«Атом», «гомеомерия», «феномен», «диалектическое противоречие» «симулякр», «ризома» и другие философские понятия, что они означают, например, в физике, биологии, психологии, педагогике, бизнесе, искусстве, спорте и других. Ответы на этот вопрос вы найдёте в данной книге, цель которой – формирование умений и навыков использования философии с первых дней её изучения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Задачник по философии (задания и ответы). Учебное пособие для преподавателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Задание 1. Философия Древней Греции. Первоначало
Первые философы Древней Греции не знали, что они философы, они просто пытались объяснить то, что видели. Например, откуда в чистом небе появляется облако, потом дождь и куда исчезает лужа? Раньше на эти вопросы отвечали просто: так захотели боги. Но с появлением знаний, которые не могли поколебать даже боги (астрономии и математики), объяснение происходящего волей богов уже не устраивало. К тому же в условиях древнегреческой демократии потребовалось умение говорить убедительно.
Не годилось для объяснения дождя и представление о том, что вода состоит из воды, воздух — из воздуха, земля — из земли и т. д. Такое объяснение (а ведь оно современное) даже не рассматривалось, потому что в этом случае нельзя объяснить, откуда в воздухе появилась вода, если в воздухе — только воздух.
Ещё можно было сослаться на очевидность: облако и дождь появилось из небытия, а вода ушла в небытие. Но логика отказывалась признавать небытие: оно — ничто, а ничто не бывает, по определению.
Оставалось признать, что вода в небе уже была, но в другом виде, и потом она не исчезла, а приняла другой вид. Так Фалес (625—547 до н. э.) и объяснил: всё существующее состоит из воды, а появление и исчезновение вещей — разряжение и сгущение этого первоначала. Но вода, которая во всё превращается, уже не вода, а нечто абстрактное, поэтому уже Анаксимандр (610—540 до н. э.) первоначалом назвал апейрон («неопределенное»). Почему первоначало изменяется, объяснил Анаксимен (585—525 до н. э.): сгущение и разрежение — результат дыхания мира. А дышать можно только воздухом, следовательно, первоначалом всего является воздух.
Идея первоначала означала: какими бы разными не были вещи, у них есть нечто общее, которое сохраняется при любых изменениях, а сгущение, разряжение — это процессы количественных и качественных изменений в них, которые объясняют существующее многообразие вещей.
Но нужна ли нам сегодня эта идея? На этот вопрос ответить может только сама философия. Мир слишком многообразен и сложен для понимания. Человек может потеряться в нём. Философия — это умение видеть единое в многообразии, не бояться его, ориентироваться в нём, чтобы «повсюду чувствовать себя, как у себя дома». Эту философскую идею сегодня можно использовать при анализе своей деятельности, отыскивая в ней «первоначало» и причину изменения этого первоначала.
Укажите: а) «первоначало» объектов разных специальностей и б) причины его изменений.
Физика микромира:
а) элементарные частицы; б) взаимопревращение частиц в результате их взаимодействия.
Физика газов, жидкостей и твёрдых тел:
а) атомы, ионы, молекулы; б) изменение количественного соотношения веществ и внешних условий (давление, температура).
Химия:
а) атом (в современном понимании); б) соединение и разъединение атомов.
Биология:
а) живая клетка; б) распад продуктов питания и синтез нового белка.
Математика:
а) единица; б) операции с числами.
Психология:
а) вопрос о первоначале в психике открыт, несмотря на то, что она всегда с нами. [Можно, конечно, назвать первоначалом единичное ощущение (красное, солёное, горячее и т.д.), но они у всех людей разные. Мы даже не знаем, например, как видит тот же цвет другой человек, хотя он называет его так же, как и мы. Неизвестно даже где находится наша психика, наше сознание, наша память. Мы только фиксируем их связь с мозгом, но где там они прячутся — неизвестно. Например, память объясняют двумя вариантами: память содержится в химической структуре мозга и память — ассоциативная связь впечатлений.]
б) какие процессы изменяют нашу психику, тоже проблема. [Мы знаем, что изменения зависят от возраста, характера деятельности человека; но что там происходит, мы не знаем. В экспериментах получают количественную характеристику психических реакций, но их качественная суть ускользает от нас.]
Педагогика:
а) вопрос о первоначале в педагогическом процессе спорный. Дело в том, что в нём участвуют: учитель, ученик, родители, друзья, состояние школы, общество в целом. Педагогическое воздействие они оказывают одновременно. Поэтому первоначалом можно считать педагогический факт — момент их взаимодействия.
б) процесс обучения и воспитания.
Техника:
а) деталь; б) соединение деталей и разборка соединений.
Строительство: а) кирпич, камень, дерево; б) кладка, сборка и разборка.
Бизнес:
— производственный: а) товар; б) производство и реализация товаров.
— банковский: а) единица валюты; б) скупка и продажа валюты (за банковский процент).
Политика:
а) власть; б) завоевание, удержание и использование власти.
Право:
а) норма; б) законодательный процесс.
Танцы:
а) движения; б) правила движений в каждом танце.
Музыка:
а) ноты; б) мелодия.
Театр:
а) сцена (действие); б) сценарий пьесы.
Кино:
а) эпизод; б) сценарий фильма.
Живопись:
а) краска (или то, что её заменяет); б) изменение контрастности краски, смешение красок, изменение расположения на полотне.
Спорт:
а) состязание; б) спартакиады, чемпионаты, игры, стремление к победе.
Физкультура:
а) движение ради здоровья; б) выполнение рекомендаций медиков и спортсменов, стремление к сохранению здоровья.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Задачник по философии (задания и ответы). Учебное пособие для преподавателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других