Система контроля и её аудит в организации

О. В. Курныкина, 2015

Рассмотрены теоретические и методические основы организации системы контроля в организации, концепция ее построения и развития на основе интеграции различных видов контрольной деятельности; обоснованы принципы организации контроля путем встраивания в бизнес-процессы с учетом риск ориентированности контроля. Определены сущность контроля и основные виды контрольной деятельности, обоснованы принципы их интеграции на основе адекватности целей контрольной деятельности контролируемого объекта. Может быть рекомендована для использования студентами, магистрантами, менеджерами и специалистами в области внутреннего контроля и аудита. Для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, может быть использована магистрантами, аспирантами, менеджерами, специалистами служб внутреннего контроля и аудиторами организаций.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Система контроля и её аудит в организации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Автор:

Курныкина Ольга Васильевна, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Рецензенты:

Н.Д. Заводчиков, д-р экон. наук, проф. кафедры «Экономика агробизнеса и внешнеэкономических связей», декан экономического факультета, ФГОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет»,

О.Ю. Иванова, канд. экон. наук, главный аудитор Отдела аудита Головной организации Управления аудиторских проверок Департамента внутреннего аудита ОФО Банк ВТБ

Введение

Повышение эффективности контроля важная задача управления организацией в целом. Контроль является поставщиком информации для управления и позволяет достигать целей управления наиболее экономичным и надежным способом. Он направлен на то, чтобы предотвратить возможность непредсказуемых и внезапных негативных событий, способных привести к существенным убыткам в организации и отрицательно повлиять на деятельность всех взаимодействующих с ней партнеров, предприятий и граждан. Поэтому организация системного контроля является важной задачей решение которой позволяет обеспечить эффективную деятельность организации. Однако следует заметить, что если контроль организован нерационально, то он не только не способствует развитию организации и достижению поставленных ею целей, но и способен ослабить управление, сконцентрировав усилия не на развитии и задачах организации, а на подстраивании к требованиях контроля. В системе управления функции контроля способны не только обеспечить обратную связь и поддержать управление, но и подменить отдельные функции управления при их неэффективном исполнении, избыточное повышение роли функций контроля свидетельствует о неэффективном исполнении функций управления. При этом превалирование функций контроля над функциями управлением, или замещение функций управления контролированием неизбежно вызывает снижение эффективности управления и всей деятельности. Сплошной контроль снижает мотивированность к самоконтролю и ответственности у исполнителей, перекладывая ее на контролера выявляющего ошибки. При этом он тоже несет ответственность за их выявление.

Система контроля в организации должна быть адекватной характеру контролируемой деятельности, учитывать ее особенности, функции и цели. Поэтому следует организовать контроль в системе управления и бизнес-процессах организации, а в некоторых организациях, выполняющих социально важные функции необходим еще и агентский контроль. В данной работе дано определение и характеристика сущности различных видов контроля позволяющих в совокупности сформировать системный контроль, обеспечивающий достижение целей организации и снижение риской. Отмечено, что система контроля имеет сложный характер и представляет взаимодействие различных субъектов, осуществляющих управленческий, технологический и агентский контроли и внутренний аудит, образующих определенную целостность на основе единства целей.

Особое внимание уделено вопросам и специфике организации управленческого контроля, так как именно управленческий контроль формирует основу системы контроля и обеспечивает эффективность ее функционирования.

В предлагаемой работе сформулированы цели и задачи каждого вида контрольной деятельности предложены для обоснования и выделения критических точек контроля и применения к ним соответствующих контрольных методов и приемов, обеспечивающих непрерывность процесса контролирования и его направленность на обеспечение целей деятельности банка. Кроме того, важное значение имеет предлагаемая характеристика методов и средств контроля, рассматривающая их достоинства и ограничения с позиции практического использования.

Предложены методические рекомендации и описание последовательности действий для формирования контрольных процессов и встраивания их бизнес-процессы организации.

Отдельно рассмотрен внутренний аудит с позиции его организации как оценивающего контроля в системе, определены его сущность, особенности, цели, задачи и специфика применяемых методов контролирования.

В целом предлагаемые методические разработки и рекомендации по построению системы контроля позволяют сформировать эффективную и экономичную систему контроля, обеспечивающую поставку информации и обратную связь в системе управления для достижения целей организации.

При написании работы использована Справочно — информационная система Консультант Плюс.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Система контроля и её аудит в организации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я