Статья 13.26 КоАП РФ. Часть 4. Нарушение правил оказания услуг почтовой связи в отношении порядка доставки (вручения) судебных извещений (продолжение)

О. М. Данилин

В 6 книгах рассмотрен порядок оказания услуг почтовой связи по пересылке, доставке (вручению) и сообщению суду о результатах доставки (вручения) судебных извещений, изложены практически все нарушения, допускаемые при оказании этих услуг, подробно рассмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ, порядок производства по делу и множество спорных вопросов, вызывающих затруднения при квалификации правонарушения и производстве по делу.

Оглавление

  • Предисловие
  • 12. НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА И СРОКА ХРАНЕНИЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Статья 13.26 КоАП РФ. Часть 4. Нарушение правил оказания услуг почтовой связи в отношении порядка доставки (вручения) судебных извещений (продолжение) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

12. НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА И СРОКА ХРАНЕНИЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ

§12.1. Порядок хранения почтовых отправлений

§12.1.1. Общий порядок хранения ПО, установленный ПОУПС

В соответствии с п. 32 ПОУПС, ПО доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи. Т.е. в зависимости от вида, категории, разряда и условий договора, ПО можно разделить на:

— ПО, подлежащих вручению в объекте почтовой связи;

— ПО, подлежащих доставке по адресу.

ПО, подлежащие вручению в объекте почтовой связи, должны храниться в объекте почтовой связи с момента его поступления в объект почтовой связи и до их востребования или возврата его по истечении Установленного срока хранения.

ПО, подлежащие доставке по адресу, должны быть доставлены (вручены) по адресу, и после неудачной попытки вручения должны храниться в объекте почтовой связи до их востребования адресатом или возврата его по истечении Установленного срока хранения.

Порядок хранения невостребованных ПО нас не интересует т.к. нарушение этого порядка не образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ, а образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с пп. «в» п. 46 ПОУПС, операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора. В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О почтовой связи», операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений и денежных средств.

Также, в соответствии с пп. «б» п. 46 ПОУПС, операторы почтовой связи обязаны обеспечивать сохранность принятых от пользователей ПО.

В соответствии с п. 34 ПОУПС, почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. Срок хранения ПО может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его уполномоченного представителя).

В соответствии с этой же нормой ПОУПС, по истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных ПО, а не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) РПО и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем.

Также, в соответствии с п.п. 35, 43—45 ПОУПС, хранящееся на объекте почтовой связи ПО может быть возвращается по обратному адресу и до истечения установленного срока хранения, в случаях:

— досыла по распоряжению отправителя или адресата;

— возврата по заявлению отправителя;

— возврата при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения;

— возврата при отсутствии адресата по указанному адресу;

— возврата при невозможности прочтения адреса адресата;

— возврата при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на ПО адреса адресата.

При отсутствии вышеуказанных обстоятельств ПО должно хранится на объекте почтовой связи в течении срока, установленного для хранения данного ПО. В соответствии с п.п. 34, 43 ПОУПС, данный срок хранения может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его уполномоченного представителя).

Из всего вышеизложенного следует вывод, что основными требованиями, предъявляемыми п. 34, пп. пп. «б,в» п. 46 ПОУПС и ст. 20 Федерального закона «О почтовой связи», к порядку хранения неврученных ПО являются:

— обеспечение сохранности ПО;

— хранение ПО в объектах почтовой связи;

— хранение ПО в течении определенного Установленного срока.

Таким образом, оператор почтовой связи, и в частности объект почтовой связи, обязан принять все меры к недопущению утраты ПО и обеспечить надлежащее хранение ПО в течении определенного срока. Для этих целей у каждого оператором почтовой связи установлен определенный порядок хранения, который должен в обязательном порядке соответствовать вышеуказанным требованиям, предъявляемым ПОУПС.

§12.1.2. Порядок хранения ПО ФГУП «Почта России» (в т.ч. разряда «Судебное»).

Хранение ПО ФГУП «Почта России» это услуга оператора почтовой связи по хранению ПО в период, предшествующий вручению и определенный ПОУПС8.

Порядок хранения ПО ФГУП «Почта России», подлежащего выдаче на объекте почтовой связи.

При поступлении в адресный объект почтовой связи РПО категории обыкновенные, с объявленной ценностью и «До востребования», а также другие РПО, подлежащие выдаче на объекте почтовой связи, в соответствии с п.п. 19.12, 19.13 Порядка приема и вручения РПО, передаются на рабочие места (в кладовую) под расписку на накладной поименной ф.16 и хранятся подобранными по входящим номерам.

Данные РПО, в соответствии с п.п. 20.2, 20.3 Порядка приема и вручения РПО, выдаются на объектах почтовой связи при обращении адресата за их получением и при обращении получателя в ОПС за получением РПО без извещения ф.22, но при условии сообщения номера ШПИ (ШИ) работники обязаны проверить поступление ПО и при наличии выдать его.

В соответствии с п.п. 20.16 Порядка приема и вручения РПО, в ОПС РПО выдаются в таком же порядке, как при доставке по адресу, но с обязательной проверкой соответствия фактического веса весу, указанному на оболочке ПО.

Далее, в соответствии с п. 34 ПОУПС и п. 21.1 Порядка приема и вручения РПО, хранящиеся на ОПС не полученные адресатами РПО возвращаются по обратному адресу, указанному на ПО, по истечении установленного срока их хранения. В соответствии с п.п. 21.2—21.3 Порядка приема и вручения РПО, не полученное адресатом РПО до истечения установленного срока хранения может покинуть ОПС в случаях досыла по заявлению пользователя и возврата по причинам, указанным в п. 21.3 Порядка приема и вручения РПО

Из всего вышеизложенного видно, что РПО ФГУП «Почта России», подлежащее вручению на объекте почтовой связи, с момента его поступления в ОПС должны храниться на этом же ОПС на рабочих местах (в кладовой).

Порядок хранения ПО ФГУП «Почта России», подлежащего доставке.

В соответствии с п. 20.2 Порядка приема и вручения РПО, доставке по адресу, указанному на ПО, подлежат следующие РПО «Почта России»:

— ПО и уведомления о вручении категории «Заказное»;

— письменная корреспонденция с объявленной ценностью (в т. ч. ПО «Отправления 1-го класса» с объявленной ценностью);

— письменная корреспонденция с наложенным платежом до 20 000 рублей (в т. ч. ПО «Отправления 1-го класса» с наложенным платежом);

— отправления EMS;

— ПО «Отправления 1-го класса».

Поступившие в адресный объект почтовой связи заказные ПО, в соответствии с п.п. 19.10 Порядка приема и вручения РПО, сортируются по доставочным участкам, поименно приписываются к накладной поименной ф. 16 и передаются почтальону под расписку на накладной поименной ф.16. Также, и в соответствии с п. 19.14 Порядка приема и вручения РПО, РПО подлежащие доставке, приписываются к накладной поименной ф.16 по номерам ШПИ (ШИ) и выдаются почтальонам вместе с извещениями ф.22. Почтальон осматривает оболочки РПО, пломбы, ленты, наклейки, проверяет правильность веса (для почтовых отправлений категории обыкновенные и с объявленной ценностью) и расписывается в накладной поименной ф.16 с указанием количества принятых им почтовых отправлений.

