В книге "Я боюсь… психологические защиты в отношениях" автор, кандидат психологических наук Светлана Крючкова, исследует, как работают психологические защиты в повседневной жизни и как они влияют на отношения между людьми. На примере фильма "С любовью, Рози" автор показывает, как защиты могут мешать искренности, контакту и вносить разлад в отношения, заставляя людей испытывать негативные чувства. Это книга для тех, кто хочет лучше понять себя и своих близких, научиться распознавать психологические защиты и выбирать более конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Я боюсь… Психологические защиты в отношениях» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Продолжение. Глава 2
Глава 2.
Обсуждение фильма «С любовью, Рози»
В этой и последующих главах мы рассмотрим 15 ситуаций (15 кадров) из фильма, и на их примере исследуем причины, механизмы действия и последствия психологических защит.
Для того, чтобы чтение этой книги прошло с максимальной пользой, а пояснения по фильму были более понятными, настоятельно рекомендуется перед прочтением посмотреть фильм.
Кадр 1. Отрицание
Какие чувства скрывает: в данном примере — стыд за свое поведение и состояние, страх, тревога, что другие люди изменят отношение
Механизм действия: искажение реальности
Цель (для чего используется): сохранить позитивный образ себя
В этом кадре происходит диалог Алекса и Рози утром после вечеринки, посвященной ее 18-летию. Рози:
— Это было ужасно. Меня тошнит от одной только мысли.
— О чем? От какой мысли тебя тошнит?
— Обо всем. Ничего не было, Алекс, слышишь? Никому не говори!
То, что произошло на вечеринке — угроза самооценке Рози и угроза ее образу в глазах других людей.
Вероятно, Рози было очень стыдно за то, что она напилась и попала в больницу. Образ пьяной девушки, теряющей сознание от избытка алкоголя, оказался несопоставим с представлениями Рози о самой себе. Рози могла бы рассуждать примерно так: «Как я могу считать себя хорошей, если вытворяю такое. Хорошая девушка этого не допустила бы. И что подумают другие? Кем они меня будут считать?» Подобные мысли, чувство стыда и неспособность встретиться с последствиями заставили ее прибегнуть к отрицанию.
Если самооценка неустойчива, то человеку сложно принимать свои отрицательные проявления. Чувство стыда, вины, злость на себя, обвинения в свой адрес, ощущение себя плохой, неправильной — это те чувства, которыми может сопровождаться «встреча» со своими негативными поступками или проявлениями. Если бы у Рози была устойчивая самооценка, то она могла бы выдержать то, что произошло. Это, возможно, было бы не самое приятное воспоминание, но все произошедшее воспринималось бы как опыт, из которого можно вынести уроки. Неприятный, но никак не характеризующий ее как личность. Самооценка от этого не пострадала бы.
Этот кадр иллюстрирует действие психологической защиты Отрицание. Отрицание относится к группе первичных психологических защит. Анна Фрейд объясняет Отрицание как «защитный механизм, отрицающий существование угрожающих внешних факторов».
По определению «Краткого словаря психоаналитических терминов» Отрицание — это ранний способ справляться с неприятностями — отказ принять их существование.
Таким образом, использование отрицания отвергает сам факт того, что что-то происходит, и основывается на установке «Если я про это не говорю, значит, этого нет».
Отрицание неприятной реальности очень распространено у маленьких детей. Ребенок с шоколадом на губах может уверять, что не ел конфету. Он это делает, потому что понимает, что его будут ругать. С помощью отрицания он пытается избежать агрессии со стороны родителя, и сохранить образ себя как хорошего и послушного. У взрослых людей эта защита остается, и используется тогда, когда человеку сложно встретиться с фактами реальности и принять себя в ней. А также сложно выдержать реакцию или отношение окружающих. Это происходит, если личность еще психологически не окрепла, не обрела внутреннюю опору, позволяющую сохранять самооценку, независимо от совершенных действий и мнения окружающих.
Мы можем видеть Отрицание в «легкой форме», когда мы говорим: «Это дурной сон. Я проснусь и все будет, как раньше». В этой фразе есть желание заменить реальность на другую, более комфортную или приемлемую.
Если мы посмотрим на Отрицание не с точки зрения обыденных ситуаций, а применительно к эмоционально тяжелым для личности событиям, то Отрицание является необходимым защитным механизмом, помогающим психике адаптироваться к новой реальности. Отрицание — это обязательный этап проживания травмы потери, позволяющий человеку постепенно осознавать случившееся. Это дает психике время и возможность «подготовиться», чтобы справиться и пережить потерю.
