале терапии он с гордостью говорил, что, по сути, только он и воспитывал ее. Приходил из школы, няня уходила домой, а он оставался с сестрой. Готовил ей обед, кормил, потом шел гулять. Когда она стала постарше — забирал ее из садика, потом из школы. Он заменил ей родителей, которые постоянно работали. Родители часто рассказывали знакомым, какой у них прекрасный сын, как он любит сестру и как о ней заботится. И только через некоторое время в терапии он вспомнил, как ему было одиноко, когда появилась сестра. Он чувствовал себя ненужным родителям, нелюбимым и плохим, потому что они вообще перестали обращать на него внимание. Он помнит, как однажды почувствовал злость на сестру, даже ненависть, за то, что она появилась на свет. И как сам испугался этого сильного чувства. Это был тихий и послушный мальчик, научившийся с ранних лет подавлять свою агрессию. И, как способ справиться с возникшей агрессией, сработало реактивное образование. Он начал заботиться о сестре. Причем, делал это очень рьяно, не только тогда, когда это было необходимо, но и тогда, когда, например, родители были дома.
Вернемся к кадру из фильма. В этом случае реактивное образование срабатывает из-за страха и непереносимости своей уязвимости. Рози боится, что, если она сейчас покажет свои чувства, то станет уязвимой и беззащитной. А еще она боится получить отказ или насмешку в ответ, и испытать боль. Поэтому лучше не показывать эти чувства, а одеть маску равнодушия.
Такие ситуации в отношениях наблюдаются довольно часто. Особенно в начале, когда еще не понятны намерения потенциального партнера. Многие девушки (женщины) одевают маску равнодушия и ждут, когда мужчина начнет это равнодушие преодолевать, т.е. доказывать, что она ему так нравится, что он готов ее добиваться несмотря на ее отвержение. Конечно, это происходит бессознательно (хотя и может подкрепляться логическим объяснением). На самом деле за этим стоит страх показать свою уязвимость, быть отвергнутой, страх потери контроля. Будто, не показывая свою заинтересованность, она защищает себя от разочарования. А ухаживания молодого человека будто бы доказывают ей, что она ему точно нужна, и могут уберечь ее от отвержения. В этих случаях с помощью реактивного образования женщина меняет заинтересованность на равнодушие или даже презрение.
Еще один пример из моей практики. Мой клиент, мужчина 40 с лишним лет, начал встречаться с женщиной. Постепенно понял, что она ему дорога, что он ее любит. На мой вопрос, сказал ли он ей об этом, он категорично ответил: «Конечно, нет. Если я скажу ей, что я ее люблю, то она начнет этим пользоваться. О таких вещах говорить нельзя». И понадобилось время, чтобы этот мужчина понял, что совсем не обязательно, что женщина начнет пользоваться его хорошим отношением к ней. В опыте его предыдущих отношений было именно так, но с этой женщиной все оказалось по-другому. В отношениях с ней он научился быть искренним.
В этом случае он тоже скрывал свою уязвимость за равнодушием, стремился показать ей, что у него нет серьезных намерений. Пока не понял, что быть с ней искренним — безопасно.
В фильме «С любовью, Рози» есть еще один сюжет, иллюстрирующий Реактивное образование.
Это момент, когда Рози узнала о беременности. Она пишет Алексу сообщение и с нетерпением ждут его ответа. Он ей очень нужен, она хотела бы встретиться с ним и обо всем ему рассказать. Алекс отвечает ей, что собирается на обед с родителями Бетани. Рози в ответ пишет ему агрессивное сообщение. Но через минуту стирает его и заменяет на: «Хорошо. Приятного аппетита!». Теперь ответ Рози выглядит очень милым и приветливым. В нем не только нет агрессии, а, наоборот, есть доброжелательность и поддержка. А еще этим ответом Рози будто бы дает понять, что ее потребность (просьба встретиться) была не такой уж важной. Обед с родителями Бетани намного важнее.
В этом кадре с помощью подавления Рози избавляется от агрессии и с помощью Реактивного образования заменяет ее на доброжелательность, а свой порыв срочно поговорить с Алексом преподносится Алексу, как что-то не особо важное, будто бы ей не особо было и нужно. Здесь тоже видна преувеличенная выраженность противоположного полюса — сильное желание заменяется равнодушием. Если бы преувеличенности не было, то Рози могла бы, например, написать: «Хорошо. Позвони, когда освободишься». А если бы не было реактивного образования, то Рози оставила бы свое первое гневное сообщение. Или, убрав агрессию, могла бы написать: «Алекс, ты мне очень нужен. Это важно, приезжай».