Т. е. ПО подлежащее доставке (вручению) по адресу, передается в доставку почтовому работнику. По возвращении из доставки почтальон сдает неврученные РПО работнику отделения почтовой связи, принимающему отчет от почтальона, Данные неврученные РПО также передаются на хранение на рабочие места (в кладовую) объекта почтовой связи.

В соответствии с п.п. 20.13, 20.14 Порядка приема и вручения РПО, по возвращении из доставки почтальон сдает накладные поименные ф.16, извещения ф.22 на врученные РПО, неврученные РПО и др. Работник отделения почтовой связи, принимающий отчет от почтальона, проверяет исправность оболочек неврученных ПО. В накладной поименной ф.16 проставляет отметку о приеме отчета с указанием общего количества неврученных РПО.

В соответствии с п. 20.15 Порядка приема и вручения РПО, возвращенные в ОПС почтальоном неврученные РПО передаются на хранение. В соответствии с п. 19.12 Порядка приема и вручения РПО, не врученные на дому РПО передаются на рабочие места (в кладовую) под расписку с поименной припиской к накладной поименной ф.16.

Для уточнения времени сдачи почтальоном в объект почтовой связи неврученного ПО, в соответствии с п. 25.3 Порядка приема и вручения РПО, следует руководствоваться Почтовыми правилами, в соответствии с п. 140 которых, в конце рабочего дня почтальон предъявляет начальнику предприятия (цеха, участка), его заместителю или контролирующему лицу все неврученные отправления со справками ф.20, сдает деньги за доплатные отправления, а также уведомления о вручении заказных почтовых отправлений с отметкой: «Вручить лично» и «Судебная повестка». Таким образом, почтальон обязан вернуть в объект почтовой связи, неврученные ПО, выданные ему в доставку, в тот же день, когда была осуществлена доставка (неудачная попытка вручения) этого ПО.

Порядок хранения возвращенных из доставки ПО, установлен п. 19.13 Порядка приема и вручения РПО. В ОПС возвращенные из доставки заказные ПО хранятся подобранными по входящим номерам, а в ОПС, имеющих более одного доставочного участка, заказные почтовые отправления хранятся подобранными по доставочным участкам и входящим номерам. РПО разряда «Судебное» и заказные письма Пенсионного фонда РФ хранятся в ОПС в отдельных картотеках подобранными по доставочным участкам и входящим номерам.

Данные РПО, в соответствии с п.п. 20.2, 20.3 Порядка приема и вручения РПО, выдаются на объектах почтовой связи при обращении адресата за их получением. В случае обращения получателя в ОПС за получением РПО без извещения ф.22, но при условии сообщения номера ШПИ (ШИ) работники обязаны проверить поступление ПО и при наличии выдать его.

Выдача ПО на ОПС осуществляется в порядке, рассмотренном в гл. гл. 12—14.

Далее, если за получением ПО никто не обратился, в соответствии с п. 21.1 Порядка приема и вручения РПО, по истечении установленного срока хранения, не полученные адресатами РПО возвращаются по обратному адресу, указанному на почтовом отправлении, а при его отсутствии передаются в число невостребованных вместе с ярлыком ф.20.

Из всего вышеизложенного видно, что РПО ФГУП «Почта России», подлежащее вручению на объекте почтовой связи, после неудачной попытки их вручения при доставке по адресу должны быть возвращены в ОПС в тот же день и в дальнейшем должны храниться на этом же объекте почтовой связи на рабочих местах (в кладовой).

В соответствии с п. 3.1 Особого порядка разряда «Судебное», вручение ПО разряда «Судебное» осуществляется в соответствии с ПОУПС, в части доставки (вручения) письменной корреспонденции, а также Порядка приема и вручения РПО. Таким образом, порядок хранения РПО ФГУП «Почта России» разряда «Судебное» аналогичен порядку хранения РПО ФГУП «Почта России», подлежащего доставке. Разница заключается лишь в сроке хранения.

§12.1.3. Порядок хранения ПО, установленный Почтовыми правилами

В соответствии с п.п. 136 — 139 Почтовых правил, вся входящая корреспонденция сортируется по доставочным участкам, «До востребования», по абонементным ящикам и другим выделенным рабочим местам. Простые отправления, кроме правительственных, выдаются почтальонам в доставку без расписки. Заказные отправления, заказные уведомления о вручении, а также все вторичные извещения выдаются почтальонам под расписку. В соответствии с п. 140 Почтовых правил, в конце рабочего дня почтальон предъявляет начальнику предприятия (цеха, участка), его заместителю или контролирующему лицу все неврученные отправления со справками ф.20, сдает деньги за доплатные отправления, а также уведомления о вручении заказных почтовых отправлений с отметкой: «Вручить лично» и «Судебная повестка». Лица, контролирующие работу почтальонов, обязаны выяснить причины невручения почтовых отправлений и при необходимости обеспечить их доставку, сделать отметку в последней графе книги ф. 8 о причине невручения и др. П. 169 Почтовых правил, также, установлено, что по возвращении из доставки работник связи составляет справки ф.20 на неврученные ценные письма и ценные бандероли, сдает извещения и неврученные отправления. Работник, принимающий отчет, проверяет исправность оболочек и печатей (лент, пломб, наклеек) недоставленных отправлений, а при необходимости и массу. В книге ф. 55 указывает номера недоставленных ценных писем (бандеролей) и делает отметку о приеме отчета.

В соответствии с п. 667 Почтовых правил, для хранения денежных сумм, условных ценностей и ПО на предприятиях связи оборудуются кладовые.

В соответствии с п. 616 Почтовых правил, ПО, которые не представилось возможным вручить адресатам ввиду их неявки за получением или временного выезда, хранятся на предприятиях связи мест назначения один месяц. Далее, по истечении установленного срока хранения неполученные адресатами почтовые отправления, в соответствии с п. 94 Почтовыми правилами, возвращаются по обратным адресам или передаются в число нерозданных.

Из всего вышеизложенного следует, что если по условиям договора услуги почтовой связи оказываются в соответствии с Почтовыми правилами, то ПО поступившее на объект почтовой связи и подлежащее вручению на объекте почтовой связи должно хранится на этом же объекте почтовой связи, до того, как оно будет востребовано адресатом, либо возвращено как неврученное.

ПО поступившее на объект почтовой связи и подлежащее доставке (вручению) по адресу, указанному на нем, передается в доставку почтовому работнику. В конце рабочего дня, по возвращении из доставки, почтальон предъявляет начальнику предприятия (цеха, участка), его заместителю или контролирующему лицу все неврученные ПО.

Хранение ПО осуществляются в объекте почтовой связи на рабочих местах или в специально оборудованных кладовых.

§12.1.4. Нарушение оператором почтовой связи ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения порядка хранения ПО.

