Сборник учебно-методической документации по магистерской программе «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций» по направлению «Документоведение и архивоведение». Часть II. Вариативная часть программы. – М.: Издательство «ТЕРМИКА», 2015. – 448 с. Сборник учебно-методической документации включает материалы первой, открытой в России, магистерской программы по направлению «Документоведение и архивоведение». Сборник материалов магистерской программы (Ч. I – программы базовой части ОП, а также практик и НИР магистранта; Ч. II – программы вариативной части) представляет совокупный труд профессорско-преподавательского коллектива Историко-архивного института РГГУ, показывает основные направления развития научной мысли в области управления документальным наследием. Материалы сборника также имеют прикладной характер, показывая способы и формы образования профессионалов в области работы с современной документацией и историческими источниками различного происхождения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник учебно-методической документации по магистерской программе «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций» по направлению «Документоведение и архивоведение». Часть II. Вариативная часть программы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Современная модернизация России и исторические исследования
Д-р. ист. наук, профессор, чл. — корр. РАН В.П. Козлов
Пояснительная записка
Содержание дисциплины охватывает вопросы, относящиеся к использованию в современных российских условиях накопленного и получению нового исторического знания, его трансляции, а также имеющиеся в настоящее время проблемные области в изучении актуальных вопросов истории России.
Предмет курса — современные актуальные исторические исследования и документальные публикации, материалы дискуссий, научных конференций.
Цель курса — изучить современную проблематику, методологии, основные результаты исследований российской истории в России и за рубежом, выявить основные мотивы актуализации исторической проблематики в изменяющейся России, складывающуюся в ней новую систему организации исторических исследований и подготовить специалиста, способного свободно ориентироваться в тенденциях, направлениях, результатах современной историографии и использовать полученные знания в управлении документацией и документальным наследием.
Задачи курса:
— сформировать у магистрантов знания, которые обеспечат их свободную ориентацию в современных исторических исследованиях;
— изучить основные проблемы современной историографии истории России;
— рассмотреть воздействие различных факторов на формирование проблематики и концептуальную заданность современных исторических исследований;
— раскрыть взаимосвязь и показать взаимодействие управления документацией и документальным наследием с прошлой, современной и будущей проблематикой исторических исследований;
— охарактеризовать современную систему организации исторических исследований в России и за рубежом, выявить тенденции ее развития и определить направления и формы ее взаимодействия с институциями, управляющими документацией и документальным наследием.
Место дисциплины в структуре ОП. Курс «Современная модернизация России и исторические исследования» относится к вариативной части общенаучного цикла и изучается во 2-м семестре первого курса магистерской программы «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций». Он конкретизирует и дополняет учебные дисциплины основной образовательной программы «Управление документацией и документальным наследием в России в условиях модернизаций», в том числе дисциплины по выбору: Документальное наследие досоветской истории: проблемы, направления и формы научно-образовательного освоения — 2 курс, 1 семестр; Документальное наследие советской истории: проблемы, направления и формы научно-образовательного освоения — 2 курс, 1 семестр; Документальные публикации по политической истории России — СССР — 2 курс, 1 семестр; Документальные публикации в электронном формате — 2 курс, 1 семестр; Правовые основы управления документацией и архивами в России и за рубежом — 2 курс, 1 семестр; Использование документального наследия России — Российской Федерации в условиях модернизаций — 2 курс, 1 семестр.
