В книге "Я боюсь… психологические защиты в отношениях" автор, кандидат психологических наук Светлана Крючкова, исследует, как работают психологические защиты в повседневной жизни и как они влияют на отношения между людьми. На примере фильма "С любовью, Рози" автор показывает, как защиты могут мешать искренности, контакту и вносить разлад в отношения, заставляя людей испытывать негативные чувства. Это книга для тех, кто хочет лучше понять себя и своих близких, научиться распознавать психологические защиты и выбирать более конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Я боюсь… Психологические защиты в отношениях» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
Глава 3
Кадр 4. Проекция
Какие чувства скрывает: уязвимость, страх, неготовность признать себя «неправильным», плохим, разрушительным. Защищает от осознавания своей деструктивности, своих негативных или разрушительных чувств или намерений.
Механизм действия: перенаправление своих неосознаваемых негативных чувств, импульсов, убеждений, намерений и стратегий на другого человека, приписывание их ему, уверенность в том, что он так думает, чувствует, планирует и т.д. Относится к первичным защитным механизмам.
Цель (для чего используется): для того, чтобы избежать встречи с негативными или нежелательными аспектами себя, сохранить свой позитивный образ себя, не признавать своих негативных или деструктивных чувств, убеждений или стратегий. Используется при неготовности брать на себя ответственность за неудачи в жизни или в отношениях.
В этом кадре мы видим еще один диалог Рози и Алекса.
Алекс: «Как мне соблазнить девушку, которая слишком крута для меня?»
Рози: «Оставайся спокойным. Веди себя так, будто она тебя не интересует».
На самом деле по фильму мы видим, что это стратегия Рози — делать вид, будто она равнодушна к Алексу, будто он для нее просто друг и ее совсем не задевают и не расстраивают его отношения с другими девушками. Рози проецирует на Бетани свою стратегию поведения в отношениях, которую она не осознает. Пока еще она не готова признать свое притворство и показное равнодушие, поэтому все это (как желаемая модель поведения) приписывается другим людям. Рози эту стратегию не осмысливает, она следует ей автоматически, не задумываясь. Если ее об этом спросить, вероятнее всего, она найдет логическое объяснение этой стратегии. Так работает наша психика — сначала мы автоматически делаем какие-то действия, потом находим объяснение, почему это правильно. Так же и с защитными механизмами — психика находит логическое обоснование их работе, чтобы они не осознавались как защиты, а выглядели нормальным логичным и правильным поведением. Также и Рози. Она не анализирует, насколько такое поведение способствует развитию отношений с Алексом, а просто действует бессознательно согласно этой стратегии. А так как стратегия не осознается, то она проецируется на других, то есть считается правильной и рабочей для всех людей. Это не совсем типичный пример проекции, тем не менее, хорошо иллюстрирующий этот механизм.
В «Кратком толковом психолого-психиатрическом словаре» Проекция определяется как «классическая форма защиты, состоящая в приписывании другому или другим своих собственных ощущений, эмоций, мыслей, проблем». То есть то, что человек в себе не осознает, не видит или не понимает, видится в другом человеке. В данном примере Рози советует Алексу то, что делает сама, и считает, что это единственно верная стратегия для любой девушки. Фрейд в 1896 году в статье «О защитных нейропсихозах» писал, что использование Проекции позволяет человеку не осознавать различные нежелательные явления в самом себе.
Мы можем говорить о проекции, если:
• человек считает, что есть люди, которые ему завидуют. На самом деле сам этот человек с большой долей вероятности кому-то завидует.
• женщина познакомилась с мужчиной и переживает, что он что-то от нее скрывает. С большой долей вероятности сама эта женщина до конца не честна с этим мужчиной.
Механизм Проекции не осознается, он находится глубоко в бессознательном. И любая попытка показать человеку его проекцию может быть встречена агрессией, человек может начать активно защищаться от осознавания своих проекций. Потому что непросто (а иногда невозможно) интегрировать в сознание (принять, осознать) то, что психика так тщательно скрывает.
Суть Проекции очень хорошо выражена в известной фразе «Не суди по себе». Это действительно точная фраза, так как мы проецируем на людей свои травмы, комплексы, нежелательные чувства и поведение.
Этот механизм может быть сложным для понимания, поэтому приведу несколько примеров.
Пример 1.