В соответствии с пп. «в» п. 46 ПОУПС, операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора. В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О почтовой связи», операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений и денежных средств. В соответствии с п. 34 ПОУПС, почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. Ст. 34 Федерального закона «О почтовой связи» предусмотрено, что ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Т.е., оператор почтовой связи обязан соблюдать установленные федеральным законодательством, ПОУПС и договором, требования по оказанию услуг почтовой связи, в том числе требования к порядку хранения ПО. Нарушение места хранения ПО может привести к ситуации когда адресат обратившись в объект почтовой связи может быть лишен возможности получить, поступившее на этот объект почтовой связи и адресованное ему ПО, по тому, что данное ПО отсутствует на объекте почтовой связи т.к. оно находится на руках у почтальона либо хранится в объекте почтовой связи в неустановленном для хранения месте, либо утеряно. Т.е. объект почтовой связи не может выполнить требования п. 32 ПОУПС, в соответствии с которым ПО должно быть выдано адресату в объекте почтовой связи.

Нарушением оператором почтовой связи ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения порядка хранения ПО является — не вручение ПО адресату в объекте почтовой связи, в случае его обращения в объекте почтовой связи за получением ПО, по причине отсутствия ПО на объекте почтовой связи.

Нарушенным считается положение п. 32 ПОУПС. Нарушения порядка хранения, установленные п. 34, пп. пп. «б, в» п. 46 ПОУПС и ст. 20 Федерального закона «О почтовой связи», помимо того, что являются причинами нарушения п. 32 ПОУПС, являются также и самостоятельными нарушениями оператором почтовой связи ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения порядка хранения ПО.

В соответствии с п. 34 ПОУПС, почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи.

Нарушением оператором почтовой связи ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения порядка хранения ПО является — хранение ПО, при невозможности их вручения адресатам, вне объекта почтовой связи.

В данном случае нарушенным считается непосредственно п. 34 ПОУПС и факт невручения ПО адресату в объекте почтовой связи, в случае его обращения в объекте почтовой связи за получением ПО, на квалификацию не влияет, т.к. хранение ПО вне объекта почтовой связи уже само собой является нарушением требования ПОУПС.

В соответствии с пп. «б» п. 46 ПОУПС и ст. 20 Федерального закона «О почтовой связи», операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи ПО.

Нарушением оператором почтовой связи ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения порядка хранения ПО является — утрата, хранящегося в объекте почтовой связи ПО.

В данном случае, также, нарушенным считается непосредственно пп. пп. «б, в» п. 46 ПОУПС и ст. 20 Федерального закона «О почтовой связи» и факт невручения ПО адресату в объекте почтовой связи, в случае его обращения в объекте почтовой связи за получением ПО, на квалификацию не влияет, т.к. утрата ПО уже само собой является нарушением требования ПОУПС.

Нарушение порядка хранения ПО может заключаться в следующем:

— выдача почтальону в доставку ПО, подлежащего хранению и выдаче только в объекте почтовой связи;

— несвоевременная передача почтальоном в объект почтовой связи ПО, подлежащего доставке (выдаче) по адресу после неудачной попытки его вручения;

— хранение ПО в объекте почтовой связи в месте непредназначенном для хранения;

— утеря ПО в объекте почтовой связи места назначения, либо почтальоном при доставке.

Нарушение порядка хранения, в основном, становится явным, когда адресату, прибывшему в объект почтовой связи и предъявившему первичное или вторичное извещение, почтовый работник не может вручить адресованное ему ПО. Также нарушение имеет место быть в случае обнаружения ПО, подлежащих выдаче на ПО, находящихся где-либо вне объекта почтовой связи, или в объекте почтовой связи вне рабочих мест (не в кладовой) без контроля со стороны работников объекта почтовой связи.

§12.2. Ошибочная выдача в доставку по адресу почтового отправления, подлежащего выдаче на объекте почтовой связи

§12.2.1. Нарушение порядка хранения почтовых отправлений, подлежащих выдаче только на объекте почтовой связи, по причине выдачи данного ПО в доставку по адресу.

По общему правилу, если иное не предусмотрено договором, ПО поступившее на объект почтовой связи и подлежащее вручению на объекте почтовой связи должно хранится на этом же объекте почтовой связи, до того, как оно будет востребовано адресатом, либо возвращено как неврученное. Т.е. такое ПО выдаче в доставку не подлежит.

Например, явным нарушением будет являться ошибочная выдача ПО почтальону в доставку. В случае выдачи данного ПО почтальону в доставку может возникнуть ситуация, когда адресат обратится в объект почтовой связи, но ПО ему не будет выдано т.к. в это время оно находится на руках у почтальона.

Нарушением оператором почтовой связи ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения места хранения почтовых отправлений, подлежащих выдаче в объекте почтовой связи, является — хранение вне объекта почтовой связи ПО, подлежащего выдаче только на объекте почтовой связи, в связи с выдачей его в доставку, когда доставка этого ПО по адресу не предусмотрена.

Нарушенным является положение п. 34 ПОУПС.

Время правонарушения — время ошибочной выдачи ПО в доставку.

В случае, по причине того, что ПО находилось в доставке, а не в объекте почтовой связи, и оно не было вручено адресату, обратившемуся в объект почтовой связи за его получением, то также нарушенным будет являться положение п. 32 ПОУПС.

Время правонарушения — время отказа в выдачи ПО адресату, обратившемуся в объект почтовой связи за его получением.

В случае, если по всем документам ПО не покидало объект почтовой связи, но и не было вручено, возвращено адресату, дослано по иному адресу и местонахождение его не известно (оператор почтовой связи, по запросу суда или должностного лица, проводящего проверку, не может разыскать данное ПО) речь может идти об утрате данного ПО (см. гл. 17). В данном случае нарушенными считаются положения пп. пп. «б, в» п. 46 ПОУПС и ст. 20 Федерального закона «О почтовой связи».

§12.2.2. Установление факта ошибочной выдачи в доставку по адресу ПО, подлежащего выдаче только на объекте почтовой связи, и доказывание нарушения ПОУПС.

Поводом для проведения проверки по факту нарушения места хранения ПО, подлежащего выдаче на объекте почтовой связи по причине выдачи его в доставку может являться заявление адресата о невручении ему ПО на объекте почтовой связи.

Первоначально необходимо установить, что ПО подлежало выдаче только на объекте почтовой связи и не подлежало доставке по адресу. Это устанавливается из условий договора, категории и разряда ПО.

Убедившись, что ПО подлежит только выдаче в объекте почтовой связи, устанавливаем по сопроводительным документам, куда оно было отправлено после поступления в объект почтовой связи, на хранение на рабочие места (в кладовую) либо почтальону в доставку.

Перечень документов, в которых фиксируется движение ПО у разных операторов почтовой связи, может быть свой.

Если будет установлено, что ПО было приписано к сопроводительным документам на передачу РПО в доставку на доставочный участок, либо на доставку юридическому лицу, значит вместо того, чтобы хранить в объекте почтовой связи оно было в нарушении порядка хранения передано почтальону в доставку.

В случае если будет установлено, что данное ПО было передано почтальону в доставку и по этой причине не вручено адресату, обратившемуся за его получением на объект почтовой связи, факт нарушения оператором почтовой связи ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения места хранения ПО, подлежащих выдаче в объекте почтовой связи, имеет место быть.

Доказывание нарушения ПОУПС по причине ошибочной выдачи в доставку по адресу ПО ФГУП «Почта России», подлежащего выдаче только на ОПС.

