Философия футбола

Патрик фон Лиувен, 2013

Я рассматриваю эту книгу, как возможность для футбольных тренеров Украины и других стран познакомиться с путем, который проделала наша Академия за последние годы, с теми особенностями, благодаря которым в кратчайшие сроки нам удалось стать одной из ведущих футбольных школ в Европе. Сегодня у нас есть четкая структура, философия, талантливые игроки, опытные и сильные тренеры – все это ради того, чтобы воспитывать футболистов для первой команды. Я убежден, что делиться накопленным опытом с остальными – очень важно, а футбольное развитие никогда не должно заканчиваться. Эта книга поможет как начинающим, так и опытным тренерам, целым клубам ближе понять наши взгляды на развитие молодых игроков, перенять опыт одного из лучших клубов Европы и самим преуспеть в воспитании молодых талантов.

Оглавление

Видение

Мое видение футбола и спортивная философия сформировались, когда я повесил бутсы на гвоздь и начал свой тренерский путь. В Голландии все команды, а также их наставники на профессиональном и любительском уровне работают в одном и том же направлении. Все они были воспитаны на системе 1–4–3–3, получившей на моей родине особое признание в 70-е после громких побед национальной сборной, «Фейеноорда» и «Аякса».

Все голландские тренеры получают образование, основанное на этой схеме, а также соответствующие знания во время лицензирования в национальной федерации футбола (KNVB). В этой организации создали целую науку о том, как правильно построить свое тренировочное занятие с футбольной точки зрения. В ее основу положены наблюдения за теми требованиями, которые диктует современная игра, и качествами футболистов, которые могут оказаться решающими на поле. Это все стало отправной точкой к познанию философии, в основе которой лежит футбол.

Проще говоря, у нас есть особый взгляд на тренировочные занятия, согласно которому все упражнения выполняются с мячом, а физическое воспитание спортсменов происходит за счет футбольных упражнений. На минуту представьте или вспомните себя игроком: ведь вам куда больше нравится заниматься с мячом. Благодаря этому вы иногда могли и не заметить, какое большое расстояние пробежали, сколько раз подпрыгнули или ускорились — ведь вы целиком и полностью были сосредоточены на игре!

Еще одна важная вещь, которая преподается в Голландии: хорошая организация тренировочного процесса — половина успеха. Хорошая организация тренировочного процесса и матча — необходимый ориентир для ваших футболистов. Ведь они должны четко понимать, чего ожидать от того или иного момента, когда нужно проявить инициативу и взять игру на себя. Добавьте сюда ваш тренерский опыт, энтузиазм — и получите ключ к воспитанию сильных футболистов и, как следствие, команды! Во время тренировок я ставлю игру в футбол, тактическое и техническое развитие игроков выше физического, ведь последнее вытекает из первых пунктов. Помимо хорошей организации нужно также выбрать правильную цель занятия, направить упражнения на устранение ошибок, улучшения командного взаимодействия — все это является неотъемлемой частью моей философии, это то, что я хочу видеть в действиях тренеров Академии «Шахтера». Наша общая отправная точка — футбол. Вместе мы делаем то, что любим.

Я также убежден, что футболисты сами могут проявлять инициативу, касательно упражнений, которые необходимо проводить на тренировках, а исход занятий во многом зависит от их решений. Это значительно стимулирует развитие мышления у игроков и помогает им быстрей принять правильное решение во время матча.

После тренировки или матча вы всегда должны оценить свою работу. Хорошо ли вы подготовились? Ваши футболисты в полном объеме поняли и реализовали поставленные на занятие цели? Достаточно ли правильно вы, как тренер, подсказывали и исправляли ошибки, которые допускали ребята?

Похоже я отношусь и к подбору исполнителей для команды: нужно обращать больше внимания на футбольные, нежели на физические качества претендента на место в вашем коллективе. В юношеском футболе часто случается так, что игроки начинают расти со временем. Многие талантливые исполнители, с которыми мне довелось работать, начинали прибавлять в росте лишь к 16 годам. Таким образом, физические качества (рост, сила) никогда нельзя ставить для себя в качестве приоритета. Единственным исключением из этого правила является разве что скорость.

Никогда нельзя уверять себя в том, что знаешь все. Вы должны непрерывно продолжать заниматься самообразованием. Это не значит, что вы должны постоянно менять свои взгляды и философию — наоборот, подкрепите ее еще большим количеством идей. Смотрите, оценивайте и делайте выводы из работы других специалистов. Это могут быть ваши коллеги по клубу, тренеры из других команд или даже стран — все это непременно пойдет вам на пользу.

На мое видение футбола, конечно же, оказал влияние период, когда я еще сам был игроком. Моя тренерская карьера дала возможность получить опыт работы с командами на всех возрастных уровнях: любительском (когда я только получал образование) и профессиональном (когда позже я работал в структуре «Фейеноорда»). Много знаний мне дало и лицензирование, которое на высшем уровне организовано в Федерации футбола Нидерландов (KNVB). И все это время я не переставал смотреть на работу других специалистов из разных стран и клубов. Вместе с тренерами из «Шахтера» мы посетили множество Академий, в которых воспитываются талантливые игроки. Такие школы всегда должны быть для вас определенным мерилом: посмотрите, что и как делают там, оцените свой подход к аналогичным ситуациям. Сходства, преимущества и недостатки как раз и сложат полную картину того, что происходит в вашей Академии и помогут определиться с тем, в каком направлении продолжать свой путь.

Философия:

1. Футбол — на первом месте;

2. Технические и тактические способности футболиста важнее физических;

3. Ответственно подходите к организации своих тренировочных занятий;

4. Устранение ошибок или улучшение командной тактики должны быть целью вашего тренировочного занятия;

5. Исправляйте действия своих футболистов и мотивируйте их;

6. Во время тренировки и матча оставьте место для инициативы со стороны своих игроков;

7. Оцените качество занятия по его окончании;

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я