Аллиумы

Ольга Раковецкая, 2021

«Аллиумы» – третий сборник малой прозы талантливого литератора Ольги Раковецкой. Герои эссе и рассказов – эстеты, сибариты и гурманы, молодые, красивые, образованные, не бедные; они живут в столицах, восторжены своей любовью и мучимы одиночеством в ней. Они, каждый по-своему, находят возможности для собственного развития в условиях изоляции из-за пандемии; они очевидно имеют вкус к жизни. Темой карантина в «Аллиумах» автор умело держит тональность декаданса и этим возвращает читателей к эстетике Серебряного века. Тонкие наблюдения за современниками и экспрессивный посыл привлекут к книге внимание новых читателей, а психологизм и узнаваемый стиль порадуют уже посвящённых в литературные опыты Ольги Раковецкой. Все герои являются вымышленными.

Оглавление

Нитки

Каждый город представлялся Вале лабиринтом. Для того чтобы не забывать это, она пополнила однажды коллекцию серебряных украшений кольцом с его изображением. Крупное, тяжёлое, с глубокими прорезями. Там же оно и потерялось, перед тем как девушка собралась переезжать.

Маршруты, которые изо дня в день заставляли её двигаться, составляли определённую сеть, если представить себе город сверху. Подобно нити Ариадны, очень длинной, нечто прошивало ткань петербургской площади и вело Валю от точки к точке, обязательно давая возможность вскоре вернуться. Это была её система координат, в периметре которой она существовала.

А вот потом девушка переехала и первое время часто возвращалась к мысли: что стало с той системой? Очевидно, она больше не трудилась, хоть и не потеряла своего смысла. Пока Валя не вернётся, маршрут не будет работать. Всё оставлено на прежних местах, кроме Тесея, который вышел из лабиринта и уехал прочь. И это волнительно: ведь её жизнь проходила именно в масштабе данного кольца, она привыкла ходить по этому пути. Когда самолёт взлетал, девушка представляла, как нить напрягается до предела и потом, в конце концов, не выдерживая, рвётся, и вдруг город становится буквально серым, с воспоминанием об узоре ниток.

Время шло, день сменялся другим, и начиналось новое плетение. Валентина не переставала думать о Петербурге почти никогда. И вдруг в какой-то непримечательный вечер, сидящей на длинной террасе небоскрёба и получающей удовольствие от вида, ей показался путь из ниток там покрытым блестящей краской — он светился. Всё было тёмным, но путь продолжал жить и ждать, и существовать вне её. Какая разница, что девушки там нет в реальном времени?

Валя любила Петербург, они были одним целым, и это не могло просто исчезнуть, эта связь продолжала работать, звать, напоминать о себе. Они состоялись как пара, и как бы девушка ни хотела, она должна это принимать.

Интересно, а в состоянии ли человек избавиться от маршрута из нитей, сетки даже в своём сознании? Не только во времени и реальном, ощутимом пространстве, но и на уровне более тонком, как сама нить?

Некоторые в приватных беседах советовали ей обратиться к аффирмациям и убеждать себя ежедневно, что всё исчезло. Но это не работало в её случае. Она расплескала себя всю на дорогах него. Запас энергии, поток мысли размежевался в путях из ниток. У неё была только нить, и это делало невозможным процесс самого существования. Петербург брал так много, многим делился, но это было настолько сильно, что она не выдержала. Смычок города оказался на её сердце и стал играть на нём, пока не образовалась мозоль. Сердце качалось, обливалось кровью, а смычок продолжал его тревожить и на него давить. Настроения Вали сменялись с бешеной скоростью, многое забывалось, и наоборот. Что это? Ментальный мазохизм, который стал её неотъемлемой частью, который понравился ей, и она стала проводником красивой тяжести города. Очередным и далеко не единственным, потому может быть, её нити, она точно знала, продолжали жить внутри города. Маршрут ждал её и был не способен отпустить — Валя просто знала.

Пазл, как часть картинки и не являющийся крайним, имеет четыре стороны, к которым прикрепляются другие. Петербург и она чертовски подходили друг другу, но жизнь шла дальше, и ей нужно было искать оставшиеся три, чтобы сыграть в судьбу. Девушке повезло, что мысленно она смогла поставить замочек на привычную систему координат в Петербурге, заморозить её и оставить без развития в своём лёте 2017. Лабиринт внутри шкатулки. Она закрыла её. Прекрасная работа, над которой девушка трудилась долго и ей было тяжело. И вдруг Валя как бы со стороны увидела её границы и поняла: она небезразмерна, и эти границы способна определять хозяйка — так звучит счастье.

Если слушать почти без перерыва одно и то же, можно заблудиться в подсознании и уйти дальше от реального времени, которое по сути есть задача слова сегодня. Если Валентина выбирает настоящее, она вынуждена потерять лабиринт.

Сейчас девушка прячется на террасе небоскрёба и осмысливает пройденный путь, чтобы отдалить от себя по возможности известную систему координат в Петербурге и суметь заморозить свою жизнь там, отобрать своё присутствие у города, сделать обоих свободными.

Не так давно она сидела в новой для неё компании выпускников столичных вузов, ребят простых (!), в одном из знаменитых узбекских ресторанов Москвы. Развлекались такой игрой: по очереди каждый из членов круга задавал вопрос «Что для вас значит то-то?..» Дошли до Вали.

— Что для вас есть свобода?

За столом было много позёров. Девушка к этому не привыкла в Петербурге, но вместе с тем она знала так много сложных истин, что все эти люди её не пугали и не напрягали, она отдыхала душой и всё воспринимала спокойно. Со второго этажа доносилось ужасное пение гостей, включили караоке. На первом продолжала звучать своя музыка, и даже такой диссонанс не омрачал жизнь, Валя будто исчезла из схемы и пребывала в полной безопасности.

Она знала ответ на свой вопрос уже давно, потому уверенно ответила сейчас:

— Свобода для меня — это счастье.

Свобода противоположна кругу с содержанием в нем лабиринта, нити Ариадны, светящегося маршрута. Девушка была не свободна в Петербурге, потому уехала.

Однако всё, абсолютно всё произошло по её желанию, и Петербург ждал Валю.

Чего она опасается? Возможных планов города на неё, ведь он не предлагал ей уезжать, обоюдной тяги друг к другу, её возвращения и как следствие жизни пазла с трёх сторон оголённого — поход против судьбы.

Как бы там ни было, новая катушка в руках девушки, и нить тянется с той только разницей — она не видит границ, лабиринта нет.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я