Первоначально необходимо установить куда ПО ФГУП «Почта России» после поступления в объект почтовой связи, было отправлено — на хранение на рабочие места (в кладовую) или почтальону в доставку. Факт выдачи ПО ФГУП «Почта России» в доставку или на рабочие места (в кладовую) определяется следующим образом.

Выдаче на объекте почтовой связи подлежат следующие ПО ФГУП «Почта России» РПО категории обыкновенные, ПО с объявленной ценностью, ПО «До востребования» и др. (см. §8.1). В данном случае мы будем говорить лишь об РПО, т.к. простые ПО, как мы знаем, отследить практически невозможно.

Факт того, что РПО было передано в доставку почтальону свидетельствует операция «Обработка» с атрибутом «Передано почтальону» в сервисе «Отслеживание почтовых отправлений» сайта ФГУП «Почта России».

Порядок установления места хранения, поступившего в объект почтовой связи ПО ФГУП «Почта России» идентичен с порядком Установление Фактического места доставки ПО ФГУП «Почта России», который более подробно прописан в §8.2.2.

При поступлении в адресный объект почтовой связи РПО категории обыкновенные и с объявленной ценностью, а также другие РПО, подлежащие выдаче на объекте почтовой связи передаются на рабочие места (в кладовую) под расписку на накладной поименной ф.16 (см. рис. 12.1) и хранятся подобранными по входящим номерам9.

Рис. 12.1. накладной поименной ф.16 на рабочее место по выдаче РПО в ОПС.

В тоже время, поступившие в адресный объект почтовой связи заказные РПО, подлежащие доставке, сортируются по доставочным участкам, поименно приписываются к накладной поименной ф. 16 по номерам ШПИ (ШИ) и передаются почтальону под расписку на накладной поименной ф. 16 (см. рис. 12.2) вместе с извещениями ф. 2210.

Также, при поступлении в адрес одного юридического лица более одного РПО вручение производится по накладной поименной ф. 16 (рис. 12.3). Накладная поименная ф. 16 на доставку РПО юридическому лицу составляется в двух экземплярах, подписывается почтовым работником, оформившим накладную, и проставляется оттиск КПШ11.

Таким образом, установить было ли ПО передано на хранение на рабочие места (кладовую) либо передано почтальону в доставку можно определить по соответствующей поименной накладной ф. 16 к которой было приписано ПО после его поступления на объект почтовой связи:

— накладной поименной ф. 16 на передачу на рабочие места (в кладовую) ОПС;

— накладной поименной ф. 16 на передачу РПО в доставку на доставочный участок;

— накладной поименной ф. 16 на доставку РПО юридическому лицу.

Если будет установлено, что ПО, подлежащее выдаче только в ОПС, было приписано к накладной поименной ф. 16 на передачу РПО в доставку на доставочный участок, либо на доставку РПО юридическому лицу, значит вместо того, чтобы хранить в объекте почтовой связи оно было в нарушении порядка хранения передано почтальону.

Рис. 12.2. Накладная ф. 16 почтальону в доставку: 1 — оттиск КПШ ОПС места выдачи ПО в доставку с датой формирования накладной; 2 — № накладной; 3 — адресный ОПС; 4 — данные почтальона и № доставочного участка; 5 — дата (время) выдачи ПО почтальону в доставку; 6 — вид, категория ПО, извещений, уведомлений; 7 — ШПИ и входящие № ПО; 8 — результаты доставки ПО, уведомлений, почтовых извещений; 9 — оттиск КПШ с датой возвращения неврученных ПО с доставки почтальоном в ОПС.

Рис. 12.3. Накладная ф. 16 на группу ПО подлежащую доставке юридическому лицу: 1,2 — дата доставки ПО (данные ОПС места выдачи ПО в доставку с датой формирования накладной и оттиск КПШ с датой возвращения накладной с доставки); 3 — адресный ОПС; 4 — данные адресата — юридического лица; 5 — № накладной; 6 — вид, категория ПО, 7 — разряд ПО, наличие и категория уведомления; 8 — ШПИ и входящие № ПО.

Пример. В судебном заседании участник судебного заседания Иванов А. А. пояснил, что не смог своевременно предоставить необходимые документы т.к. когда 10.09.2016 он обратился в почтовое отделение письмо ему не было вручено. От судьи в отдел судебных приставов поступило сообщение о проведении проверки по данному факту.

В канцелярии суда было установлено, что Иванову А. А. было направлено РПО «обыкновенное» (не заказное, не отнесенное к разряду судебное) с ШПИ №. Вложение в данное РПО — определение судьи о времени и месте судебного заседания, являющееся судебным извещением. Данное РПО было возвращено в суд по истечению срока хранения.

Из сервиса «Отслеживание почтовых отправлений» сайта ФГУП «Почта России» по № ШПИ установлено, что 10.09.2016 данное РПО поступило в ОПС №432342 и в этот же день совершена операция «Обработка» с атрибутом «Передано почтальону».

Из ОПС №432342 истребованы накладные поименные ф. 16 на РПО, подлежащие выдаче в ОПС и переданные на рабочие места (в кладовую) и накладные поименные ф. 16 на РПО, переданные почтальонам в доставку за 10.09.2016.

При изучении накладных было установлено, что 10.09.2016 РПО с ШПИ № было приписано к накладной ф. 16 от 10.09.2016 №…, к которой приписаны РПО, выдаваемые почтальону в доставку. В накладной имеется подпись почтальона в получении РПО. Также в накладной имеется отметка о неудачной попытке вручения РПО с ШПИ № и об оставлении извещения. Также в ф. 16 указано, что РПО, приписанные к данной накладной доставлялись в период с 13.00 до 17.00 10.09.2016. После возвращения почтальона из доставки РПО было сдано в ОПС, о чем имеется соответствующая запись в накладной ф. 16 должностного лица ОПС принимавшего отчет у почтальона

Из объяснения Иванова И. И. он 10.09.2016 около 14.30 вернувшись с работы обнаружил в почтовом ящике извещение. С этим извещением он сразу же отправился на ОПС для получения ПО. Однако в ОПС, ПО ему не выдали, сказав, что найти его не могут и, чтобы он зашел завтра. На следующий день и в последующие дни он получить ПО не смог т.к. рано утром 11.09.2016 уехал в командировку. Т.е. в момент, когда адресат обратился за получением ПО в ОПС, данное ПО в ОПС отсутствовало т.к. находилось в доставке.

Таким образом, тем, что ПО ошибочно было передано в доставку, адресат по вине оператора почтовой связи был лишен возможности получить ПО.

В данном случае имеет место быть нарушение оператором почтовой связи п.п. 32, 34 ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения места хранения почтовых отправлений, подлежащих выдаче в объекте почтовой связи — является хранение ПО вне объекта почтовой связи в связи с выдачей его в доставку, когда доставка данного ПО по адресу не предусмотрена.

§12.3. Несвоевременное возвращение почтового отправления из доставки после неудачной попытки их вручения

§12.3.1. Нарушение порядка хранения почтовых отправлений, подлежащих доставке по адресу, по причине, несвоевременного возвращения их из доставки после неудачной попытки их вручения.