Компетенции магистранта, формируемые в результате освоения курса:
— ОК-1 «Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу»;
— ОПК-7 «Способность анализировать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, использовать их при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы»;
— ОПК-8 «Готовность самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки»;
— ОПК-9 «Обладание навыками поиска источников и литературы, использования правовых баз данных, составления библиографических и архивных обзоров»;
— ПК-1 «Владение профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивоведения»;
— ПК-2 «Понимание сущности процессов, происходящих в области документоведения и архивоведения»;
— ПК-5 «Умение выявлять тенденции развития информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела»;
— ПК-6 «Владение навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы»;
— ПК-7 «Способность выявлять и отбирать документы для разных типов и видов публикаций».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать:
— возмущающие силы современных исторических исследований (ПК-2);
— основные историографические явления современности (ПК-2);
— основные программы и проекты исторических исследований в России, в том числе имеющие трансграничный характер (ПК-1);
— государственные и негосударственные структуры, ведущие исторические исследования по истории России в нашей стране и за рубежом (ПК-1, ПК-2);
— формы и способы реализации и продвижения актуальных исторических исследований (ПК-1, ПК-2);
уметь:
— использовать знание современных тенденций развития исторических исследований при выработке стратегии и тактики управления документацией и документальным наследием (ОПК-7);
— разрабатывать совместно актуальные проблемы управления документацией и документальным наследием, а также проекты по освоению документального наследия и принимать участие в их реализации (ПК-2);
— свободно ориентироваться в современной историографии, имеющей отношение к непосредственной сфере ее ответственности в управлении документацией и документальным наследием (ОПК-9);
— оценивать современные исторические исследования с позиций общепринятых методов использования в них документальных исторических источников (ПК-5);
владеть:
— основами выбранной методологии познания прошлого (ПК-1, ПК-2);
— методами и приемами современных исторических исследований, прежде всего в работе с документальными историческими источниками (ПК-6);
— современными системами поиска библиографической информации об исторических исследованиях (ПК-7);
— общепринятыми этическими нормами использования в исторических исследованиях документальных исторических источников (ОПК-8).
Особенность и новизна курса заключаются в том, что в нем на основе анализа современной исторической литературы и личного опыта автора предложена классификация основных мотивов возникновения и реализации в последние два десятилетия важнейших научно-исследовательских проектов в области изучения истории. Тем самым курс дает возможность сформировать у магистрантов способность разбираться в тенденциях современной историографии, что имеет важное значение для управления документацией и документальным наследием.
Структура (тематический план) дисциплины
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Программа предусматривает лекционные (6 часов) занятия, семинары (12 часов), самостоятельную работу магистрантов (54 часа).
Содержание дисциплины
Введение. Актуальность курса. Общая характеристика курса. Связь курса с базовой и вариативными частями магистерской программы. Литература и источники курса.
История как познаваемое и мифическое прошлое.
Понятия «прошлое», «история», «исторический миф», «историческая реальность», «фальсификация истории», «фальсификация исторического источника». Типология фальсификаций и мифологизаций истории. Методологии исторического познания. Принципы исторического исследования. Исторический источник как основа исторического исследования.
Возмущающие силы современных исторических исследований.
Понятие «актуальности» в науке и в исторических исследованиях. Причины «забывания» прошлого. Воздействие общества на проблематику исторических исследований. Личность историка и ее роль в формировании проблематики исторических исследований. Политизация прошлого как фактор актуализации проблематики исторических исследований. Фальсификации истории и их влияние на изучение исторических проблем. Саморазвитие исторической науки как фактор, обеспечивающий ее выход за традиционный круг исторических исследований. Источниковая база и исторические исследования: взаимовлияния в формировании исследовательской проблематики.
Современная историография: тенденции на западном, постсоветском и российском пространствах.
Территориальная, хронологическая и тематическая проблемность современных исторических исследований. Теория «расстройства исторической идентичности» П. Нора. Концепции государственных, национальных, культурных идентичностей. Основные методологические установки современных исторических исследований в России. Новое проблемное, концептуальное и конкретное знание об истории России до 1917 г. в современных исследованиях с акцентом на исследования истории реформизма в России. Новое проблемное, концептуальное и конкретное знание о советской истории в современных исторических исследованиях и роль в его получении документального наследия советской истории.
Организация исторических исследований в России и за рубежом.
Историческая наука в РАН и других государственных академиях. Вузовская историческая наука. Исторические исследования в негосударственных организациях. Исследователи-энтузиасты. Исторические журналы в современной России. Зарубежные центры исторических исследований. Роль архивных учреждений, государственных и негосударственных научных и других фондов, издательств в современных исторических исследованиях. Внутрироссийские и международные проекты и программы исторических исследований. Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России при Президенте Российской Федерации и ее роль в актуализации исторических исследований.
Образовательные технологии
При реализации программы дисциплины «Современная модернизация России и исторические исследования» используются лекционные и семинарские занятия, написание магистрантами проблемных рефератов, обзоров литературы по избранной теме.
Самостоятельная работа студентов предполагает работу под руководством преподавателя (консультации) в библиотеках, архивах и в поисковых системах Интернета.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистрантов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации по итогам освоения включают контрольные задания и вопросы, тематику курсовых работ, рефератов, докладов.
Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы к зачету
1. История как познаваемое прошлое.
2. Современная историография: тенденции на западноевропейском пространстве.
3. Современная историография: тенденции в современной России.
