Крестовая дама. Роман

Павел Айдаров

Философско-психологический роман, в котором нашли своё место романтика отношений, превратности судьбы, роковые ошибки, поиск ответа на вопрос о формуле любви.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Крестовая дама. Роман предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

И. Гёте, «Фауст»

© Павел Айдаров, 2023

ISBN 978-5-4493-3965-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Глава 1. Взлёт и падение

Шёл 1995 год — год продолжающихся потрясений и очередных призрачных надежд на светлое будущее, только уже не коммунистическое, как было совсем недавно, а капиталистическое. Страна продолжала находиться в тяжёлом болезненном состоянии, которое малоуспешно пытались лечить реформами, получившими название «шоковой терапии». Неимоверно взлетевшие цены, в одночасье обрушившиеся на людей три года назад и продолжавшие все эти годы свою прыть, постепенно теряли резвость. Однако по-прежнему заработанные деньги нужно было как можно скорее потратить, в противном же случае их с аппетитом поглотит страшный зверь по имени «инфляция». Происходящие реформы воспринимались по-разному, ибо страна за последние годы сильно разделилась: одни стали просто купаться в деньгах, другие же основательно погрузились в нищенское существование, и этих последних было в тысячи раз больше. Попадание либо по одну, либо по другую сторону появившегося разделения было во многом волей случая — кому-то повезло больше, кому-то меньше… И в этот судьбоносный момент роль спасительного островка в разбушевавшемся океане новой жизни заняла торговля. Торговля процветала, производство рушилось. Невыплата зарплаты на предприятиях исчислялась уже не месяцами, а годами. Сфера услуг медленно пыталась становиться на ноги, культура же и искусство, в истинном смысле этих слов, оказались вообще не нужны — их постепенно стали заменять зрелища и развлечения. Поприще торговли, по сути, оказалось единственным, где движение вперёд шло сильными и уверенными шагами. Именно эта сфера и стала отождествляться со словом «бизнес»: заниматься бизнесом, как правило, означало заниматься торговлей. Попасть в это время в торговлю — значит, положить конец нищенскому существованию и ощутить наконец-то достойный уровень жизни. И почти все стремились сюда попасть — кто устроиться наёмным работником, а кто — открыть своё собственное дело.

Одним из таких новоявленных бизнесменов был молодой человек по имени Олег, обладающий приятной внешностью и спокойным, уравновешенным характером, позволявшем ему идти на компромисс с другими в самых разных жизненных ситуациях. Ещё пару лет назад он был одним из многочисленных представителей армии безработных, и вот наконец-то удача повернулась к нему лицом, и ему посчастливилось попасть в солидную коммерческую фирму, хоть и на самую низкую должность — должность торгового агента. Эта должность называли «собачьей», ибо она не предполагала ничего другого, как бегать по разным учреждениям и предлагать залежавшийся на складе, порой вообще не пользующийся спросом, товар; ошибся руководитель при закупке товара, купил для перепродажи то, что никому не нужно — вот здесь то и может помочь торговый агент. На этой весьма неприглядной работе особо никто не задерживался, торговых агентов набирали десятками, и большинство из них уходило в первый же день… Однако Олег к выполнению своих обязанностей отнёсся очень ответственно и, даже несмотря на полностью отрицательный результат, всё же продолжал настойчиво ходить по разным организациям, предлагая, как он уже сам понимал, совершенно никому не нужную продукцию. Так получилось, что он оказался единственным за всё время, кто проявлял в этом упорство, и руководство компании, которому по счастливой случайности в данный момент понадобился надёжный офисный работник, предложило эту вакансию именно ему. Олег согласился. На новой же должности он продолжал проявлять своё упорство и ответственность, что руководство также быстро оценило — уже через два месяца он был назначен начальником отдела закупок. Это место было очень престижным — вообще в эту фирму брали только людей, закончивших вуз с красным дипломом, да и из них был конкурс по несколько десятков человек на место. И чтобы место начальника отдела занял человек без высшего образования — такое здесь ранее не встречалось. Однако удивления это нисколько не вызвало — быть может, сослуживцы понимали, что эта должность досталась Олегу за его индивидуальные качества. Если смотреть на столь стремительный взлёт карьеры с высоты сегодняшнего дня, то он будет выглядеть весьма впечатляюще, но в ту эпоху перемен такой взлёт встречался довольно часто и не представлял, в общем-то, ничего особенного… У Олега теперь был свой небольшой штат сотрудников, которые выполняли большую вспомогательную работу, выясняя и надёжность поставщиков, и наличие подобного товара у конкурентов, и множество других задач. Сам Олег решение о закупках, конечно же, не принимал, в его задачу входило лишь выбрать на рынке наиболее интересные предложения о тех партиях товаров, какие можно было закупить для перепродажи, а окончательное решение всегда было прерогативой директора.