В соответствии с п. 34 ПОУПС, ПО и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. Т.е. по общему правилу, если иное не предусмотрено договором, ПО выданное почтовому работнику в доставку, после неудачной попытки вручения возвращаются им на объект почтовой связи, где это ПО должно хранится до того, как оно будет востребовано адресатом, либо возвращено как неврученное.

Момент, когда почтальон должен вернуть неврученные в ходе доставки ПО в объект почтовой связи для последующего их там хранения, определяется из условий договора, либо из актов оператора почтовой связи, в соответствии с которыми оказывается услуга почтовой связи.

В случае отсутствия в договоре условий относительно момента возвращения ПО на объект почтовой связи, к порядку определения момента возникновения обязанности вернуть неврученное при доставке ПО применимы нормы гражданского законодательства.

В соответствии с п. 34 ПОУПС, ПО и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи.

От сюда следует вывод, что обязанность хранить в объекте почтовой связи, неврученное при доставке ПО, возникает после исполнения обязанности по доставке (вручения) данного ПО.

В соответствии с ч. 1 ст. 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Т.е. оператор почтовой связи обязан доставить ПО по адресу до 24 часов Фактического дня доставки.

А обязанность оператора почтовой связи хранить в объекте почтовой связи неврученные при доставке ПО, начинается после исполнения обязанности доставить ПО, т.е. с 00.00 следующего после доставки дня. В этот же день, но с момента начала работы объекта почтовой связи, возникает обязанность вручить данное ПО на объекте почтовой связи в случае обращения адресата за его получением.

В соответствии с ч. 1 ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

Отсюда следует вывод о том, что обязанность работника почтовой связи вернуть в объект почтовой связи неврученное адресату наступает в день осуществления доставки этого ПО и должна быть исполнена с момента окончания доставки до момента возникновения обязанности по хранению этого ПО в объекте почтовой связи, т.е. до истечения этого дня.

Таким образом, почтовый работник осуществляющий доставку ПО должен в один день не только осуществить доставку, но и вернуть неврученное при доставке ПО в объект почтовой связи.

Тем не менее, договором или актом оператора почтовой связи, в соответствии с которым по договору осуществляется оказание услуги почтовой связи, может быть установлен иной срок возвращения почтовым работником в объект почтовой связи ПО, которое не представилось возможным вручить при доставке, для его последующего там хранения.

Что касается момента возврата в ОПС неврученного ПО ФГУП «Почта России» то он четко определен Порядком приема и вручения РПО и Почтовыми правилами (§20.1). Почтальон ФГУП «Почта России», в соответствии с п.п. 20.13 — 20.15 Порядка приема и вручения РПО и п. 140 Почтовых правил, обязан сдать неврученные ПО по возвращении из доставки в конце этого рабочего дня.

В случае несвоевременного возвращения почтальоном из доставки неврученного ПО может возникнуть ситуация, когда адресат обратится в объект почтовой связи, но ПО ему не будет выдано т.к. в это время оно находится на руках у почтальона.

Нарушением оператором почтовой связи ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения места хранения ПО, подлежащих выдаче в объекте почтовой связи, является — несвоевременное возвращение почтовым работником, осуществляющим доставку ПО из доставки в объект почтовой связи, после неудачной попытки его вручения и хранение его вне объекта почтовой связи.

Нарушенным является положение п. 34 ПОУПС.

Время правонарушения — время, когда ПО из доставки после неудачной попытки его вручения, должно было быть возвращено в объект почтовой связи работником почтовой связи, осуществлявшим доставку, для дальнейшего хранения ПО в объекте почтовой связи.

В случае, по причине того, что ПО находилось в доставке, а не в объекте почтовой связи, и оно не было вручено адресату, обратившемуся в объект почтовой связи за его получением, то также нарушенным будет являться положение п. 32 ПОУПС.

Время правонарушения — время отказа в выдаче ПО адресату, обратившемуся в объект почтовой связи за его получением.

Данное нарушение заключается в том, что почтовый работник после осуществления доставки не возвратил ПО которое не смог вручить при доставке в объект почтовой связи в установленный для этого срок, и может быть выражено в следующем12:

— почтальон возвратился с доставочного участка в объект почтовой связи позже, чем предусмотрено;

— почтальон окончил работу в день доставки и возвратился с доставочного участка в объект почтовой связи в установленный срок, но при этом ПО, которое не удалось вручить при доставке, им в объекте почтовой связи сдано не было.

В случае, если по всем документам ПО было возвращено с доставки в объект почтовой связи своевременно, и в последующем также не было вручено, возвращено адресату, дослано по иному адресу и местонахождение его не известно (оператор почтовой связи, по запросу суда или должностного лица, проводящего проверку, не может разыскать данное ПО) речь может идти об утрате данного ПО (гл. 17). В данном случае нарушенными считаются положения пп. пп. «б, в» п. 46 ПОУПС и ст. 20 Федерального закона «О почтовой связи».

Решение Арбитражного суда Омской области от 15.12.2014 № А46—13884/2014

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (далее — Управление Роскомнадзора по Омской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее — ФГУП «Почта России», предприятие, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении № от 25.09.2014.

В обоснование заявленного требования Управление Роскомнадзора по Омской области указало на нарушение заинтересованным лицом требований п. 5 раздела XX перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 №87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»; п. 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией Минсвязи России №108074; ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи»; ст. ст. 16, 20, 21 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи»; п.п. 35, 41 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 №221; ст. ст. 140, 653 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992; п.п. 19.1, 19.5, 19.8, 19.10, 219.11, 20.5, 20.13, 20.14 Порядка приёма и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утверждённого приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 №114-п; п. 91 Инструкции сельских почтальонов, утверждённой начальником Главного почтового управления Министерства связи СССР 22.06.1977.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства. 25.09.2014 на основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора по Омской области от 20.08.2014 №228-нд в целях выполнения плана проведения проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных подразделений) Управлением Роскомнадзора по Омской области в отношении ФГУП «Почта России» проведена плановая выездная проверка соблюдения заинтересованным лицом обязательных требований при оказании услуг почтовой связи в объектах почтовой связи. В результате проверки были обнаружены нарушения лицензионных условий и обязательных требований при оказании услуг почтовой связи в соответствии с лицензией №108074 в объектах почтовой связи ФГУП «Почта России». Так, в проверенных объектах почтовой связи Исилькульского, Тюкалинского почтамтов УФПС Омской области — филиала ФГУП «Почта России» отчёт сельскими почтальонами осуществляется несвоевременно, не обеспечена сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений; а именно:

— в объектах почтовой связи Солнцевка, Лесной, Новая Шароповка Исилькульского почтамта — Новый Кошкуль, Оглухино, Кабырдак Тюкалинского почтамта отчёт сельскими почтальонами осуществляется несвоевременно. Согласно ст. 140 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992 (далее Правила) в конце рабочего дня почтальон предъявляет начальнику (цеха, участка), его заместителю или контролирующему лицу все неврученные отправления. В соответствии с п. 91 Инструкции сельских почтальонов, утверждённой начальником Главного почтового управления Министерства связи СССР 22.06.1977 время отчёта почтальонов (в день выхода в доставку или на следующий день) устанавливается расписанием в зависимости от местных условий. Расписанием установлен рабочий день сельского почтальона 3 (три) раза в неделю. Отчёты сельскими почтальонами сдаются не в конце рабочего дня как требуют Правила и не на следующий день, как указано в инструкции, а на следующий рабочий день почтальона, т.е. через 1—2 дня (письмо УФПС Омской области — филиала ФГУП «Почта России» от 08.11.2012 №44.8—15/2610).