Клиентка — женщина в возрасте около 50 лет. Не так давно ее взрослая дочь начала жить отдельно, переехала в соседний город. После переезда дочери женщина осталась одна, других детей и мужа у нее нет. Пару раз в месяц она приезжает в гости к дочери на несколько дней. Когда приходит время уезжать, она начинает скучать по дочери. Ей кажется, что она должна остаться, потому что дочь в ней нуждается. В такие моменты она говорит дочери: «Может мне уехать попозже? Тебе тут, наверное, плохо одной? Я чувствую, что я тебе нужна». Обычно дочь отвечала: «Как хочешь, мне все равно». А клиентка думала, что дочка просто стесняется попросить ее остаться. Но в какой-то момент дочь ответила: «Мам, мне без тебя нормально, что ты придумываешь?», а следующий раз сказала прямо: «Мама, ты загостилась, тебе пора домой». В этом примере женщина проецировала свою тоску на дочь, ей казалось, что это дочери плохо без нее. На самом деле, это было тоска и чувство одиночества этой женщины, и её потребность быть рядом с дочерью. И все эти чувства проецировались на дочь, приписывались ей.
Пример 2.
Женщину уволили с работы. Ее подруга, узнав об этом, начинает ее успокаивать: «Я представляю, как тебе тяжело. Потерять работу — это ужасно. Наверное, ты находишься в постоянной тревоге?» На что женщина отвечает подруге: «Да нет, с чего ты взяла? Все хорошо. Я, наоборот, рада. Сейчас я немного отдохну, а потом буду искать работу. И я уверена, что найду ее очень быстро, у меня востребованная специальность». В этом примере подруга проецирует на женщину свои страхи, которые у нее есть по поводу работы — страх быть уволенной, страх остаться без работы или не найти ее. Она думает, что женщине так же тревожно, как было бы тревожно ей, если бы с ней случилось то же самое.
Пример 3.
Мужчина, примерно 35 лет. Ему очень нравится подруга его жены. Однажды подруга жены пришла в гости, и рассказывала про своего нового соседа, с которым она начала по-дружески общаться. Она рассказывала, как они иногда ходят друг другу в гости, и подолгу разговаривают. Мужчина на это сказал: «Нет, это точно не дружеское общение. У него к тебе совсем другие чувства и другой интерес. Он явно хочет, чтобы вы встречались, и рассчитывает на что-то большее». Для подруги жены это было очень удивительно, потому что она точно знала, что это действительно дружеское общение. У нее был достаточно большой опыт отношений с мужчинами, и она безошибочно могла увидеть мужской интерес в свой адрес. И, как выяснилось потом, это действительно были просто дружеские отношения. А тот мужчина, говоря это, проецировал свои чувства на другого мужчину, и поэтому был уверен в том, что тот мужчина влюблен, и что у него далеко идущие планы на счет той женщины.
На других людей могут проецироваться не только чувства, но и отношения с какими-то значимыми фигурами из детства. Например, на психолога в длительной терапии может проецироваться страх отвержения, осуждения. У клиента может появляться мысль, что психолог осудит, отвергнет или разочаруется. Некоторые клиенты говорят: «Я боюсь, что вы откажетесь со мной работать». Все эти страхи основаны на том, что уже когда-то было в жизни.
В отношениях происходит то же самое. Приведу пример. Мужчина 40 с лишним лет, женился второй раз. Оба, и мужчина, и его жена зарабатывают достаточно хорошо. Мужчина решил купить себе новый дорогой телефон. Он сделал это в тайне от жены. Через несколько месяцев она случайно об этом узнала, и очень удивилась. Спросила, почему он не сказал. Он ответил: «Если бы я тебе сказал, то тебе было бы обидно, что я трачу на себя столько денег, ты бы злилась, была бы ссора». Для нее это было очень странно, потому что она отнеслась абсолютно спокойно к этой покупке. И в принципе она считала, что это его деньги и он может их тратить туда, куда сочтет нужным. В этом примере мужчина проецировал на вторую жену поведение, которое было свойственно его первой жене. Он основывался на опыте жизни с первой женой, которая устраивала ему скандалы, когда он покупал себе дорогую одежду или что-то еще. И он ожидал от второй жены таких же чувств и таких же реакций.
Чаще всего именно работа механизма проекции заставляет нас ожидать чего-либо негативного от других людей.
Кадр 5. Интроекция
Какие чувства скрывает: отсутствие своих убеждений, непонимание себя и своего внутреннего мира, желание нравится значимому человеку, желание быть хорошим для него.
Механизм действия: Бессознательное присвоение взглядов, убеждений или поведения другого человека. Относится к первичным защитным механизмам.
Цель (для чего используется): чтобы быть хорошим для другого человека, чтобы сохранить отношения, чтобы быть ближе к значимому человеку или быть на него похожим. Используется при плохом понимании своих убеждений, взглядов, приоритетов и ценностей.
