Сборник учебно-методической документации по магистерской программе «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций» по направлению «Документоведение и архивоведение». Часть II. Вариативная часть программы. – М.: Издательство «ТЕРМИКА», 2015. – 448 с. Сборник учебно-методической документации включает материалы первой, открытой в России, магистерской программы по направлению «Документоведение и архивоведение». Сборник материалов магистерской программы (Ч. I – программы базовой части ОП, а также практик и НИР магистранта; Ч. II – программы вариативной части) представляет совокупный труд профессорско-преподавательского коллектива Историко-архивного института РГГУ, показывает основные направления развития научной мысли в области управления документальным наследием. Материалы сборника также имеют прикладной характер, показывая способы и формы образования профессионалов в области работы с современной документацией и историческими источниками различного происхождения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник учебно-методической документации по магистерской программе «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций» по направлению «Документоведение и архивоведение». Часть II. Вариативная часть программы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и коммерческих организациях
Канд. ист. наук, доцент Т.А. Быкова
Пояснительная записка
Предмет изучения: законодательные правовые и общегосударственные нормативно-методические акты, регулирующие постановку документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и негосударственных организациях.
Цель курса — подготовить специалиста, знающего историю развития и современные тенденции государственного регулирования документационного обеспечения управленческой деятельности, предпосылки перехода в XXI веке к электронному взаимодействию.
Задачи курса:
— показать историю регулирования делопроизводства в государственном аппарате в дореволюционный период;
— изучить историю регулирования делопроизводства в государственном аппарате в советский период;
— изучить современное состояние государственного регулирования документационного обеспечения управленческой деятельности в организации любой организационно-правовой формы;
— показать необходимость единой постановки ДОУ во всех организациях с внедрением современных технологий.
Место дисциплины в структуре ОП ВО: Дисциплина «Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и коммерческих организациях» относится к вариативной части общенаучного цикла, изучается в 3 семестре на 2 курсе.
Дисциплина базируется на предварительном усвоении студентами ряда дисциплин базовой части общенаучного цикла и дисциплин базовой части профессионального цикла, а также непосредственно связана с курсом «Методика научно-исследовательской работы» (1 семестр).
К моменту изучения курса «Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и коммерческих организациях» студент должен:
Знать:
— документоведческую терминологию;
— историю государственных учреждений дореволюционной, советской и постсоветской России;
— теоретические основы документоведения и общую законодательно-правовую базу по ДОУ
Уметь:
— работать с правовыми базами данных;
— анализировать состав документации и информационные показатели;
— реферировать научную литературу по дисциплине.
Владеть:
— современными компьютерными технологиями, применяемыми в сфере ДОУ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
— ОПК-2 «Готовности руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия»;
— ОПК-3 «Способности к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности»;
— ОПК-8 «Готовности самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки»;
— ОПК-9 «Владения навыками поиска источников и литературы, использования правовых баз данных, составления библиографических и архивных обзоров»;
— ПК-1 «Владения профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивоведения»;
— ПК-2 «Понимания сущности процессов, происходящих в области документоведения и архивоведения»;
— ПК-5 «Умения выявлять тенденции развития информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела»;
— ПК-6 «Владения навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы»;
— ПК-14 «Способности и готовности организовывать работу службы документационного обеспечения управления и архивной службы»;
— ПК-15 «Способности и готовности разрабатывать нормативные акты и нормативно-методические документы по ведению документационного обеспечения управления и архивного дела»;
— ПК-16 «Владения законодательной и нормативно-методической базой документационного обеспечения управления и архивного дела, ориентироваться в правовой базе»;
— ПК-23 «Владения принципами организации служб документационного обеспечения управления и архивной службы».