Кадр 2. Вытеснение
Какие чувства скрывает: Вытеснение — это базовый механизм, может использоваться для любых чувств, воспоминаний, желаний или внешних событий.
Механизм действия: устранение из памяти нежелательных воспоминаний о внешних событиях или фактах внутренней реальности. И, как следствие, — искажение внешней или внутренней реальности
Цель (для чего используется): сохранить позитивный образ себя или других людей, избежать контакта с негативными чувствами
Этот кадр связывает воедино несколько моментов фильма — поцелуй на вечеринке, слова Рози «Давай все забудем» на следующее утро и диалог Алекса и Рози на его свадьбе, где Алекс говорит:
— Я только сейчас понял, что ты забыла.
Здесь мы видим работу механизма Вытеснения — Рози забыла, что на вечеринке они с Алексом целовались. (Конечно, мы не можем знать точно, чем обусловлена забывчивость Рози — Вытеснением или воздействием на мозг большого количества алкоголя. Но мы рассмотрим этот кадр, как если бы в нем работало именно Вытеснение, потому что при Вытеснении все происходит абсолютно так же).
Вытеснение — это самая первая защита, которая была идентифицирована Фрейдом, и которая лежит в основе всех видов аналитической терапии, а также многих методов, используемых аналитиками. Свободные ассоциации, метод активного воображения, работа со сновидениями — все это способы получить доступ к вытесненному материалу. Все защиты более высокого порядка хотя бы отчасти основываются на базовом процессе Вытеснения. Само Вытеснение также относится к зрелым защитам.
В Большой Советской Энциклопедии Вытеснение определяется, как «процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, влечения, переживания изгоняются из сознания в сферу бессознательного». То есть человек попросту не знает о некоторых вещах, которые происходят в его внутреннем мире или не помнит о каких-либо внешних событиях. Они вытесняются еще до того, как он успеет их осознать или почувствовать.
Вытеснение может охватывать опыт целиком, может касаться только эмоции, связанной с ним, или только конкретного желания или влечения. Вытеснение необходимо, когда человек (или ребенок) сталкивается с очень тяжелыми ситуациями. Приведу 2 примера из практики.
Первый — когда у девочки, ученицы 8 класса, вытеснилось воспоминание о групповом изнасиловании. Это вытеснение было необходимо, иначе у нее вся жизнь могла пойти наперекосяк, помни она об этом событии. Это точно отразилось бы на ее самооценке и отношениях со сверстниками, у нее могло появиться чувство стыда, страха и многие другие, которые часто бывают у жертв насилия. Она всего этого избежала только благодаря работе Вытеснения. Это позволило ей создать семью и родить ребенка. И только уже после замужества, это событие стало напоминать о себе недоверием, злостью и страхами по отношению к мужу. С этими чувствами она и пришла к психологу. Она вспомнила об изнасиловании только в процессе терапии, в возрасте 30 лет.
Сразу же отвечу на возможный вопрос: «А зачем вообще это вспоминать? Тем более, если это так ужасно». Фрейд писал о том, что весь вытесненный материал «продолжает влиять на поведение индивида и переживается им как тревоги, страхи и пр.». То есть всё, что когда-то было вытеснено, продолжает напоминать о себе через негативные чувства, болезни тела или повторение одних и тех же событий в жизни. Процесс, названный Фрейдом «возвратом вытесненного», необходим для того, чтобы вернуть из бессознательного части тяжелого опыта, прожить их и тем самым остановить влияние прошлого на настоящее и будущее. Именно этим и занимаются психологи и аналитики. В случае этой девушки осознавание прошлого события помогло ей избавиться от негативного отношения к мужу.
Второй пример работы механизма Вытеснения. Маленькая девочка (3-4 лет) во время прогулки увидела, как из окна дома выпал младенец. Она никак на это не отреагировала, и родители решили, что она ничего не видела. Девочка выросла, вышла замуж и родила ребенка. И сразу же после этого у нее начались сильнейшие страхи. Она боялась выходить с ребенком на балкон или подходить к окну, ей рисовались ужасные картины, что ее ребенок падает и разбивается. Вот так вытесненный материал дал о себе знать. Страхи прошли только тогда, когда в терапии девушка вспомнила этот случай и прожила свои чувства по этому поводу.
