Аллиумы

Ольга Раковецкая, 2021

«Аллиумы» – третий сборник малой прозы талантливого литератора Ольги Раковецкой. Герои эссе и рассказов – эстеты, сибариты и гурманы, молодые, красивые, образованные, не бедные; они живут в столицах, восторжены своей любовью и мучимы одиночеством в ней. Они, каждый по-своему, находят возможности для собственного развития в условиях изоляции из-за пандемии; они очевидно имеют вкус к жизни. Темой карантина в «Аллиумах» автор умело держит тональность декаданса и этим возвращает читателей к эстетике Серебряного века. Тонкие наблюдения за современниками и экспрессивный посыл привлекут к книге внимание новых читателей, а психологизм и узнаваемый стиль порадуют уже посвящённых в литературные опыты Ольги Раковецкой. Все герои являются вымышленными.

Оглавление

Хоффбауэр

— А что для вас есть счастье? Только не повторяться, ни слова о свободе, — «автор» игры, двадцатипятилетний брюнет, звучал решительно, и Валя не стала с ним спорить, придумает что-нибудь ещё.

Ох, воспоминания… Пока очередь до неё дойдёт, так много успеет возникнуть в голове. Но девушке нужно только самое-самое, та вспышка, благодаря которой она почувствовала подлинное счастье.

Валентина отлично помнила тот вечер четверга. Она стояла внутри Бутылки (её любимая координата в Петербурге) и смотрела, как маленькая, на людей вокруг. Это был не Скрябин с его Индией, ничего подобного, но то был неплохой уровень соборности, когда под моросящим прохладным дождём при ветреной погоде пара десятков пар высыпала танцевать джайв. Ей показалось, все были друг с другом знакомы, вышли из одного клуба, куда они ходили в первую очередь за настроением. Папы с дочками, влюблённые, молодые и престарелые, неумехи и профессионалы, они танцевали под латиноамериканские мелодии и делали это хорошо: то было вместе.

Валю окружили. Повсюду дрыгались люди и улыбались, пробегали то и дело дети, они падали, плакали, потом вставали и тоже начинали дрыгаться.

Девушка ждала свой заказ в грузинском бистро, в руках держала талон с номером. Ей сказали:

— Готовиться будет минут двадцать, пока можете пройти во внутренний двор, там танцы.

И она пошла в круг, где прожекторы во все стороны кидали разноцветные пятна, где на стекле бокалов отражались двигающиеся фигурки, где такие же прохожие, как Валя, пытались повторить увиденное.

Как могли, танцевали, потому что то было официальное время и место: США 40-х. Она внимательно рассматривала клочок бумажки в руках с номером заказа, и всё. По своему значению он походил на лотерейный билет. Валентина выиграла, кто-то помог ей прийти сюда и стать частью танца, пусть и самой скучной его частью, но улыбалась она так искренно, как давно в её мире не случалось. В воздухе носились ароматы разных кухонь, нос чесался от остроты и сладости. Опять всё замедлилось, и в таком темпе она могла разглядеть: улыбку сорванца, неуверенность девушки в танце, но огромное желание сделать всё как нужно, обеспокоенность жены за столом — её муж встал и слегка шатаясь принялся ходить из стороны в сторону и снимать всё на телефон.

— Что-то долго ты снимаешь! — долетело до Валентины.

Ещё один ангелок пролетел и шлёпнулся.

Часы показывают: пора забирать заказ. Она опустила руку с клочком бумаги и вдохнула глубже влажный воздух.

Сегодня девушка виделась с человеком, которого знала довольно продолжительное время, и их связывали истории. И в тот день они добавили ещё одну, свежую, лёгкую, серебряную, в блёстках. Это история о том, как радость может ни к чему не обязывать, она случается в момент, когда луч прожектора падает на поверхность и освещает площадку разноцветными пятнами. Внутри Вали в тот день зажигались дымные шашки красного цвета, стекала патока, качались на ветру китайские фонари из тонкого пергамента и подозрительно просто в её лёгкие попадал воздух и выходил из них.

Официальное время для танцев, официальное незапланированное время для её радости. Она вспоминала похожую картину, которая висит в Главном штабе. Её написал Хоффбауэр. Вале хотелось найти подобное и приблизиться к нему, и вот среди танцоров в круге Бутылки она видела «В Петербурге»[1].

— Счастье для меня — соборность.

— Но ведь свобода предполагает независимость.

Нет, всё же немного он её раздражал.

Валя почему-то вспомнила в тот момент, как ещё пару недель назад сидела за круглым столом с людьми из Петербурга, они отмечали день рождения одного из них, делали это шумно. Все обнялись, человек пятнадцать, они качались из стороны в сторону и пели громко песню, слова которой знали плоховато, но мотив был зазубрен каждым из них в своём городе наизусть, и потому получалось довольно складно. Друзья качались, качались и пели, как ветви одного дерева на ветру, с общностями в кнайпах сравнивать не хочется. Именно во время сильного ветра можно наблюдать единое движение ветвей. День рождения был потоком воздуха и приводил всех в движение, ребята гнулись в одну сторону, кого-то это ломало, что сопровождалось треском (который в потоке воздуха можно не услышать, потому она не говорила «До свидания», незачем, им это ничего не даст — и так понимают) и преодолением напряжения внутри самой ветви и сопротивления этому мигу конца питания.