Этот нежданный взлёт по карьерной лестнице изменил в жизни Олега всё. Теперь он мог покупать любые продукты, а не только смотреть на них, как было последние годы. И он даже не задумывался, хватит ли на это денег. Он мог позволить себе полуторалитровую бутылку «Колы», которая ещё не так давно равнялась по цене его двухмесячной зарплате. Теперь он мог купить и печенье, цена на которое ещё недавно казалась просто баснословной, — он не ел его с советских времён. Он мог купить бананы, сок, мороженное, мог зайти и поесть в пельменную… А ведь ещё полгода назад его рацион состоял исключительно из гречки, супа и хлеба… Он смог приобрести и нормальную одежду, больше не нужно донашивать всё то, что осталось с советских времён. По улицам он теперь ходил в чёрной кожаной куртке, воспринимавшейся всеми как признак принадлежности к классу людей, успешно устроившихся в новой жизни. Ну а что радовало больше всего — на него теперь заискивающим взглядом смотрели девушки, и ему казалось, что он может из них выбирать любую — стоит только захотеть…

Аппетит, как известно, приходит во время еды. Будучи окрылённым столь стремительной карьерой и явно переоценивая свои силы, Олег стал подумывать о создании собственной фирмы. Бизнес-план у него созрел весьма быстро. Компания, где он работал, в последнее время стала специализироваться на поставках сахара, но до этого долгое время занималась поставками другого продукта — кофе, а основными покупателями оптовых партий были торговцы с мелкооптового рынка — единственного в городе такого рынка, который был весьма популярен у горожан. Вот и возникла у Олега идея: арендовать киоск на этом рынке и взяться там за продажу кофе — товара, рынок которого и поставщиков он знал теперь просто отлично. Достаточно высокая зарплата начальника отдела позволила ему сформировать некоторый первоначальный капитал, и дело, в конце концов, было открыто — в начале 1994-го он зарегистрировал собственное индивидуальное частное предприятие. В принципе, можно было зарегистрироваться и простым индивидуальным предпринимателем, однако это было время, когда бизнес мог расти в гору не по дням, а по часам: крупными бизнесменами тогда становились всего за год-два, а порой и за несколько месяцев. И у Олега была абсолютная уверенность в том, что с его энергичностью, способностью отдаваться работе всецело и без остатка, дела очень быстро пойдут в гору, и у него вскоре будет своя крупная, солидная фирма. Киоск на мелкооптовом рынке представлялся ему лишь первым маленьким шагом на пути собственного большого дела. Перейти же к новому шагу он планировал уже через месяц-другой.

Мелкооптовый рынок находился в самом центре города — на подступах к обычному рынку, на который горожане привыкли ходить уже не одно десятилетие, и который носил название «колхозного», хотя колхозников на него уже давно не пускали. Но теперь эту проторенную дорожку заграждала целая баррикада киосков со снующими вокруг полчищами покупателей. Всё это было таким мощным заслоном для обычного рынка, что покупатели, направляясь туда, зачастую до него просто не доходили — они опустошали свои кошельки на этом самом подступе, скупая мелкооптовые партии заманивающих своим видом диковинных заморских товаров. Владельцы обычного рынка были бессильны этому противостоять…

