Под покровом матери. Практическая психология семьи

Ольга Исхакова, 2021

Ольга Александровна Исхакова – семейный и детский психолог. Создатель Клуба нетривиальных людей «Белая ворона», руководитель творческой студии Otonika. В своей работе с парами, семьями и детьми использует авторские диагностические методики на основе образов. Ольга Александровна помогает людям наладить отношения с миром и самим собой, обрести позитивное мышление, осознать жизненные цели, свои желания и мечты, узнать и освоить техники саморегуляции и совладания со стрессами в условиях неопределенности. Имеет два высших образования, является Членом Российского психологического общества, живет и работает в Санкт-Петербурге, имеет успешных детей и внуков.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Под покровом матери. Практическая психология семьи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Картина мира

Ребенок рождается с огромным количеством нейронов. Но это пока только заготовки для возникновения и настройки нейронных сетей. Сколько клеток пойдут в работу, а сколько останутся невостребованными — зависит во многом от родителей. От окружения ребенка. От сменяющих друг друга картинок и ощущений в течение дня. Чем больше стимулов получает ребенок, тем активнее формируются нейронные сети, а значит, появляется больше возможностей для разностороннего физического и интеллектуально-творческого развития, что в будущем обеспечит когнитивную гибкость и возможность быстрого переключения с решения одной задачи на последующие в рамках естественной и скорой адаптации в новых условиях.

Инвестиции продвинутых родителей, думающих не о своих амбициях, а о созидательном будущем своих детей, начинаются с малого. Они просто берут новорожденного на руки, умильно воркуют, гладят животик, кормят и улыбаются. Чуть позже показывают и называют ему окружающие предметы, дают то, что его заинтересовало, потрогать, попробовать на вкус и на звук, купают малыша, делают ручной массаж, поют ему песенки на родном языке. Все это пробуждает и активирует шесть каналов связи ребенка с окружающей средой (осязание, обоняние, слух, зрение, тактильные ощущения и контроль положения тела в пространстве), позволяя в полной мере удовлетворять врожденный познавательный инстинкт, являющийся триггером процесса когнитивного развития.

Кроме того, ребенок мастерски подражает всему, что показывают ему взрослые. В этом сила зеркальных нейронов головного мозга малыша. Исследования Н. Нишитани и Р. Хари показали, что именно зеркальная система детерминирует процесс подражания. Ребенок, подражая, быстро учится говорить. С появлением речи в корне изменяется мышление ребенка. Таким образом, чем больше взрослые будут активно и разнообразно общаться с ребенком, тем богаче и ярче будет будущая картина мира в его сознании.

К сожалению, в своей практике я наблюдаю и таких родителей, которые не придают значения результатам новейших исследований деятельности мозга, оправдывают свое бездействие тем, что нельзя приучать ребенка к рукам, дабы не посадить его в будущем на шею; нельзя потакать его капризам, ведь поплачет и успокоится, и вообще — лежит себе сытый и сухой, что ему еще надо, он же маленький, ничего не понимает пока, о чем с ним можно говорить. И никакие доводы в пользу общения и обучения, которые на физическом уровне меняют мозг за счет образования нейронных сетей, не действуют. В таких ситуациях родители позже могут столкнуться, как минимум, с задержкой формирования речи у малыша, а также с трудностями обучения в школе. А в будущем — из-за примитивности картины мира ребенок будет лишен каких-то важных компетенций в своей взрослой жизни.

В период раннего детства формируется языковое сознание, которое позволяет ребенку создавать именно свою картину мира. Взрослея, он начинает постепенно соединять мир взрослых со своим, корректируя и дополняя свою обновленную картину мира важными элементами. Появляются понятия об общих праздниках, к которым надо готовиться, появляются знания о том, как живут люди в разных странах, появляются представления о научных концепциях развития планеты и появления жизни на Земле, появляется чувство сплоченности с семьей и ровесниками, появляется тяга к познанию через чтение, появляются раздумья на темы морали.

Картина мира у человека возникает не сразу, а постепенно, постоянно и непрерывно изменяясь от примитивной детской до многогранной взрослой. Говорят о нескольких ступенях формирования картины мира.

Первая ступень связана с материнской подачей познания мира для малыша через ощущения. Реакции младенца соответствуют врожденным инстинктам. К третьей неделе появляются первые эмоциональные реакции. Малыш начинает выделять из всех других лиц лицо матери и улыбаться ей. Активизируется познавательный инстинкт. К полугоду ребенок различает интонации, позы, жесты.

Так закладываются первые кирпичики в фундамент будущей картины мира.

Вторая ступень формирования картины мира определяется накоплением начального опыта и связана с внешним воздействием на ребенка (чтение, совместные игры, рисование, объяснение явлений, прогулки и встречи с незнакомыми людьми, объектами и явлениями). Появляются сказочные герои, первые представления о добре и зле, названия предметов и действия с ними. В этот период реальность ребенка соткана из фантазий, сказок, волшебных превращений, добрых и злых людей, говорящих животных. Каждая сказка — это свой мир. Но есть и другой мир. Он связан с миром взрослых. Выход на улицу, домашнее рукоделие, незнакомые люди — это уже реальный мир. Появляется осознание множественности мира. Рисунки, речь, жесты и мимика готовят ребенка к принятию символических обозначений предметов и эмоций. В рассуждениях появляются вчера, сегодня и завтра.

Третья ступень связана с детским эгоцентризмом, внутренним осознанием своего «Я» и своего мира, динамичным развитием речи. Сопротивление внешнему воздействию в пользу собственной активности делает мир цельным и понятным. Ребенок узнаёт сказки народов мира, с помощью взрослых определяет свою идентичность, усваивая национальный фольклор. Весь мир видится ребенку только с точки зрения своего эго.