Кадр 8. Примитивный уход в себя (Примитивная изоляция)
Какие чувства скрывает: в данном примере — боль, безысходность, отчаяние, бессилие, одиночество, злость.
Механизм действия: уход в свой внутренний мир от взаимодействия с реальностью, вызывающей негативные мысли и чувства. Относится к первичным механизмам защит.
Цель (для чего используется): избегание контакта со своими чувствами, связанными с внешними событиями или ситуациями. Снятие психологического напряжения.
В этом кадре Алекс выпивает в баре. Он только что вернулся от Рози, где убедился, что у Рози действительно есть ребенок, и она не приедет к нему в Бостон. Ему тяжело, его планы рухнули, надежды рассеялись. Мы можем догадаться, какие чувства он сейчас испытывает — разочарование, злость, что все так сложилось, печаль, безысходность, пустоту, одиночество и т.д. Быть в контакте с этими чувствами непросто, также, как и принимать новую реальность, в которой он оказался.
Чтобы облегчить контакт с этими чувствами или вообще от них отстраниться используется защита Примитивный уход в себя.
Нэнси МакВильямс определяет Примитивный уход как «способ снять психологическое напряжение путем ухода от взаимодействия с реальностью, которая вызывает мучительные мысли или эмоции». Часто это уход из межличностного взаимодействия из-за чрезмерного возбуждения или страдания. Это одна из самых первых защит, которыми начинает пользоваться человек в своей жизни — младенец засыпает, чтобы справиться с переизбытком своих эмоций. Во взрослом возрасте человек пользуется другими вариантами этой защиты — уход в компьютерные игры, чтение книг или новостей, просмотр сериалов. Человек, применяющий такую защиту, может выглядеть отстраненным и погруженным в свои мысли. Употребление психоактивных веществ (алкоголя или наркотиков) также является вариантом Примитивного ухода.
В отличие от других защит, например, Отрицания или Вытеснения, Примитивный уход не искажает реальность. Человек, использующий эту защиту, знает, что в его жизни происходит совсем не то, что ему хотелось бы, но он избегает сознательно это признавать, погружаться в размышления и анализ происходящего, и искать пути выхода из сложившейся ситуации.
Психологическая защита Примитивный уход в наши дни широко распространена. И не только среди взрослых, но и среди подростков и даже детей. Постоянное чтение книг, компьютерные игры, соцсети, просмотр сериалов, чтение новостей и т.д. — все это распространенные варианты Примитивного ухода. Гаджеты, телевизор и различные вещества могут использоваться человеком для того, чтобы избежать мыслей и чувств, связанных с реальностью. Мой клиент, мужчина, вспоминает, что начал выпивать, когда у него проявились подозрения, что жена ему изменяет. По его словам, хотелось «напиться и забыться». Еще один клиент, видя, что жена от него отдаляется, и понимая, что он перестал быть ей интересен, начал играть в компьютерные игры. В обоих этих случаях уход использовался для того, чтобы отвлечься от происходящего в отношениях. Выпивать или играть легче, чем признать проблему в семье, начать с женой диалог на эту тему и попытаться сделать все возможное, чтобы спасти брак.
Вернемся к сюжету из фильма. Алекс пытается уйти от тяжелых чувств с помощью Примитивного ухода. В этот же вечер он знакомится с Салли и переключается на новые отношения, тем самым, не позволяя себе ощутить все переживания, связанные с ситуацией Рози. И найти тот выход, который действительно отвечал бы его чувствам и желаниям.
Если бы этой защиты не было, то Алекс смог бы быть в контакте со своими чувствами. Он мог бы осознать и пережить свою боль, признать, насколько ему дорога Рози. А после этого он мог бы подумать, как теперь быть. Он мог бы решить, например, искренне поговорить с Рози, рассказать ей, как он ее ждал и как ждет и сейчас. И у них была бы возможность подумать, как быть в этой ситуации, поискать варианты, что делать дальше.
Осмысление и принятие реальности — то, от чего обычно защищает уход, к чему не пускает. Принять реальность такой, какая она есть, признать свою ответственность за то, что произошло (или происходит), а также за возможные последствия, означает, что нужно будет сделать все возможное, чтобы улучшить положение вещей. А это подразумевает, что придется выйти из зоны комфорта, придется открываться, быть честным, говорить о своих чувствах и желаниях, идти на конфронтацию и т.д.
Кадр 9. Смещение (замещение)
Какие чувства скрывает: эта защита обычно не скрывает чувства, а, наоборот, дает возможность их выразить. Но с помощью Смещения чувства направляются не на тот объект, который их вызвал, а на другой, более безопасный.
Механизм действия: выражение истинного чувства с помощью другого объекта, не того, на который они должны быть направлены. Относится к зрелым механизмам защит.