4. Возмущающие силы исторических исследований.
5. Организация исторических исследований за рубежом.
6. Организация исторических исследований в современной России.
7. Сталинизм и фашизм в современной историографии России.
8. Современная историография катынской трагедии.
9. Современная российская историография коллективизации в СССР.
10. Современная историография человеческих потерь в годы Великой Отечественной войны.
11. Современная историография сталинских модернизаций.
12. «Атомный проект» СССР в современной российской историографии.
13. Исследования «повседневности» в современной российской историографии.
14. Иван Грозный в современной российской историографии.
15. Реформы Екатерины II в современной российской историографии.
Тематика рефератов и докладов
1. Исторические журналы в современной России.
2. «Голодомор» в российских СМИ.
3. Сталинизм и фашизм в современной историографии России.
4. СМИ о создании и деятельности Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
5. В.П. Данилов о «четвертой Крестьянской войне» в России.
6. Историки о «новой хронологии» А.Т. Фоменко и его последователей.
7. Исторические исследования в Российском фонде гуманитарных исследований.
8. Реферат статьи Ж.Т. Тощенко «Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния».
9. Современные документальные публикации о голоде в СССР в конце 20-х — начале 30-х годов ХХ в.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Список источников и литературы Источники
Основные
Указ Президента Российской Федерации от 15.05.2009 № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» // http://archive.kremlin.ru.
Дополнительные
Красильникова Т. Что удалось сделать Комиссии по фальсификации истории // Труд. — 2010. № 84, 14 мая.
Литература
Основная научная
1. Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное // Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Тт. 1–3. — М., 1986.
2. Гуревич А.Я. Исторический синтез и «Школа Анналов». — М., Индрик, 1993. — 327 с.
3. Российская повседневность 1921–1941 гг.: Новые подходы: Доклады, сделанные на международной междисциплинарной конференции 16–19 августа 1994 г. / сост. А.И. Муравьев, Б.А. Старков. — СПб., УЭИФ, 1995.
4. Шнирельман В.А. Ценность прошлого: Этноцентрические исторические мифы, идентичность и этнополитика; под ред. М. Олкот и А. Малашенко // Реальность этнических мифов. — М.: Московский Центр Карнеги, 2000. — С. 1237.
5. Андреев А.Ю., Бородкин Л.И., Левандовский М.И. История и хаос: Новые подходы в синергетике / А.Ю. Андреев, Л.И. Бородкин, М.И. Левандовский // Сравнительное изучение цивилизаций мира. — М., 2000.
6. Сахаров А.Н. О новых подходах в российской исторической науке. 1990-е годы // История и историки: Историографический вестник: 2002. — М., 2002.
7. Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. — 2004. — № 4.
8. Смирнов В.П. О достоверности исторического знания // Новая и новейшая история. — 2010. — № 3. С. 179–186.
9. Репина Л.П. Историческая наука сегодня: Теория, методы, перспективы. — М., Издательская группа URSS, 2011. — 608 с.
Дополнительная научная
1. Карнаухов Д.В. Исторический миф как методологическая категория (к постановке вопроса) // История и культура Сибири в исследовательском и образовательном пространстве. — Новосибирск, 2004. С. 73–81.
2. Фальсификации источников и национальные истории: Материалы круглого стола Программы «Актуальное прошлое: наука и общество». — М.: ИВ РАН, 2007.
3. История, историки и власть: Материалы к дискуссии на Международном «круглом столе» 2 февраля 2010 г. — М., ИВ РАН, 2010. — 150 с.
Справочные и информационные издания
1. Чернобаев А. А. Историки России ХХ века: Биобиблиографический словарь. Т. 1: А-Н. — Саратов, СГСЭУ, 2005. — 607 с.; т. 2: М-Я. — Саратов, СГСЭУ, 2005. — 606 с.
2. Летопись архивного дела в Российской Федерации. 19912004 гг. — М.: ИПО «У Никитских ворот», 2007. — 367 с.
3. Архивы России в зеркале СМИ (1987–2002 гг.): Библиографический указатель. — Вып. 1: 1987–1994. — М., 2006. — 310 с.; Вып. 2: 1995–2002. — М., 2008. — 458 с.
Интернет-ресурсы
Актуальная история: Научно-публицистический журнал: htth://actualhistory.ru.
План семинарских занятий
Цель и задачи семинарских занятий направлены на углубленное изучение проблем курса, основанное на привлечении магистрантами источников по теме; формирование у слушателей навыков ведения дискуссий по актуальным проблемам современных актуальных исторических исследований.