В этом кадре Алекс разговаривает с Бетани, он приглашает ее на выпускной. Перед этом у Алекса и Рози случился диалог, который и повлиял на решение Алекса пригласить Бетани.
За несколько минут до этого Алекс попросил Рози научить его, как соблазнить девушку, которая слишком крута для него. И Рози ответила: «Будь спокоен, веди себя так, будто она тебя не интересует». Рози ответила так, потому что она сама так себя ведет, это ее стратегия поведения с человеком, который ей нравится (с Алексом).
Алекс, получив от Рози такую инструкцию, сразу начинает ей следовать, не осмысливая ее критически и не задумываясь, к чему она может привести. То есть, Алекс интроецирует (принимает, делает своей) стратегию поведения Рози, и начинает вести себя в соответствии с этой стратегией. Интроекция не доходит до его осознания, все происходит бессознательно, автоматически.
Интроекция, также как и проекция, основывается на отсутствии границ (или на очень тонких и проницаемых границах) между собой и другими. Когда сложно разобраться, где свои убеждения или ценности, а где — другого человека, где действия выстраиваются на основе своих потребностей, а где — на основе желаний или потребностей других людей.
В «Большом психологический словаре» Интроекция определяется как «присвоение человеком внешних норм, правил, установок, способов мышления, стандартов, при котором не происходит их подлинного осознания и принятия, они не становятся его собственными, не «перевариваются» им. При Интроекции человек не прилагает усилий, чтобы определить свои желания и потребности, он скорее пассивно воспринимает то, что предлагает ему среда». Таким образом, Интроекция заключается в присвоении чужих черт характера или установок так, что начинает казаться, что они являются своими собственными. Это может касаться как положительно, так и отрицательно оцениваемых качеств.
Интроекция является закономерной ступенью развития ребенка. Ребенок учится ориентироваться в этом мире, интроецируя качества, реакции и модели поведения родителей. Только ближе к подростковому возрасту у ребенка появляется возможность пересмотреть перенятые у родителей взгляды и способы действий, и постепенно начать следовать согласно своим убеждениям и приоритетам.
Примеры интроекции часто можно наблюдать в самом начале любовных отношений. Когда партнер кажется самым хорошим и подходящим человеком на свете. В этот период некоторые его привычки, взгляды, модели поведения бессознательно интроецируются и становятся своими. Рассмотрим пример женщины, которая стала встречаться с мужчиной. Он ей очень нравится, и она начинает делать то, чего никогда не делала. Например, она ходит на хоккей, готовит ему ужины (а раньше ненавидела готовить). То есть она интроецировала некоторые из его взглядов и предпочтений. Важно то, что в этот период она действительно думает, что хоккей — это очень интересно, а приготовление ужина — вовсе не скучно и утомительно, а приятно и увлекательно. То есть, она не различает, где ее предпочтения, а где — его. В этом и есть суть интроекции — чужое не воспринимается, как чужое, а считается своим. Если бы эта женщина, делая те же действия (идя на хоккей и готовя еду), думала что-то вроде: «Не нравится мне этот хоккей и эта кулинария, но ладно уж, ради него я готова на это», то тогда мы не говорили бы об интроекции. Это был бы сознательный выбор сделать приятное другому человеку. В этом случае она анализирует, рефлексирует на тему своих предпочтений и приоритетов. А в случае интроекции этого нет. Взгляды или убеждения другого человека интроецируются бессознательно, без осмысления или критического анализа, и становятся своими.
Вернемся к кадру из фильма. Если бы у Алекса не сработал механизм интроекции, то он подумал бы над словами Рози. Поразмышлял, к чему может привести такая модель поведения, и действительно ли таким способом можно строить отношения. Как в этом случае Рози поймет, что она для Алекса больше, чем друг, если он своими действиями будет показывать, что она его не интересует? Эта стратегия логично привела к тому, что Рози не открывалась Алексу, не посвящала его в свои проблемы, не была с ним искренней, не показывала свои чувства, думая, что она для него только друг, и ему важнее Бетани или Салли.
Кадр 6. Всемогущий контроль
Какие чувства скрывает: в данном примере — страх потери контроля, страх, что с дочерью случится что-то плохое.
Механизм действия: все происходящее с другими людьми оценивается применительно к себе и базируется на своей точке зрения, своей выгоде (часто эмоциональной). Чувства и интересы другого человека часто не берутся в расчет. Относится к первичным механизмам психологической защиты.
Цель (для чего используется): для предотвращения неприятностей или опасностей (по мнению того, кто использует эту защиту), для поддержания включенности в жизнь другого человека, для сохранения чувства нужности, значимости.