Сломанную ветвь подбирают и втыкают в землю, а она потом раз и даёт побеги, которые со временем становятся корнями. То была абсолютная общность. Никто ни от кого не зависел, пришли по одному, и путь, который проделывали до этого места, был проделан самостоятельно. Друзья находили свободу вне этого стола и за ним, когда становились одним целым.

Сейчас с этим позёром Валя тоже чувствует себя свободной, ведь это та самая часть, что предшествует встрече с теми людьми или, возможно, другими, с которыми в соборности они найдут свободу и себя в пике радости.

— Счастье для меня — соборность, — повторила девушка.

Брюнет посмотрел на неё как на больную.

— И куда ты поступать собираешься?

— В МГУ

— Оно и видно, до МГИМО тебе далеко, — он нервно пожал плечами, чем выдал очередную толику своего опыта.

В начале знакомства люди прямо-таки разбрасываются этими крошками, сами от них отходят — рука очередного нового человека отламывает свою часть. И надо же — у него тоже была жизнь здесь и свой путь, кардинально отличающийся от основной тональности северной столицы, и он проделал отрезок таким образом, что сейчас был способен только на детские беспричинные выходки. Это очень интересно, и Валя сама на это подписалась, ей хотелось узнать, как обстоят дела у других, вне знакомого круга состоявшейся соборности. Почему девушка захотела всё поменять и сократить количество часов в уже понятном ей кругу? Со временем, когда она смогла многое разобрать в завалах осенних и зимних мыслей, она поняла, что дошла до предела, и захотела найти другой, сознавая, что это будет небезболезненно. Но память, это жуткое нечто, всегда хранила вечер песни, и она помнила лица ребят, Петербург тем самым городом и возвращалась к мысли, что заморозить его внутри себя было отличной идеей, до поры до времени или, вполне возможно, навсегда.

— Хорошо, счастье для меня — Хоффбауэр.

Теперь Валя читала в его глазах: ненормальная. Странно ли, но что-то внутри подсказывало ей, с этой занозой в заднице они подружатся, не просто так встретились, к слову ничего не происходит просто так.

Недавно девушка пришла в гости к своей близкой подруге. Они не виделись несколько лет, да и по сути в жизни их связывала всего пара встреч. Полчаса она ждала в гостиной, так как её подруга в это же время принимала сантехника, волосатого престарелого Тарзана. Валя кротко сидела на диване, в котором виднелись огромные ямы — щенок бигль, когда радовался, начинал драть ткань и содержимое седалища. Когда девушка пришла, начался его моцион, на неё попадали частички содержимого дивана, похожего на губку, но в общем это было забавно. Лека была занята беседой с Тарзаном.

— И кто только ставил вам бройлер? Ну, тут всё нужно менять.

— Поэтому я вас и позвала на диагностику. Сейчас я позвоню Дмитрию, и мы решим, когда все сможем собраться и устранить неполадки. Понимаете, это был мой первый ремонт, — она всплеснула руками.

Лека ходила из стороны в сторону, нервно кусала ногти, бросала взгляд на бигля и вновь возвращалась в ванную. Дмитрий, основной ремонтник этой квартиры, взял трубку. В этот же момент вернулся с работы её муж, который тоже был занят телефонным разговором. Оба ходили по квартире в разные стороны и решали проблемы, которые волновали их далеко не первый день. Валя всё сидела на диване и получала истинное удовольствие от своей оторванности, её искренно поражала важность вопросов этой квартиры и собственное почти нечаянное присутствие в ней. Вале нравилось ждать полчаса на диване и наблюдать за тремя разными людьми и порой гладить щенка, когда тот успокаивался.

— Умная собака, — муж Леки налил себе стакан воды, проходя мимо. — Но не без изъянов, — и скрылся в одной из комнат.

Наконец Лека предложила девушке поужинать в отличном ресторане минутах в десяти ходьбы от дома, и эта квартира погрузилась в новое состояние.

— Значит, Хоффбауэр.

— Он самый.

Валя сомневалась в том, что брюнет знал, кто такой Хоффбауэр, но ей было всё равно. Она внимательно смотрела на него. В тот момент девушка не сидела молча на диване и не гладила волнистую жёсткую шёрстку непослушного бигля, она непосредственно участвовала в сценке за столом и, пожалуй, с тех пор открыла свой Московский альбом.

Непривычно.

Хоффбауэр — с ним уже ничего не сделается, Валя его поняла.

Примечания

1

Отсылка к полотну Шарля Хоффбауэра «В ресторане»

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я