В ходе семинарских занятий у магистрантов формируются следующие компетенции:
— ОК-1 «Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу»;
— ОК-2 «Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения»;
— ОК-3 «Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала»;
— ОПК-1 «Готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач профессиональной деятельности»;
— ОПК-3 «Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности»;
— ОПК-4 «Способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения»;
— ОПК-7 «Способность анализировать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, использовать их при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы»;
— ОПК-8 «Готовность самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки»;
— ОПК-9 «Владение навыками поиска источников и литературы, использования правовых баз данных, составления библиографических и архивных обзоров»;
— ПК-1 «Владение профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивоведения»;
— ПК-2 «Понимание сущности процессов, происходящих в области документоведения и архивоведения»;
— ПК-5 «Умение выявлять тенденции развития информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела»;
— ПК-6 «Владение навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы»;
— ПК-7 «Способность выявлять и отбирать документы для разных типов и видов публикаций»;
— ПК-8 «Способность анализировать ценность документов с целью их хранения»;
— ПК-9 «Способность и готовность вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций»;
— ПК-12 «Владение технологиями реставрации и консервации документов».
Выбор тем семинарских занятий обусловлен в первую очередь общим содержанием курса и нацелен на углубленное изучение отдельных его разделов, а также на выявление новых актуальных проблем исторических исследований как в России, так и за рубежом и постановку их на обсуждение в качестве дискуссионных вопросов.
Формы проведения семинарских занятий предполагаются следующие:
— обсуждение докладов и рефератов, подготовленных магистрантами самостоятельно или в рамках временных творческих групп;
— «круглые столы» с блиц-обсуждением определенного круга проблем;
— моделирование ситуаций по участию магистрантов в работе профессиональных творческих коллективов историков.
Таким образом, все семинарские занятия проходят в интерактивных формах, что составляет 60 % от общего числа аудиторных занятий.
Темы семинарских занятий
Раздел 1. Историческое сознание, историческая память, историческое исследование: общее и особенное (2 часа).
Тема 1.1. Результаты современных социологических исследований исторического сознания и исторической памяти в России.
Тема 1.2. Основные принципы исторических исследований и их типология.
Тема 1.3. Документальные публикации и их роль в формировании исторического сознания, исторической памяти и в подготовке исторических исследований.
Литература
Основная научная
1. Российская повседневность 1921–1941 гг.: Новые подходы: Доклады, сделанные на международной междисциплинарной конференции 16–19 августа 1994 г. / сост. А.И. Муравьев, Б.А. Старков. — СПб., УЭИФ, 1995.
2. Шнирельман В.А. Ценность прошлого: Этноцентрические исторические мифы, идентичность и этнополитика; под ред. М. Олкот и А. Малашенко // Реальность этнических мифов. — М.: Московский Центр Карнеги, 2000. С. 12–37.
3. Андреев А.Ю., Бородкин Л.И., Левандовский М.И. История и хаос: Новые подходы в синергетике / А.Ю. Андреев, Л.И. Бородкин, М.И. Левандовский // Сравнительное изучение цивилизаций мира. — М., 2000.
4. Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. — 2004. — № 4.
5. Смирнов В.П. О достоверности исторического знания // Новая и новейшая история. — 2010. — № 3. С. 179–186.
Дополнительная научная
1. Карнаухов Д.В. Исторический миф как методологическая категория (к постановке вопроса) // История и культура Сибири в исследовательском и образовательном пространстве. — Новосибирск, 2004. С. 73–81.
2. Фальсификации источников и национальные истории: Материалы круглого стола Программы «Актуальное прошлое: наука и общество». — М.: ИВ РАН, 2007.
3. История, историки и власть: Материалы к дискуссии на Международном «круглом столе» 2 февраля 2010 г. — М., ИВ РАН, 2010. — 150 с.
Справочные и информационные издания
Архивы России в зеркале СМИ (1987–2002 гг.): Библиографический указатель. — Вып. 1: 1987–1994. — М., 2006. — 310 с.; Вып. 2: 1995–2002. — М., 2008. — 458 с.
Раздел 2. Характеристика тематики рефератов, докладов, курсовых работ (2 часа).
Тема 2.1. Принципы подбора тематики рефератов, докладов и курсовых работ.
Тема 2.2. Обзор источников и литературы по темам рефератов, докладов и курсовых работ.