В этом кадре Рози сообщает родителям о своем решении уехать учиться в Бостон. Маму это решение пугает.
Мама: Кто будет тебе стирать? Что ты будешь есть? Это так далеко!
В этом кадре показана психологическая защита Всемогущий контроль, присущая многим современным родителям, и вообще достаточно типичная для нашей культуры. Проявление этой защиты можно встретить и в детско-родительских отношениях (особенно когда подросток или юноша начинает проявлять самостоятельность), и в партнерских. Также Всемогущий контроль является одним из признаков созависимых отношений. Людям, часто использующим эту защиту, свойственны такие убеждения, как: «Лучше меня никто не сделает», «Он (она, они) без меня не справятся», «Хочешь сделать качественно — сделай сам», «Я знаю, как надо» и др. Такие люди уверены, что знают, как другим будет лучше, и что им нужно сделать. Они охотно раздают советы, даже тогда, когда их не спрашивают. У них есть потребность знать, что происходит в жизни их близких. У жен, чьи мужья химически зависимы (алкоголики, наркоманы), эта защита проявляется особенно ярко. Они так и говорят: «Без меня он погибнет». В этом проявляется их вера в свое всемогущество. Хотя, как показывает практика (многолетний опыт программы 12 шагов и клинический опыт работы с алко — и наркозависимыми), без такой жены (или мамы) зависимый не только не погибает, но и, наоборот, начинает выздоравливать.
В «Словаре дифференциальной психологии» реактивное образование определяется как «психологическая защита, основанная на убежденности в возможности контролировать все происходящее». Реактивное образование относится к первичным механизмам психологической защиты.
Всемогущий контроль — это защитный процесс, при котором происходит избегание тревоги путем контроля над обстоятельствами и другими людьми. Эта защита основывается на фантазии, что человек может быть как причиной несчастий другого («Это все из-за меня»), так и средством достижения другим человеком успеха, счастья или комфорта («Я знаю, как для него будет лучше», «Без меня он не сможет»).
Фрейд называл проявления этой защиты частью первичного нарциссизма. Первичный нарциссизм основан на представлении о том, что «все вертится вокруг меня». То есть, «я могу контролировать и управлять тем, что происходит вокруг, а значит, я являюсь причиной и позитивных, и негативных событий, которые происходят с близкими». Мы все проходим через этот этап в младенчестве, но некоторые на нем остаются.
За всемогущим контролем скрывается тревога, негативное мышление и очень много страхов. Большинство страхов касаются смерти — своей или близких. У некоторых родителей страх за ребенка появляется вместе с ребенком, и тревожная мама может опасаться всего — неправильного питания, больных детей рядом, прогулок около дома и многих других опасностей, которые, как ей кажется, подстерегают ее ребенка на каждом шагу. Тревога и страхи за ребенка настолько сильны, что такая мама может опасаться даже на минуту оставить ребенка одного, постоянно контролирует, где он находится и что делает. Если ребенок не ответит на звонок, то мама начнет представлять ужасные картины ситуаций, которые могли случиться с ее ребенком. И как защита от неопределенности и непредсказуемости бессознательно используется Всемогущий контроль.
Приведу пример, в котором Всемогущий контроль проявлен особенно ярко, даже преувеличенно. Женщина 40 лет на сессии рассказывала, что неподалеку от ее дома сгорело небольшое деревянное здание, которое уже давно пустовало. Она считала, что оно сгорело по ее вине, потому что часто, проходя мимо него, она думала, что оно тут мешает и портит весь вид. И вот когда оно сгорело, она решила, что ее негативные мысли об этом здании «навлекли на него пожар». То есть она верила, что она действительно может влиять (а значит, контролировать) на появление или разрушение построек.
Вернемся к кадру из фильма. Вероятнее всего, мама чувствует тревогу за дочь. Уход взрослого ребенка из семьи, начало отдельного проживания — все это непросто для родителей. Непросто принять, что ребенок уже вырос, и отпустить его во взрослую жизнь. Это процесс сепарации, который проживает не только ребенок, но и родитель. И, конечно, на пути сепарации есть тревога. Когда родитель волнуется, справится ли ребенок, достаточно ли он взрослый, чтобы начать опираться на себя. Родителю требуется время, чтобы начать относиться к ребенку, как ко взрослому человеку, к отдельной личности со своими желаниями, предпочтениями и привычками. В этом примере мама Рози если не привыкла к мысли, что ее дочь сможет прожить и без нее. Ей пока еще сложно это принять, пока еще она видит себя важной и даже необходимой частью жизни Рози.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Я боюсь… Психологические защиты в отношениях» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других