— неврученные регистрируемые почтовые отправления хранятся у сельских почтальонов на дому, чем не обеспечена сохранность принятых почтовых отправлений. Согласно ст. 667 Правил для хранения почтовых отправлений оборудуются кладовые. В соответствии ст. 20 Федерального закона от 17.07.99 №176-ФЗ «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений и денежных средств. Кроме того, несвоевременный отчёт сельских почтальонов препятствует адресатам получить не врученные почтальонами регистрируемые почтовые отправления в рабочее время отделений почтовой связи. Согласно пп. «в» п. 47 Правил «оператор почтовой связи обязан обеспечить качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора»… и др.

В силу ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» (далее — Закон о почтовой связи), операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи). Согласно ст. 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством РФ и ежегодно уточняются. Ст. 46 Закона о связи предусмотрена обязанность операторов связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи. Порядок оказания услуг почтовой связи определяется Правилами оказания услуг почтовой связи, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 №221 (далее — Правила оказания услуг почтовой связи). Из материалов дела следует, что ФГУП «Почта России» осуществляет деятельность в области оказания услуг связи на основании лицензии №108074, сроком действия до 11.04.2018. В соответствии с пунктом 5 Условий осуществления деятельности, являющихся приложением к лицензии №108074, являющихся неотъемлемой частью лицензии, лицензиат обязан оказывать услуги в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством РФ. Согласно пп. «в» п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 №221, обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

Материалами дела подтверждается нарушение ФГУП «Почта России» требований законодательства и лицензионного соглашения, подробно перечисленных выше. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, о наличии в действиях предприятия состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 167—170, 205 и 206 АПК РФ, арбитражный суд решил: привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», место нахождения: 131000, г. Москва, Варшавское Шоссе, 37; зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службой №24 по Южному административному округу г. Москвы 13.02.2003) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Постановление 8 арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 № А46—13884/2014

Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в привлечении к административной ответственности. В обоснование апелляционной жалобы предприятие указывает на отсутствие нарушения со стороны заинтересованного лица организации в части сдачи отчета по возвращении из доставки сельскими почтальонами в объектах почтовой связи Исилькульского и Тюкалинского почтамтов УФПС Омской области филиала ФГУП «Почта России», поскольку сдача почтальонами отчетов на следующей день допускается Инструкцией сельских почтальонов, утвержденной 22.06.1977 начальником Главного почтового Управления Министерства связи СССР.

Как следует из обжалуемого решения, суд первой инстанции признал подтвержденными материалами дела нарушение вышеуказанных требований. Довод подателя жалобы относительно отсутствия нарушения со стороны заинтересованного лица организации в части сдачи отчета по возвращении из доставки сельскими почтальонами в объектах почтовой связи Исилькульского и Тюкалинского почтамтов УФПС Омской области филиала ФГУП «Почта России», судом апелляционной инстанции отклоняется как документально не подтвержденный.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ФГУП «Почта России» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 АПК РФ, 8 арбитражный апелляционный суд постановил: решение Арбитражного суда Омской области от 15.12.2014 по делу № А46—13884/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

§12.3.2. Установление факта несвоевременности возвращения в объект почтовой связи для хранения ПО, после его неудачной попытке вручения при доставке, и доказывание нарушения ПОУПС.

Основным поводом для проведения проверки по факту нарушения места хранения ПО, подлежащего выдаче на объекте почтовой связи по причине выдачи его в доставку также может являться заявление адресата о невручении ему ПО на объекте почтовой связи.

Первоначально необходимо установить, когда ПО было выдано почтальону в доставку и когда фактически почтальон вышел на доставочный участок. Это устанавливается из сопровождающих ПО документов. Перечень этих документов, в которых фиксируется движение ПО у разных операторов почтовой связи, может быть свой.

Далее определить момент не позже которого почтовый работник должен был вернуть в объект почтовой связи неврученное ПО (см. выше).

Затем необходимо установить момент, когда фактически почтовым работником, осуществляющим доставку, неврученное ПО было сдано в объект почтовой связи.

В случае если будет установлено, что данное ПО было сдано почтальоном в объект почтовой связи позже момента когда оно должно быть сдано после неудачной попытки вручения и по этой причине не вручено адресату, обратившемуся за его получением на объект почтовой связи, факт нарушения оператором почтовой связи ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения места хранения ПО, подлежащих доставке по адресу по причине не возвращения его в объект почтовой связи после неудачной попытке доставки имеет место быть.

Доказывание нарушения ПОУПС по причине несвоевременности возвращения РПО «ФГУП «Почта России» в ОПС для хранения ПО, после неудачной попытки его вручения при доставке.

После поступления их на адресный объект почтовой связи они сортируются по доставочным участкам, поименно приписываются к накладной поименной ф.16 по номерам ШПИ (ШИ) и передаются почтальону под расписку на накладной поименной ф.1613. Определение даты и времени передачи РПО в доставку почтальону и выхода почтового работника на доставочный участок нами подробно рассмотрен в §6.3.1, 6.3.3.

Определить дату и время передачи ПО в доставку почтальону фактического выхода почтальона из адресного ОПС ФГУП «Почта России» в доставку определяется по дате, указанной в:

— накладной поименной ф. 16 на передачу РПО в доставку на доставочный участок;

— накладной поименной ф. 16 на доставку РПО юридическому лицу;

— книге ф 23.

По возвращении из доставки почтальон сдает накладные поименные ф. 16, неврученные РПО, дубликаты извещений ф. 22 на РПО с отметкой «Неудачная попытка вручения»14. Работник отделения почтовой связи, принимающий отчет от почтальона, проверяет исправность оболочек неврученных ПО. В накладной поименной ф. 16 проставляет отметку о приеме отчета с указанием общего количества неврученных РПО15.

Таким образом, момент, когда почтальон возвратил неврученное ПО в объект почтовой связи устанавливается из тех же накладных поименных, указанных выше, с которыми данные ПО передавались в доставку.

В некоторых случаях возникает необходимость установить время возвращения почтальона из доставки. Определение времени окончания работы почтальона устанавливается из техже документов, что и время выхода почтальона в доставку (см. §6.3.3.).

В тех же, накладных ф. 16, с которыми ПО были переданы почтальону, помимо времени выхода почтальона на работу и времени выхода почтальона в доставку, указывается также время возвращения почтальона из доставки и время окончания работы16.

В ОПС, где ведется книга ф. 23, время окончания работы почтальона фиксируется в книге ф.23, в графе «Время окончания работы»17.

Как мы ранее рассмотрели ПО ФГУП «Почта России» неврученные при доставке должны быть возвращены в ОПС в этот же день, когда осуществлялась эта доставка.

Если почтальон возвратился с доставочного участка не в день осуществления доставки, а в последующие дни, или окончив работу и вернувшись в ОПС в день доставки, не сдал неврученное ПО, нарушение будет иметь место.