Осуществив заветный план по открытию киоска, Олег очень быстро освоился на новом месте и стал там своим человеком — ведь многие, кто здесь обитал, были постоянными клиентами компании, с которой он только что распрощался. Почти все они с большим удивлением отнеслись к тому, что он оставил такую престижную должность и стал простым рыночным торговцем. Некоторые даже спрашивали, за что его выгнали, — они не могли поверить, что такое лакомое место можно было добровольно променять на хлопотную рыночную торговлю. «Как они не понимают, — сердился Олег, — ведь это своё дело, возможность самореализации, свобода! А на той должности что я делал? Только выполнял распоряжения директора, с которыми далеко не всегда был согласен. Там я был наёмным работником, рабом, хоть и высокооплачиваемым, а здесь — сам себе хозяин, свободный человек!»

Планы и их воплощение, как правило, не совпадают — когда в большей, когда в меньшей степени. У Олега это несовпадение оказалось, к его неожиданности, совершенно полным, и первоначальные радужные краски уже в первые месяцы сильно потускнели, а потом уже и вовсе превратились в серые цвета. Прежде всего Олег неожиданно столкнулся с полнейшей расхлябанностью нанимаемых им работников, которые отнюдь не проявляли в делах рвения, создавая большей частью лишь внешнюю видимость работы. С этим невозможно было мириться: он увольнял одних, нанимал других, но новые были не лучше… Это оказалось одним из его главных просчётов. Создавая свою фирму, он почему-то был полностью уверен, что работники будут столь же исполнительны и ответственны, как было у него в отделе закупок. И только теперь он стал понимать, что в компании, где он до этого работал, сотрудники были отборные и проходили огромный конкурс. В его же маленькую фирму, если это и можно было назвать фирмой, очередь из желающих трудоустроиться отнюдь не выстраивалась, и выбирать было особо не из кого… Зачастую, поувольняв всех, Олег оставался в фирме один; при этом, как ни странно, ему удавалось вести дела куда более эффективнее… Но только взваливать себе на плечи столь громадный груз повседневной работы было и невыносимо, и бесперспективно — для того, чтобы фирма развивалась, нужны люди. Поэтому он снова нанимал работников, снова их увольнял, и этот круговорот казался бесконечным.

Однако более серьёзным и в то же время весьма неожиданным препятствием на пути становления бизнеса стало поведение покупателей. Закупая продукцию, Олег твёрдо следовал убеждению, что на нём, как на продавце, лежит миссия отбора качественных товаров от наиболее лучших производителей. Руководствуясь этим, он очень тщательно подходил к закупкам, выбирая только хороший и качественный продукт. Уверенность в том, что покупатель это оценит, была абсолютной. Но только вот действия покупателей совсем не поддавались логике. Олегу постоянно приходилось созерцать, как они просто сметали из соседних киосков всякий суррогат, в то время как на его отборный товар внимания почти не обращали. И он не мог найти этому объяснения.

Больше всего его удивил следующий случай. Основной конкурент из соседнего киоска, которого на рынке все звали «Кирюк» (на самом деле его звали Кирилл), как-то проговорился, что ждёт из Москвы целый контейнер с кофе под названием «Кирза». Олег, думая, что ослышался, с усмешкой переспросил:

— Как называется?

— Кирза, — спокойно ответил Кирюк.

«Ну и пролетит же он с этой Кирзой», — смеялся над ним Олег.

Но вот спустя некоторое время в соседнем киоске появилась эта самая Кирза, и… за ней выстроилась огромная очередь. Впервые увидев это и находясь в полном недоумении, Олег подошёл поближе, чтобы лицезреть столь вожделенный для многих товар. Его взору предстали необычайно красивые баночки, на которых по диагонали блестела красочным шрифтом надпись «Kirza». «На красивую этикетку клюнули… А что внутри?» Олег отстоял вместе со всеми очередь и купил себе одну баночку, выглядя при этом белой вороной, ибо другие покупали по пять-десять штук. Придя вечером домой, он, сгорая от нетерпения, заварил чашку этого кофе. И, едва попробовав, тут же всё выплюнул: «Кирза и есть!»