Тема 2.3. Обсуждение инициативных предложений по темам рефератов, докладов и курсовых работ.
Литература
Основная научная
1. Харченко В.К. Как заниматься наукой / В.К. Харченко; Белгородский государственный педагогический университет им. М.С. Ольминского. — Белгород: Изд-во Белгородского государственного педагогического университета, 1996. — 203 с.
2. Сахаров А.Н. О новых подходах в российской исторической науке: 1990-е годы // История и историки: Историографический вестник: 2002. — М., 2002.
3. Захаров А.А. Как написать и защитить диссертацию / А. Захаров, Т. Захарова. — СПб.: Питер, 2004. — 157 с.
4. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учебное пособие / Г.И. Рузавин. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 278 с.
5. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление / И.Н. Кузнецов. — Изд. 3-є, переработ. и доп. — М.: Дашков и К, 2007. — 457 с.
6. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие / И.Н. Кузнецов. — 6-е перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2009. — 339 с.
7. Репина Л.П. Историческая наука сегодня: Теория, методы, перспективы. — М.: Издательская группа URSS, 2011. — 608 с.
Раздел 3. Круглый стол «Историографические и политические причины актуализации современных исторических исследований (на примере «катынской проблемы» и «голода в СССР в 1929–1934 гг.») (2 часа).
3.1. «Катынская проблема» во взаимоотношениях СССР и Польши до 1992 г.
3.2. «Катынский синдром» и его преодоление после 1992 г.
3.3. Голод в СССР 1929–1934 гг. и его отражение в общественном сознании и исторической литературе России, Украины, Европейского союза.
Литература
Основная научная
1. Яжборовская И.С., Яблоков А.Ю., Парсаданова В.С. Катынский синдром в советско-польских и российско-польских отношениях / И.С. Яжборовская, А.Ю. Яблоков, В.С. Парсаданова. — М.: РОССПЭН, 2001. — 447 с.
2. Катынь: Март 1940 г. — сентябрь 2000 г.: Расстрел: Судьбы живых: Эхо Катыни / отв. составитель Н.С. Лебедева. — М.: «Весь мир», 2001. — 688 с.
3. Кондрашин В.В. Голод 1932–1933 годов: Трагедия российской деревни / В.В. Кондрашин. — М.: РОССПЭН, 2008. — 520 с.
4. Голод в СССР: 1930–1934 гг. / составители О.А. Антипова, М.С. Астахова, Н.Е. Глущенко и др. — М: Росархив, 2009. — 518 с.
Раздел 4. Моделирование ситуаций подготовки трансграничных, межведомственных и межархивных документальных публикаций и коллективных исторических исследований (2 часа).
4.1. Переписка Е.Н. Кушевой и Б.А. Романова как источник по изучению подготовки советских коллективных исторических исследований и межведомственных документальных публикаций.
4.2. Российско-польская документальная публикация «Красноармейцы в польском плену» как трансграничная документальная публикация.
4.3. Документальная публикация «Трагедия советской деревни» как межведомственная и межархивная документальная публикация.
Литература
Основная научная
1. Трагедия советской деревни: Коллективизация и раскулачивание, 1927–1939: Документы и материалы / Росархив, РЦХИДНИ, ГА РФ, РГАЭ, РГВА. — Тт. 1–6. — М.: РОССПЭН, 19992005.
2. Красноармейцы в польском плену в 1919–1922 гг.: Сборник документов и материалов / составители Н.Е. Елисеева, Г.Ф. Матвеев, К.К. Миронова и др. — М., СПб.: Летний сад, 2004. — 912 с.
3. Козлов В.П. Об итогах и перспективах подготовки отечественных документальных публикаций // Новая и новейшая история. — 2006. — № 4. С. 27–34.
4. Екатерина Николаевна Кушева — Борис Александрович Романов: Переписка 1940–1957 годов / составитель В.М. Панеях. — СПб.: «Лики России», 2010. — 479 с.
Раздел 5–6. Обсуждение письменных рефератов и докладов магистрантов в соответствии с выбранными ими темами (4 часа).
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы
Трудоемкость освоения дисциплины «Современная модернизация России и исторические исследования» составляет 72 часа, из них 18 часов аудиторных занятий и 54 часа отводятся на самостоятельную работу студента
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник учебно-методической документации по магистерской программе «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций» по направлению «Документоведение и архивоведение». Часть II. Вариативная часть программы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других