Пример. В судебном заседании участник судебного заседания Иванов А. А. пояснил, что не смог своевременно предоставить необходимые документы т.к. когда 10.09.2016 он обратился в почтовое отделение письмо ему не было вручено. От судьи в отдел судебных приставов поступило сообщение о проведении проверки по данному факту.

В канцелярии суда было установлено, что Иванову А. А. было направлено РПО разряда «судебное» ФГУП «Почта России» с ШПИ №. Вложение в данное РПО — определение судьи о времени и месте судебного заседания, являющееся судебным извещением. Данное РПО было возвращено в суд по истечению срока хранения.

Из сервиса «Отслеживание почтовых отправлений» сайта ФГУП «Почта России» по № ШПИ установлено, что 10.09.2016 данное РПО поступило в ОПС №432342 и в этот же день совершена операция «Обработка» с атрибутом «Передано почтальону».

Из ОПС №432342 истребованы накладные поименные ф. 16 на РПО, переданные почтальонам в доставку за 10.09.2016.

При изучении накладных было установлено, что 10.09.2016 РПО с ШПИ № было приписано к накладной ф. 16 от 10.09.2016 №, к которой приписаны РПО, выдаваемые почтальону в доставку. В накладной имеется подпись почтальона в получении РПО и время выхода на доставочный участок 13.00 ч. Здесь же имеется отметка о неудачной попытке вручения РПО с ШПИ № и об оставлении извещения. Также в накладной ф. 16 указано, указано, что почтальон вернулся из доставки в 17.00 ч. этого же дня

Однако в накладной ф. 16 имеется отметка должностного лица ОПС принимавшего отчет у почтальона о сдаче ПО с указанием даты — 12.09.2016.

Из объяснения Иванова И. И. он 11.09.2016 обнаружил в почтовом ящике извещение. С этим извещением он сразу же отправился на ОПС для получения ПО. Однако в ОПС, ПО ему не выдали, сказав, что найти его не могут и, чтобы он зашел завтра. На следующий день и в последующие дни он получить ПО не смог т.к. вечером 11.09.2016 уехал в командировку. Т.е. в момент, когда адресат обратился за получением ПО в ОПС, данное ПО в ОПС отсутствовало т.к. находилось у почтальона, который своевременно не вернул его в ОПС.

Таким образом, тем, что почтальон несвоевременно вернул неврученное ПО в ОПС, адресат по вине оператора почтовой связи был лишен возможности получить ПО.

В данном случае имеет место быть нарушение оператором почтовой связи ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения места хранения почтовых отправлений, подлежащих доставке (вручению) по адресу, после их неудачной попытки вручения.

§12.4. Нарушение места хранения почтового отправления в объекте почтовой связи

§12.4.1. Нарушение оператором почтовой связи правил оказания услуг почтовой связи в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения места хранения ПО в объекте почтовой связи.

ПО подлежащие выдаче в объекте почтовой связи и ПО подлежащие доставке, после их неудачной попытки вручения, должны хранится в объекте почтовой связи в определенных оператором почтовой связи местах. Это необходимо для того, чтобы обеспечить сохранность данных ПО, недопущение их утраты и возможность своевременного вручения этих ПО адресату, обратившемуся для его получения в объект почтовой связи.

В случае нарушения места хранения ПО в объекте почтовой связи может возникнуть ситуация, при которой работник объекта почтовой связи не может вручить ПО, хранящееся в объекте почтовой связи, адресату обратившемуся за получением ПО, по причине того, что он не может найти это ПО т.к. оно хранится в месте, не предназначенном для хранения ОПС в этом объекте почтовой связи.

Нарушением оператором почтовой связи ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, по причине нарушения места хранения почтовых отправлений, в объекте почтовой связи является — хранение ПО в объекте почтовой связи вне установленного места хранения, повлекшее невозможность вручения данного ПО адресату, обратившемуся в объект почтовой связи за его получением.

Нарушенным считается положение п. 32 ПОУПС.

Временем совершения правонарушения считается — момент обращения адресата в объект почтовой связи за получением ПО.

§12.4.2. Установление нарушения места хранения ПО в объекте почтовой связи.

Для установления данного нарушения необходимо установить, по документам, сопровождающим это ПО, что данное ПО находится в объекте почтовой связи. Т.е. необходимо установить следующие данные:

— ПО поступило в объект почтовой связи;

— ПО не было вручено;

— если ПО выдавалось в доставку, то было возвращено почтовым работником, осуществляющим доставку как неврученное;

— ПО не было вручено адресату при его обращении в объект почтовой связи;

— до обращения адресата за получением ПО, данное ПО не выбыло из объекта почтовой связи (возвращено отправителю, дослано по иному адресу и др.)

Т.е. необходимо доказать, что ПО в момент обращения адресата за его получением, находилось в объекте почтовой связи, но не было выдано адресату по причине того, что не было найдено.

В случае, когда все вышеуказанные данные были подтверждены, и само ПО было обнаружено (в последующем либо вручено адресату, либо возвращено отправителю как неврученное — т.е. не было утеряно), можно будет говорить о нарушении места хранения ПО в объекте почтовой связи. Но, в случае, когда ПО, в конечном итоге, не будет найдено, речь может идти уже об утрате ПО (§17.2).

Если, ПО не было вручено по причине того, что ПО было направлено по обратному адресу или осуществлен досыл по иному адресу, до обращения адресата в объект почтовой связи, то проводится проверка по факту нарушения срока хранения (§12.6), нарушения порядка возврата (гл. гл. 13—15), порядка досыла ПО (гл. 16).

Доказывание нарушения ПОУПС места хранения в объектах почтовой связи ПО ФГУП «Почта России».

Порядок установления факта поступления ПО в объект почтовой связи подробно рассмотрен в §5.3.3.

Факт того, что ПО, подлежащее доставке по адресу, было возвращено почтальоном после попытки его доставки в объект почтовой связи, рассмотрен выше в §12.3.2. Необходимо также установить, передавалось ли ПО на хранение на рабочие места (кладовую). Не врученные на дому РПО, а также РПО, подлежащие выдаче на объекте почтовой связи, передаются на рабочие места (в кладовую) под расписку с поименной припиской к накладной поименной ф. 1618.

Т.е. установить, что ПО были переданы на хранение в установленные для этого в ОПС места (рабочие места, кладовые) можно по:

— накладной поименной ф.16 на передачу на рабочие места (в кладовую) ПО, подлежащих выдаче на объекте почтовой связи;

— накладной поименной ф.16 на передачу на рабочие места (в кладовую) ПО, не врученных на дому РПО и возвращенных почтальоном с доставки.

То, что интересующее нас ПО приписано к накладной на передачу на рабочие места (в кладовую) еще не означает, что оно было фактически туда помещено. Поэтому необходимо опросить адресата, который может подтвердить, что он обращался в ОПС за получением им ПО, однако ему ПО не было вручено. Также, опрашивая адресата, необходимо установить причину, объявленную ему работниками ОПС, по которой они не могли выдать ему ПО. Также о причине невручения ПО адресату необходимо опросить почтовых работников.

Если, из объяснений адресата и почтовых работников, причиной невручения ему ПО будет являться невозможность найти ПО в ОПС, но в конечном итоге ПО будет найдено либо в самом адресном ОПС, либо в ОПС отправителя или в суде как возвращенное, то будет иметь место нарушение хранения в объекте почтовой связи.