В результате изучения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать:
— развитие регулирования государством постановки делопроизводства в дореволюционный и советский периоды (ПК-2);
— современное состояние государственного регулирования ДОУ в постсоветский период (1990 г. — н.в.) (ПК-1);
— тенденции развития документационного обеспечения управленческой деятельности с внедрением электронного взаимодействия (ОПК-2, ПК-5);
уметь:
— анализировать законодательно-правовые акты с позиции документоведения (ОПК-9, ПК-6, ПК-15, ПК-16);
— прослеживать тенденции развития ДОУ с внедрением компьютерных технологий (ОПК-3, ОПК-8, ПК-14);
владеть:
— методами анализа законодательно-правовых и нормативно-методических документов (ПК-15, ПК-23).
Структура (тематический план) дисциплины
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы — 72 часа, из них аудиторная нагрузка — 18 часов; лекции — 6 часов, семинары — 12 часов; самостоятельная работа студентов — 54 часа. Программой предусмотрены следующие виды аттестации: в качестве текущей аттестации знаний магистрантов блиц-опросы; в качестве промежуточной — зачет.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Цель и задачи курса. Источники и литература.
— понятийный аппарат дисциплины;
— место и значение ДОУ в работе организации;
— необходимость государственного регулирования документационного обеспечения управленческой деятельности.
Раздел 2. Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в учреждениях дореволюционного и советского периодов.
— отражение вопросов документирования в законодательных актах XVI–XVII веков;
— регламенты работы Коллегий, Генеральный регламент и их значение в упорядочении делопроизводства;
— вопросы делопроизводства в Общем губернском учреждении 1775 года;
— регламентация делопроизводства в Общем учреждении министерств 1811 года;
— вопросы документирования и работы с документами в Декретах советской власти;
— разработка ЕГСД и ее значение.
Раздел 3. Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и коммерческих организациях на современном этапе.
3.1. Документирование деятельности государственных структур:
— ГОСТы;
— типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти;
— нормативно-методические документы по организации делопроизводства;
— вопросы делопроизводства в типовых регламентах федеральных органов исполнительной власти;
— Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти;
— внедрение электронного документооборота и переход к электронному взаимодействию.
3.2. Государственное регулирование документационного обеспечения деятельности коммерческих структур:
— законодательно-правовые акты;
— нормативно-методические документы.
Образовательные технологии
Проведение лекционных занятий с использованием персонального компьютера и компьютерного проектора, проведение семинарских занятий с заслушиванием и обсуждением докладов студентов.
Самостоятельная работа студентов предполагает работу под руководством преподавателя (консультация) в библиотеке и с фондами лаборатории кафедры документоведения.
Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов
Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов включает обсуждение докладов на семинарских занятиях, контрольные вопросы и зачет. Полученные баллы суммируются и распределяются следующим образом:
Итого:
0-49 баллов — незачет;
50-100 баллов — зачет.
Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов к зачету
1. Какие стороны документирования затронуты в законодательных актах XVI–XVII веков?
2. Какое место занимает регламентация работы с документами в регламентах коллегий и Генеральном регламенте 1720 года?
3. Какие стороны организации делопроизводства регламентированы в Генеральном регламенте?
4. Какие вопросы документирования затронуты в Общем губернском учреждении 1775 года?
5. Какое место занимает регламентация работы с документами в Общем учреждении министерств 1811 года?
6. Какие вопросы документирования затронуты в Общем учреждении министерств 1811 года?
7. В каких декретах советской власти регламентируется работа с документами?
8. Какие стороны ДОУ регламентированы в законодательных актах 1920-30 годов?
9. Причины разработки ЕГСД.
10. Какие стороны ДОУ регламентирует ЕГСД?
11. В каких законодательных актах постсоветского периода регламентирована постановка ДОУ?
12. Почему в настоящее время активизированы работы по упорядочению документационного обеспечения управленческой деятельности?
13. Назовите постановления Правительства 2009–2014 годов, посвященные развитию документационного обеспечения управленческой деятельности.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Источники
Основные
1. Законодательные акты по делопроизводству дореволюционного периода в ПСЗ.