Этими примерами я хотела показать, что Вытеснение имеет адаптивную функцию и оно необходимо. И не только во время сильных травмирующих ситуаций, но и в повседневной жизни. Если бы мы постоянно осознавали все свои импульсы, чувства и внутренние конфликты, мы бы не смогли функционировать. То есть процесс вытеснения работает у всех и в любом возрасте, и это нормально. Проблемы возникают в двух случаях:
— когда Вытеснение не справляется со своей функцией — не может «убрать» в бессознательное тяжелые переживания. Например, эмоция или внутренний конфликт охватывают и не отпускают.
— или, когда Вытеснение начинает работать так, что исключает другие, более адаптивные способы справляться с действительностью. То есть старается вытеснить больше, чем необходимо, мешая человеку быть в контакте с реальностью, понимать свои импульсы и действовать согласно их сигналам. Такая работа Вытеснения тормозит психологическое развитие личности.
Человек не может контролировать механизм Вытеснения, все происходит бессознательно. Когда это касается целых ситуаций (как в приведенных мною примерах), мы мало что можем поделать, т.к. мы просто ничего не помним. Но если вытесняется только чувство, а воспоминание о ситуации остается, то здесь у нас есть возможность подумать и оценить, адекватны ли наши чувства ситуации? Пример, который я часто встречаю в практике — произошла какая-то ситуация, в которой логично чувствовать злость. А человек этой злости не чувствует. Приходит, рассказывает ситуацию, я спрашиваю о чувствах, а он говорит — удивление или еще какое-то нейтральное чувство. Ни злости, ни протеста, ни несогласия там нет.
Пример. Девушка была в гостях у подруги. Ей позвонил мужчина, с которым она встречалась, и пригласил ее приехать к нему. Ей не хотелось прерывать встречу с подругой, да и времени было уже много (7-8 вечера). Она выразила сомнение, но он настаивал. В итоге она согласилась, хотя ехать до него далеко и долго, на машине — примерно полтора часа. Когда она проехала ¾ пути, мужчина позвонил ей и сказал: «Я хочу спать, не приезжай». Она развернулась и поехала домой. Когда на сессии я спросила ее о чувствах по этому поводу, она с улыбкой сказала, что она удивилась.
В этом примере показано, как воспоминание о ситуации остается, а чувство вытесняется. При таком развитии событий невозможно не разозлиться, потому что нарушены договоренности, потому что она потратила время, прервала встречу с подругой, которая была для нее важна. Потому что мужчина вообще не позаботился о ней, а рассуждал исключительно из своих желаний. Если бы она почувствовала злость, то она смогла бы сделать выводы о том, чтобы впредь не менять свои планы, не подстраиваться под желания человека, который этого не ценит. Возможно, злость подтолкнула бы ее поговорить с этим мужчиной на эту тему или в принципе пересмотреть отношения. Злость нам нужна для того, чтобы мы могли позаботиться о себе и не терпеть ситуации, которые нам не нравятся.
В таких случаях мы можем критически оценить ситуацию, и подумать: «Действительно ли я не должна злиться? Действительно ли меня все устраивает в этой ситуации и нет ничего, что мне хотелось бы изменить? Может, здесь было бы логично разозлиться?» Так, через логику, мы можем попробовать получить доступ к вытесненным чувствам. Иногда это помогает. Человек, будто бы получив разрешение испытывать злость, говорит: «И правда, у меня была мысль в тот момент, что мне это всё не нравится, и это неправильно и нечестно по отношению ко мне. Но почему-то эта мысль промелькнула и быстро забылась».
Кадр 3. Подавление
Какие чувства скрывает: в данном примере — разочарование, горечь, опустошенность, отверженность, чувство своей неполноценности, ненужность.
Механизм действия: блокирование нежелательных чувств, мыслей, желаний, не позволение им быть выраженными, озвученными.
Цель (для чего используется): сохранить позитивный образ себя, избежать переживаний, избежать конфликта или непонимания со стороны других людей, избежать нежелательной реакции других людей, быть хорошим, удобным, правильным в глазах других.
Мы опять возвращаемся к ситуации, рассмотренной в 1 кадре — диалог Алекса и Рози утром после вечеринки. На примере этой ситуации мы рассмотрим психологическую защиту Подавление, которая, как и Вытеснение, относится к защитам высшего порядка.
— Ничего не было, Алекс, слышишь? Никому не говори!
— Ладно.
В тот момент, когда Рози говорит: «Я хочу все забыть», по выражению лица Алекса мы можем догадаться, о чем он думает. Ведь он не был так пьян, как Рози, и, конечно, помнит о поцелуе. В конце фильма он об этом скажет.