Цель (для чего используется): снять напряжение, вызванное сильным чувством.
В этом кадре мы видим, как Алекс после разговора с Рози, ударяет кулаком в ящик. В этот момент он был очень зол, и этот удар — способ дать выход своей агрессии. Это достаточно типичное и распространенное проявление защитного механизма Смещение (или Замещение). Эта защита используется тогда, когда нет возможности (или способности) выразить свои чувства словами.
«Большая энциклопедия по психиатрии» определяет Смещение как «перенос аффекта или желания с их первоначального объекта на какой-то другой, более доступный или безопасный». Это происходит потому, что их выражение по отношению к первоначальному объекту чревато нежелательными последствиями. Работа механизма Смещения хорошо описана в известной шутке: «Начальник накричал на подчиненного, мужчина (подчиненный) пришел домой и накричал на жену, жена отругала ребенка». В этом примере аффект (злость) перенаправляется на другой объект и выражается вербально (словами), а в рассматриваемом нами примере из фильма это происходит с помощью действия (удара),
В этом кадре Алекс разозлился из-за того, что они с Рози поссорились, что она уезжает, что они наговорили друг другу много неприятных вещей. Из-за того, что Рози права в том, что она сказала, и из-за того, что в принципе все складывается не так, как хотелось бы. Но сказать все это ей он не мог, потому что она уже ушла, а еще потому, что он не умеет искренне говорить о своих чувствах. Из-за всего этого Алекс был охвачен сильными чувствами, среди них не только злость, но и отчаяние, и безысходность. Не в силах справиться с сильнейшей вспышкой эмоций, Алекс вложил весь свой аффект в удар.
Если Алекс мог бы говорить о своих чувствах, тогда у него не было бы потребности прибегать к этому механизму психологической защиты. И он бы не дожидался, пока она накопится до невероятного количества, как следствие нескольких ситуаций, в которых он испытал злость. Он мог бы сказать Рози, что его злит вся эта ситуация, что он привязан к Салли, с которой они не очень-то ладят, но она ждет от него ребенка, и он не может быть с Рози, да и в принципе он не уверен, хочет ли Рози быть с ним. Он злится на себя, что неправильно повел себя с Рози, что она уезжает, и в итоге его злят и слова Рози. Если бы он мог все это сказать, то сказал бы сразу, не дожидаясь их ссоры с Рози. Но он не мог, и поэтому такое большое количество агрессии, накопившееся за этот вечер, нашло выход через удар.
Проявление Смещения мы можем наблюдать в фильме несколькими минутами раньше, когда Салли со злостью сорвала скатерть со стола. Этому действию предшествовали несколько слов и действий Алекса, которые сильно ее разозлили. И, не сумев справиться со своей злостью, не сумев выразить ее словами, она подключает уровень действий, обрушивая всю свою злость на скатерть.
И еще один пример Смещения в фильме. Рози, прибираясь в номере отеля, нашла журнал с фотографией Бетани на обложке. Она выкинула этот журнал в мусорку, и со злостью потопталась по нему. Рози была зла на Бетани, что она уже многого достигла, а Рози вынуждена работать в гостинице. Пока Рози занималась ребенком, Бетани построила карьеру. Скорее всего Рози сравнила свои достижения и достижения Бетани, и это сравнение ее не порадовало. В этой ситуации проще всего разрзлиться на Бетани. Но если бы Рози попробовала разобраться в своих чувствах, то за агрессией она бы увидела печаль по поводу того, что она не получила то образование, которое хотела, не построила карьеру. Злость на обстоятельства, что все так сложилось, возможно злость на отца ребенка, что он ей не помог. Злость на то, что она сейчас занимается не тем, чем бы ей хотелось, а убирает номера в гостиницах. Но Рози не рассуждала и не анализировала свои чувства. Просто сработал механизм психологической защиты.
Смещение помогает отразить какой-то аффект, но не помогает пройти глубже в свой внутренний мир и понять, что там происходит на самом деле. В результате человек лишается шанса повлиять на свою жизнь, что-то изменить, разобраться с глобальной причиной того, что происходит в жизни. Потому что настоящая причина недовольства Рози была не в том, что Бетани успешна, а в том, что жизнь Рози складывается не так, как ей бы зотелось. Если бы Рози была также успешна, вряд ли бы ее разозлила эта обложка журнала. Возможно, тогда она смогла бы даже порадоваться за Бетани, или как минимум, принять это спокойно или равнодушно. Отразив злость, потоптавшись по журналу, она типа «наказала» Бетани, но она не поняла глобальный внутренний конфликт, который есть внутри, и поэтому у нее не было шанса его решить.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Я боюсь… Психологические защиты в отношениях» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других