2. Сборник законодательных актов по делопроизводству (19171970). Учебное пособие. — М.: МГИАИ, 1973. — 157 с.
3. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 52 (ч. 1). Ст. 5021.
4. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2036.
5. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 43. Ст. 4169.
6. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // РГ. 2004. 5 авг.
7. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 23. Ст. 2199.
8. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3451.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» // СЗ РФ. 2009. № 25. Ст. 3060.
11. Постановление Правительства РФ от 07.09.2011 № 751 «О внесении изменений в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» // СЗ РФ. 2011. № 37. Ст. 5263.
12. ГОСТ 17.914-72 Обложка дел длительного хранения. Типы, разделы, технические требования. — М., 1972.
13. ГОСТ Р 7.0.8-2013 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. — М., 2014.
14. ГОСТ Р 51511-2001 Печати с воспроизведением государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования. — М., 2001.
15. ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. — М., 2003.
16. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 Управление документами. Общие требования. — М., 2007.
17. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов: Метод. рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003. / Росархив; ВНИИДАД. — М., 2003. — 90 с.
18. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. — М., Минтруд РФ, 2002 (Утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37).
19. Основные правила работы архивов организаций. — М.: Росархив, ВНИИДАД, 2002. — 152 с.
20. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения / Росархив, ВНИИДАД. — М., 2010. — 272 с.
21. Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур в федеральных органах исполнительной власти (Утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации 26 марта 2002 № 23).
Дополнительные
1. Закон РСФСР от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.
2. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220–8235.
3. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
4. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.
5. Постановление Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота» // РГ. 2009. № 5007.
6. Правила оказания услуг почтовой связи, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221.
7. Правила оказания услуг телеграфной связи, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 222.
8. Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ. Утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 // Российская газета. 26.08.2003. № 168.
Литература
Основная
1. Быкова Т.А. Государственное регулирование документационного обеспечения управления в акционерных обществах // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2007. № 8. С. 76–87.
2. Быкова Т.А., Вялова Л.М., Санкина Л.В. Делопроизводство: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. / под общ. ред. проф. Т.В. Кузнецовой. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 302 с.
3. Быкова Т.А., Санкина Л.В. Документационное обеспечение управления негосударственных организаций. — М., ИНФРА-М, 2010. — 288 с.
4. Бобылева М.П. Управленческий документооборот: от бумажного к электронному. — М.: Издательский дом МЭИ, 2010. — 295 с.
5. Кузнецова Т.В. Вопросы документирования в законодательных актах Российской Федерации // Делопроизводство, 2007. № 1. С. 3–7; № 2. С. 3–7.
6. Ларин М.В. Управление документацией. Проблемы нормативно-методического регулирования // Делопроизводство, 1998. № 1. С 9-13.
Дополнительная
1. Банасюкевич В.Д., Ларин М.В. Разработка государственной системы документационного обеспечения управления — актуальная задача // Делопроизводство, 1998. № 1. С. 5–8.
2. Кузнецова Т.В. Вопросы документационного обеспечения управления в Типовых регламентах федеральных органов исполнительной власти // Делопроизводство, 2005. № 4. С. 4–10.
3. Кузнецова Т.В. Отражение вопросов документирования в законодательных актах Российской Федерации // Делопроизводство, 2001. № 2. С. 9–14.
4. Ларин М.В. К вопросу о разработке концепции Федерального закона «О документационном обеспечении управлении» // Делопроизводство, 2001. № 2. С. 3–8.
5. Ларин М.В. Государственное регулирование делопроизводства в России: история и современность // Делопроизводство, 2002. № 1. С. 3–8.
Интернет-ресурсы
www.edou.ru;
Гарант. Законодательство с комментариями — http://www. garant.ru;
Консультант плюс. Справочные правовые системы — http:// www.consultant.ru;
КОДЕКС. Информационно-правовой портал — www.kodeks.net; Российская газета — http://www. rg.ru;
Гильдия Управляющих Документацией — http://www.GDM.ru; Документ. ру — http://www.document.ru.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для материально-технического обеспечения дисциплины «Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и коммерческих организациях» используется: лаборатория документоведения кафедры документоведения, библиотека ИАИ РГГУ
Тематика семинарских занятий Занятие 1–3.