Для Алекса на вечеринке отношения с Рози перешли на новый уровень, в новый статус — с уровня друзей на уровень пары. И утром, придя к Рози, он не понимает, как ему себя вести. Оставаться на старом уровне, или уже можно переходить на новый? Можно ли опираться на то, что произошло вчера? Действительно ли она к этому готова (к другому статусу их отношений) или с ее стороны это была случайность, обусловленная воздействием алкоголя? На все эти вопросы у него нет ответа. И в этот момент Рози говорит: «Давай все забудем». Мы видим реакцию Алекса — он расстроен, разочарован, может даже обижен. Скорее всего он почувствовал себя недостаточно хорошим для нее, раз она хочет все поскорее забыть. Мы видим, как меняется его настроение, выражение лица.
В этот момент Алекс чувствует много чувств, но он не говорит о них. Он справляется с ними через Подавление. Не говорит о них, не дает им выхода, оставляет свои переживания внутри себя. В этом же кадре он применяет еще одну психологическую защиту, которую мы рассмотрим позже.
Весь этот процесс происходит автоматически, Алекс не останавливается в этом моменте и не задумывается: «Стоит ли мне сейчас сделать вид, будто все хорошо, и я не чувствую сейчас этих чувств? Или всё-таки их озвучить?» Такого выбора нет, решение принимается автоматически и моментально. Подавленные чувства, могут не чувствоваться, но они остаются глубоко внутри, и рано или поздно обязательно напомнят о себе.
«Большая энциклопедия по психиатрии» дает, на мой взгляд, самое точное определение Подавлению — «это сознательное предотвращение появления импульсов, мыслей и желаний, которые воспринимаются индивидом как неприемлемые».
А «Критический словарь психоанализа» поясняет разницу между Подавлением и Вытеснением: «Подавление — это сознательное произвольное торможение деятельности, в отличие от вытеснения, которое является бессознательно»
Подавление и Вытеснение тесно связаны. Настолько, что некоторые школы их не разделяют, считая одним и тем же механизмом. Но разница все-таки есть — при Подавлении человек осознает то, что с ним происходит и сознательно не вступает в контакт с чувствами — не хочет их показывать или говорить о них. А при Вытеснении человек даже не успевает ничего осознать, чувства или опыт сразу же забываются, будто их не было. На примере Кадра 1 мы видим обе эти защиты: у Рози — Вытеснение, а у Алекса — Подавление. Если бы Рози помнила о поцелуе, и испытывала чувства по этому поводу (например, растерянность, волнение или другие), но не показала бы их, то это тоже было бы Подавление.
Еще один пример Подавления из практики. Клиентка, женщина 40+ лет, назовем ее Оксаной, обратилась по поводу подавленного настроения, апатии, отсутствия интереса к чему бы то ни было. В жизни все было хорошо — семья, любящий и заботливый муж, дети, достаток, хорошие отношения с близкими, любимая работа. Никакой объективной причины для апатии не наблюдалось. А ей становилось все тяжелее. Мы тщательно исследовали все аспекты ее жизни, чтобы понять, что произошло. Наконец, Она рассказала, что она второй раз замужем. С первым мужем были очень теплые, любящие отношения, но неожиданно случилась беда — его убили. Оксана осталась одна с маленьким ребенком. Эта потеря была настолько тяжелой, что она боялась за свое психическое здоровье. Поэтому запретила себе думать о прошлой жизни. Достаточно быстро она познакомилась со своим нынешним мужем и переключилась на новые отношения. Почти 10 лет все было хорошо. Но потом непрожитое горе, неотгорёванная потеря начала вторгаться в ее спокойную и налаженную жизнь. В терапии Оксана смогла прожить те чувства, которые подавила после смерти мужа — боль, злость, отчаяние, беспомощность и др. На это ушло несколько месяцев. После этого к ней стала возвращаться активность жизнерадостность и жизнелюбие.
Этот пример также иллюстрирует, что подавленные чувства дают о себе знать, стремятся быть осознанными. А если человек и дальше продолжает их подавлять, то они начинают вторгаться в настоящий момент.
Вернемся к ситуации с Алексом. Человек, не использующий в таких ситуациях Подавление, мог бы осознавать свои чувства и говорить о них. И тогда, на месте Алекса, он мог бы поделиться ими с Рози и прояснить ситуацию для себя. Например, сказав: «Рози, ты помнишь, что вчера мы с тобой поцеловались? Что ты об этом думаешь? Как ты к этому относишься? Было ли это для тебя случайно или ты готова быть моей девушкой? Для меня это очень важно. И мне бы хотелось быть для тебя не просто другом. И если ты думаешь так же, я буду рад».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Я боюсь… Психологические защиты в отношениях» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других