Первый контейнер Кирзы Кирюк уверенно продал всего за неделю. Тем временем уже подоспел второй контейнер, за ним — третий… И Олег неделю за неделей неизменно наблюдал очередь у соседнего киоска, в то время как у него самого покупателей, как всегда, было крайне мало. Но ведь товар то у него был отличный: изысканный бразильский кофе, притом по такой же цене, как и эта Кирза. И где же законы рынка, утверждающие, что покупатель выбирает лучшее?! Да и как этот покупатель может совершить правильный выбор, если узнаёт о качестве товара лишь после покупки?! И вообще, в состоянии ли он это качество оценить?.. Теория рыночной экономики изображает потребителя как эксперта, имеющего семь пядей во лбу и способного дать оценку любому товару. На деле же потребитель, в своём подавляющем числе, вообще не желает тратить время на изучение качества товара, а его выбор определяется либо волей случая, либо повиновением инстинкту толпы — что берут все, то берёт и он. Толпа же гонится за модой, бросается на красивые этикетки, на то, что лучше разрекламировано — такова горькая истина рыночной экономики. «Но если всё будет и дальше идти по этому пути, — размышлял Олег, — то в скором времени весь рынок заполнят одни подделки, вытеснив собой хорошие и качественные товары». Он с ужасом представлял такую перспективу, ему не хотелось верить, что всё будет именно так.

Несколько лет назад, когда появилась возможность каждому открывать своё собственное дело, Олег это воспринял с очень большим оптимизмом. А вот теперь он уже всё более отчётливо понимал, что «дело» и «бизнес» — это вовсе не одно и то же, а, быть может, даже прямо противоположное. Ведь получается, для того чтобы стать успешным бизнесменом, нужно заботиться отнюдь не о представлении на рынок лучшего по цене и качеству товара, а просто-напросто уметь манипулировать поведением покупателей — в этом, к сожалению, суть успешности. А если покупатель ошибается, то, с точки зрения бизнеса, нужно не направлять его на верный путь, а всячески потакать этой ошибке и даже её стимулировать, если есть возможность на этом заработать. «Но ведь тогда бизнес превращается в обман!» — горько констатировал Олег. Относясь к людям, имеющим весьма сильные моральные убеждения, он никак не мог пойти по такому пути. Первое время он ещё надеялся, что от тех, кто ведёт себя по отношению к покупателям нечестно, люди рано или поздно отвернутся. Однако реальное положение дел оказывалось прямо противоположным: у таких как Кирюк бизнес шёл в гору, а те, кто пытался вести дела честно, еле сводили концы с концами. Осознание того, что честность и порядочность только мешают бизнесу, явилось для Олега настоящим крахом мировоззрения.

Спустя полтора года после открытия своей фирмы он окончательно понял, что его бизнес-проект с треском провалился и находится, что называется, на последнем издыхании. Можно было, конечно, пытаться пробовать что-то новое, искать для продажи другие товары, а может и вообще заняться каким-то другим бизнесом, но Олег стал понимать, что с его моральными принципами, отсутствием хитрости и жажды наживы бизнесмен из него не получится. Кроме того, занимаясь коммерцией, он неоднократно представлял, что будет, если всё-таки его бизнес пойдёт в гору: был у него один киоск, а станет несколько, потом он начнёт заниматься оптовыми поставками, далее найдёт ещё какие-то бизнес-проекты… Всё это представлялось ему чем-то внешним, не имеющим отношения к нему самому, и такая внешняя жизнь ему казалась пустой и бессмысленной. Ведь человек рождён не для того, чтобы гнаться за удовлетворением материальных потребностей — всё это средство для жизни, а сама жизнь — она всё-таки в чём-то другом…

В конце концов, Олег закрыл свой киоск. Однако с закрытием фирмы он пока не торопился. Имея на руках зарегистрированную фирму, он мог в любую минуту начать новый вид деятельности, тем более что в уставе их обозначено предостаточно. Пока он не отыщет себе новую работу, пускай фирма существует. Мало ли… Даже какие-то разовые сделки через неё провести можно… Вопрос же собственного будущего для Олега был покрыт густым туманом — он не знал, чем будет заниматься, но был уверен, что в жизни себя найдёт.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Крестовая дама. Роман предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я