Четвертая ступень соответствует возрасту 6–7 лет. Обучение выдвигается на первый план. Наряду с этим приходит понимание, что вокруг совершенно разные люди, у которых все по-разному, но многое не так, как у меня. Мир опять обретает поливариантность. В картину мира добавляются внутренние переживания и необходимость выбора, слова «надо» и «должен», а с ними и первые проявления ответственности. Формируется языковая картина мира, которая, по мнению Д. Апресяна, «есть сумма знаний о мире, зафиксированная в языке». Каждому образу соответствует слово.

Подростковый и юношеский периоды связаны с усложнением картины мира за счет усвоения научного мировоззрения, расстановки акцентов в познании интересующих направлений интеллектуальной и трудовой деятельности, обретения нового содержания и убеждений в духовно-нравственном пространстве.

В 20–21 год созревает префронтальная кора головного мозга, отвечающая за высшие когнитивные функции, обеспечивающая, по А. Р. Лурии, «программирование, регуляцию и контроль». Человек становится по-настоящему взрослым, а картина мира достраивается недостающими элементами, базирующимися на самосознании личности, принятии морально-этических и социальных норм общества, формировании активной гражданской позиции.

Современный и поистине революционный подход к описанию работы психики и ее взаимодействия с телом в рамках модели нематериальной природы психики предлагает врач, психоаналитик, доктор психологических наук, профессор М. М. Решетников. В сильно упрощенном виде это видится следующим образом. Мозг и нервы представляют собой биологические ткани, элементы материального мира, а психика не имеет материального воплощения, но при этом интегрально управляет работой организма и личности на всех уровнях посредством психических процессов. Поясним на примитивном примере. В доме появляется новорожденный. Представим его «современным компьютером» без программ. Окружающие ребенка люди мало-помалу начинают через общение и обучение программировать мозг, закачивая множество программ, причем язык программирования ребенок усвоит любой. Программы могут быть верными, отражающими нормы жизни общества, а могут быть деформированными, вредоносными, отражающими асоциальную и антикультурную позицию. Качественные и дефектные программы ребенок будет усваивать одинаково. Малыш восприимчив буквально ко всему, ничто не ускользает от его внимания, а вся полученная информация будет сохраняться в его психике навсегда. Причем то, что сообщают ему значимые взрослые (отец, мать, дедушки и бабушки), будет воспринято без критики, как истина. То, как видят мир взрослые, которые растят малыша, как ведут себя в этом мире, будет примером и базой для выстраивания собственной картины мира. Поскольку дети любят именно своих родителей, пусть даже самых неблагополучных и жестоких, они будут копировать их поведение и разделять их убеждения. Одни и те же слова в восприятии разных детей будут иметь свое наполнение, встроенное в программу.

На приеме. Ко мне обратились молодожены. Их семья, не продержавшись и года, готова была развалиться. Конфликты разгорались накануне любого праздника. Жена ждала от мужа подарков, сюрпризов, радости, а муж уходил на работу, потом мрачный возвращался и не проявлял никакой позитивной инициативы. Жена плакала, обижалась, упрекала мужа, что он ее не любит, он в ответ обещал исправиться, но с приходом следующего праздника все повторялось.

Оказалось, что в семье мужа был алкоголик-отец, который в любой праздник напивался и выгонял мать с детьми из дома. В этой семье праздники были «черными» днями. Приближение праздников никого из домашних не радовало, а вызывало ужас, ни о каких подарках не могло быть и речи. После праздников отец трезвел и становился вполне нормальным человеком. Мать терпела. В картине мира мальчишки из этой семьи, в его программе слово «праздник» несло отрицательную коннотацию. Он не любил праздники, старался быстрее перевернуть красный лист календаря.

В семье молодой жены, напротив, любили и ждали праздников, радостно готовились к ним, заранее придумывали сценарии их проведения. Особенный день начинался с праздничного вставания и заканчивался праздничным укладыванием с колыбельной песенкой. День был наполнен радостью, праздничным общением с родными и друзьями, подарками, цветами и улыбками. Все друг другу нравились, мир был прекрасен. Детская душа была переполнена восторгом и счастьем.

Таким образом, картины мира в категории «праздники» у супругов не просто не совпадали, а были диаметрально противоположными. Поэтому ожидания жены были не поняты мужем, а значит, и не разделены его участием. Более того, его раздражало ее предпраздничное поведение, суета, разговоры о подарках. Ему казалось, что его не просто контролируют, но заставляют делать то, что ему не хочется, а значит, манипулируют им.

В процессе терапии мы общими усилиями нашли «вирус» в программе мужа, постарались проследить его распространение на другие программы. Молодая супруга подсказала, где поискать ее «вирусы».

А проживание предпраздничных и праздничных дней на сессии вживую, анализ ожиданий и чувств и мужа, и жены, восстановление диалога мужчины и женщины в кризисные моменты разрешили конфликтную ситуацию. Семья обрела второе дыхание. Молодые решили уезжать в путешествия вместо застолий с родственниками, а также создавать свои семейные традиции и праздники.

Дополнительная литература к Главе 2

1. Nishitani, N., & Hari, R. (2000). Temporal dynamics of cortical representation for action. Proceedings of the National Academy of Sciences, 97 (2), 913–918. doi:10.1073/pnas.97.2.913

2. Воскресенская, Т. Л. Особенности языковой картины мира ребенка / Т. Л. Воскресенская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 804–806. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34384/ (дата обращения: 10.07.2020).

3. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. II. Интегральное описание языка и системная лексикография. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Под покровом матери. Практическая психология семьи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я