Пример. В судебном заседании участник судебного заседания Иванов А. А. пояснил, что не смог своевременно предоставить необходимые документы т.к. когда 10.09.2016 он обратился в почтовое отделение письмо ему не было вручено.

В канцелярии суда было установлено, что Иванову А. А. было направлено РПО разряда «судебное» ФГУП «Почта России» с ШПИ №. Вложение в данное РПО — определение судьи о времени и месте судебного заседания, являющееся судебным извещением. Данное РПО было возвращено в суд по истечению срока хранения.

Из сервиса «Отслеживание почтовых отправлений» сайта ФГУП «Почта России» по № ШПИ установлено, что 10.09.2016 данное РПО поступило в ОПС №432342 и в этот же день совершена операция «Обработка» с атрибутом «Передано почтальону».

Из ОПС №432342 истребованы накладные поименные ф.16 на РПО, переданные почтальонам в доставку и накладные поименные ф.16 на РПО переданные на рабочие места после возврата почтальоном с доставки за 10.09.2016 и 11.09.2016.

При изучении накладных было установлено, что 10.09.2016 РПО с ШПИ № было приписано к накладной ф.16 от 10.09.2016 №, к которой приписаны РПО, выдаваемые почтальону в доставку. В накладной имеется подпись почтальона в получении РПО и время выхода на доставочный участок 13.00 ч. Здесь же имеется отметка о неудачной попытке вручения РПО с ШПИ № и об оставлении извещения. Также в накладной ф.16 имеется отметка должностного лица ОПС принимавшего отчет у почтальона о сдаче ПО с указанием даты приема возвращенных ПО 10.09.2016. Т.е. почтальон возвратил ПО своевременно.

В накладных поименные ф.16 на РПО переданные на рабочие места после возврата почтальоном с доставки за 10.09.2016 и 11.09.2016 РПО с № ШПИ не значится.

Из объяснения Иванова И. И. он 11.09.2016 обнаружил в почтовом ящике извещение. С этим извещением он сразу же отправился на ОПС для получения ПО. Однако в ОПС, ПО ему не выдали, сказав, что найти его не могут. На следующий день и в последующие дни он получить ПО не смог т.к. вечером 11.09.2016 уехал в командировку.

Из объяснения работника почтовой связи Петровой А. Е., производившей 11.09.2016 в ОПС выдачу почты установлено, что она не смогла выдать требуемое адресатом письмо т.к. у нее на рабочем месте этого письма не было. Письмо с № ШПИ ей по накладным ни 10.09.2016, ни 11.09.2016 не передавалось. Через несколько дней это письмо было обнаружено, но за ним никто больше не приходил и по истечении срока хранения оно было отправлено по обратному адресу.

Получается, что в момент, когда адресат обратился за получением ПО в ОПС, данное ПО в ОПС отсутствовало т.к. оно отсутствовало на рабочем месте (в кладовой) и его не могли найти. Таким образом, тем, что ПО в ОПС не находилось там, где оно должно хранится в ОПС, адресат по вине оператора почтовой связи был лишен возможности получить ПО.

Нарушение места хранения ПО в ОПС, что привело к невозможности вручения адресату судебного извещения, т.е. нарушению оператором почтовой связи ПОУПС (а именно п. 32 ПОУПС) в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений.

§12.5. Срок хранения почтовых отправлений

Срок хранения ПО на объекте почтовой связи устанавливается для того, чтобы адресат имел возможность, при получении извещения о необходимости получения ПО, обратится в течении определенного срока (срока хранения) в объект почтовой связи и получить адресованное ему ПО. В случае нарушения срока хранения, а именно преждевременного возврата ПО по обратному адресу или необоснованного досыла ПО по иному адресу, адресат, в случае его обращения в объект почтовой связи, лишается возможности получить ПО, чем нарушается его право на получение ПО, установленное ст. 19 Федерального закона «О почтовой связи».

Кроме того, не извещение граждан либо неполучение судебной корреспонденции лишает их права на непосредственное участие при разбирательстве дела, а также возможности получения судебной корреспонденции в установленные сроки. Преждевременный возврат судебной корреспонденции и отсутствие в связи с этим информации о неполучении почтовых отправлений влечет отложение судебного разбирательства, затягивание производства по делу, либо лишает лиц, участвующих в деле права на получение судебных актов, извещений и иной важной для них информации по делу. Принимая во внимание важность реализации прав граждан на судебную защиту, допущенное нарушение является существенным19.

Таким образом, нарушение оператором почтовой связи срока хранения неврученного ПО, содержащего в качестве вложения судебное извещение, можно считать самостоятельным нарушением оператором почтовой связи ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, являющимся составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ.

Установленный срок хранения ПО — срок, установленный законодательством в области почтовой связи, ПОУПС, актами оператора почтовой связи или условиями договора, в течении которого оператор почтовой связи должен хранить неврученное при доставке ПО на адресном объекте почтовой связи, и после истечения которого, оператор почтовой связи должен осуществить возврат по обратному адресу.

§12.5.1. Срок хранения ПО, установленный ПОУПС

В соответствии с п. 34 ПОУПС, ПО при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления ПО в объект почтовой связи. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его уполномоченного представителя).

Также в соответствии с этой же нормой ПОУПС, по истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем.

Таким образом, оператор почтовой связи обязан хранить объект почтовой связи до истечения, определенного установленного срок хранения или до наступления каких-либо обстоятельств. Этими обстоятельствами, в соответствии с п. 35 ПОУПС, могут быть:

— заявление отправителя;

— отказ адресата (его уполномоченного представителя) от его получения;

— отсутствие адресата по указанному адресу;

— невозможность прочтения адреса адресата;

— обстоятельства, исключающие возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие
  • 12. НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА И СРОКА ХРАНЕНИЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Статья 13.26 КоАП РФ. Часть 4. Нарушение правил оказания услуг почтовой связи в отношении порядка доставки (вручения) судебных извещений (продолжение) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

п. 3 Порядка приема и вручения РПО

9

п. 19.12 Порядка приема и вручения РПО

10

п.п. 19.10, 19.14 Порядка приема и вручения РПО

11

п. 19.9 Порядка приема и вручения РПО

12

Решение Арбитражного суда Омской области от 15.12.2014 № А46—13884, Постановление 8 арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 № А46—13884

13

п.п. 19.10, 19.14 Порядка приема и вручения РПО

14

п. 20.13 Порядка приема и вручения РПО

15

п. 20.14 Порядка приема и вручения РПО

16

Распоряжение ФГУП «Почта России» от 01.04.2013 №69.1.11.1—12/07 «Об оформлении накладной ф.16», Интернет ресурс «Конвейер идей. Как улучшить работу Почты России» (http://konveer-idea.ru): konveer-idea.ru/konveer/13085, konveer-idea.ru/konveer/14316, konveer-idea.ru/konveer/14318;

17

ст. 139 Почтовых правил

18

п. 19.12 Порядка приема и вручения РПО

19

Решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 05.05.2015 №12—71, Решения Тюльганского районного суда Оренбургской области от 26.05.2015 №№12—10, 12—11, 12—12

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я