Тема: Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в учреждениях дореволюционного и советского периодов — 6 часов.
Предполагается обсуждение вопросов:
1. Какие вопросы делопроизводства затронуты в законодательных актах XVI–XVII веков?
2. Какое место занимает регламентация работы с документами в регламентах коллегии и Генеральном регламенте 1720 года?
3. Какие стороны организации делопроизводства регламентированы в Генеральном регламенте?
4. Какие вопросы документирования затронуты в Общем губернском учреждении 1775 года?
5. Какие вопросы документирования затронуты в Общем учреждении министерств 1811 года?
6. В каких декретах советской власти регламентируется работа с документами?
7. Какие стороны ДОУ регламентированы в законодательных актах 1920-30 годов?
8. Причины разработки ЕГСД.
Источники и литература для подготовки по теме
1. Законодательные акты по делопроизводству дореволюционного периода в ПСЗ.
2. Сборник законодательных актов по делопроизводству (19171970). Учебное пособие. — М.: МГИАИ, 1973. — 157 с.
3. Постановление Совета Министров РСФСР от 08.05.1964 № 560 «Об увеличении выпуска средств механизации делопроизводства и улучшении подготовки кадров по делопроизводству».
4. Единая государственная система делопроизводства (основные положения). — М.: ВНИИДАД, 1975.
5. Ларин М.В. Государственное регулирование делопроизводства в России: история и современность // Делопроизводство, 2002. № 1. С. 3–8.
Занятие 4–6.
Тема: Государственное регулирование документационного обеспечения управленческой деятельности в государственных и коммерческих организациях на современном этапе — 6 часов.
Предполагается обсуждение вопросов:
1. В каких законодательных актах постсоветского периода регламентирована постановка ДОУ?
2. Какие варианты изображения государственного герба возможны на бланках федеральных органов исполнительной власти?
3. Какие вопросы рассмотрены в Федеральном Законе «Об информации и информационных технологиях и защите информации»?
4. В каких законах ограничен порядок доступа к документам?
5. Как регламентируется использование государственного языка в делопроизводстве Федеральными Законами?
6. Почему в настоящее время активизированы работы по упорядочению документационного обеспечения управленческой деятельности?
7. Назовите Постановления Правительства 2009–2014 годов, посвященные внедрению электронного документооборота и электронного взаимодействия.
8. Какие ГОСТы используются при организации ДОУ в учреждениях любого типа?
9. В каких нормативно-методических документах регламентирована постановка ДОУ?
10. В чем особенность регламентации постановки ДОУ в коммерческих организациях?
Источники и литература для подготовки по теме:
— Законодательно-правовые акты по ДОУ, действующие по настоящее время.
— Законодательно-правовые акты, затрагивающие вопросы ДОУ в негосударственных коммерческих структурах.
— Нормативно-методические документы, регулирующие постановку ДОУ в настоящий период.
— Быкова Т.А., Санкина Л.В. Документационное обеспечение управления негосударственных организаций: Учеб пособие. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 302 с.
— Бобылева М.П. Управленческий документооборот: от бумажного к электронному. — М.: Издательский дом МЭИ, 2010. — 295 с.
— Кузнецова Т.В. Вопросы документационного обеспечения управления в Типовых регламентах федеральных органов исполнительной власти // Делопроизводство, 2005. № 4. С. 4–10.
— Кузнецова Т.В. Вопросы документирования в законодательных актах Российской Федерации // Делопроизводство, 2007. № 1. С. 3–7, № 2. С. 3–7.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник учебно-методической документации по магистерской программе «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций» по направлению «Документоведение и архивоведение». Часть II. Вариативная часть программы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других